Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Автобус пришлет сообщение, что подъезжает, а лихачей уберут. Как технологии изменят общественный транспорт в России

В Московской области запустили систему для контроля транспорта. Жители в онлайне увидят автобусы и маршрутки, а чиновники и диспетчеры смогут эффективнее управлять транспортом. Все это должно сделать жизнь россиян лучше, обещают разработчики. Hi-Tech Mail.ru узнал об особенностях разработки и планах по развитию. Система начнет действовать, как минимум, в четырех регионах.

«Цифровизация транспорта» — так называют свой проект программисты из компании «Группа Т-1». Она выпускает умные системы для транспорта, а полтора года назад ее сотрудники взялись за проект для Московской области, чрезвычайно загруженного региона. Московская область — это 73 города, 40 000 км дорог и 12 000 пассажирских автобусов.

Автобусы научатся присылать пуши

Представитель компании-разработчика показывает свой смартфон. Там — приложение, которое ещё в разработке, но уже скоро будет доступно для жителей. Рабочее название сервиса — «РНИС МО». Перед запуском название может измениться.

«Основная часть системы контроля транспорта для населения Подмосковья  была сдана еще в апреле, сейчас мы, в том числе доделываем мобильное приложение для жителей», — признается разработчик.

Основной функционал приложения готов: загружена карта области со всем общественным транспортом, который привязан к областным ведомствам. То есть, московские автобусы здесь отображаться не будут. Во всяком случае, на первом этапе.

Транспорт видно на карте в режиме реального времени и можно построить маршрут

Разработчик скроллит карту и находит случайную остановку в городе Шатура. «Выбираем остановку, — он кликает на нее, появляются номера автобусов. — Выбираем маршрут, выставляем время, когда нас нужно уведомить о приходе автобуса. За 10 минут, за 15, за 20 минут, смотря сколько вам идти до конкретной остановки».

На смартфон начинают приходить пуши о том, что наш автобус №43 скоро прибудет. «Не придется ждать его под дождем, в жару или в мороз, можно будет приходить на остановку за минуту до появления автобуса, — отмечает он. — За основу берется фактическое время прихода, а не время по расписанию».

Это работает за счет терминалов ГЛОНАСС, которые перевозчики по закону обязаны установить на каждое транспортное средство. Терминалы передают в систему ключевые данные: где едет автобус, кто за рулем, какая скорость и так далее. Данные обрабатываются в системе, и часть из них появляется в приложении.

В приложении не будет атобусов-призраков

На существующие аналогичные приложения часто жаловались пользователи — системы показывали автобусы-фантомы. Стоишь на остановке, по смартфону видишь, что автобус №2 на подходе, а по факту — ничего и никого, пустая дорога.

«Это не призрак и не глюк, — объясняют в “Группе Т-1”. — Случается, что недобросовестные перевозчики шлют так называемые “подменные треки”. Подгружают трекеры со старых поездок, и якобы исполняют условия договора, по которому должно ездить, условно, пять автобусов. А по факту ездит два».

У приложения для Московской области фантомных автобусов не будет, говорит разработчик. Потому что схема передачи информации другая: сведения с ГЛОНАССов идут напрямую в Региональную навигационно-информационную систему Московской области, а не через сервера перевозчиков. Тут ничего не поправишь и не подгрузишь.

Чиновники смогут наблюдать за транспортом

Для правительства области программисты придумали сложную систему РНИС, чтобы избавиться от человеческого фактора и сделать прозрачными все перевозки.

Система привязана ко многим областным ведомствам и транспортным компаниям, которые подписали договор с областью. То есть, выиграли тендер на оказание услуг. Работа в РНИС является обязательной для всех перевозчиков области.

Система сравнивает реально выполненную работу предприятия с тем, что прописано в госконтракте. За счет навигационных данных и подключения специальных датчиков можно проследить: вывезли ли мусор, довезли ли детей в школу, почистили ли снег. И насколько качественно это было сделано.

Человек в этом вообще не участвует: система, сверяясь с пунктами договора, анализирует поведение транспортного средства. И сигнализирует чиновникам, если что-то не так.

Например, РНИС МО может показать поездку школьного автобуса. Во сколько он приехал и уехал, откуда повез детей и куда, отклонялся ли от маршрута. Это можно увидеть в разделе «управление перевозками детей». Сейчас там пусто:, ведь уже лето, школы отдыхают.

Фото: depositphotos
Если что-то не совпадает с условиями контракта, работы могут быть не засчитаны.

Так чиновники смогут получать реальные результаты вместо отчетов «все сделали идеально». А еще это способ бороться с «левым» заработком, когда охранник за бутылку разрешает водителю взять пассажирский автобус и отвезти кого-нибудь на свадьбу. Система увидит выезд и пришлет начальнику предприятия пуш.

Ну, а обычным людям благодаря программе «откроется» тайна вывоза мусора: в какой день и час, скажем, в Одинцово на улице Молодежной около дома 4 его увезли или увезут. Это будет доступно на портале РНИС.

Поведение водителей станет предсказуемым

Время от времени случаются трагедии с участием общественного транспорта. Программисты придумали решение проблемы. За счет акселерометра и гироскопа на ГЛОНАСС-устройстве ПО анализирует стиль вождения и понимает, когда водителя нужно снимать с маршрута.

Если водитель резко тормозит, превышает скорость, дрифтует на поворотах, руководству сыпятся пуш-уведомления. И оно может заменить сотрудника, пока не случилось ничего плохого.

Нечто похожее недавно создали в США: гаджет Nauto Prevent умеет анализировать поведение водителя и дорожные условия с помощью искусственного интеллекта, и оповещать человека, когда тот слишком сильно отвлекается от дороги. Стоит эта умная камера недешево — 500 долларов.

Систему хотят внедрить и в других регионах

В частности, «Группа Т-1» замахнулась со своим проектом на Омскую область, республику Коми, Томскую область, Новгородскую область и еще несколько других. Компания сотрудничает с ними в области цифровизации транспорта.

По словам разработчиков, многие регионы хотят себе подобное ПО, исходя из своих проблем. Где-то плохо ездят машины скорой помощи, за которыми надо следить. Где-то лесовозы и зерновозы портят дорожное покрытие, усложняя жизнь всем вокруг. И власти хотят это исправить.

«Ставить сроки пока рано, но есть заинтересованность, в том числе и на уровне городов, — говорит представитель компании-разработчика. — Мы вполне можем это сделать. Нам кажется, что реально превратить проект в даже федеральную систему.»

Это тоже интересно: 

Расскажи друзьям о том, как изменится общественный транспорт в России. Нажми одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
57
Андрей Милов
В новопеределкино ждём по 1 часу и ехать до метро минут 50 итог: 2 часа в душном автобусе в одну сторону
СсылкаПожаловаться
Андрей Милов
Ждём метро в новопеределкино! Открывают 28 августа или 08 сентября!!!! Автобусы в горле уже сидят! Душные, вонючие, жаркие! Кондиционеры не работают, когда гастр мэр приезжал к нам все у них работает!((( 30 лет ждём метро и вот дождались!!!!! И то благодаря китайцам они финансируют а не России и не этому мэру!( если бы не они то открыли бы в 2025 году
СсылкаПожаловаться
Иванов Пётр
В ответ на комментарий от Boy
Boy
"За счет акселерометра и гироскопа на ГЛОНАСС-устройстве ПО анализирует стиль вождения и понимает, когда водителя нужно снимать с маршрута."
Еще бы применить эту систему к маршрутчикам.
СсылкаПожаловаться
только не дрифтует - а когда едет как беременный тормоз - на мой взгляд это гораздо больше говорит о том что водитель или болен, или обколот, или ещё что-то не в порядке. А вот когда едет быстро и качественно - тогда неизбежны резкие торможения из-за "шахматистов" кидающихся под маршрутку.
СсылкаПожаловаться
Нет_Я Не_Байрон
Может и сделают в виде эксперимента. А нескольких автобусах. Потом начнет ломаться и вернут всё к привычному, то есть к русской повозке.
СсылкаПожаловаться
Boy
"За счет акселерометра и гироскопа на ГЛОНАСС-устройстве ПО анализирует стиль вождения и понимает, когда водителя нужно снимать с маршрута."
Еще бы применить эту систему к маршрутчикам.
СсылкаПожаловаться
Ю А
По сути железка для автобуса - практически смартфон начального уровня (звонилка с gprs, gps, пара датчиков). Стоимость - тыщи три в розницу с ндс. Пусть добавится сертификация - еще тыщ 50 на устройство. Так что реализовать вполне возможно. Кстати в статье часто упоминается что данные видят чиновники и как-то их анализируют (хаха три раза) - сразу предлагаю автоматизировать этих чиновников, а людей этих сократить.
СсылкаПожаловаться
LostFrame
Нашистская власть и путинский ставленник уничтожили в моем городе все виды общественного транспорта. Оставили только маршрутные такси. Так что ни о каком развитии транспорта и речи быть не может.
СсылкаПожаловаться
Сергей Стодольский
У нас в Тюмени уже не первый год эта система работает. На мобилке можно видеть где какой автобус едет...
СсылкаПожаловаться
Dj M.R.G.
В Казахстане такая система уже давно функционирует. Проблема в том, что нужна централизация всех автопарков, и спец оборудование с GPS для всех автобусов. А это не маленькие деньги, например в Астане чтобы оборудовать 1 автобус выделялось 500000 рублей. А автобусов более 1000 штук и все они оснащены спец оборудованием с GPS и безналичным платежом за проезд. А в Москве, я думаю, автобусов более 10000.
СсылкаПожаловаться
Москвин Юрий
мы это делали практически лет 8 назад, единственно что высвечиваться должно прибытие на табло, смарфонов тогда таких не было. Но вот чудо, какие жулики, или один старый лысый жулик решил что неплохо было бы на этом погреть погреть руки, и все что поставили и сделали уходит неизвестной конторе которая с руками из заднего места, но почему то вот она должна делать какой то единый центр для всех автобусников города и области ставя им свое оборудование. Это только пример, вообще история с глонасс это сплошная коррупция, кстати он работает плохо, GPS работает намного лучше и спутников больше
СсылкаПожаловаться
Кусок Кошачьей Шерсти
Итак ездят как черепахи, а то будут ещё медленнее, очень хорошо
СсылкаПожаловаться
Andrey
все нововведения чиновников ничего хорошего народу не ссулят
СсылкаПожаловаться
Виталий Грабченко
В ответ на комментарий от дедушка Дмитрий Левин
дедушка Дмитрий Левин
Хм. Не использую общественный транспорт с 1989 года, необходимо увеличить стоимость топлива в 2-3 раза, тем самым освободятся дороги от автохлама.
Факт.
СсылкаПожаловаться
Хм. В 89м ты передвигашся в члене отца. Так что, биомусор, не мороси. Тебе и подавно бензин не нужен. Ты его пить собрался? Вместо боярки?
Факт.
СсылкаПожаловаться
Иван Морской
Не верю я современным русским. За каждым, вроде хорошим делом, всегда скрыта стопроцентная подлянка, для основной массы населения. И стопроцентная выгода одного тухлого упыря-иначе их не назовёшь. Ну жизнь пошла-одно враньё.
СсылкаПожаловаться
николай травкин
да весь твой базар это гнилое нытьё.
СсылкаПожаловаться
Андрей Андреев
В ответ на комментарий от Р История переписки18
Комментарий удален.Почему?
Объяснить? Помочь? Лапочка, себе помоги. Вот что бывает от непомерного самомнения и привычки разговаривать с самим собой - возомнил себя способным кому-то помочь? Или навязывать своё мнение? Я НЕ ВЛЕЗАЛ НЕ В СВОЮ БЕСЕДУ, а лишь оставил - как и все нормальные люди - свой комментарий к статье. Полезли с неуместными репликами ко мне вы. И продолжаете.
Идите в уй. Дорогу показывать не буду - сами найдёте.
СсылкаПожаловаться
ЕВГЕНИЙ ПАРОВОЗ
у нас уже эта хрень давно.да я не ошибся хрень.Потому что когда хотят сделать что-то для людей получается против.
СсылкаПожаловаться
николай травкин
вот видишь как бывает, хотел ты показать себя умным, а в итоге тебя с головой в ведро с гов ном окунули..вот так всегда бывает с нытиками-кремлеботами.
СсылкаПожаловаться
Андрей Андреев
В ответ на комментарий от Р История переписки16
Комментарий удален.Почему?
И давно это у вас? Я имею в виду - давно сами с собой разговаривать начали? Плохой признак... Но не расстраивайтесь, это пройдёт. Если нужен быстрый результат - то можно выпить йаду.
СсылкаПожаловаться
Андрей Андреев
В ответ на комментарий от Р История переписки14
Комментарий удален.Почему?
ЕМУ... кому? В третьем лице о себе начал говорить? Зарапортовался, милый дык?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас