Nikon D3x — топовая зеркалка за 300 тысяч рублей

Nikon D3x это флагманская профессиональная зеркальная камера, появившаяся в линейке зеркалок Nikon сравнительно недавно (полгода назад). По заявлениям производителя она является новым эталоном для профессиональных цифровых зеркальных камер (DSLR).


Функциональность


Матрица камеры способна записывать снимки в трех форматах: так называемом полнокадровом FX (35,9х24 мм), «кропнутом» DX (24х16 мм) и 5:4 (30х24 мм). Причем режим кадрирования DX может включаться автоматически при присоединении любого объектива DX. Напомню, что эти объективы предназначены для работы с камерами Nikon, в которых используются матрицы форм-фактора APS-C (кроп-фактор 1,5х).


Считывание информации с матрицы выполняется в 12-канальном режиме, а процессор EXPEED способен выполнять 14-битное аналого-цифровое преобразование и 16-битную обработку изображений. Для измерения экспозиции в Nikon D3x применяется сенсор с 1005 точками, а сенсор системы автофокусировки Multi-CAM 3500FX состоит из 51 датчика, из которых 15 — крестообразные. Комбинированное использование информации с этих двух сенсоров обеспечивает работу интеллектуальной системы распознавания сюжетов и эффективную работу системы 3D-слежения за выбранным объектом.


Совершенно новой функцией для третьего поколения профессиональных зеркалок Nikon стала функция LiveView, позволяющая визировать сюжет по ЖК-экрану в реальном времени. Для съемки динамичных сюжетов она не очень удобна, поскольку сложнее фокусироваться, но зато для студийной работы весьма полезна, т.к. меньше утомляет зрение, и, например, позволяет более полно поддерживать контакт с фотомоделью.


В камере имеется не один, а два слота для карт памяти формата CompactFlash. Вторую карту можно использовать в трех вариантах: для продолжения записи, когда заполнилась 1-я карта; для дублирования кадров; для отдельного хранения снимков в формате JPEG, в то время как на 1-ю пишется NEF (RAW). Последняя возможность очень полезна, например, когда требуется отдать заказчику снимки сразу же после съемки, но при этом фотографу нужно остаться с «цифровым негативом» — оригиналом, записанным в «сыром» формате.




Стандартный диапазон чувствительности составляет 100—1600 ISO, но в специальном режиме могут быть выставлены значения вплоть до 6400 ISO (H1, H2, H3).


В числе поддерживаемых функций, востребованных, опять же, профессионалами, отметим систему навигации GPS с подтверждением подлинности кадров (фиксируются координаты, дата и время съемки), функцию добавления к кадрам информации об авторских правах, тонкую настройку автофокуса с запоминанием (для 20 объективов), функцию виртуального горизонта. Последняя реализована как в стиле самолетного индикатора, так и в более удобном варианте с отображением шкалы наклона (аналогичной шкале экспокоррекции) в видоискателе или на верхнем вспомогательном ЖК-экране.


Есть в камере и расширенный набор функций для редактирования фотоснимков. Среди прочих отметим наложение двух кадров, т.е. по сути — программную мультиэкспозицию.



Дизайн и управление


Основой корпуса камеры является металлическое шасси из магниевого сплава, которое делает ее практически неубиваемой при ударах. К тому же, камера имеет пыле- и влагозащиту, что обеспечивает ее работоспособность в самых суровых погодных условиях. Таким образом, покупая профессиональный аппарат, фотограф платит за гарантию того, что камера не подведет в самой сложной обстановке.


По пропорциям камера близка к квадрату, что позволяет с одинаковым удобством снимать как в пейзажном (горизонтальном), так и портретном (вертикальном) положениях.


Массивная монолитная квадратная конструкция, с одной стороны, делает камеру более солидной, что немаловажно для профессиональных фотографов, а с другой стороны, лишает возможности уменьшить габариты и вес камеры, как в случае с отсоединяемым батарейным блоком в младших моделях зеркалок и даже в некоторых профессиональных моделях (например, в
).


Кроме того, отсоединяемый батарейный блок обычно дает больше гибкости в выборе элементов питания и наращивания емкости батарей. Впрочем, литиевый аккумулятор у D3x весьма емкий.




Оба выступа для правой руки, как вертикальный, так и горизонтальный очень похожи по форме. За счет резинового покрытия они очень ухватистые — камеру можно без опаски держать одной рукой (конечно, если она достаточно сильная).




Повторюсь, что ручка для съемки в портретном положении столь же удобна, как и основная. Она имеет тот же набор кнопок и колес. Хотя есть и одно отличие: рычажок на основной кнопке спуска служит для включения камеры и подсветки ЖК-экранов, а на дополнительной — для блокировки дублирующего комплекта органов управления.




По давно сложившейся традиции, при смене поколения камер разработчики стараются оставить прежним расположение органов управления, чтобы после апгрейда фотографам не требовалось привыкать к новой камере заново.


Вообще, доступность главных настроек буквально наощупь — признак профессиональности камеры. Ведь потери времени и отвлекание от объекта в профессиональной деятельности недопустимы. Вот и в Nikon D3x практически все настройки, необходимые при съемке, можно выполнить при помощи внешних органов управления — кнопок и дисков. Помимо оперативности настройки, это также позволяет одним взглядом оценить все выбранные значения. Для тех же, кто предпочитает видеть общую сводку настроек на ЖК-экране, имеется и такая возможность.


В третьем поколении профессиональных камер Nikon (D3 и D3x) размер ЖК-экрана увеличился до 3 дюймов и, что важнее, — обрел высокое разрешение (922 тыс. пикселей). Это позволяет оценивать не только правильность экспозиции и цветопередачи, как раньше, но и уровень резкости. С типичным для предыдущего поколения разрешением 230 тыс. пикселей сделать это было весьма затруднительно.




Помимо основного ЖК-экрана для отображения настроек имеются еще два небольших монохромных ЖК-экрана. Один расположен традиционно — сверху справа, а второй — на задней панели под основным ЖК-экраном. Конечно же, вся важная информация о настройках отображается и в оптическом видоискателе. Он вмещает 100% кадра по вертикали и горизонтали и обеспечивает увеличение 0.7х (при использовании фикс-объектива 50 мм/F1,4).


Дополнительная кнопка активации автофокуса AF-ON позволяет активировать автофокусировку в режиме LiveView. Также ей можно назначить функцию активации фокусировки в следящем режиме.


Кнопка AE-L/AF-L по умолчанию служит для одновременной фиксации экспозиции и фокуса, но может быть перепрограммирована, например, на фиксацию только экспозиции (AE-L) или на другую функцию.




Мультиселектор с дополнительной центральной кнопкой служит для навигации по основному меню, пролистыванию картинок и их сдвигу в окне в режиме просмотра. Кроме того, в режиме съемки он отвечает за выбор точки фокусировки, и чтобы не сбить выбранную настройку, оснащен рычажком блокировки.


Ниже расположен рычажок выбора режима фокусировки: автоматическая многозонная (Auto-area AF), отслеживание объекта, находившегося в выбранной точке (Dynamic-area AF), по выбранной точке (Single-area AF).




Левее и ниже объектива расположен рычажок выбора типа фокусировки (разовая, следящая (непрерывная), ручная).




Типичная для камеры Nikon D3x процедура изменения остальных важных настроек выглядит так: нужно нажать и удерживать кнопку, отвечающую за нужный параметр, и повернуть соответствующее колесо, контролируя по экрану изменения. Такой комбинированный способ наиболее удобен и нагляден и, к тому же, исключает незапланированное изменение настроек при случайном повороте колеса.


Например, нижний ЖК-экран обслуживает три важные настройки (чувствительность (ISO), формат и качество снимков (QUAL), баланс белого (WB)). Их изменение активируется кнопками, расположенными в ряд под экраном.




Переключение режимов съемки (P/A/S/M) выполняется при помощи кнопки MODE и заднего управляющего колеса, а состояние настроек отображается на верхнем экране. В каждом из режимов запоминаются свои настройки. Это решение так оперативно как, например, у
, где переключение выполняется диском-селектором,но зато защищено от случайного переключения режимов.




Справа на пентапризме расположен рычажок для выбора режима экспозамера — наглядно, доступно и оперативно.




Справа от объектива в зоне действия среднего и безымянного пальцев расположены кнопка репетира диафрагмы (для оценки реальной ГРИП) и кнопка Fn для быстрого изменения формата снимков: FX (36х24), DX (24х16), 5:4 (30х24).




Слева от пентапризмы находится комбинированный орган управления, на котором имеются три кнопки для управления брекетингом (BKT), внешней вспышкой, блокировки выдержки или диафрагмы (L). Под кнопками находится диск-селектор, служащий для выбора режима кадров (одиночная съемка, медленная и быстрая серийная), включения режимов LiveView, автоспуска, для подъема зеркала. От случайного поворота его защищает блокировочная кнопка.




В отсеке для карт памяти расположено два слота для карт CompactFlash (CF). Отсек можно открыть, только нажав кнопку-замок, к тому же защищенную откидывающимся кожухом.




На левой боковине под резиновыми заглушками расположены интерфейсы: USB, гнездо для внешнего адаптера питания (для съемки в студии), 3,5-миллиметровое гнездо AV-выхода и HDMI-разъем.




Крышка батарейного отсека, оснащенная замком блокировки, легко крепится прямо на торец аккумуляторной батареи.




Штатное зарядное устройство способно одновременно (причем независимо) заряжать два аккумулятора.




Смотрите на второй странице:

- Мнение
- Качество съемки
- Резюме


%%%


Мнение



Егор, 38 лет, программист, фотограф.
С профессиональной фототехникой знаком не понаслышке.

После двухдневного тестирования расставаться с D3x не хотелось категорически. Удобная, быстрая. А как снимает! Теперь обо всем по порядку.

Как то так сложилось, что из зеркалок мне чаще приходилось иметь дело с аппаратами Canon. И когда в руки попадали камеры от Nikon класса D70 или D200/D300, правая рука не сразу привыкала к форме выступа под правую руку. Но в случае с D3x такого не случилось. И дело, видимо, не только в форме выступа, а и в почти квадратной форме корпуса. Он более точно сбалансирован и одинаково удобен в работе как в горизонтальном, так и вертикальном положениях.

Скажу больше. Наверное, впервые настолько интенсивно пообщавшись с камерой-моноблоком от Nikon, я проникся и удобством расположения элементов управления и логикой работы с ними. Особенно понравилось, как организовано увеличение картинки и выбор зоны просмотра с помощью перемещающейся по экрану яркой рамки.

Автофокус быстрый и действительно очень цепкий в следящем режиме. Жаль, что скорость серийной съемки не очень высока, но если фотографу она важнее, чем высокое разрешение картинки, то пожалуйста — у Nikon имеется репортерская модель D3 с вдвое меньшей по разрешению матрицей и высокоскоростной серийной съемкой. А Nikon D3x, все же, камера студийная. Это особенно хорошо чувствуешь, рассматривая снимки. Увеличиваешь картинку, потом еще и еще... И проявляются все новые и новые мелкие детали — завораживает.

Хорошо, что на тестирование к камере дали макрообъектив. Получил массу удовольствия от макросъемки — благодаря яркому видоискателю со 100%-ным покрытием кадра получаешь полный контроль над глубиной резкости и композицией. Ну и снимки получаешь соответствующие — что видел, то и записалось — практически без тоновых потерь.

Что не понравилось... Даже не знаю, к чему придраться. Байонет и фокусировка имеют непривычный ход в другую сторону, не как у Сanon и некоторых других систем. Но это дело привычки, а не недостаток.

Вердикт: Если бы у меня появились заказы, требующие самого высокого уровня качества, и уже была линейка профессиональной оптики от Nikon, то обязательно купил бы D3x. Если же снимать только для удовольствия, то, конечно, для хобби дороговато получается.


Качество съемки


Пейзажные снимки отличаются правильной цветопередачей и демонстрируют широкий динамический диапазон. Потери в светах можно обнаружить только иногда на ярких бликах.








Натюрмортные снимки демонстрируют очень высокий уровень детализации и, конечно же, возможность получить кадры с малой ГРИП и плавными тоновыми переходами в областях нерезкости.








Студийные натюрмортные снимки демонстрируют безупречную работу автоматики при выборе экспозиции и баланса белого. При съемке со стандартным для этого испытания значением 400 ISO цифровой шум обнаружить не удалось.





При повышении чувствительности до 800 ISO детализация снимка остается высокой, но в темно-серых областях можно заметить слабо выраженную низкочастотную составляющую цифрового шума.





Макроснимки цветов тоже весьма наглядно показывают, как полноформатный Nikon D3x помогает фотографу играть с малой глубиной резкости (ГРИП), и демонстрируют очень плавные тоновые переходы в зоне нерезкости.





Портретные снимки характеризуются очень высокой детализацией и правильной передачей тонов кожи.





Стандартный диапазон чувствительности простирается до значения 1600 ISO, но неплохие результаты можно получить и при установке H1 (3200 ISO).


Снято с чувствительностью 1600 ISO





Снято с чувствительностью 3200 ISO





Дополнительные снимки:















Резюме

Зеркальная камера D3x, без всяких оговорок, оправдывает звание флагмана профессиональных камер Nikon. Сохранив преемственность в эргономике и дизайне, она позволит фотографам, знакомым с камерами предыдущих поколений, без каких-либо проблем перейти к работе с ней.

Nikon D3x — камера студийная и в хороших условиях обеспечивает бескомпромиссное качество съемки, пригодное для подавляющего большинства профессиональных применений: рекламы, стоковой фотографии, широкоформатной высококачественной печати и т.п. Впрочем, не подведет она и в сложных условиях съемки. Единственное, что стоит помнить, — при съемке в условиях с низким уровнем освещения и высоким значением чувствительности (ISO), матрица с разрешением 24 Мпикс будет уступать в качестве полноформатным моделям с меньшим разрешением (например, 12, 14, 17 млн.
пикселей
).

Стоимость камеры Nikon D3x (около 300 тыс. руб.) для фотографа-любителя может показаться заоблачной, но профессиональные фотографы знают, за что платят — за высокую надежность, максимальное удобство в работе и гарантированное (в умелых руках) качество. Также не стоит забывать, что полноформатная камера, тем более с таким высоким разрешением, диктует использование объективов такого же высокого класса. А их покупка тоже выльется в кругленькую сумму.

Если же абстрагироваться от финансовой стороны дела, то можно сказать, что подготовленному фотографу Nikon D3x доставляет истинное удовольствие в работе и неизменно радует превосходными результатами съемки.


Антон tonyss Шарапов