Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.Ru

Это вам не игрушки: как современные технологии используются в авиации

Блокчейн, роботы, VR — это не только слова из лексикона хипстеров-стартаперов, но и технологии, использующиеся во вполне серьезных отраслях. Сегодня мы расскажем, зачем они в авиации.

Бездельники-стартаперы сильно дискредитировали многие из современных технологий. Вот так скажешь «роботы», и сразу в голову приходят хипстеры, делающие автоматические смузимешалки с расходниками в виде готового смузи. Скажешь «криптовалюта», и перед глазами толпы дурачков, скупивших втридорога все GTX 1080, чтобы майнить «эфир», который потом рухнет. Скажешь «дополненная реальность» — и тут же куча «кривых» приложений из App Store, рисующих тебе какого-нибудь очередного никчемного ежика из спичек посреди ковра в гостиной.

Вокруг всякой ерунды действительно много шума, но технологии создаются в первую очередь для применения в реальной жизни. На прошедшей SITA IT Summit 2017 — крупнейшей мировой конференции, посвященной IT в гражданской авиации — были продемонстрированы передовые решения, которыми мы с вами начнем пользоваться уже в ближайшие пару лет.

Роботы

Киоск саморегистрации KATE может сам ездить по аэропорту, объезжая препятствия, и дежурить там, где в данный момент больше всего пассажиров. Роботы передают друг другу информацию об окружающей обстановке. И, например, если где-то образуется большая очередь на регистрацию — киоски «сбегаются» туда.

Когда у робота начинает разряжаться аккумулятор, заканчивается запас бланков посадочных талонов или багажных бирок (да-да, багаж тоже можно после общения с роботом просто положить на ленту транспортера, а не сдавать «тетеньке»), он сам едет на док-станцию, а вместо него работать отправляется только что заряженный сменщик.

Каждый робот оснащен сканером для документов и штрихкодов, двумя принтерами и сенсорным экраном, а также модулем Wi-Fi.

Лазеры

Намучавшись с дорогими и сложными технологиями спутниковой связи, решили использовать для передачи данных лазерные лучи. Технология довольно проста: на самолетах и наземных станциях устанавливаются лазерные приемопередатчики с подвижными линзами и зеркалами.

Луч движется вслед за самолетом, как бы «провожая» его, таким образом обеспечивается непрерывная связь по принципу оптоволоконного кабеля, но без кабеля. Реализовать это достаточно просто: светочувствительные элементы представляют собой матрицу, а площадь светового пятна лазера, попадающего на нее, очень мала.

Как только оно смещается на соседний элемент, передатчику отдается команда немного сдвинуть луч в соответствующую сторону. Несмотря на то, что самолеты летят быстро, на расстоянии в 10 километров относительное перемещение невелико.

 

Современные технологии позволяют организовать оптические каналы связи между движущимися самолетами и наземными станциями.

Вспомните: когда вы видите самолет в небе, он же не проносится мгновенно мимо вас, его можно спокойно рассматривать в течение долгого времени. Во время испытаний оборудование ставили на истребитель, который выполнял довольно сложные маневры, но устойчивое соединение было установлено на высоте 7 км, скорости 750 км/ч при плохой погоде на расстоянии 60 км.

А теперь самое главное: самолет, связанный с наземной станцией, является также ретранслятором для других самолетов, которые находятся вне зоны ее видимости. Для надежности одновременно поднимается несколько оптических каналов, и в небе образуется надежная сеть с разветвленной топологией: как наш с вами интернет. Обещают скорость в 10 Гбит/сек при дальности до 100 км.

Криптовалюта

Майнинг ничем не обеспеченных криптовалют — занятие, похожее на покупку акций АО «МММ». То ли дело Travacoin — специальная криптовалюта для туристической отрасли. Майнить ее не нужно, идея в другом. Сейчас разнообразные компенсации пассажирам (например, за отмену или задержку рейсов или потерю багажа) выплачивают «живыми деньгами», ваучерами на бесплатный перелет или милями авиакомпаний.

Мили и ваучеры — так себе «валюта», ведь потратить их можно на перелеты, да и то с ограничениями. Вот летел я рейсом Delta по Америке и мне предложили за овербукинг ваучер на 500 долларов сроком до конца года. Но зачем он мне, если я не собираюсь в этом году в Америку? Вроде пятьсот долларов, а по факту — ничего. А настоящие деньги выплачивать невыгодно: это прямой убыток, который в итоге все равно заложат в стоимость билета.

Travacoin решит все проблемы: задержали рейс? Вот на вашем счете уже какая-то сумма в криптовалюте. Захотели — потратили на отель. Захотели — на еду. Захотели сэкономить и голодным посидеть в аэропорту? Окей, но зато у вас на следующем рейсе повышение в бизнес-класс. И не надо стоять ни в каких очередях и бегать по судам. Главное — чтобы все компании туриндустрии во всем мире договорились между собой о расчетах через Travacoin, а не наплодили бы еще с десяток аналогов.

Биометрия

Разблокировка смартфона при помощи распознавания лиц — скорее, пока игрушка. А вот биометрический контроль в аэропорту — уже реальность. На этапе регистрации на рейс создается уникальный «токен» со всеми данными поездки.

NFC-модулем смартфона пассажир сканирует свой биометрический паспорт — эта информация тоже попадает в базу данных. Тут же делаем автопортрет на камеру смартфона, и система проверяет, похожи ли вы на человека из паспорта. Все!

Теперь осталось только добраться до аэропорта и просто пройти в самолет через автоматизированные турникеты, оснащенные камерами для распознавания лиц. Отпадает нужда и в посадочных талонах, и в паспортах, и в очередях ко всем этим насупившимся дядькам, которые только и делают, что смотрят на вас, потом на паспорт, потом на посадочный, потом опять на паспорт, потом снова на вас и так далее.

Фантастика? Нет, это уже работает в Дохе и Брисбене.

В аэропорту Брисбена (Австралия).

Дополненная реальность

А тем временем в Хельсинки работает система управления аэропортом при помощи дополненной реальности: оператор надевает шлем Microsoft Hololens и у него перед глазами появляется 3D-модель аэропорта. В ней видны передвижения самолетов и пассажиров — вплоть до того, сколько народу сейчас в очереди вот у того пункта досмотра и сколько виски продали в Duty Free.

Проблемные участки сразу же подсвечиваются красным, а простыми движениями можно «разрулить» вопрос, например, отправить сотрудников к дополнительным рамкам, которые сейчас выключены. Команда в нужную службу будет отправлена автоматически!

Пользоваться системой могут несколько человек одновременно, они видят одно и то же с разных ракурсов, а также друг друга. Разумеется, может подключиться и удаленный диспетчер или консультант.

Одним словом, технологии действительно многообещающие. Вопрос только в том, когда они дойдут до наших авиакомпаний и аэропортов. А вы как думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Жмите на кнопку, если хотите узнавать о новых событиях по теме
Подписаться
Отписаться
А ваши друзья уже видели, как совершенствуются аэропорты? Расскажите им! Кнопки ниже
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
11
лика
Новые технологии это конечно зз хорошо, но обстановка в мире напряженная ич виной всему Америка, вооружилась до зубов и ни кому вздохнуть свободно не дает. Жаль , что это не понимают наши братья украинцы, ведь им нужно на их территории расположить военную мощь НАТО и потом уже с Россией говорить с позиции силы.Руководители стран запада продали свой народ, и заглядывают в рот американцам. С таким диктатором мировой политики новейшие технологии трудно внедрять.
СсылкаПожаловаться
Юрий Гриб
Да, дабы понятно было, всяким адвокатам, что могут на моё сообщение обратить внимание, я призываю "умервщлять" раздуваемую сейчас на Западе новую "холодную войну", что просто неистово начали делать в Вашингтоне... так, что даже союзники в Европе начали сомневаться, стоит ли оно того...
СсылкаПожаловаться
Юрий Гриб
Живя в Европе, понял одно, ну не выпустит Запад Россию из под санкций. Умрёт, но не выпустит. Остаётся только одно, умервщлять Запад. Китай против Запада напрямую не попрет, себе дороже. Моё мнение, Китай нас ещё подставит, в худшие времена. Только на себя надежда остаётся. История только подтверждает.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru