Автобус пришлет сообщение, что подъезжает, а лихачей уберут. Как технологии изменят общественный транспорт в России

В Московской области запустили систему для контроля транспорта. Жители в онлайне увидят автобусы и маршрутки, а чиновники и диспетчеры смогут эффективнее управлять транспортом. Все это должно сделать жизнь россиян лучше, обещают разработчики. Hi-Tech Mail.ru узнал об особенностях разработки и планах по развитию. Система начнет действовать, как минимум, в четырех регионах.
Пуши от автобусов
Автобусы-призраки
Прозрачность
Предсказуемость
Большие планы
Пуши от автобусов
Автобусы-призраки
Прозрачность
Предсказуемость
Большие планы
Ещё

«Цифровизация транспорта» — так называют свой проект программисты из компании «Группа Т-1». Она выпускает умные системы для транспорта, а полтора года назад ее сотрудники взялись за проект для Московской области, чрезвычайно загруженного региона. Московская область — это 73 города, 40 000 км дорог и 12 000 пассажирских автобусов.

Автобусы научатся присылать пуши

Представитель компании-разработчика показывает свой смартфон. Там — приложение, которое ещё в разработке, но уже скоро будет доступно для жителей. Рабочее название сервиса — «РНИС МО». Перед запуском название может измениться.

«Основная часть системы контроля транспорта для населения Подмосковья была сдана еще в апреле, сейчас мы, в том числе доделываем мобильное приложение для жителей», — признается разработчик.

Основной функционал приложения готов: загружена карта области со всем общественным транспортом, который привязан к областным ведомствам. То есть, московские автобусы здесь отображаться не будут. Во всяком случае, на первом этапе.

Транспорт видно на карте в режиме реального времени и можно построить маршрут
Транспорт видно на карте в режиме реального времени и можно построить маршрут

Разработчик скроллит карту и находит случайную остановку в городе Шатура. «Выбираем остановку, — он кликает на нее, появляются номера автобусов. — Выбираем маршрут, выставляем время, когда нас нужно уведомить о приходе автобуса. За 10 минут, за 15, за 20 минут, смотря сколько вам идти до конкретной остановки».

На смартфон начинают приходить пуши о том, что наш автобус No43 скоро прибудет. «Не придется ждать его под дождем, в жару или в мороз, можно будет приходить на остановку за минуту до появления автобуса, — отмечает он. — За основу берется фактическое время прихода, а не время по расписанию».

Это работает за счет терминалов ГЛОНАСС, которые перевозчики по закону обязаны установить на каждое транспортное средство. Терминалы передают в систему ключевые данные: где едет автобус, кто за рулем, какая скорость и так далее. Данные обрабатываются в системе, и часть из них появляется в приложении.

В приложении не будет атобусов-призраков

На существующие аналогичные приложения часто жаловались пользователи — системы показывали автобусы-фантомы. Стоишь на остановке, по смартфону видишь, что автобус No2 на подходе, а по факту — ничего и никого, пустая дорога.

Контент недоступен

«Это не призрак и не глюк, — объясняют в “Группе Т-1”. — Случается, что недобросовестные перевозчики шлют так называемые “подменные треки”. Подгружают трекеры со старых поездок, и якобы исполняют условия договора, по которому должно ездить, условно, пять автобусов. А по факту ездит два».

У приложения для Московской области фантомных автобусов не будет, говорит разработчик. Потому что схема передачи информации другая: сведения с ГЛОНАССов идут напрямую в Региональную навигационно-информационную систему Московской области, а не через сервера перевозчиков. Тут ничего не поправишь и не подгрузишь.

Чиновники смогут наблюдать за транспортом

Для правительства области программисты придумали сложную систему РНИС, чтобы избавиться от человеческого фактора и сделать прозрачными все перевозки.

Система привязана ко многим областным ведомствам и транспортным компаниям, которые подписали договор с областью. То есть, выиграли тендер на оказание услуг. Работа в РНИС является обязательной для всех перевозчиков области.

Система сравнивает реально выполненную работу предприятия с тем, что прописано в госконтракте. За счет навигационных данных и подключения специальных датчиков можно проследить: вывезли ли мусор, довезли ли детей в школу, почистили ли снег. И насколько качественно это было сделано.

Человек в этом вообще не участвует: система, сверяясь с пунктами договора, анализирует поведение транспортного средства. И сигнализирует чиновникам, если что-то не так.

Например, РНИС МО может показать поездку школьного автобуса. Во сколько он приехал и уехал, откуда повез детей и куда, отклонялся ли от маршрута. Это можно увидеть в разделе «управление перевозками детей». Сейчас там пусто:, ведь уже лето, школы отдыхают.

Фото: depositphotos
Фото: depositphotos
Если что-то не совпадает с условиями контракта, работы могут быть не засчитаны.

Так чиновники смогут получать реальные результаты вместо отчетов «все сделали идеально». А еще это способ бороться с «левым» заработком, когда охранник за бутылку разрешает водителю взять пассажирский автобус и отвезти кого-нибудь на свадьбу. Система увидит выезд и пришлет начальнику предприятия пуш.

Ну, а обычным людям благодаря программе «откроется» тайна вывоза мусора: в какой день и час, скажем, в Одинцово на улице Молодежной около дома 4 его увезли или увезут. Это будет доступно на портале РНИС.

Поведение водителей станет предсказуемым

Время от времени случаются трагедии с участием общественного транспорта. Программисты придумали решение проблемы. За счет акселерометра и гироскопа на ГЛОНАСС-устройстве ПО анализирует стиль вождения и понимает, когда водителя нужно снимать с маршрута.

Если водитель резко тормозит, превышает скорость, дрифтует на поворотах, руководству сыпятся пуш-уведомления. И оно может заменить сотрудника, пока не случилось ничего плохого.

Нечто похожее недавно создали в США: гаджет Nauto Prevent умеет анализировать поведение водителя и дорожные условия с помощью искусственного интеллекта, и оповещать человека, когда тот слишком сильно отвлекается от дороги. Стоит эта умная камера недешево — 500 долларов.

Систему хотят внедрить и в других регионах

В частности, «Группа Т-1» замахнулась со своим проектом на Омскую область, республику Коми, Томскую область, Новгородскую область и еще несколько других. Компания сотрудничает с ними в области цифровизации транспорта.

По словам разработчиков, многие регионы хотят себе подобное ПО, исходя из своих проблем. Где-то плохо ездят машины скорой помощи, за которыми надо следить. Где-то лесовозы и зерновозы портят дорожное покрытие, усложняя жизнь всем вокруг. И власти хотят это исправить.

«Ставить сроки пока рано, но есть заинтересованность, в том числе и на уровне городов, — говорит представитель компании-разработчика. — Мы вполне можем это сделать. Нам кажется, что реально превратить проект в даже федеральную систему.»

Это тоже интересно: