Рецензия: Monument Valley

Monument Valley — игра творческого объединения Ustwo. Под этим знаменем объединены дизайнерские студии Лондона, Нью-Йорка и Мальмё: две сотни человек, передовые информационные технологии, сотрудничество с Google, Fujitsu, HTC, Sony, Ebay и еще дюжиной известнейших мировых брендов… Видеоигры для Ustwo — дело десятого порядка, и тем удивительней Monument Valley: образцовое выступление в жанре чистого визуального искусства, блистательная головоломка и «самая красивая игра для iOS-устройств в этом году» (это не мы, это журнал Wired). Если при создании Monument Valley в Ustwo и руководствовались какими-то темными мотивами (опыты по созданию принципиального нового пользовательского интерфейса? Почему бы и нет), нам они неинтересны. Бог с ним, пугающим цифровым будущим — если в процессе экспериментов рождаются такие вещи, мы даже и не против.

Monument Valley — это ожившая лестница Эшера. Мариус Эшер родился в конце позапрошлого века в Голландии и прославился своими экспериментами над визуальным восприятием геометрических объектов. Голландец обожал изображать невозможное: в его графических работах коридоры, архитектурные здания и даже водопады подчинялись причудливым законам перспективы, сплетаясь в необыкновенные сюжеты. От одного взгляда на них мозг впадает в ступор. Эшер вывел понятие оптической иллюзии на абсолютно недосягаемый уровень, превратив детскую забаву в образец высокого искусства... а Monument Valley пошла еще дальше, вдохнув в его графику жизнь.

Каждый из десяти уровней игры — фирменный эшеровский лабиринт, существующий вопреки всем законам логики и геометрии. Задача игрока — провести по нему девушку Иду, манипулируя объектами и пространством. Все два часа, что длится Monument Valley, рассудок пребывает в восхищенно-растерянном состоянии. Как все это работает и почему работает вообще — непонятно; но как же изящны и безупречны все эти невозможности! Как раз тот случай, когда мы безумно рады обмануться: казалось бы, вся логика Эшера строится на том, что статическая картинка под определенным углом зрения выглядит не тем, чем является на самом деле. Тут же картинка приходит в движение — мы сами приводим ее в движение! — а лестницы все так же меняют перспективу, тропинки на глазах переворачиваются вверх ногами, а стены превращаются то в пол, то в потолок.

Более того: все конструкции в игре трехмерны, нам то и дело приходится вращать все это великолепие в разные стороны — и всякий раз результат непредсказуем. Редкий человек способен прерваться и не пройти Monument Valley в один присест: степень удивления и необычности происходящего столь велика, что останавливаться нет никакого желания. Но Monument Valley — это не просто дизайн ради дизайна, здесь живет сложная и запутанная история о потерянном мире, его изменившихся жителях и принцессе, которую игра почему-то зовет воровкой. Интересно? Не то слово! Виданное ли дело — игра без врагов, препятствий и возможности потерпеть поражение цепляет не хуже любого дорого блокбастера.

Пока что Monument Valley — эксклюзив для iOS-устройств, однако авторы намекают, что при определенном пользовательском интересе готовы портировать игру и на другие платформы. Учитывая то, что игра уже почти две недели не сходит с первого места в топе платных приложений, все вопросы об интересе, кажется, отпали сами собой.

iOS 6.0, для iPhone, iPad и iPod Touch, 129 руб.

Читайте о мобильных приложениях в нашем разделе APPS. Новые материалы — каждый день.