Обзор NVIDIA 3D Vision Surround: виртуальная реальность без шлема

NVIDIA расширяет экспансию в так полюбившейся компании и недавно еще бывшей ее монополией нише 3D. То, что дало толчок всему направлению, систему NVIDIA 3D Vision, мы тестировали уже довольно давно. Регулярно делаем отчеты о поступающих на рынок системах, поддерживающих 3D Vision, коих сегодня становится все больше и больше. Не говоря уж о полностью самостоятельных, автономных 3D-решениях, которые, правда, редко относятся именно к геймерскому сегменту. А именно на него и делает в первую очередь акцент NVIDIA. Сегодня мы поговорим об экстремальном геймерском решении на основе NVIDIA 3D Vision — системе панорамного 3D, NVIDIA 3D Vision Surround. Первый обзор на территории Рунета.

Система эта не является неким готовым для магазина продуктом «из одной коробки». Это составная вещь: 3 монитора с поддержкой 3D Vision (развертка 120 Гц), мощная система с видеоподсистемой на базе минимум двух карт уровнем начиная с GeForce GTX 260 (лучше — GTX 400), ОС Windows 7 и очки NVIDIA 3D Vision. Разберемся с тем, из чего собрана наша NVIDIA 3D Vision Surround.

Детали

3 монитора LG W2363D. Первые 3D-мониторы LG. TN-матрица, 23 дюйма диагонали, FullHD-разрешение, частота 120 Гц, уменьшение времени отклика при включении функции Thru Mode, стильный дизайн (глянцевая рамка, матовый экран, оригинальное колесико изменения яркости). Цена — 16 тысяч рублей. Отличные современные мониторы, снабженные двумя HDMI-разъемами каждый. Но они в нашем случае не понадобятся, подключение надо осуществлять по DVI.

Хорошие мониторы, с оптимальными для настоящего момента набором характеристик (яркость — 400 кд/м2, контрастность — 70000:1, 16,7 млн. цветов), адекватно отображающие стерео картинку, оптимизированные для игр. Едва ли могут восприниматься как инструменты работы дизайнера, художника или фотографа, но для этого и не предназначены.

Компьютер Meijin в максимальной для этой компании комплектации:

  • Процессор Intel Core i7 Extreme частотой 3,3 ГГц, с увеличенным до 12Мбайт кэшем третьего уровня, поддерживающий 64-разрядные приложения
  • Материнская плата с набором микросхем Intel X58
  • Оперативная память — 24 Гбайт DDR3
  • 3 x NVIDIA GeForce GTX 480 (шина памяти 384 bit, 480 потоковых процессоров, частота ядра 700 МГц, памяти – 3696 МГц), включенных в режиме SLI
  • Дисковый массив RAID1 на 2 Тбайт
  • BD-RW привод
  • Звуковая плата Creative X-Fi
  • 64-разрядная операционная система Windows 7 Ultimate, установленная на отдельный SSD-накопитель

Цена такой системы — 390 тысяч рублей.

Неплохо, не правда ли? Добавляем водяную систему охлаждения с 10 вентиляторами, красиво подсвеченными трубками (визуально всю красоту можно увидеть через прозрачное окно на боковой стенке корпуса) и информационным экранчиком на лицевой панели. Вес нетто в районе 30 килограмм, огромный черный корпус без особых изысков, практически предельная на сегодняшний день комплектация компьютера — Meijin изрядно поднаторела в выпуске экстремальных ПК.

Третья деталь — это, собственно, система NVIDIA 3D Vision. О ней мы уже подробно писали, не будем повторяться.

Сборка и настройка

Собрать систему несложно — единственное, с чем может возникнуть сложность, так это с попаданием именно в поддерживающий Surround DVI-порт на видеокарте, но это можно отследить по NVIDIA Control Panel, если что-то пошло не так, и один из мониторов отказывается работать. Да и старый-добрый метод научного тыка тоже никто не отменял. Также следует расставить мониторы максимально плотно по отношению друг к другу, чтобы панорамной картинке не мешали обширные зазоры.

Но вот все мониторы подключены, подходящая для системы конфигурация соблюдена (видеокарты только от NVIDIA, в частности), время ставить драйверы. Ничего сложного, нужные файлы легко находятся на сайте NVIDIA.

Далее — процесс настройки. Надо лезть в NVIDIA Control Panel, где последовательно нужно включить систему, проверить ее на работоспособность, расставить виртуально мониторы в правильной последовательности, настроить картинку по высоте для плавного, без «лесенки», отображения на всех мониторах, и настроить горизонтально.

Рабочее разрешение на трех FullHD-мониторах — 5760х1080. На этапе бета-тестирования драйверов в каждой игре необходимо выставлять свое разрешение, а также задавать специфические графические настройки. Почему и насколько это мешает процессу — читайте ниже.

Немного о вариациях. Мы тестировали систему в самом простом режиме — три установленных рядом в пейзажной ориентации монитора. Но также возможна их установка в портретной ориентации для получения разрешения 3240x1920, допускается и размещение их на единой подставке, с максимально малым друг от друга расстоянием. Только FullHD-мониторами с поддержкой 3D возможности применения NVIDIA Surround не ограничиваются. Вполне можно играть в игры и поставив в ряд мониторы разрешением 1680x1050. Для этого требуются и меньшие вычислительные ресурсы, не обязательно собирать систему-монстра. Но и впечатления будут значительно менее острыми.

Впечатления

В настоящий момент NVIDIA 3D Vision Surround применима исключительно в игровом контексте. Есть, конечно, деморолики и фотографии в формате 48:9 (естественном для разрешения 5760х1080), но этого пока очень мало, чтобы заявлять о применимости 3D Surround в иных, кроме игровой, сферах — хотя NVIDIA утверждает, что работа ведется и в этом направлении. По игровой же опишу свои впечатления.

Безусловно, самыми востребованными жанрами для подобной панорамной системы, должной обеспечивать максимальный эффект присутствия, являются авиасимуляторы и экшн от первого лица. К сожалению, на первом я проверить возможности системы не успел, зато вдоволь побегал с оружием наперевес.

Играл в «Метро 2033», Battlefield Bad Company 2, Just Cause 2, Left4Dead 2.

Особенно 3D Vision Surround впечатляет в «Метро 2033» и Just Cause 2, в них подобная система показалась чрезвычайно обоснованной. «Вылетающие из экрана» эффекты, бросающиеся из темных углов периферического зрения монстры и солдаты, очень широкий угол обзор в довольно эпичной JC2 — играть в подобные игры в режиме 3DВ Vision Surround, — это действительно особые ощущения. При этом отмечаю и сложность той же «Метро 2033» для настройки — для приемлемого FPS необходимо копаться в специфических настройках DirectX, а также отключать антиальясинг. Оптимальное разрешение —4800х900 (равно как и в JC2).

Удивила Battlefield Bad Company 2. Для оптимального FPS тоже были рекомендованы NVIDIA разрешение 4800х900 и отсутствие антиальясинга, но и в таком режиме игра умудрилась терять кадры то и дело и заметно тормозить. И это — на компьютере ценой в 12 тысяч долларов! Да, 3D Vision Surround пока что скорее вещь для недалекого будущего.

Left 4 Dead 2 же по причине своей сетевой направленности как-то не выглядит оптимальным решением для игры в столь энергоемком режиме. Хотя лезущие из темноты боковых экранов объемные зомби, конечно, действуют на психику угрожающе.

Need for Speed Shift. В гонках 3D-эффект ощущается не слишком, зато по полной работает Surround, давая полное осознавание себя в кабине гоночного болида. Для фанатов виртуальных гонок такая система вкупе с рулем и педалями может оказаться крайне привлекательной.

Warhammer 40K Dawn of War II Chaos Rising. Да, 3D Vision Surround работает и в RTS. Причем в данном случае — с максимальным разрешением в 5760х1080 и антиальясингом. Но тут вылезли проблемы с интерфейсом, который оказался мало приспособлен для Surround— менюшки разъехались по экрану, и пока доедешь до них мышкой, вражеские орки уже успеют разгромить ваш отряд. NVIDIA знает о таких проблемах с подобными проектами и работает над их устранением. Но пока только работает.

Как должен выглядеть интерфейс на хорошо приспособленной для 3D Vision Surround игре, хорошо можно отследить по фирменной демо-игре Supersonic Sled. Все по центру, все аккуратно.

Проехались по частностям — скажем о целостном впечатлении. Как бы ни хотелось говорить о непередаваемых ощущениях и поднимать над головой революционный стяг, можно утверждать только лишь о приятных, но не сносящих голову ощущениях, привносимых за счет активированного периферического зрения и недоступной ранее широте угла обзора. 3D-эффект не приобретает новых красок, эта система будет немногим менее эффективной и в режиме 2D Surround. Что сказать о щелях между мониторами и рамках, которые должны мешать восприятию? Вот этого как раз и нет — мозг достраивает панораму в целостную картинку.

Мнение Mail.ru

На сегодняшний момент самая совершенная игровая 3D-система, доступная в домашних условиях. Да что 3D — это просто мечта любого экстремального геймера. Панорамный обзор с рекордным углом обзора, эффектно выскакивающие из зоны периферийного внимания монстры, запредельное разрешение и крайне высокий уровень погружения в игровую реальность. Но эта система не лишена довольно существенных недостатков.

Для тестирования NVIDIA 3D Vision Surround у нас применялся, напомню, топовый десктоп от Meijin ценой 390 тысяч рублей, вобравший в себя все лучшее, что есть сейчас на пользовательском рынке высоких технологий. Но даже из небольшого числа запускавшихся нами игр далеко не все работают на максимальных или близких к максимальным настройках. И не каждая игра вообще заработает на этом сетапе. NVIDIA 3D Vision Surround — система, безусловно, крайне интересная. Достаточно простая (никаких проблем с драйверами, настройками и сборкой). Эффектная. Не имеющая на рынке аналогов. Но требующая неуемных денежных затрат. Даже если не покупать компьютер Meijin по цене нового автомобиля, а собрать самостоятельно приличную систему, то вместе с тремя мониторами это потянет минимум тысяч на 150. Что автоматически позиционирует 3D Surround как элитарное решение.

А ведь скоро на рынок будет выпущена поддерживающая 3D Sony Playstation 3. Более бюджетное и массовое решение, которое можно подключить к плазме диагональю 60 дюймов и получить похожие впечатления. Но хардкорному игроку, конечно, не стоит отвлекаться на такие вещи — NVIDIA 3D Vision Surround в настоящий момент самое совершенное игровое решение на рынке, аналогов ему нет. Стоит отметить, что для 3D-системы Playstation будет выпущено к концу года около десятка игр, а 3D Vision уже сейчас поддерживается более 450.