Что произошло?
Пентагон внёс Россию, Иран, Китай, КНДР, Сирию и Судан в список стран, совместные космические проекты с которыми запрещаются с 31 декабря 2022 года.
То есть власти США намерены запретить использование стартовых комплексов и планируют отказаться от совместной разработки спутников с государствами, указанными в списке.
США ищут альтернативы России
Россия всегда была ключевым игроком на рынке пусковых и космических услуг. «Роскосмос» зарабатывал серьезные деньги на космических пусках как для обслуживания МКС, так и для других гражданских программ. Даже единичный проект в таком направлении — вывод на орбиту трёх-четырёх спутников, стоит $200 млн. И это только за пусковые услуги. Строительство инфраструктуры, разработка спутников могут принести российским предприятиям примерно половину от этой суммы.
После появления на рынке пусковых услуг Илона Маска и его SpaceX дела у «Роскосмоса» пошли плохо. Коммерческих заказов на вывод полезной нагрузки всё меньше, да и спрос на российские спутники у зарубежных заказчиков единичный — потенциальных клиентов пугает высокая аварийность российских ракет и не вполне приемлемая надёжность космических аппаратов.
Другим стратегическим направлением долгое время оставались ракетные двигатели РД-180 — надёжные как швейцарские часы ракетные двигатели. Правда, их после нескольких лет производства, под давлением Конгресса американцы перестали покупать. Однако тогда здравый смысл восторжествовал — американских двигателей для американских же ракет Atlas V создать не смогли, и решение об отказе от закупки РД-180 почти сразу было отменено.
Американскими корпорациям с российскими производителями приходилось постоянно договариваться. Руководство NASA было не в восторге от того, что к МКС астронавтов приходится возить на российских «Союзах» — потребность в российских ракетах при отсутствии собственных успехов могла перерасти в настоящую зависимость.
Альтернативы у США не было, и руководители крупных ведомств долгое время были вынуждены улыбаться и говорить о совместных космических проектах. Теперь американцы, кажется, готовы резать по живому.
Работа собственными силами
Отказ США от сотрудничества с Россией и другими странами легко объяснить — американцам остро требуется самостоятельность в космосе, и добиться её нужно любой ценой.
Ситуация с пусковыми услугами — калька истории вокруг комплексов ПВО С-400 и Турции. Именно эти системы ПВО стали причиной ссоры США с ключевыми партнёрами: российские комплексы признали «небезопасными» для систем НАТО, а за любую попытку их купить американцы начали угрожать отказом от сотрудничества и санкциями. Схема работает как часы: сначала угрозы, потом ультиматум, потом угрозы всем потенциальным клиентам за саму мысль о сотрудничестве с Россией. Схема типичная, и Пентагон решает несколько ключевых для государства задач, хотя попутно усложняет жизнь американской промышленности.
В документ, опубликованный Министерством обороны США, включены пусковые услуги, использование спутников, разработанных в «недружественных Америке» странах и анонс полного запрета на будущие космические программы.
Таким решением Пентагон (а не NASA) может нейтрализовать многолетнюю головную боль американского космоса — Международную космическую станцию, которую американцы всегда и абсолютно искренне считали чуть ли не своей собственностью. Она, как ни странно, является не столько демонстратором технологий, сколько затратным проектом, который не приносит абсолютно никакой прибыли.
Суть проекта в том, что финансируют его сразу с нескольких сторон. Платежи вносят «Роскосмос», NASA, Европейское и Японское космические агентства. Отказ от работы NASA автоматически повлечёт за собой выход из проекта японцев и европейцев — ближайших союзников США по всем вопросам. Финансировать МКС в одиночку Россия не сможет, и скорее всего, МКС ждёт та же судьба, что и знаменитую станцию «МИР».
Нетрудно догадаться, чего в итоговом документе Минобороны США нет. В отчёт военного ведомства не включили запрет на покупку российских двигателей РД-180 и РД-120, производство которых возобновлено на мощностях химкинского НПО «Энергомаш», применять которые можно как в современных, так и в перспективных ракетах.
Свой ракетный двигатель — своеобразный «ответ» на РД-180 пытаются сделать и в США, но пока серьёзных успехов на этом поприще не обнаружено. Этим проектом занимается американская компания Blue Origin — давняя страсть миллиардера и основателя Amazon Джеффа Безоса.
Однако пригодного к постоянной коммерческой эксплуатации двигателя до сих пор нет. Как нет и выдающихся характеристик. Главная проблема BE-4 — отсутствие аналогичных показателей по тяге, из-за чего на американские ракеты нужно будет устанавливать не один двигатель, а два.
Космическая гонка
Эксперт в области космонавтики, историк Антон Первушин пояснил, что ничего чудовищного после заявления американских военных не произойдёт.
«Мы и так почти уже потеряли рынок американских заказов. Но, может быть, хоть и опосредованно, недоброжелательная политика США в этой сфере стимулирует 'Роскосмос' на выработку ответных мер и создание внятной стратегии дальнейшего развития отечественной космонавтики», — сказал Первушин.
Специалисты отмечают, что окончательный слом договорённостей произойдёт еще не скоро. Пять лет — большой срок, за который может измениться как позиция Пентагона, так и генеральная «линия партии» в Вашингтоне. Однако недобросовестная конкуренция со стороны США, которую, к слову, уже осудили в «Роскосмосе», разворачивается в полный рост, хоть и работает по принципу «сами не летаем, и другим не дадим».
Состояние дел таково, что российской космонавтике придётся срочно трансформироваться и адаптироваться под новые условия. Коммерческая эксплуатация российских ракет-носителей никогда не была приоритетным направлением, однако теперь благодаря США, это направление обнажится, и на него, наконец, обратят внимание.
Эксперт в области космонавтики Виталий Егоров отметил, что американцы существенно продвинулись в создании собственного ракетного двигателя и ракеты. По словам Егорова, результатов работы осталось ждать всего ничего. «BE-4 будет окончательно готов примерно через год. Ракета под него, по моему мнению, будет готова года через два», — отметил эксперт.
Если учесть, что объём спроса на пусковые услуги оценивается примерно в 250 млрд. долларов, у нашего государства в целом и «Роскосмоса» в частности есть все шансы победить на открытом рынке. Попыток американцев давить на потенциальных покупателей бояться не стоит — в деле космических пусков главное репутация и соблюдение сроков. Остальное заказчиков волновать не будет.
Это тоже интересно: