Единственный в мире бесплатный «гаджет-инкубатор», открытый для всех

Сайт-словарь англоязычного сленга «Urban Dictionary» расшифровывает понятие DIY (do-it-yourself) как принцип, при котором человек не покупает готовый и созданный производителем продукт, а разрабатывает его самостоятельно. По идее под этот термин попадает что угодно – от вязания и художественного выжигания до воплощения в жизнь идей в сфере сложной электроники. Последнее было крайне распространено в СССР – энтузиастов всячески подстегивали увлекательные статьи в журналах вроде «Радио» или «Техника молодежи». Не отставали и специализированные магазины типа «Сделай сам», где граждане самозабвенно выискивали детали. В том числе, для хитроумных электронных поделок.

В 21 веке «народное творчество» в сфере IT вышло на принципиально новый уровень: фактически у любого энтузиаста-самоучки или группы любителей электроники появился шанс глобально заявить о своих идеях, получить финансирование, создать прототип и даже наладить серийное производство. Это стало возможным благодаря так называемому принципу клаудкрафтинга, когда на сайте вроде Kickstarter можно рассказать миллионам людей о своем проекте и собрать «с миру по нитке» деньги на его реализацию.

К сожалению, в действительности все не так просто. Например, для массового увлечения собственной разработкой устройств «технарям» нужны определенные условия. Посмотрите на тот же Kickstarter – много ли там российских проектов по созданию мобильных да и вообще каких-либо гаджетов? Их можно пересчитать по пальцам одной руки – отечественные умы в лучшем случае массово занимаются нетривиальным софтом и онлайн-сервисами.

И дело даже не в том, что в России нет талантливых разработчиков «железа». Скорее, нет условий. До банального: ожидание доставки из Китая комплектующих для сборки прототипов способно растянуться на долгие месяцы. А в России попросту нет собственной конкурентоспособной элементной базы. Не говоря о практически полном отсутствии соотечественников, готовых поделиться опытом разработки устройств, указать на ошибки и дать дельный совет.

Например, в США огромное влияние на DIY-культуру оказало развитие и повсеместное распространение хакерспейсов – грубо говоря, взрослых аналогов популярных в советское время, да и сейчас сохранившихся центров технического творчества учащихся. В хакерспейсах есть все условия для появления на свет оригинальных электронных устройств, а опытные специалисты всегда готовы прийти на помощь новичкам. А теперь подумайте, где будут лучше обстоять дела с развитием любительских проектов электроники – в США с двумя сотнями или России с менее чем одним десятком подобных центров? Хотя есть страны с еще более плачевным положением – если вы живете в Казахстане, Грузии или на острове Мадагаскар, самостоятельно развивать навыки «технаря» получится, кажется, только с помощью интернета.

Помощь пришла со стороны тайваньского чипмейкера MediaTek, который в сентябре 2014 года запустил проект MediaTek Labs. Для тех, кто не в курсе: компания MediaTek – второй по величине в мире разработчик чипсетов для смартфонов. За один только 2013 год в мире было собрано свыше 200 миллионов смартфонов с MediaTek на борту. А буквально на днях MediaTek получила от Глобального Полупроводникового Альянса (Global Semiconductor Alliance) престижную награду «Самый выдающийся производитель полупроводников в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

В свою очередь, MediaTek Labs – глобальная инициатива, в рамках которой объединяются самые разные люди – от любителей до профессионалов – с целью создания устройств в области носимой электроники и интернета вещей. Проект стирает географические препятствия – физические расстояния между членами одной команды больше не имеют значения. Участие в огромном международном сообществе не требует никаких взносов или иной оплаты – стать участником MediaTek Labs может любой энтузиаст. И абсолютно бесплатно. Нужно, разве что, знание английского хотя бы на базовом уровне для общения с многонациональными участниками «техноинкубатора».

Прошло всего три месяца с момента запуска проекта, а в нем уже зарегистрировалось несколько тысяч участников. Члены сообщества из Восточной Европы и России составляют, по меньшей мере, пятую часть всех резидентов инкубатора.

По сути, MediaTek Labs представляет собой уникальную социальную сеть, которая позволяет энтузиастам-инженерам работать со своими идеями «под ключ»: обсуждать проекты, получать квалифицированную помощь IT-гуру, даже находить инвесторов и партнеров по серийному производству разработанных устройств. На форумах MediaTek Labs в обсуждениях активно участвуют инженеры MediaTek, а также поставщики комплектующих, представители дизайн-хаусов, сборочных производств и других участников рынка портативной электроники . В итоге даже новичок-энтузиаст может получить полную поддержку в информационном, а в перспективе и в производственно-финансовом плане.

Скажем больше – для того, чтобы присоединиться к инкубатору, вы можете вообще не обладать специализированными знаниями и техническими навыками и не уметь программировать. Главное, чтобы у вас была действительно оригинальная и, желательно, проработанная идея. Ведь в IT зачастую именно носитель идеи направляет помощников-технарей в нужную сторону и точно знает, каким должен получиться итоговый продукт. MediaTek Labs и его интернет-формат позволяют быстро и без особенных затрат собрать виртуальную международную команду, где специалисты будут успешно дополнять друг друга. Один участник будет «шарить» в создании прототипов, второй отладит программную составляющую, третий займется проектированием и 3D-моделированием.

Однако одними лишь умениями и навыками не обойтись. MediaTek позаботилась о том, чтобы участники «техноинкубатора» имели вполне осязаемую возможность создавать рабочие прототипы задуманных устройств. Компания изначально обеспечила проект готовым аппаратно-программным комплексом под названием MediaTek LinkIt. Одна из его главных составляющих – аппаратная платформа LinkIt Hardware Development Kit, которая предлагает разработчикам готовое базовое «железо». На данный момент это LinkIt ONE – инженерная плата с самым крохотным в мире коммерческим чипсетом MediaTek Aster (MT2502) с модулями Wi-Fi (MT5931) и GPS (MT3332).

Участникам программы предоставляют сведения обо всех совместимых и поддерживаемых компонентах и датчиках, чтобы максимально упростить и ускорить создание прототипов устройств. LinkIt ONE предоставляется не бесплатно – цена комплекта разработчика составляет $79.

Интересно, что при изучении подхода MediaTek невольно вспоминается ситуация с компьютерами в 1980-х годах в СССР. Тогда было практически невозможно найти готовый ПК в продаже. Зато гражданам предлагали готовые инженерные платы со всеми необходимыми комплектующими для создания десктопов на архитектуре ZX-Spectrum.

Существовали даже журналы «Радиолюбитель» и «ZX-Ревю», в которых обсуждались и приводились усовершенствованные схемы. Получается, MediaTek «доводит до ума» советскую идею сообщества «технарей-энтузиастов», переведя ее в интернет и дав возможность не ограничиваться единичными экземплярами, а воплотить наиболее удачные модели в серийном выпуске.

Важно отметить, что LinkIt ONE – дебютный и далеко не последний пример платформы для MediaTek Labs, которую на основе референсного дизайна от MediaTek доработала и выпустила компания Seeed Studio. Эта организация – легенда среди DIY-разработчиков, один из «столпов» в сфере электроники и «железных» компонентов для энтузиастов-электронщиков. В будущем участникам MediaTek Labs планируется предложить и другие варианты аппаратных комплектов разработчиков.

Конечно, «бездушная» плата само по себе бесполезна, поэтому MediaTek сразу предлагает воспользоваться операционной системой MediaTek LinkIt OS, специально разработанной для носимой электроники и гаджетов. Прибавляем к этому всевозможные плагины, программные библиотеки, подробную техническую документацию – все это бесплатно доступно участникам техноинкубатора. Получаем настоящий «рай» для любого разработчика, которому не придется выискивать по разным форумам крупицы знаний и жалеть о трате грандиозного количества времени (а порой и денег) на набивание собственных «шишек».

У других производителей чипсетов для мобильных устройств – компаний Intel, Samsung и Qualcomm тоже есть свои программы по развитию направлений разработки носимых гаджетов и «интернета вещей». Проблема в том, что почти в 100% случаев это проекты - «закрытые клубы», и к сотрудничеству по разработке привлекаются либо крупные компании-партнеры, либо студенты соответствующих инженерных и IT-специальностей. Все логично – первые занимаются разработкой устройств в промышленном масштабе, а вторых впоследствии можно взять себе на работу.

Только вот о тысячах «разработчиков-одиночек» никто, кроме MediaTek до сих пор не подумал. И пока даже близко не видно аналогичных открытых проектов, которые давали бы раскрыться потенциалу отдельных энтузиастов или «виртуальных» международных любительских коллективов гаджетостроения без требования отдать 90% акций будущей компании. Так что следите за новостями – в скором времени вы наверняка узнаете о первых многообещающих проектах «инкубатора» с бесплатной регистрацией MediaTek Labs (labs.mediatek.com).