«Обидно оставлять страну в этом болоте». Гениальные дети — о России настоящего и своем будущем

Российские регионы — неиссякаемый источник умнейших детей, которые выигрывают конкурсы и олимпиады. Они учатся, работают над собственными технологиями и уже рвутся менять будущее.
Алина, поселок Елань
Борис, Королев
Арина, Пенза
Родион, Новосибирск
Анастасия, Челябинск
Владислав, Волгоград
Алина, поселок Елань
Борис, Королев
Арина, Пенза
Родион, Новосибирск
Анастасия, Челябинск
Владислав, Волгоград
Ещё

На форуме «ПроеКТОриЯ» в Ярославле Mail.ru Hi-Tech поговорил с ребятами о разработках, об образовании и о том, собираются ли они уехать за границу.

Алина Коннова

14 лет, 9 класс, «Вязовская средняя общеобразовательная школа», поселок Елань Волгоградской области. Она разработала формулу заменителя костной ткани, выиграла Всероссийскую олимпиаду школьников по химии 2018 года, олимпиады школьного этапа по математике и физике в 2016 году.

— Я приехала на форум из волгоградской области. Здесь я как победитель кейс-чемпионата: разработала теорию заменителя костной ткани. Идея пришла в голову, когда у моей бабушки начались серьезные проблемы с костями. Я подумала, что важно создать материал, который будет сочетать биосовместимость с клетками и пористую структуру. Она позволит клеткам костной ткани врастать и прочно фиксироваться. У меня есть планы реализовать проект в жизни, но нужны средства. Если постараться, можно это все успеть до окончания школы.

Меня по жизни шатает от науки к литературе. Поэтому с будущей профессией еще не определилась. Зато с городом и вузом все понятно — буду поступать в Санкт-Петербургский государственный университет.

Мне повезло, что я родилась во время, когда есть разные форумы и конкурсы.

Могу зайти в интернет и найти то, что нужно. Мама мне помогает. Мы все штудируем и стараемся пробиваться. К репетиторам и на курсы я не хожу, поэтому остается свободное время. Стараюсь продуктивно его использовать — занимаюсь акробатикой.

В нашей школе есть несколько учеников, которые участвуют в конкурсах, как и я. Но ребятам не хватает уверенности в себе, и я на своем примере показываю им, что все возможно.

В России неплохое образование. Было бы здорово внедрять электронное обучение и новые формы. А не стандарт, когда ученики сидят затылок в затылок, а учитель у доски. Больше интерактивчика. В моей школе детям не дают рассуждать самостоятельно, навязывают что-то. Учитель объясняет тему, потом по ней пишем контрольную. А хочется обсуждать.

Борис Соловьев

17 лет, 11 класс, «Лицей научно-инженерного профиля», город Королев. Борис выиграл 26-ю Международную космическую олимпиаду, стал лауреатом Турнира им. М.В. Ломоносова.

— На форуме я от градообразующего предприятия — ракетно-космической корпорации 'Энергия', так как победил в олимпиаде. Мой проект направлен на удешевление запуска малых спутников в космос. Меня вдохновила американская программа HARP: ученый Джеральд Бюлль запускал научные приборы в космос из артиллерийских орудий. По моим расчетам, для этого подойдет пушка СМ-40, после выстрела из нее снаряд должен стать ракетоносителем. Оказалось, что один пуск из пушки действительно стоит дешевле, но есть проблема с перегрузками. Поэтому пока мой проект можно применять только в военной сфере.

Я решил, что свяжу жизнь с космосом. У меня космическая династия. Прадед работал в команде Королева над первым спутником, бабушка работала несколько десятков лет в корпорации. Она создавала стыковочный модуль «Пирс» для МКС. Плюс мама сейчас тоже в этой сфере.

Обидно оставлять такую страну в этом болоте. Хочется ее лучше сделать.

Про зарубежье я не думаю, хочу работать в России. Знаю, что это непопулярная точка зрения. Но я много читал о том, сколько было невероятных людей у нас, сколько побед и поражений. Я считаю, что для того, чтобы будущее было успешным, России нужно прийти к международному сотрудничеству. Поскольку в технологиях все очень сложно, странам по отдельности их не потянуть.

В будущем мне хотелось бы работать в РКК «Энергия». За победу в конкурсе, в котором я здесь участвую, они приглашают на целевой набор. Можно поступить в МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, но это неточно. Мне еще нравится Московский физико-технический институт, но туда сложно поступить. Поэтому переживаю насчет ЕГЭ.

Арина Качалова

13 лет, 7 класс, лингвистическая гимназия No 6, город Пенза. В этом году выиграла Всероссийский конкурс «КИТ — компьютеры, информатика, технологии» и заняла второе место в конкурсе «Наука — будущее России».

— Меня давно интересуют космос и технологии будущего. Я делала несколько проектов, на этот форум попала с двумя: библиотека будущего и инфраструктура города для внедрения беспилотного транспорта.

По заданию нужно было продумать последствия, как должна работать такая машина, что нужно изменить в правилах. Беспилотный транспорт — уже реальность, над ним работают в вузах. Хотя запуск массового производства, конечно, займет время.

После школы я бы хотела учиться в НИТУ «МИСиС». Либо в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. У них хороший рейтинг, есть технологии и лингвистика, которая мне тоже интересна.

Вообще уровень образования выше в больших городах.

Я это знаю по тому, какие образовательные центры в Пензе. Нет высоких технологий и материалов, возможности практиковаться. Обучение основывается на книгах.

Всему, что нравится, я учусь сама. Репетиторов нет, на курсы не хожу. Мне хватает времени на свои проекты и конкурсы. Выиграть в них не так сложно. Нужно делать то, что нравится, и не бояться критики. Все это — опыт в копилку знаний.

После вуза я бы хотела работать в космической индустрии в России. Причем именно в тех регионах, где это не развито. Почему нет? В целом у нас есть высококлассные разработки, сильнее иностранных. Но не хватает партнерства с другими странами. Это помогало бы поддерживать космические отношения, обмениваться опытом. Но конкуренция все равно будет всегда, за счет нее и происходит рост.

Родион Карван

17 лет, 11 класс. Средняя общеобразовательная школа No 20, Новосибирск. Родион выиграл Всесибирскую олимпиаду по физике, Всероссийскую олимпиаду по астрономии, олимпиаду «Будущее Сибири» по физике. В свободное время играет на гитаре и на аккордеоне.

— Мне 17, я из Новосибирска. Где-то с десяти лет мне очень нравится все, что связано с физикой и астрономией. Учителя помогают мне заниматься проектной деятельностью, мотивируют идти на олимпиады. Но большая часть одноклассников не занимается своими проектами, так как у нас обычная школа, без уклона.

Еще я хожу на занятия в новосибирском планетарии. Я случайно туда попал, хотел подготовиться к основному госэкзамену. И за полгода получил результат — первое место за область.

Раньше мне казалось, что победить в олимпиаде — это для сверхразумов, которые живут в своем мире.

Но прошлым летом я увидел объявление, что открывается летняя астрономическая школа. Мне было нечего делать, я пошел туда. Днем мы занимались, вечером смотрели на звезды в телескопы.

Потом я попал на курсы при планетарии и начал готовиться к олимпиаде по астрономии. Не могу сказать, что зубрил постоянно, как все думают про олимпиадников. Я воспринимал это как хобби. Только если дело тебе нравится, ты будешь получать удовольствие. И дополнительно получаешь бонус — победу.

Я уже выбрал несколько вузов: Новосибирский государственный университет, МФТИ. Но в то же время меня интересует педагогика. Меня восхищают такие проекты как школа «Летово». Я бы хотел участвовать в чем-то подобном.

В России неплохое образование, но детям не хватает мотивации. После девятого класса они уходят в колледж, и там многому можно научиться. Но ребята учатся спустя рукава, говорят «ну, это же шарага». Некоторые думают, что в США и в Европе люди успешнее, чем здесь. Они успешны только потому, что постоянно работают над собой.

Анастасия Дорохова

17 лет, 11 класс, лицей No 11, Челябинск. Анастасия интересуется молекулярной биологией, выиграла инженерную олимпиаду «Звезда» по направлению «Техника и технологии».

— С детства хочу поступить в медицинский и заниматься молекулярной медициной. Брать ДНК, например, делать выводы, общаться с пациентами. Началось все с того, что бабушка подарила в детстве набор врача и я поняла, что это мое, что хочу помогать людям.

На форуме мы совместно с компанией «Рефарм» работаем над пластырями, которые можно приклеить на кожу и получить дозу лекарства. Оно проходит по кровеносной системе и воздействует на источник боли. Не нужно ставить уколы и глотать таблетки. Такой современный метод лечения.

Вуз я выбрала — военно-медицинская академия им. С.М. Кирова в Петербурге. Там хорошее оборудование и педагоги. Но со всей страны набирают 25 девушек. Если я не поступлю, то не расстроюсь, потому что военная сфера имеет свои особенности. Возможно, пойду в СПбГУ или в Тимирязевскую академию в Москве.

Челябинские вузы не рассматриваю, потому что в нашем городе проблемы с экологией.

Я хочу оттуда уехать и увезти семью. Хотя школа у нас одна из лучших в области. Есть студия-лаборатория от «Роснано», 3D-принтеры. Но не всем позволяют работать с оборудованием. Лицею я благодарна, но по большей части все делаю сама. В 15 лет родители меня замотивировали: отправили в «Орленок», где я познакомилась с людьми со всей страны. Я захотела путешествовать, стала ездить на конкурсы в «Сириус», в «Артек», в Иннополис.

Меня не пугают низкие зарплаты в медицине — я не планирую работать в государственной поликлинике. Можно устроиться в частную, доход будет чуть выше среднего. Да и деньги — не главное.

Меня уже приглашали два года назад в компанию, которая сотрудничает с Америкой, Китаем и Германией. Я могла поехать в любую из этих стран доучиваться 10, 11 класс и идти на работу. Но я не вижу для себя ничего, кроме России. Я люблю свою страну. Я не против перенимать какой-то опыт, но навсегда уезжать не хотела бы.

Владислав Щетинин

17 лет, 11 класс, школа-интернат No 7 при РЖД, Волгоград. Владислав — призер Всероссийского конкурса «Транспорт будущего», Международного конкурса по информатике «Бобер 2017». Любит программирование, физику и придумывать собственные проекты.

— Мы с другом разрабатываем проект «Будущее России». И представляем его на этом форуме от РЖД, так как оба учимся в интернате для детей железнодорожников.

Идея такая: школьник регистрируется на сайте и добавляет достижения. Ему присваивается рейтинг. Кто-то хорош в спорте, кто-то в математике. Система предлагает мероприятия, конкурсы, вузы, чтобы человек смог выбрать направление. Плюс компании могут выращивать себе сотрудников, заинтересованных в работе, еще со школьной скамьи. Пока это прототип. Сейчас общаемся с железнодорожной компанией, запуск проекта будет при их поддержке.

Мы с другом и раньше вместе делали проекты, увлекались робототехникой. Но в этот раз решили, что ученикам нужно показать себя, свои победы, о которых работодатели часто не знают. Мы от этого отталкивались.

Плохих идей не бывает, всегда можно «докрутить».

Так было и с нашим проектом. Нужно понимать, для кого ты это делаешь, какие проблемы решаешь.

А вот себе я пока не выбрал профессию. Нравится инженерия, программирование. Хочется и учиться, и проектами заниматься. Сейчас хожу к репетиторам, чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ, самообразованием тоже занимаюсь, потому что программирование в школе почти не преподают.

Читайте также: