Как самолеты защищают от угона, и что делать, если ваш лайнер захватили

Раньше экипаж использовал оружие, теперь — переговоры.
Защита кабины
Сигнал на землю
Действия экипажа
Хакеры
Если вас захватили
Защита кабины
Сигнал на землю
Действия экипажа
Хакеры
Если вас захватили
Еще

Захватывать самолеты начали в 30-е

Первая попытка угнать самолет произошла в Перу 21 февраля 1931 года. Местные повстанцы хотели заставить американского летчика поднять в воздух самолет, чтобы сбросить листовки над столицей, городом Лима. Пилот отказался и акции не состоялось.

Через год, 25 сентября 1932 года, три бразильских революционера захватили самолет Sikorsky S-8, взяли заложника и взлетели. Правда, недалеко. Никто из них не умел толком управлять самолетом, и на взлете он рухнул на землю.

Пассажиры компании Air India благополучно вернулись в Дели после захвата Boeing 737
Пассажиры компании Air India благополучно вернулись в Дели после захвата Boeing 737

Было еще несколько неудачных попыток угона. До 23 июля 1968 года, когда боевики «Народного фронта освобождения Палестины» захватили израильский Boeing 707, который летел из Рима в Тель-Авив. Самолет посадили в Алжире, и продержали его вместе с заложниками-пассажирами 40 дней, пока израильские власти не освободили 12 палестинских боевиков из тюрьмы.

К 50-м годам «мода» на угоны докатилась и до СССР. 8 января 1954 года самолет Ли-2 вылетел из Таллина в Ленинград. Вскоре в кабину пилотов ворвались мужчина и женщина, вооруженные пистолетами. Они потребовали лететь в Хельсинки. Им помешал бортмеханик: он набросился на угонщиков, а пилоты помогли обезоружить угонщиков. Причем сам бортмеханик получил тяжелые ранения и скончался. Самолет вернулся в аэропорт Таллина, где преступников передали в руки милиции.

Попасть в кабину пилотов практически невозможно. / Фото – Валерий Смирнов
Попасть в кабину пилотов практически невозможно. / Фото – Валерий Смирнов

Кабина — как сейф и открывается только изнутри

В Советском Союзе, и в ряде других стран, экипаж пассажирских лайнеров был вооружен пистолетами, но в 90-х годах от этой практики отказались. Среди причин были и захват оружия угонщиками, и опасность применения оружия на борту. Позднее во всем мире стали применять бронированные двери в кабину пилотов, которые закрываются изнутри. Сейчас они стоят на всех лайнерах.

Однако что делать, когда террорист угрожает жизни пассажиров с бомбой или оружием в руках? Экипаж ведет переговоры с преступниками и соглашается выполнить их требования. Жизнь пассажиров важнее всего.

«Пилоты сообщают земле о захвате, переключают ответчик на код бедствия, докладывают аварийную ситуацию и действуют по обстоятельствам, – объясняет для Mail.Ru Hi-Tech Алексей Рожков, КВС-инструктор американской авиакомпании. – Самолет надо сажать и желательно там, где можно обезвредить террористов. Но и нельзя допустить паники на борту. Особенно, если не получилось обезвредить террористов собственными силами. Ситуаций много и каждая уникальна».

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/a167f96a31348bd474c864b3e977956a/1649131/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/85311d851517ce362cd85661d85ac661/1649124/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/e0ae450fa5649b20abb29729a49326f3/1649125/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/4d6708864c48ccbd1175841a8d628aa5/1649130/
7фотографий
Дверь пилота защищена тремя замками с электроприводом. Чтобы войти, необходимо ввести цифровой код. Если код введен правильно, в кабине пилота загорается свет — сигнал, чтобы пилоты посмотрели в монитор, на который выводится изображение с камеры перед дверью. Если опасности нет, пилоты могут разблокировать дверь. Только после этого ее можно будет открыть снаружи. Фото: ribalych.ru

Секретная кнопка подает сигнал на землю

Современные лайнеры оборудованы специальным устройством, которое в случае опасности можно незаметно включить. «Случаи, когда террористы захватывали самолет и выдвигали свои требования, редкие. На такой случай и существует специальная система оповещения, о которой знает только экипаж, – объясняет Дмитрий Толстенёв, управляющий директор Diamond Aero Group. – Это секретная кнопка, которая сообщает, что в салоне есть захватчик, и самолет находится под угрозой. То же самое есть в пилотской кабине: при наборе определенного кода диспетчер будет знать, что на борту находится террорист и борт захвачен».

Все самолеты оборудованы трекерами, по которым ежеминутно передаются все режимы полета: курс, высота, скорость. В случае отклонения от заданных параметров, наземные диспетчеры выясняют причины отклонения. Вот здесь как раз и могут пригодиться зашифрованные переговоры с экипажем и маяк о работе под контролем.

Где устройство находится и как включается, не разглашается. Впрочем, пилоты, с которыми мы общались, даже отказываются подтверждать существование «кнопки». «Информация секретная. Потенциальные угонщики тоже читают ваши статьи», – подвел черту пилот российской авиакомпании.

Федеральные маршалы работают выборочно, но не в России

В СССР на трансграничных и пограничных рейсах зачастую в салонах лайнеров находились вооруженные сотрудники спецслужб. И сейчас в некоторых странах осталась такая практика. Например, в США, Канаде, Великобритании, Франции и Австралии существует государственная служба Федеральных маршалов. Это специально подготовленные для действий на борту самолета вооруженные сотрудники.

В нашей стране государственная программа по службам федеральных маршалов не была принята. В итоге «воздушный маршал» стал в России мифом: некоторые авиапассажиры якобы замечали на борту человека с наплечной кобурой. В любом случае, информация о таких сотрудниках не афишируется.

Кадр фильма «Воздушный маршал»
Кадр фильма «Воздушный маршал»

Цель — заговорить преступника

Прежде всего и пилоты, и стюардессы, и федеральные маршалы вступают в переговоры с преступниками. Их цель — предотвратить взрыв и стрельбу на борту. Они стараются контролировать ситуацию и не доводить до крайностей.

Причем опасность стрельбы, в целом, относится только к здоровью пассажиров. «Обшивка фюзеляжа очень прочная, – объясняет Алексей Рожков. – Если в салоне будет стрельба, и появится сквозное отверстие, никакого взрыва не случится, как думают многие. Да, начнется утечка воздуха, если самолет на высоте и кабина под наддувом, – произойдет разгерметизация. Но она будет не взрывной, а медленной. Экипаж к таким случаям хорошо подготовлен. По процедурам мы должны произвести аварийное снижение до безопасной высоты в течение 10 минут. Эта высота примерно три километра и на ней разница давлений между наружным и внутрикабинным уже совсем небольшая. Таким образом можно продолжать полет без кислородного оборудования до аэродрома и произвести безопасную посадку».

В любом случае количество топлива и время полета ограничено, а значит нужно тянуть время, пока на земле решают, как поступить в том или ином случае. Получив тревожный сигнал, на земле приводят в действие спецподразделения той страны, в которую направляется по воле угонщика самолет. По международным правилам, угонщик самолета арестовывается и выдается той стране, из которой был угнан самолет.

Самолет может управляться автоматически, но есть новая опасность — хакеры

Компьютерные технологии все шире внедряют в управление всеми системами самолета. Бортовые компьютеры полностью управляют всем на борту, а сами самолеты, в ручном режиме управляются джойстиками, прямо как в компьютерных играх.

Сейчас все управление самолетом проходит через «бортовой мозг» и только после «обдумывания» передается в системы управления воздушным судном.

Соответственно повышается и «квалификация» угонщиков. Если раньше это были просто боевики, умеющие только стрелять, то вскоре ими уже стали люди, разбирающиеся в авиации и в управлении самолетом. Вспомним трагедию 11 сентября 2001 года в Америке. Часть террористов управляли именно данным типом самолета, проведя много часов за симулятором. Они уже хорошо знали кабину «Боинга», и сами управляли самолетом.

Сейчас очень высока опасность хакерского взлома компьютерной сети самолета. Технически такое вполне возможно. Для этого понадобится устройство с подключением к бортовой сети, которое управляется оператором, находящимся на борту или даже на земле.

!

Как поступать, если ваш самолет захватили

  • Главный совет для пассажиров: не нужно играть в Рембо или федерального маршала. Преступники находятся в возбужденном состоянии, могут быть под действием алкоголя или наркотиков. Любое движение может спровоцировать ярость.
  • «Бортпроводников готовят на курсах, все внештатные ситуации оговариваются, – говорит Дмитрий Толстенёв, управляющий директор Diamond Aero Group. – Есть четкие инструкции, поэтому первая глупость – сомневаться в их компетенции, и вторая глупость – думать, что ты герой и справишься со всей этой ситуацией. Такое
    бывает в кино, но от реалий это очень далеко».
  • «Надо сохранять спокойствие и выполнять все требования экипажа, – подтверждает пилот. – Даже попытка куда-нибудь позвонить запросто может вызвать неадекватные действия со стороны захватчиков».
  • Любые внешние отличительные знаки (особенно военная, государственная форма), религиозные символы «выделяют» вас среди других. Не делайте резких движений: не надо лезть в карманы, что-то поднимать с пола, чрезмерно показывать эмоции – тоже. Согласовывайте с преступниками все действия.
  • Проявлять инициативу нужно умеренно. Даже если угонщик один, у вас нет гарантии, что в салоне не сидят его сообщники. Любые ваши действия могут привести к тому, что пострадают другие пассажиры.
  • Поэтому слушайте экипаж и наблюдайте. Эксперт и автор книг по выживанию Александр Ильичев советует: оцените пути возможного отступления, замечайте укрытия на случай стрельбы. Люди вокруг — могут они вам помочь или нет. Преступники — их состав, вооружение, приметы, психологическое состояние, предполагаемые действия.
  • Если дошло до штурма, незамедлительно выполняйте приказы. «Лежать!» – достаточно понятное слово. Во время стрельбы прячьтесь за кресла или ложитесь. Ни в коем случае не бегите.

И пусть эти советы вам никогда не пригодятся.

Это тоже интересно: