Мощная зеркалка Canon 5D Mark II

Компания Canon достаточно долго вынашивала новую фотокамеру, которая должна была придти на смену популярной модели EOS 5D, всячески подогревала к ней интерес, заставляя фотографов гадать, как же она будет называться. И, наконец, камера появилась таким же названием, как у предшественницы, к которому добавилась традиционная для топовых моделей приставка. Получилось — EOS 5D Mark II.

По сравнению с предшественницей новинка сделала три гигантских скачка в развитии: разрешение матрицы увеличилось с 12 до 21 Мпикс (как в топовой модели Canon EOS-1Ds Mark III), появился режим LiveView (впервые для зеркалок такого высокого уровня) и камера обрела способность записывать видео, в том числе, в HD-формате.

Возможность съемки видео, да еще в формате высокой четкости — заманчивая возможность, заметно расширяющая творческие горизонты фотографа. Например, на событийно-репортажную съемку (свадьба, юбилей) профессионалу больше не нужно брать две камеры для съемки фото и видео — теперь достаточно одной. То есть, с 5D Mark II самые интересные моменты, которые смотрятся только в движении, можно легко запечатлеть на видео и опять вернуться к фотосъемке, не меняя камеру.

Функциональность

Новый CMOS-сенсор, установленный в 5D Mark II, обладает разрешением 21 Мпикс и оснащен долгожданной системой удаления пыли, которой очень не хватало в EOS 5D.

Многим фотографам может показаться, что матрица с разрешением 21 Мпикс — это избыточность, поскольку для большинства сюжетов, особенно репортажных, вполне хватает и 10—12 Мпикс, а 21-мегапиксельные снимки если и нужны, то только при студийной съемке сюжетов, которые будут печататься на больших площадях с высоким разрешением (постеры, плакаты, наружная реклама).

Но матрица с высоким разрешением может быть весьма полезна и при репортажной съемке, когда нет времени на построение кадра или возможности снимать с необходимым увеличением. Сделав самое главное — зафиксировав важное мгновение на большом снимке, фотограф затем сможет весьма сильно его скадрировать, получив репортажный кадр, аналогичный снятому, например, 12-мегапиксельной камерой. Если же ему точно не нужны кадры с полным разрешением, он может воспользоваться появившимися в 5D Mark II форматами записи sRAW1 (10 Мпикс) и sRAW2 (5,2 Мпикс).

Но все же, камера 5D Mark II не является репортажной — это скорее студийная модель, что подтверждается невысокой максимальной скоростью серийной съемки — 3,9 кадра/с (длина серии составляет до 78 кадров при записи в JPEG с максимальным качеством). Впрочем, во время турпоездки в места, насыщенные красивыми пейзажами и архитектурными памятниками, камера позволит запечатлеть гораздо больше визуальной информации, чем, например, камеры с разрешением 12—15 Мпикс.

В 5D Mark II установлен ЖК-дисплей с размером 3 дюйма по диагонали и разрешением 920 тыс. пикселей. Теперь этот уровень разрешения стал новым стандартом де-факто для профессиональных моделей, т.к. позволяет достаточно точно оценивать не только экспозицию, но и четкость снимков, что особенно важно при творческой съемке с малой ГРИП (портретная съемка, макросъемка).

Еще одна дань «моде» — статусный экран. Это состояние основного ЖК-экрана, при котором на нем крупными символами отображены все важные параметры съемки. Впрочем, из информационного состояния можно легко перейти к управлению этими параметрами.

Функция Live View в 5D Mark II реализована таким образом, что экспозамер и автофокусировка выполняются при помощи основного сенсора, поэтому нет необходимости опускать зеркало в промежутках между съемкой. Это существенно сокращает реакцию камеры, а также уменьшает производимый ею шум. Это может пригодиться, например, при съемке в театре. Для более точного контроля снимаемого сюжета в режиме Live View действует функция увеличения изображения.

Видеозапись включается нажатием всего двух кнопок. Нажатие на первую, расположенную слева от видоискателя, подготавливает камеру — осуществляется предварительный подъем зеркала и становятся возможными визирование по ЖК-экрану и автофокусировка. Непосредственно запись видео включается нажатием кнопки SET, расположенной в центре заднего управляющего колеса.




