Это вам не игрушки: как современные технологии используются в авиации

Блокчейн, роботы, VR — это не только слова из лексикона хипстеров-стартаперов, но и технологии, использующиеся во вполне серьезных отраслях. Сегодня мы расскажем, зачем они в авиации.
Роботы
Лазеры
Криптовалюта
Биометрия
Дополненная реальность
Роботы
Лазеры
Криптовалюта
Биометрия
Дополненная реальность
Ещё

Бездельники-стартаперы сильно дискредитировали многие из современных технологий. Вот так скажешь «роботы», и сразу в голову приходят хипстеры, делающие автоматические смузимешалки с расходниками в виде готового смузи. Скажешь «криптовалюта», и перед глазами толпы дурачков, скупивших втридорога все GTX 1080, чтобы майнить «эфир», который потом рухнет. Скажешь «дополненная реальность» — и тут же куча «кривых» приложений из App Store, рисующих тебе какого-нибудь очередного никчемного ежика из спичек посреди ковра в гостиной.

Вокруг всякой ерунды действительно много шума, но технологии создаются в первую очередь для применения в реальной жизни. На прошедшей SITA IT Summit 2017 — крупнейшей мировой конференции, посвященной IT в гражданской авиации — были продемонстрированы передовые решения, которыми мы с вами начнем пользоваться уже в ближайшие пару лет.

Роботы

Киоск саморегистрации KATE может сам ездить по аэропорту, объезжая препятствия, и дежурить там, где в данный момент больше всего пассажиров. Роботы передают друг другу информацию об окружающей обстановке. И, например, если где-то образуется большая очередь на регистрацию — киоски «сбегаются» туда.

Когда у робота начинает разряжаться аккумулятор, заканчивается запас бланков посадочных талонов или багажных бирок (да-да, багаж тоже можно после общения с роботом просто положить на ленту транспортера, а не сдавать «тетеньке»), он сам едет на док-станцию, а вместо него работать отправляется только что заряженный сменщик.

Каждый робот оснащен сканером для документов и штрихкодов, двумя принтерами и сенсорным экраном, а также модулем Wi-Fi.
Каждый робот оснащен сканером для документов и штрихкодов, двумя принтерами и сенсорным экраном, а также модулем Wi-Fi.

Лазеры

Намучавшись с дорогими и сложными технологиями спутниковой связи, решили использовать для передачи данных лазерные лучи. Технология довольно проста: на самолетах и наземных станциях устанавливаются лазерные приемопередатчики с подвижными линзами и зеркалами.

Луч движется вслед за самолетом, как бы «провожая» его, таким образом обеспечивается непрерывная связь по принципу оптоволоконного кабеля, но без кабеля. Реализовать это достаточно просто: светочувствительные элементы представляют собой матрицу, а площадь светового пятна лазера, попадающего на нее, очень мала.

Как только оно смещается на соседний элемент, передатчику отдается команда немного сдвинуть луч в соответствующую сторону. Несмотря на то, что самолеты летят быстро, на расстоянии в 10 километров относительное перемещение невелико.

Современные технологии позволяют организовать оптические каналы связи между движущимися самолетами и наземными станциями.
Современные технологии позволяют организовать оптические каналы связи между движущимися самолетами и наземными станциями.
Современные технологии позволяют организовать оптические каналы связи между движущимися самолетами и наземными станциями.

Вспомните: когда вы видите самолет в небе, он же не проносится мгновенно мимо вас, его можно спокойно рассматривать в течение долгого времени. Во время испытаний оборудование ставили на истребитель, который выполнял довольно сложные маневры, но устойчивое соединение было установлено на высоте 7 км, скорости 750 км/ч при плохой погоде на расстоянии 60 км.

А теперь самое главное: самолет, связанный с наземной станцией, является также ретранслятором для других самолетов, которые находятся вне зоны ее видимости. Для надежности одновременно поднимается несколько оптических каналов, и в небе образуется надежная сеть с разветвленной топологией: как наш с вами интернет. Обещают скорость в 10 Гбит/сек при дальности до 100 км.

Криптовалюта

Майнинг ничем не обеспеченных криптовалют — занятие, похожее на покупку акций АО «МММ». То ли дело Travacoin — специальная криптовалюта для туристической отрасли. Майнить ее не нужно, идея в другом. Сейчас разнообразные компенсации пассажирам (например, за отмену или задержку рейсов или потерю багажа) выплачивают «живыми деньгами», ваучерами на бесплатный перелет или милями авиакомпаний.

Мили и ваучеры — так себе «валюта», ведь потратить их можно на перелеты, да и то с ограничениями. Вот летел я рейсом Delta по Америке и мне предложили за овербукинг ваучер на 500 долларов сроком до конца года. Но зачем он мне, если я не собираюсь в этом году в Америку? Вроде пятьсот долларов, а по факту — ничего. А настоящие деньги выплачивать невыгодно: это прямой убыток, который в итоге все равно заложат в стоимость билета.

Travacoin решит все проблемы: задержали рейс? Вот на вашем счете уже какая-то сумма в криптовалюте. Захотели — потратили на отель. Захотели — на еду. Захотели сэкономить и голодным посидеть в аэропорту? Окей, но зато у вас на следующем рейсе повышение в бизнес-класс. И не надо стоять ни в каких очередях и бегать по судам. Главное — чтобы все компании туриндустрии во всем мире договорились между собой о расчетах через Travacoin, а не наплодили бы еще с десяток аналогов.

Биометрия

Разблокировка смартфона при помощи распознавания лиц — скорее, пока игрушка. А вот биометрический контроль в аэропорту — уже реальность. На этапе регистрации на рейс создается уникальный «токен» со всеми данными поездки.

NFC-модулем смартфона пассажир сканирует свой биометрический паспорт — эта информация тоже попадает в базу данных. Тут же делаем автопортрет на камеру смартфона, и система проверяет, похожи ли вы на человека из паспорта. Все!

Теперь осталось только добраться до аэропорта и просто пройти в самолет через автоматизированные турникеты, оснащенные камерами для распознавания лиц. Отпадает нужда и в посадочных талонах, и в паспортах, и в очередях ко всем этим насупившимся дядькам, которые только и делают, что смотрят на вас, потом на паспорт, потом на посадочный, потом опять на паспорт, потом снова на вас и так далее.

Фантастика? Нет, это уже работает в Дохе и Брисбене.

В аэропорту Брисбена (Австралия).
В аэропорту Брисбена (Австралия).

Дополненная реальность

А тем временем в Хельсинки работает система управления аэропортом при помощи дополненной реальности: оператор надевает шлем Microsoft Hololens и у него перед глазами появляется 3D-модель аэропорта. В ней видны передвижения самолетов и пассажиров — вплоть до того, сколько народу сейчас в очереди вот у того пункта досмотра и сколько виски продали в Duty Free.

Проблемные участки сразу же подсвечиваются красным, а простыми движениями можно «разрулить» вопрос, например, отправить сотрудников к дополнительным рамкам, которые сейчас выключены. Команда в нужную службу будет отправлена автоматически!

Пользоваться системой могут несколько человек одновременно, они видят одно и то же с разных ракурсов, а также друг друга. Разумеется, может подключиться и удаленный диспетчер или консультант.

Одним словом, технологии действительно многообещающие. Вопрос только в том, когда они дойдут до наших авиакомпаний и аэропортов. А вы как думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях!