Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 сентября 2015, Источник: Hi-Tech.Mail.Ru

Меняем SIM-карту: все не так-то просто

Запуск в Москве всеми тремя операторами сервиса оплаты проезда в общественном транспорте с помощью смартфона вызвал рост числа желающих поменять свои SIM-карты. Дело в том, что услуга требует для своей работы не только поддержки NFC в смартфоне, но и специальной NFC-SIM-карты.

Нет, конечно, в «симку» не встроена антенна, да и смысла в этом нет, ведь корпус смартфона и печатные платы экранировали бы эту самую антенну и ничего бы не получилось. Однако в ней «зашито» приложение, которое обеспечивает безопасность транзакций и, собственно, реализует саму процедуру авторизации и списания средств со счета. Напомним, в итоге у вас получается самая что ни на есть обычная «Тройка», но эмулируемая смартфоном с помощью его NFC-модуля. Примерно так же, как работает NFC HCE (Host Card Emulation) для эмуляции бесконтактных банковских карт Visa Paywave и Mastercard Paypass.

В общем, без замены SIM-карты не обойтись, но все оказалось не так просто. Отправившись в ближайший салон оператора, многие абоненты внезапно выясняли, что для них «симки» нет, а есть она неизвестно где, например, на другом конце города.

Как такое может быть? Это же всего лишь SIM-карта! Они же все одинаковые!

На самом деле все не так просто.

Дело в самом устройстве сотовой сети стандарта GSM (а в 3G и LTE ради обратной совместимости используется аналогичная система авторизации). Если не вдаваться глубоко в технические подробности, то данные о соответствии SIM-карт и абонентских номеров хранятся в базе данных, которая называется HLR — Home Location Registry. Вопреки распространенному мнению, в самой SIM-карте номер абонента не содержится, в ней есть только IMSI (International Mobile Subscriber Identity) и ключи шифрования, а номер, который по-научному называется MSISDN (Mobile Subscriber Integrated Services Digital Number), присваивается при регистрации в сети.

Так вот, у крупных операторов HLR может быть несколько: это делается из принципа «не класть все яйца в одну корзину», причем они могут даже физически находиться на разных площадках. Соответственно, данные о разных SIM-картах хранятся в разных базах, и данные о разных абонентах хранятся тоже в разных базах. При подключении нового абонента разницы особенной нет. Но когда абонент уже существует и обслуживается в сети, то данные о нем содержатся в определенном HLR, и если нужно поменять SIM-карту, то нужно, чтобы новая SIM-карта тоже приписана к этому же HLR. Вот и получается, что разным абонентам можно выдать разные SIM-карты: в этом случае для активации новой «симки» достаточно поменять значение пары полей в базе данных. Теоретически, конечно, можно перенести данные и в другой HLR, но это сложнее: операторы предпочитают завозить в свои офисы SIM-карты разных сортов. Ну, и дальше ситуация развивается по обычным законам логистики: куда-то завезли больше, куда-то меньше, где-то разобрали одни, где-то другие, вот и получается своего рода «дефицит».

Источники сообщили Hi-Tech.Mail.Ru, что на всех операторов сейчас есть всего 24 000 необходимых SIM-карт. «Большая тройка» операторов опровергает эти данные, но уточнять число доступных NFC-SIM-карт никто из них не стал

У «МегаФона», кстати, можно прямо на сайте проверить, к какому HLR относится ваша SIM-карта: http://moscow.megafon.ru/corporate/help/hlr/. Соответственно, затем можно позвонить в нужный салон и проверить, есть ли такие в наличии. Правда, относительно ситуации с NFC-оплатой пресс-служба московского «МегаФона» уверяет, что SIM-карты с поддержкой NFC для всей номерной емкости МегаФона доставлены в салоны более недели назад. «Никаких проблем с доступностью таких сим-карт нет и не было», — предлагают в компании не верить глазам своим. «Когда клиент просит поменять симку, ему должны найти NFC SIM с таким же HLR. У нас в собственных офисах есть симки под любой наш HLR — готовы принять всех :)», — вторит пресс-служба «Билайна»

А у вас возникали проблемы с заменой SIM-карты? Расскажите нам в комментариях.

Комментарии
118
Роман Тихонов
Пришел в салон МТС, симку заменили с поддержкой NFC, без всяких разводов на доп услуги типа "мтс visa card". Пришло смс с короткого номера на активацию мобильного билета - подключил. По инструкции МТС отключил S beam (android beam). Вот только оплатить телефоном проезд так и не получается. Телефон Samsung galaxy s3 - в списке поддерживаемых есть. NFC на телефоне у меня всё читает и записывает (тройки, ТАТ), а на терминале в автобусе тел не читается (как-будто кирпич прикладываю). Правда еще не пробовал в метро прикладывать тел. Да еще и сама технология NFC видимо разделилась на несколько ветвей развития, потому как у моих знакомых есть относительно новые телефоны Samsung A5 и Note 4, которые читают только бумажные проездные, а тройки в упор отказываются читать, ссылаясь на то что "чип не поддерживает данный тип NFC". По одному отзыву с 4pda в Екатеринбурге вообще город закупил оборудование NFC со старой технологией, которая не поддерживается нынешними телефонами.
СсылкаПожаловаться
Роман Белобородов
В ответ на комментарий от юра
юра
А если мобильник разрядился? Пешком идти? А в чем плюсы пассажиру от оплаты по мобиле? Меня тройку не напрягает носить с собой
СсылкаПожаловаться
А меня после использования мобильного билета напрягает. Как можно оценивать ещ не пробуя, диванный критик!?
Пока мобильный билет работал на почившем Huawei mate2, я успел не только отвыкнуть, но и возненавидеть использование обычных систем оплат.
Во первых - у меня не бывает такого, что среди дня разредился телефон. Как мне кажется, мало кто себе это сейчас позволяет. В моем случае достаточно штатной ёмкости батареи, другие носят зарядку с собой.
Какой плюс использования - ОГРОМНЫЙ: Мобильный билет привязан автопополнением к номеру телефона, номер телефона к кредитной/дебетовой карте на сумму остатка (когда на телефоне менее нужной суммы, заранее определенная сумма просто списывается с карты). За полгода использования я забыл про возню с тройкой, её пополнением и тем, что её можно забыть в другой сумке/джинсах/рюкзаке.
Новый телефон выбирал по одному из критериев - обязательное наличие NFC.
СсылкаПожаловаться
Роман Белобородов
МТС разводит на приобретение их кредитных карт. Был Huawei Mate2. Пришел в салон, навешали лапши про карту, отказался т этой идеи. Через пару месяцев вернулся к этому вопросу, зашел в Билайн, Мегафон, нигде никаких карт не требуется. Позвонил в МТС, развели руками, что никаких банковских карт МТС не нужно и открыто признались, что на мне хотели сделать продажи. Пришел в салон, потребовал заменить симку. Опять пытались развести на карту, тчо иначе работать не будет, и даже подпихнули сотрудника, который яко бы пытался. Набрал при них в мтс — видели бы вы эти бледные лица. Позорище! Короче — нескольк месяцев всё было отлично пока не разбил телефон. Взамен купил Lenovo A7010 (официальный), и никак… не заводится, что бы не делал. Замена симки не помогла. У форумчан 4pda ситуация через одного — откликнулось 2 чеовека. у одного МТС и не работает, у другого Мегафон и всё хорошо.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 6S 32GB
от36 330руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 100руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 400руб.
Apple iPhone SE 64GB
от29 370руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 031руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 290руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 489руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru