Отсутствие пробок и зелень вокруг. Какими будут города будущего

Города до сих пор остаются самым популярным местом жительства: согласно всероссийской переписи населения за 2010 год, в РФ в сельской местности проживает 37542763 человек, а в городах — 105313773. Разница почти в три раза — и она будет расти по мере развития технологий. Разберемся, как изменится облик городов.
Мегаполисы будущего
Первые шаги к новым городам
По каким улицам будут гулять наши дети
Мегаполисы будущего
Первые шаги к новым городам
По каким улицам будут гулять наши дети
Ещё

По мнению специалистов первые города появились во времена, когда в Междуречье от сельского хозяйства отделились ремесло и торговля. Одним из таких считается Вавилон — крупнейший город древней истории. Подобные населенные пункты являлись средоточиями достижений времени — уже в Древней Руси города были благоустроены: там работал водопровод, а люди ходили по мощеным улицам.

Изображение: Futurism
Изображение: Futurism

Мегаполисы будущего

Чикагские архитекторы Адриан Смит и Гордон Гилл создали проект современного городка-сателлита рядом с крупным китайским мегаполисом Ченду. Отличительная черта — отсутствие автомобилей. Проект называется Great City, и спроектирован он таким образом, что добраться до любой точки в городе можно будет за 10 минут пешком или на велосипеде. Возможно это в том числе и благодаря площади Great City— всего 1,3 квадратных километра. Жить в городке должны 80 000 человек, а основные задачи, поставленные при строительстве — обеспечение энергоэффективности и экологичности.

Great City — небольшой технологичный город среди зелени, находящийся при этом рядом с мегаполисом. Фото: Smithgill
Great City — небольшой технологичный город среди зелени, находящийся при этом рядом с мегаполисом. Фото: Smithgill

Экология — тема больная не только для Китая (там уже взяли курс на исправление проблем), поэтому разумно предположить, что подобные тенденции будут наблюдаться и в других городах будущего. А городки вроде Great City подойдут уставшим от шумной жизни мегаполиса: небольшие, зеленые и крайне уютные.

Great City приятно выглядит на концептах, но настоящей футуристичности в нем нет — за этим потребуется отправиться в ОАЭ, город Масдар. Это первый настоящий эко-город, согласно проекту его можно назвать автономным: здания отапливаются солнечной энергией, дождевая вода собирается для нужд города, высокая плотность застройки и солнечные панели обеспечивают дневную тень. Масдар призван объединить энтузиастов экотехнологий, обеспечить нулевой выброс углерода и показать нам настоящий пример города будущего. Строительство ведется аж с 2006 года — они прерывались из-за финансового кризиса 2008 года.

Масдар кому-то покажется красивой восточной сказкой — посреди пустыни строят будущее. Проект в 2016 году критиковала The Guardian. Отчасти справедливо — сказка не выдержала столкновения с реальностью. По состоянию на 2019 год Масдар не достроен, первоначальная концепция нулевого выброса менеджерами отвергнута — но проект функционирует, начинает окупать себя, и к 2030 году город планируют достроить.

Еще один впечатляющий концепт — город Шан-Суи, созданный компанией MAD Architects. Идея заключается в создании мегаполиса с многофункциональными небоскребами, который тесно интегрирован в природу. Высокая плотность застройки используется и здесь — этот подход будет популярен в будущем, так как позволяет быстро добраться до любой нужной точки. Близкое расположение важных объектов позволит людям ходить пешком или использовать велосипеды для перемещения. Городской транспорт в таких случаях будет использоваться только для поездок на дальние расстояния.

Если вышеописанное не кажется достаточно футуристичным, то посмотрите на проект наследного саудовского принца Мухаммада ибн Салмана: искусственный дождь, интеграция smart-систем, летающие машины и огромная искусственная Луна над всем этим технологическим великолепием. Город, по словам представителя команды разработчиков, назовут Неом — и это будет самое современное и технологичное место из существующих на Земле.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/838c8c4fbb7ae82c23bff94c49cf222e/1674497/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ccbee42448186303033411a9b320d82f/1674491/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/f339c85323b0a2c81a9fdaa5edf982e3/1674489/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/178ef63dc2e57d75bc39549ff10bcc92/1674504/
44фотографии

Первые шаги к новым городам

Масдар, Great City и Шан Суи — прекрасные проекты городов будущего. Но они создаются с нуля — очевидно, что так будет не со всеми. Уже построенные города не исчезнут, они трансформируются под нужды нового времени.

В тех же ОАЭ будет не только Масдар, в Дубае уже есть квартал площадью в 46 гектар, называющийся «Устойчивый город» (Sustainable City) — он создает энергии больше, чем потребляет, а также перерабатывает отходы и грязную воду. Логично, что успешный опыт одного квартала распространится впоследствии на город, а затем и на все ОАЭ.

Гетеборг — второй по величине город Швеции, специалисты Фредрик Кьелгрен и Йоаким Камински из компании Kjellgren Kaminsky Architecture спроектировали вариант его трансформации. Проект Суперустойчивого города базируется на предыдущей зеленой инициативе «Гетеборг 2050», и предполагает активное использование крыш для размещения на них огородов, солнечных панелей и ветряных мельниц. Вкупе со сверхплотной застройкой это позволит горожанам полностью обеспечивать себя свежими продуктами и энергией.

Специалисты из John Wardle Architects представили свое видение Мельбурна через 100 лет — проект назвали «Множественность».

Мельбурн будущего показывает, что наши города не смогут постоянно расти вширь — им придется двигаться вверх и вниз. А над самим городом, согласно проекту, раскинется «крыша», используемая для сбора солнечной энергии, воды и выращивания пищи.

По каким улицам будут гулять наши дети

Вышеописанные проекты пока не закончены — что-то остается на стадии концепта, от чего-то приходится отказываться. Но вектор движения уже угадывается.

Транспортная система изменится. Часть концептов уже предполагает полный отказ от классических автомобилей — все будет переведено на общественный транспорт и беспилотные электрокары. Иного выхода нет: аналитики Всемирного банка подсчитали, что к 2050 году количество автомобилей может вырасти вдвое. Это грозит не только транспортным коллапсом, но также еще большими проблемами с экологией.

Города будущего не будут каменными джунглями. изображение: Riba_architect / Twitter
Города будущего не будут каменными джунглями. изображение: Riba_architect / Twitter

Переход на беспилотный транспорт позволит избавиться от пробок — транспортным потоком сможет управлять ИИ, разгружая отдельные узлы и выстраивая адаптивные маршруты. В отдельных городах вроде Great City частного транспорта может не быть вообще.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b0060497f9750cd6a6abe2391d00ae1d/1649595/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/245f2a7327cae6888f3350e68e20a12c/1649596/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/00834691c2801d37c164894db3778728/1649597/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ec702349e024fc2b22397f3a941dbdba/1649598/
11фотографий

По прогнозам ООН население Земли достигнет отметки в 9,7 миллиардов к 2050 году — поэтому в большинстве приведенных выше проектов задействованы солнечные панели, огороды на крышах и сбор дождевой воды. Наши дети и внуки будут жить в городах, которые частично будут обеспечивать себя сами.

Города, функционирующие на энергии солнца и ветра, утопающие в зелени, свободные от пробок и подходящие для прогулок — это прекрасный вариант будущего. Остается его дождаться.

Это тоже интересно: