Мы будем смотреть фильмы и сериалы только в смартфоне?

Смартфон не просто стал продолжением нашей руки, но и заменил все, к чему мы привыкли: домашний телефон, плеер, карты, книги. И вот гаджет уже покушается на кино.

Фильмы уходят в гаджеты?

Прежде, чем организовывать похороны, давайте посчитаем. Сервис Netflix сообщает, что в прошлом году 30% его аудитории смотрели контент со смартфонов, а не в телевизоре. В 2016 году эта цифра была в 10%. Потом, впрочем, многие возвращаются к телеку.

У российского Фонда кино также интересные цифры. Совокупный объем рынка кинопроката в 2018 году сократился на 6,2% по сборам и по количеству зрителей. Общее количество проданных билетов — 200,3 млн, а общие кассовые сборы — 50,3 млрд рублей (в 2017 году — 213,5 млн зрителей и 53,6 млрд рублей).

Снимать фильмы на смартфон — обыденное дело. Так экспериментировали дебютанты и динозавры индустрии: Джафар Панахи «Такси», «Три лица»), Мишель Гондри «Наука сна», «Вечное сияние чистого разума» ) и Стивен Содерберг ( «Одиннадцать друзей Оушена», «Траффик»). А последнюю «айфонную» работу Содерберга вообще продвигает легендарный «Двадцатый Век Фокс».

Фото: Clément M. / Unsplash
Фото: Clément M. / Unsplash

Можно ли говорить о том, что все эти показатели убедительны, и смартфон действительно пробирается в киносферу, чтобы ею полностью завладеть?

Об этом мы поговорили с участниками индустрии кино: режиссером, кинопрокатчиком и кинокритиками.

Безусловно, кино поменяется: оно уже адаптируется что есть сил под малый экран, возможно, даже экран смартфона (хотя еще далеко не все можно снять для него так, чтобы можно было разглядеть). 
Егор Беликов
Кинокритик, шеф-редактор сайта «Искусство кино»

Оффлайн-показы, конечно, останутся как свидетель ушедшей эпохи: и показы с пленки, и просто премьеры на широком экране сохранят свою популярность. Но кинотеатрам или даже кинопаркам будущего нужно будет пообещать что-то большее, чем просто экран, а новый экспириенс, который зритель на Netflix получить не сможет, и дело совсем не в интерактивном кино, где можно выбирать ход развития сюжета (это все как раз останется в онлайне и в качестве игр на приставках).

Я говорю о чем-то кардинально новом, например, о том, что продемонстрировал Хржановский в «Дау»: пусть его фильмы — это всего лишь фильмы (зато какие), но гарантировать те условия, при которых эти картины и смежные аттракционы окажутся для зрителя крышесносными, можно только на специально оборудованной площадке, в парке псевдосоветского периода. Я думаю, что режиссеры, продюсеры и студии продолжат исследовать непаханое поле перформансивного и инсталляционного кино, граничащего с современным галерейным искусством.

Кино никуда не уходит. Это два совершенно разных вида кинопросмотра.
Александр Букреев
Руководитель киноцентра «Домжур»

Яркий пример — «Зеленая книга», хоть фильм и вышел в цифре и в онлайн кинотеатрах, он до сих пор собирает зрителей в кинотеатрах. Говорить о том, что сериалы убьют кинопоказ тоже нельзя. Сейчас возникла новая тенденция, когда в кинотеатрах показывают первую или заключительную серию того или иного сериала.

Меняется рынок и выживут те кинотеатры, которые подстроятся под данные изменения. Также меняется аудитория. Средний возраст населения России — 41 год, это взрослая серьезная аудитория, которая любят смотреть «умные» фильмы. Они не пойдут на ужастики и стрелялки. Поэтому и растет доля выручки кинотеатров от фестивального, документального, альтернативного кино.

Особенность киноцентра «ДомЖур» именно в этом. Также мы делаем упор на взаимодействие со зрителем: показ фильмов на языке оригинала, языковые встречи, кинолекторий, спецпоказы. И уж конечно, сам кинопоказ никуда не денется. Ведь что такое просмотр фильма в кинотеатре? Это демонстрация контента высокого качества с эффектом присутствия. Например, в нашем кинотеатре шел арт-фильм «Микеланджело. Бесконечность». А как можно любоваться красотами музеев Ватикана на экране смартфона?

Мне не кажется, что смартфон убьёт большой экран. Просто тот будет все больше дрейфовать в сторону аттракционов, а маленький экран — в сторону экспериментов и поисков нового нарратива.
Евгений Ткачёв
Редактор рубрики «Кино» на afisha.ru

Тут прежде надо решить, что мы договорились называть «кино»: киноаттракционы студии «Марвел» или фильмы стримингового сервиса «Нетфликс», потому что это принципиально разные контенты. Фильмы «Нетфликса» удобно смотреть на смартфоне, так как они (если не брать в расчёт «Рому» Альфонсо Куарона) не больно-то предназначены для больших экранов. Чаще всего это жанровые, интеллектуальные или экспериментальные картины, которые прекрасно чувствуют себя и на маленьком экранчике. Другое дело — блокбастеры и кинокомиксы, зрелищность которых в полной мере можно оценить только в кинотеатрах (и особенно в залах IMAX). То есть это два совершенно разных способа развлечения, которые не противоречат, а дополняют друг друга. И то, и другое — кино, просто преследующее разные цели.

Вместе с тем еще стоит заметить, что кино на смартфоне (или на любом другом носителе: от ПК до планшета) может подарить экспириенс, который не может подарить мультиплекс. Я сейчас говорю об интерактивном кино, в котором зритель перестает быть зрителем, а становится соучастником событий, как, например, в сериале «Мозаика» Стивена Содерберга на HBO или в интерактивном эпизоде «Чёрного зеркала» на «Нетфликсе». Это все безумно интересный опыт (впору говорить не посмотрел, а прошел кино, как видеоигру), который пока нельзя получить при посещении кинотеатра — и в этом смысле смартфон выигрывает у большого экрана.

В общем, мне не кажется, что смартфон убьёт большой экран. Просто тот будет все больше дрейфовать в сторону аттракционов, а маленький экран — в сторону экспериментов и поисков нового нарратива.

Удешевление и упрощение производства кино — это естественный процесс эволюции кинематографа. Не нужно бояться смартфонизации и бороться с ней. Нужно ее использовать.
Сергей Цысс
Режиссер, художник, основатель компании «Механиум — интерактивные экспонаты для музеев»

Когда речь заходит о смартфонах и кино, я обычно привожу в пример собственное наблюдение, которое я смог сделать за свою довольно долгую карьеру на телевидении и в кино.

Начиная с 90-х годов основным стандартом цифровой съемки был BETACAM, это такие огромные камеры с длинными объективами, которые, сгибаясь под их тяжестью, носили телеоператоры. Запись там велась на кассеты, монтировалось все с помощью прямой склейки с двух плееров на мастер-рекордер. Ни о каких спецэффектах речи не шло, главное было физически собрать из кусочков видео, а со звуком уложиться в четыре дорожки. Стоимость базового съемочно-монтажного комплекта BETACAM доходила до нескольких сотен тысяч долларов. Комплект аналогичной цифровой киноаппаратуры мог стоить уже миллионы.

Прошло чуть больше десяти лет... Теперь мы в кармане носим смартфоны, позволяющие снимать видео с качеством в пять раз лучше, чем BETACAM и сравнимым с кино. При стоимости в пару сотен долларов, смартфон представляет собой полностью закрытый цикл продакшена, от съемок до монтажа высочайшего качества. Флагманы Apple и Samsung умеют снимать в форматах видео достаточных для кинопоказов в больших залах.

В каком-то смысле, единственное, что отделяет нас от премии «Оскар» в наше время, это мы сами. Наш талант, трудолюбие, умение рассказывать истории и снимать кино, так как все остальное уже лежит в вашем кармане в виде волшебного смартфона! Так что, с моей точки зрения, удешевление и упрощение производства кино, это естественный процесс эволюции кинематографа. Не нужно бояться смартфонизации и бороться с ней. Нужно ее использовать.

Под влиянием технологий кино, конечно, будет меняться, новые форматы будут появляться и исчезать, а искусство останется!
Роман Дорофеев
Директор по кинопрокату телевизионного агентства «Русский репортаж»

Безусловно, в связи с появлением большого количества гаджетов, кино будет появляться и там, но это абсолютно не значит, что оно уйдет окончательно в смартфоны. Давайте заглянем в историю: кино, несмотря на кажущуюся простоту и дешевизну, дело очень дорогое, и обеспечить качественный кинопоказ стоит немалых средств. Вспомним прошлое: помимо качественных показов с 35 мм в кинотеатрах существовали: показы фильмов по ТВ, показы с «узкой» пленки 16 мм и даже такое явление, как диафильмы. Затем началась эпоха видео: VHS, DVD, BD. Все это существенно экономило стоимость кинопоказа и расширяло аудитории, позволяло большему количеству зрителей увидеть фильм. Примерно те же явления происходят и сейчас: кино вышло в интернет: VOD, показы в самолетах и так далее.

Количество контента в связи с переходом на «цифру» резко увеличилось. Для продвижения используется тот же интернет. Уже целые поколения людей, особенно живущих в отдаленных населенных пунктах, не знают, что такое ходить в кино, и не готовы тратить деньги на это. И все же, прослойка зрителей, предпочитающих смотреть кино на большом экране, велика: тому доказательство — бесчисленное количество кинофестивалей, открывающихся каждый год. Наша компания занимается выпуском отличающегося от мейнстрима контента, хотя у нас есть и кино для широкого проката, и я часто ловлю себя на мысли, что некоторые наши фильмы просто необходимо смотреть в кинотеатре.

11 апреля мы выпустили фантастический триллер «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в главной роли, фильм не стали отдавать на Каннский кинофестиваль именно из-за того, что не были «отшлифованы» спецэффекты, уверен, что лишь на большом экране можно будет оценить не только актерскую игру звезд мирового кино (в фильме также играют Жюльет Бинош и Миа Гот), но и всю палитру спецэффектов, над которыми трудилась режиссер Клер Дени в течение столь долгого времени. Следующий наш релиз «Золотая перчатка» сравнивают с «Домом, который построил Джек» Ларса фон Триера, смотреть такое кино лучше подготовленным и именно в кинозале, чтобы наблюдать за реакцией зрителя, ведь это вдвойне интересно! Но если такой возможности нет, можно посмотреть и дома, равнодушным точно никто не останется.

В любом случае, что бы ни делал Netflix или другие интернет-сервисы, кино останется в кинотеатре, изменяться могут только его объемы. И грамотное репертуарное планирование, постановка альтернативного контента, работа на разную аудиторию, в том числе и возрастную, позволит сохранить площадки и удержаться на плаву. Увы, не все кинотеатры это понимают, работают по принципу «ставим только блокбастеры — они лучше всего собирают». Именно такая политика снижает посещаемость и снижает интерес к площадке, и тут подключаются конкуренты. Под влиянием технологий кино, конечно, будет меняться, новые форматы будут появляться и исчезать, а искусство останется!

Это тоже интересно: