Новейшие фотокамеры-ультразумы. Часть 2

Наверное, любой фотограф скажет, что судить о фотокамере только по ее дизайну и возможностям — это не совсем правильно. Нужно еще и на снимки посмотреть. Мы согласны с этой точкой зрения и во второй части сравнительного обзора публикуем примеры съемки всеми камерами в разных ситуациях и анализируем полученные результаты.

Как всегда, помимо собственных выводов, мы также публикуем "глас народа" — мнение независимых фотографов, которым была дана возможность ознакомиться с камерами-новинками. Также здесь вы найдете дополнительные материалы, позволяющие наиболее полно познакомиться с камерами-участницами.

Читайте во 2-й части обзора:
— Мнения пользователей
— Качество съемки с примерами
— Дополнительные снимки самих фотокамер
— Архивы с тестовыми фотоснимками и видео
— Резюме

Мнение

Валентина, 22 года, сисадмин

Снимает камерой Sony Cyber-Shot DSC-H50, интересуется новинками

Мне было очень интересно посмотреть на эти камеры, потому что я сейчас снимаю камерой Sony H50. Как я поняла, модель HX1 — это как раз ее развитие. И другие мне тоже интересно посмотреть, может они чем-то лучше моей.

Начну с Nikon Coolpix P90. Один из главных плюсов это откидной экран. Правда, у Sony он лучше, потому что поворачивается на больший угол вниз. Еще Nikon очень похож на Pentax по форме. Но у него, во-первых, ручка удобнее — вообще моя маленькая рука легла на нее очень точно. У Pentax она какая-то другая, чуть меньше, что ли. Во-вторых, у Nikon-а колесико не такое тугое, крутить удобнее. И люк снизу открывается лучше. У Pentax-а защелка очень сильная. Из того, что в Nikon-е не понравилось: в режиме «Авто» ставит зачем-то большую чувствительность (400). Еще картинка на просмотре кажется страшнее, чем на самом деле. Это я про съемку в темном помещении. Очень странно, что в сюжетах не включается показ сетки. А она на пейзаже очень нужна. И на портрете иногда тоже.

Теперь про Olympus SP-590UZ. Как только в руку взяла, поняла, что очень удобно держать, и совсем не скользит. Плюс выступ сзади — самый большой и удобный. Но ручка для меня крупновата. В этом аппарате тише всего открывается вспышка. Да, здесь это делается кнопкой. Думаю, это удобнее, чем в моей и в новой Sony. Раздражает, когда вспышка сама выскакивает. В Nikon и Pentax, кстати, тоже вспышки кнопкой открываются. В Olympus легко включать сетку, причем, в каком хочешь режиме. Еще тут меню очень красивое, с иконками. Не понравилось, что у Olympus в помещении с дневными лампами мерцает экран. И кнопочка просмотра под самым выступом. Добраться тяжело.

Пора про Pentax сказать... Камера самая легкая из всех. Это большой плюс для меня. Кнопка DISP легко выводит сетку (я опять про нее — для меня это важно). Как уже сказала, ручка кажется короткой, колесико тугое и лючок снизу непросто открыть. Все это создает впечатление недорогого аппарата. Да, еще экран, как и у Olympus, не крутится и тоже мерцает. Кстати, у Nikon мерцания нет совсем. Еще не поняла, почему в меню, которое вроде по-русски, часть команд осталась на английском. Странновато смотрится. Правда, понять можно. А если кто-то языка не знает?

Наконец, про новую Sony. Она стала тяжелее, чем моя H50. Красиво блестит тубус объектива. Теперь тут есть кнопка удаления кадров — очень удобно. В моей камере это было только через меню. Экран самый удобный, откидной и совсем не мерцает. Еще на нем отображается, на сколько батарейки осталось (в минутах) — это просто супер! А вот меню стало вроде более тормозным, чем в H50. Еще в моей камере удобнее было зумом управлять. Мне «качелька» сзади больше нравится, чем этот рычаг. И последнее. Новой Sony повсюду мерещатся лица. Она их находит даже где и намека нет. Очень смешно. Но в целом, камера заметно улучшилась. А про панораму я вообще молчу — очень здорово!

Вердикт:

Если бы только сейчас покупала камеру, то снова взяла бы Sony, конечно новую модель. Хотя все же немного смущает вес. Ну да ладно, потерпела бы ради всего остального.

Сергей, 21 год, руководитель проекта

Давний поклонник продукции под маркой Pentax

Времени посмотреть эти ультразумы было всего-ничего. Но кое-что все же скажу. Для меня функции важнее дизайна. Откидной экран у Nikon и Sony — очевидный большой плюс. В руку лучше всего лег Olympus. Мне такая ручка в самый раз после зеркалок. Когда узнал, что за функции наворотили в Sony (это я про панорамную съемку и съемку в сумерках с рук), а потом попробовал их в деле, то однозначно решил — эта камера круче всех остальных. А мой любимый Pentax в данном сравнении как-то остался в тени, не особо впечатлил на фоне остальных.

Вердикт:

Sony всех задавила своим функционалом. У остальных шансов нет. Себе все равно не куплю — я зеркалками снимаю. Но кому-нибудь из друзей HX1 посоветую.

Максим, 60 лет, кинорежиссер-постановщик

Фотографирует более 30 лет, знаком с большим количеством фототехники, в том числе цифровой

Очень хорошо отношусь к марке Olympus, давно люблю их технику за надежность и качество. А какие цвета эти камеры выдают! Новый 590-й ультразум (подумать только — 26 крат!) лучше остальных лег в руку. Как и прежние Olympus-ы, эта камера дает ощущение добротности. Жаль, что экран не откидной, как у двух конкурентов. Насчет высокой кратности, думаю, что 26х — это уже чересчур. Сомневаюсь, что можно обеспечить такое же качество, как, например, на 18—20х. Да и мегапикселей многовато для маленькой матрицы. Хотя этим тут не один Олимпус грешит, Pentax и Nikon — тоже хороши.

Вот у Sony всего 9 мегапикселей. Значит, картинка должна быть лучше. Экран удобный. Кстати, ручка — тоже вполне. Хотя, она даже немного длинновата для моих пальцев, но самую малость. Узнал про новые функции в этом аппарате — это, конечно, здорово. Такие возможности открываются, особенно при съемке в сумерках. А панорамы я, в общем-то, могу и в Фотошопе сделать. Но многим это покажется очень удобным, особенно, если с компьютером не «на ты».

Теперь про Nikon. Эту марку тоже сильно уважаю. Правда, этот вот аппарат, что в руках покрутил, произвел впечатление только своим экраном. Ручка маловата. Или, скажем так, — на пределе. С Olympus не сравнить.

Вердикт:

Интересно было познакомиться с новинками, но не более того. Видно, что прогресс не стоит на месте. Особенно это заметно по камере Sony. Но к чему все эти мегапиксели на таких крохотных матрицах? В общем, эти камеры, с моей точки зрения, скорее игрушки. Вернее, с точки зрения качества снимков, они не так универсальны, как, например, зеркальные камеры.


Качество съемки

Для начала, оценим цветопередачу и четкость по снимкам натюрморта, сделанным при искусственном свете и установке низкой чувствительности (ISO 100). По передаче мелких деталей на купюрах можно сравнить разрешающую способность камер при съемке на короткой дистанции (1,5—2 метра).

Наиболее точно баланс белого выставила автоматика камер Nikon и Olympus. У Pentax цвет немного сдвинулся в область синего, а у Sony — в область зеленого. По точности баланса белого камеры выстроились в следующем порядке (по убыванию): Nikon, Olympus, Sony и Pentax — на третьем месте. А по четкости снимков рейтинг получился такой: Pentax, Nikon, Olympus, Sony.



При съемке того же сюжета, но при чувствительности ISO 400, на четкость в значительной мере начинают влиять цифровой шум и артефакты постобработки, возникающие при борьбе с ним. В данном испытании рейтинг четкости снимков выглядит следующим образом: Pentax, Olympus, Nikon, Sony. А по заметности цифрового шума в тенях рейтинг следующий: Nikon, Sony, Pentax, Olympus. Ситуация с цветопередачей осталась та же, что и при низкой чувствительности.



При анализе портретных снимков, сделанных со вспышкой с сюжетной программе, выяснилось, что камера Nikon на автомате выставляет чувствительность ISO 400. Это заметно снизило качество по сравнению с другими камерами-участницами из-за наличия цифрового шума и снижения детализации. Видимо, это же обстоятельство привело к заметному искажению цветопередачи. Камера Olympus выставила ISO 200, отчего картинка тоже пострадала, но лишь слегка по четкости и от слабого шума в тенях. На точности баланса белого это не сказалось. Камера Sony записала портрет при ISO 125, это не повлияло на хорошую детализацию и не привело к появлению цифрового шума. Автоматика Pentax выбрала самое низкое значение чувствительности — ISO 100. При этом камера снимала на самой короткой выдержке (1/100 с), причем картинка получилась достаточно светлая, четкая и с правильным балансом белого. В результате рейтинг по четкости, уровню цифрого шума, и по суммарному уровню качества портрета получился одинаковый: Pentax, Sony, Olympus, Nikon.



Обычно фотообъективы не способны обеспечивать одинаковую резкость по всему кадру — она снижается в направлении к краям. Для оценки четкости, обеспечиваемой объективами камер на максимальном зуме, была снята кирпичная стена. На всех камерах была выставлена низкая чувствительность и одинаковое значение диафрагмы (F5.6). Рейтинг качества был построен в зависимости от уровня «замыливания» картинки у краев кадра, а также наличия хроматической аберрации по углам кадра. Никаких сюрпризов не произошло — качество убывало по мере увеличения кратности зума. Как и следовало ожидать, самой качественной оказалась картинка, сделанная самым коротким зумом, которым оснащена камера Sony. Nikon и Pentax показали практически одинаковые результаты, а замкнула рейтинг камера от Olympus. Добавлю, что обращать внимание на различную окраску картинки особо не стоит, т.к. тест проводился при бысто меняющейся температуре освещения (из-за легких облаков), но эчто практически не влияло на четкость картинки.



В число испытаний, конечно же, была включена пейзажная съемка. С одной и той же точки каждой камерой был сделан снимок в крайнем широкоугольном положении зума, а затем — на максимальном зуме (в крайнем телеположении). Все камеры уверенно справились с установкой экспозиции, но цветопередачу обеспечили разную. По этому показателю камеры "выстроились" в следующем порядке: Nikon, Pentax, Sony, Olympus.



Снимки, сделанные на максимальном зуме, по мелким деталям в центре кадра помогли оценить и сравнить разрешающую способность оптики в сочетании с реакцией на интенсивный свет. Получился следующий рейтинг: Olympus, Pentax, Sony, Nikon.



Очередное испытание в парке помогло оценить, как камеры справляются со встречным ярким светом, для чего против солнца был снят куст сирени. Лучше всех контровому свету сопротивлялись Olympus и Sony, а Nikon и Pentax немного отстали.



Для оценки способности камер воспроизводить сюжеты с большим перепадом яркости была снята сцена с черными объектами в тени (рама скамейки и урна), напротив которых находились белые скамейки, бликующие на солнце. В этом испытании лучше всех проявил себя аппарат Pentax, поскольку в нем применяется функция компенсации светлых участков, в то время как у остальных камер для расширения ДД используется функция осветления теней, что было менее полезно в данном сюжете. Рейтинг получился такой: Pentax, Olympus, Sony, Nikon.



Чтобы понять, как камеры справляются с цветопередачей ярких оттенков и воспроизведением очень насыщенных цветов, были сняты две следующие серии снимков. Отмечу, что из-за того, что цветы сильно раскачивал ветер, не стоит оценивать по данным снимкам четкость.
Самые насыщенные цвета получились на снимках Nikon, а самые убедительные оттенки — у Olympus. Sony и, особенно Pentax, оказались не так убедительны по насыщенности оранжевого, но неплохо показали себя в цветопередаче фиолетово-лиловых оттенков.







Последнее испытание было проведено для оценки возможностей камер снимать в экстремальных условиях освещения на максимальном зуме. В такой ситуации суровую проверку на эффективность проходит сочетание системы оптической стабилизации с высокой чувствительностью (ISO800). В камере Sony был включен специальный режим для съемки с рук в сумерках. Подробнее о нем было рассказано в первой части обзора. Этот режим обеспечил Sony лидерство в данном испытании. Остальные участницы выстроились в следующем порядке: по четкости — Pentax, Nikon, Olympus, а по количеству шумов и цветопередаче — Nikon, Olympus, Pentax.



Комплексные оценки фотокамер

Чтобы у наших уважаемых читателей была возможность получить представление о работе камер независимо от сюжетов, было решено все результаты испытаний обобщить и вывести три показателя, характеризующих работу отдельных систем фотокамер:
— автоматики (влияет на правильность выбора экспозиции и цветопередачу),
— оптической системы (влияет на четкость и контрастность снимков),
— системы записи и обработки изображений (сочетания матрицы и процессора обработки, влияющих на качество в целом, но особенно — на количество цифрового шума и детализацию при съемке на высокой чувствительности, на передачу светлых и темных участков).







Дополнительные материалы

Nikon Coolpix P90






Olympus SP-590UZ






Pentax X70






Sony Cyber-Shot DSC-HX1





Резюме

Для начала отметим, что все камеры-участницы оснащены системами оптической стабилизации изображения, высокая эффективность которых была подтверждена в ходе тестирования. Так что по этому параметру можно объявить паритет.

Несмотря на то, что камеры, принявшие участие в тестировании, имеют много общего в дизайне и эргономике, модели Nikon Coolpix P90 и Sony Cyber-Shot DSC-HX1 имеют серьезное преимущество в лице подвижного ЖК-экрана. А фотографам, много времени проводящим вдали от цивилизации, нужно взять на заметку, что Olympus SP-590UZ питается от стандартных пальчиковых батареек АА, которыми можно запастись впрок.

Nikon Coolpix P90 продемонстрировал хорошую работу автоматики и достаточно высокое качество съемки, но только когда выбрана низкая чувствительность (ISO). Следует учесть, что при чувствительности ISO 400 и выше картинку начинают заметно портить цифровой шум и артефакты. Поскольку ISO 400 автоматика камеры часто использует в сюжетных программах, данную камеру хочется порекомендовать достаточно опытным фотографам, которые сумеют получить максимум качества при съемке в творческих и ручных режимах. Также отметим, что объектив модели Nikon Coolpix P90 имеет не только большое внешнее сходство с тем, что установлен в камере Pentax X70, но и демонстрирует очень похожие, достаточно хорошие, результаты своей работы.

Помимо преимущества по автономности питания, сильными сторонами Olympus SP-590UZ являются уверенная работа автоматики и точная цветопередача. Максимальная кратность зум-объектива привела к неизбежной жертве в качестве картинки, правда, в основном по краям снимка. Так что качественно снимать объекты, располагая их недалеко от центра кадра, это практически не помешает. Не забудем и удобство большой обрезиненной ручки, которое отметили практически все, кому мы давали эту камеру в руки. Для фотоохоты (и не только) это немаловажный момент.

Отметившись в группе участниц лаконичным и даже аскетичным дизайном, модель Pentax X70 проявила себя с лучшей стороны, продемонстрировав сбалансированные хорошие результаты в работе автоматики и оптики на самых разных сюжетах, а также опередив других участниц по показателю "запись и обработка картинки". Пожалуй, исключением является съемка на высокой чувствительности, где результаты достаточно хорошие на фоне конкурентов, но все же не рекордные.

Фотокамера Sony Cyber-Shot DSC-HX1, с моей точки зрения, это фаворитка данного обзора, и ее можно назвать победительницей, но с некоторыми оговорками. Эта модель — явный лидер среди участниц по дизайну и эргономике. Она безусловный лидер и по качеству зум-объектива — хорошо, что разработчики не погнались за большими числами и, к тому же, применили лучшие оптические разработки, доставшиеся «по наследству» от компании Minolta.

Благодаря быстрой матрице и мощному процессору камера обладает непревзойденным удобством в создании панорам. Также в специальном режиме «Съемка с рук в сумерках» DSC-HX1 демонстрирует очень высокое качество фотографий, даже при съемке со слабым освещением и сильным зуммированием. Однако, (вот и оговорки) обработка в упомянутом режиме требует нескольких секунд, поэтому его сложно применить при съемке репортажа и любой другой динамичной сцены. А при съемке в «обычных» режимах на высокой чувствительности камера выдает достаточно скромное качество. Об этом ограничении следует помнить, выбирая данную камеру.

Антон tonyss Шарапов