В обычных режимах съемки (с визированием через видоискатель), для автофокусировки используются 9 основных и 6 вспомогательных (невидимых) точек, занимающих промежуточные положения между основными.




Более высокие качество (тональную и цветовую передачу) и скорость обработки обеспечивает установленный в 5D Mark II новый процессор DIGIC 4, поддерживающий 14-битное аналого-цифровое преобразование. Использование режима Highlight Tone Priority позволяет дополнительно улучшить передачу светлых оттенков изображения.


Стандартный диапазон чувствительности у 5D Mark II простирается от 100 до 6400 ISO, где значение может меняться с шагом 1/3 EV. Кроме того, диапазон может быть дополнительно расширен вниз до 50 ISO (L) и вверх — до 12800 ISO (H1) и 25600 (H2) ISO. Это значительно расширяет возможности фотографа при съемке сюжетов с очень высоким и очень низким уровнем освещения.


Среди продвинутых возможностей камеры, обеспечивающих получение стабильно высоких результатов, стоит также упомянуть функцию запоминания камерой индивидуальных настроек автофокусировки для 20 сменных объективов. Это практически исключает такие ошибки автофокусировки, как фронт-фокус и бэк-фокус.

Дизайн и управление

Корпус камеры по сравнению с предшественницей претерпел несущественные изменения, так что фотографам, переходящим с 5D на 5D Mark II практически не придется привыкать к ней. Основа конструкции, по-прежнему, — шасси, изготовленное из магниевого сплава. Внешняя оболочка выполнена из пластика, а выступ для правой руки имеет резиновое покрытие.




Сохранив внешний вид, новинка, тем не менее, стала более полно соответствовать профессиональным требованиям в области пыле- и влагозащиты — все крышки отсеков теперь имеют специальные уплотнения. Штатным объективом, входящим в «китовую» комплектацию остался объектив EF24-105mm f/4L IS USM.




Этот комплект весит около 1,5 кг, что в глазах профессионала является плюсом, поскольку за счет инертности снижается вероятность сотрясения камеры. В сочетании с системой оптической стабилизации, применяемой практически во всех современных профессиональных объективах (и в штатном тоже), большая масса камеры и объектива повышают вероятность получения четких, несмазанных кадров.




Батарейный блок для 5D Mark II — это самостоятельный элемент конструкции, приобретаемый отдельно. Отсоединяемый блок обычно дает больше гибкости, потому что в некоторых ситуациях удобнее работать с компактным вариантом (например, когда приходится много передвигаться или снимать с рук). Но не меньше ситуаций когда батарейный блок, наоборот, полезен. Причем часто он нужен для придания камере большей солидности в глазах клиентов. Также он обеспечивает гибкость в выборе элементов питания и наращивания емкости батарей, а следовательно, — повышает длительность съемки без подзарядки.




В Canon 5D Mark II батарейный блок предусматривает установку двух стандартных литий-ионных аккумулятора или шести пальчиковых аккумуляторов/батареек. Помимо большей емкости, такой вариант способен продлить время съемки на морозе, поскольку никель-металлгидридные аккумуляторы на холоде теряют емкость немного меньше, чем литиевые.




Вероятно, что из-за несколько угловатой формы и большой толщины основания батарейного блока, Canon 5D Mark II «в сборе» некоторым пользователям покажется менее удобным, чем ручки монолитных топовых камер. Но, думаю, что фотографам с длинными пальцами он как раз понравится, как более ухватистый и удобный.




Некоторые органы управления Canon 5D Mark II, несмотря на их традиционность, вызывают двоякие чувства. Так рычажок включения камеры расположен в самом низу корпуса и переключается туговато. С одной стороны, это исключает случайное выключение или включение камеры и управляющего диска, но с другой — это снижает оперативность перевода камеры в рабочее состояние, что может оказаться критичным, когда интересный сюжет возник неожиданно.

Например, в зеркальных камерах Nikon, и в частности, в
, включение питания выполняется рычажком, совмещенным с кнопкой спуска затвора.




Мультиселектор, выполненный в виде джойстика, имеет несколько назначений. Параллельно с задним управляющим диском он применяется для навигации по меню, но может быть запрограммирован на выбор точки фокусировки, а также для перевода статусного экрана в режим Quick Control. Этот режим предоставляет быстрый и удобный доступ ко всем важным настройкам, отображаемым на статусном экране.




Большое управляющее колесо на Canon 5D Mark II удобнее мультиселектора при навигации по меню, но особенно — когда оно используется для пролистывания сделанных снимков. Также оно участвует в изменении примерно половины настроек параметров съемки.




Изменение большинства важных настроек в Canon 5D Mark II организовано при помощи четырех кнопок в сочетании с передним и задним управляющими дисками, что позволяет изменять восемь параметров: каждая из кнопок отвечает за два параметра.




Традиционный селекторный диск, расположенный слева от пентапризмы, позволяет быстро переключиться в нужный режим. Правда, это требует и повышенной бдительности, поскольку существует вероятность, что при доставании камеры из сумки диск будет сдвинут в нежелательное положение, что может привести практически к потере снимков. Конкурентное решение, применяемое, в частности, в топовой зеркалке
, исключает такую вероятность, но оно не столь оперативно.


На селекторном диске имеются позиции для четырех традиционных творческих режимов (P/A/S/M), а также для ручной съемки с длинными выдержками (Bulb, B). Имеются здесь три позиции для запоминания пользовательских настроек (C1, C2, C3), а кроме того — два режима, которые будут полезны фотографу, еще плохо знакомому с камерой. Это «Зеленая зона» — автоматический режим (с такой интересной особенностью новой камеры, как возможность съемки в RAW), и творческий авторежим (CA), позволяющий в наглядной форме управлять такими параметрами как ГРИП (изменением значения диафрагмы) и экспокоррекция (особенно полезно при съемке в «темном ключе» и «светлом ключе»).




Для обмена данными в 5D Mark II имеется три интерфейса, размещенных на левом боку камеры под одной из резиновых заглушек: AV-выход, USB и HDMI. Под второй заглушкой находятся синхроконтакт для управления внешними вспышками, гнездо подключения электронного тросика спуска затвора и гнездо микрофонного входа, полезное при записи видео.




Отсек для карт памяти расположен на правой боковине под сдвижной крышкой, у которой отсутствуют специальные средства фиксации.




Аккумуляторный отсек находится снизу. Его крышка держится на подпружиненной оси, которая предусматривает быстрое отсоединение крышки от корпуса при установке батарейного блока.




Смотрите на второй странице:

- Мнение
- Качество съемки
- Резюме


%%%



Мнение



Ольга, 23 года, фотограф.
Присматривается к профессиональной фотокамере.

«Пятерку» я собиралась покупать в любом случае, потому что она видится мне самой логичной заменой полупрофессиональной камере, которая сейчас есть у меня (Canon EOS 30D). И ждать, что эта камера вдруг неожиданно окажется какой-то очень плохой, было бы нелепо.

Что касается эргономики, то я не заметила особых изменений по сравнению с той же 30D. Кто имел дело с Canon — освоится почти сразу. Меню организовано несколько лучше. В целом сказать, насколько в плане эргономики 5D Mark II хороша — сложно, ибо могу сравнивать только с «младшей» моделью.

По поводу чего я была не в курсе — что фотоаппараты с полноразмерной матрицей не совместимы с объективами EF-S из-за конструктивных особенностей последних. Так что поснимать имеющейся в наличии «Сигмой» не вышло. Хотя вполне ясно, что, покупая себе камеру такого уровня, размениваться на Sigma и Tamron не то, чтобы глупо — просто странно. Конечно, лучше с 5D Mark II использовать «родные» объективы.

Еще в 5D Mark II нет встроенной вспышки — это тоже не бог весть какой минус, все-таки камера для профессиональной работы, и тут никто не будет использовать встроенную вспышку. Но все же такие камеры покупаются не только профессионалами или матерыми любителями, а и простыми богатыми фанатами техники (а порой и в подарок) — для них это станет неприятным сюрпризом.

