Изучаем преимущества 64-битных процессоров на примере MT6752 в смартфоне Lenovo P70

MediaTek – один из немногих мобильных чипмейкеров, располагающий завершенной линейкой чипсетов с 64-битными процессорами. В арсенале тайваньского разработчика решения начального уровня (четырехъядерные MediaTek MT6732 и MT6735), среднего (восьмиядерные MediaTek MT6752 и MT6753) и топового (восьмиядерный MediaTek MT6795).

В феврале 2015 года в России в продажу поступил смартфон Lenovo P70, который примечателен не только батареей на 4 000 мАч, но и наличием 64-битного восьмиядерного процессора с ядрами ARM Cortex-A53. На нашем сайте уже публиковался отдельный обзор модели, а также сравнение автономности с другими долгоиграющими смартфонами. Настало время сосредоточиться на производительности и узнать, насколько оправдано использование 64-битных процессоров в сравнении с 32-битными.

MediaTek MT6752 – первый чипсет MediaTek с 64-битным процессором для смартфонов среднего класса. Чипсет включает восемь ядер одинаковой архитектуры, а также интегрированный LTE-модем, что становится все более актуальным вместе с развитием 4G-сетей в России.

Общее для восьмиядерных чипсетов MediaTek фирменное наименование True8Core отражает именно этот ключевой принцип – все восемь ядер могут работать вместе. В 2014 году первым представителем True8Core стал MediaTek MT6592, подход реализовали в пику псевдовосьмиядерным процессорам других чипмейкеров. В таких платформах использовалась упрощенная версия концепции ARM big.LITTLE с четырьмя «малыми» ядрами и столькими же «мощными». Проблема в том, что все восемь ядер не могли работать одновременно, поэтому, по сути, потребителям давали два не «пересекающихся» процессора в одном смартфоне. Именно возможность работы всех восьми ядер одновременно выгодно отличала MT6592 от конкурентов – в такой конфигурации наиболее ресурсоемкие задачи давались ему значительно проще. MediaTek MT6752 – прямой преемник MT6592, получивший актуальные 64-битные ядра ARM Cortex-A53.

Практика в бенчмарках

С точки зрения обычного пользователя важнее всего то, что ядра архитектуры ARM Cortex-A53 предлагают «существенно более высокую производительность» – так утверждает сама ARM. С другой стороны, 64-битные ядра ARM Cortex-A53 в равной степени совместимы с 32-битными приложениями. Что и было подтверждено на практике – из полусотни топовых приложений Google Play все программы нормально установились и работали в Lenovo P70.

Возвращаясь к мощности – ARM приводит следующее наглядное сравнение в веб-серфинге, мультимедиа и вычислении целого числа. ARM Cortex-A53 производительнее популярных процессоров с ядрами Cortex-A7. Причем это касается не только работы в реальных устройствах, но и «лабораторных» сравнений с искусственной установкой одинаковой частоты.

На примере Lenovo P70 с MediaTek MT6752 у нас есть возможность на практике узнать, насколько 64-битный восьмиядерный процессор ARM Cortex-A53 производительнее 32-битного с аналогичным количеством ядер Cortex-A7. Для сравнения был взят смартфон на базе MediaTek MT6592, также с HD-разрешением экрана и 2 Гб ОЗУ, чтобы обеспечить максимально объективное тестирование. Отметим, что в обоих случаях используется фирменная технология MediaTek CorePilot, которая в соответствии со сложностью задачи индивидуально подбирает не только количество задействованных ядер, но и частоту каждого из них. Главная цель заключается в достижении существенной экономии энергии при сохранении максимальной производительности чипсета.

Приведенные бенчмарки направлены на измерение производительности именно процессора, без привлечения мощностей видеочипа. Разница налицо – во всех испытаниях ARM Cortex-A53 опережает предшественника, превосходство составляет от 16% до 45%. Жаль лишь, что CPU Prime Benchmark дает суммарный балл без уточнения результатов одноядерного и многоядерного тестов. Зато такая информация предоставлена в Geekbench 3, который подтверждает масштабируемость итогов. Отдельное ядро ARM Cortex-A53 быстрее Cortex-A7 на 45%, а в многоядерном тесте относительная разница примерно такая же – 42% в пользу 64-битного процессора.

А как же графика?

Конечно, сам по себе даже 64-битный процессор бесполезен без второй важной составляющей – графического чипа. В MediaTek MT6592 использовался четырехъядерный ARM Mali-450 MP4, по нынешним меркам это неплохое решение. В большинстве 3D-игр он без проблем справляется с нагрузкой. Однако в графических бенчмарках, где разработчики совершенно не щадят аппаратную платформу, виден не такой уж большой запас производительности на будущее. Например, в 3DMark Ice Storm Extreme чипсет выдает 17-20 FPS.

Вдобавок Mali-450 MP4 не поддерживает стандарт OpenGL ES 3.0, позволяющий реализовать в мобильных играх самую продвинутую графику. Это отнюдь не принципиально, так как практически все современные игры для мобильных устройств созданы с использованием OpenGL ES 2.0. Однако первые «ласточки» вроде Asphalt 8 уже появились, а в перспективе пары-тройки лет их количество, несомненно, вырастет до десятков примечательных тайтлов.

Компания MediaTek явно действовала с прицелом на будущее, выбрав в качестве видеочипа для MediaTek MT6752 решение ARM Mali-T760 MP2. К слову, Mali-T760 представляет собой семейство самых мощных графических процессоров компании. Например, Mali-T760 MP8 используется в Samsung Galaxy S6. Сама ARM отмечает, что данный продукт изначально «заточен» под наилучшее взаимодействие с 64-битными процессорами и приводит конкретно ARM Cortex-A53 в качестве примера.

Испытания MediaTek MT6752 для демонстрации связки 64-битного процессора и оптимизированного для него видеочипа мы проведем в бенчмарках. Дело в том, что ARM Mali-450 MP4 справляется с основной массой 3D-игр так, что «на глаз» разница с ARM Mali-T760 MP2 практически незаметна. Это нормальная ситуация, ведь в мобильной индустрии потенциал новых топовых видеочипов раскрывается не один и порой даже не два года. Итак, перейдем от слов к делу.

В сценариях 3DMark сразу стало понятно, что MediaTek MT6592 способен на многое – чипсет в тесте Ice Storm Unlimited стабильно удерживал частоту кадров на уровне 50-60 FPS.

«Безлимитный» сценарий работает в HD-разрешении, тогда как настоящий «хардкор» ждал чипсеты в Ice Storm Extreme с картиной Full HD. Здесь 3DMark зафиксировал средние 35 FPS. То есть, в случае реальной игры с такими масштабными сражениями, MediaTek MT6592 обеспечил бы плавный геймплей без подтормаживаний.

В целом графические бенчмарки солидарны – MediaTek MT6752 обеспечивает прирост производительности до 60% по сравнению с парной работой Cortex-A7 и ARM Mali-450 MP4. Хотелось бы особо отметить GFXBench GL Benchmark 3.0. Это один из немногих бенчмарков, который предлагает тест, в том числе, в сценарии с OpenGL ES 3.0. И что самое интересное – GFXBench дает рейтинг сравнения с результатами других смартфонов. Как видим, Lenovo P70 с MediaTek MT6752 не только не уступает, но и превосходит ряд прошлогодних флагманов.

Вывод

MediaTek MT6752 демонстрирует, что 64-битные процессоры ARM Cortex-A53 дают прибавку производительности до 45% по сравнению с 32-битными ARM Cortex-A7. Причем в случае Lenovo P70 речь идет о смартфоне, который по нынешним меркам находится в среднем ценовом диапазоне. И тем самым наглядно показывает, что MediaTek весьма быстро привносит в свои чипсеты перспективные технологии, а партнеры компании оперативно выводят их на рынок в конкретных смартфонах. Первый квартал 2015 года еще даже не закончился, а мы уже знаем – MediaTek со своим чипсетом MediaTek MT6752 серьезно подняла планку производительности смартфонов среднего класса.