Очень понравилась светочувствительность до 6400 ISO, на которой, к тому же, вполне можно снимать без ужасных шумов. Нет, конечно шумы видны, но не настолько, чтобы отказаться от съемки вообще. А на 3200 ISO 5D Mark II и вовсе шумит весьма слабо. Это просто подарок для репортажного фотографа в ситуации, когда либо нельзя использовать вспышку, либо не хочется ее использовать, чтобы максимально отразить атмосферу.

Динамический диапазон очень широк на глаз. Чисто визуально картинка выглядит иначе — нет жестких провалов в тенях, переход между оттенками цвета более плавный. Цветопередача хорошая.

Фокусируется быстро — сравнивалось, например, с той же 30D. С одним и тем же объективом они показали себя совсем по-разному, и совсем не в пользу «младшей» модели.

Наличие функции видеосъемки особо не тронуло. Сама снимать видео, понятно, толком не умею, но то что у меня вышло — совсем уж непрезентабельно, очень уж трудно фокусироваться. К тому же очень «толстый» формат. Вообще не слишком понятно, зачем тут видео.

Вердикт: В целом, конечно, прекрасная камера, но для каких-то серьезных оценок у меня было слишком мало времени. Но, по крайней мере, за те счастливые часы явных причин не покупать Mark II я не увидела.

Качество съемки

При съемке пейзажей камера демонстрирует точную цветопередачу и широкий динамический диапазон — потери деталей в тенях и светах если и имеются, то очень незначительные. Детализация находится на очень высоком уровне. Оговорюсь, что не рассматриваю области на краях снимка, где существенную погрешность вносит установленный объектив. Но зеркальные камеры тем и хороши, что можно выбрать более качественный и наиболее подходящий для конкретной задачи объектив.








Студийный натюрморт, снятый с чувствительностью 800 ISO демонстрирует высокий уровень детализации и практическое отсутствие шумов.





На снимках натюрмортов видно, что камера обеспечивает очень высокий уровень детализации и, в зависимости от выбранного значения диафрагмы, можно получить самые разные эффекты, экспериментируя с глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).








При макросъемке камера позволяет получать снимки с малой ГРИП и очень плавной передачей полутонов в зоне нерезкости.




Портретные снимки характеризуются правильной, естественной цветопередачей — автоматика не испытывает затруднений даже при съемке в достаточно плотной тени. Полноразмерная матрица дает возможность даже на достаточно прикрытой диафрагме (F5.6) получить малую глубину резкости, что позволяет сделать акцент на отдельных чертах лица (обычно это глаза).





Что касается по-настоящему рабочего диапазона светочувствительности, то он простирается вплоть до 3200 ISO, а при необходимости можно использовать и более высокие значения, вплоть до 6400 ISO. Режимы H1 (12800 ISO) и H1 (25600 ISO) следует применять, на мой взгляд, только когда другого решения нет.


Снято с чувствительностью 1250 ISO



Снято с чувствительностью 2500 ISO



Снято с чувствительностью 3200 ISO





Дополнительные снимки:





Резюме

Зеркальная камера Canon EOS 5D Mark II, сравнявшись по разрешению матрицы с топовой моделью Canon EOS 1Ds Mark III, превосходит ее по ряду характеристик. Так в 5D Mark II установлен более современный процессор (Digic 4), ЖК-экран имеет в три раза более высокое разрешение (920 тыс. пикселей), имеются удобный режим LiveView и возможность записи видео в высоком разрешении (HD). И при этом Canon EOS 5D Mark II+Kit стоит значительно дешевле (около 130 тыс. руб).

Если же добавить к сказанному то, что у зеркалки
Canon EOS 5D Mark II отсоединяемый батарейный блок, что повышает гибкость применения камеры, то становится ясно, что эта модель является более реальным и желанным претендентом на покупку для очень многих фотографов, собирающихся приобрести профессиональную зеркальную камеру.

Антон tonyss Шарапов