Обзор Panasonic Lumix FZ1000: максимально универсальная фотокамера

Когда казалось, что класс универсальных prosumer-фотокамер «все в одном» окончательно уступил свое место системным камерам, предоставляя моделям с несменной оптикой нишу только в мире компактов или творческих аппаратов с фиксированным фокусным расстоянием (Fujifilm X100S, Sony RX1, Nikon Coolpix A), производители взялись за старое. Olympus Stylus 1, Sony RX10, а теперь и Panasonic Lumix DMC-FZ1000 — класс суперзумов с крупными сенсорами хоронить еще слишком рано. Сегодня мы знакомимся с последним из них.

Panasonic Lumix DMC-FZ1000 (в дальнейшем — просто FZ1000) смотрится прямым ответом на Sony RX10 либо свидетельством того, что мысли японских компаний сходятся. Эти камеры обладают идентичными матрицами стандарта 1'' (их Panasonic закупает у Sony), крупным корпусом в «зеркальном» стиле и объективом с солидным зумом. Здесь кроется ключевая разница между ними: RX10 оснащена оптикой с 8,3-кратным оптическим зумом, но постоянной светосилой f2.8; объектив FZ1000 снабжен 16-кратным зумом, но светосила «гуляет» — f/2.8—4.0. Также обращает на себя внимание акцент Panasonic на видеосъемке — FZ1000 умеет снимать видео стандарта 4К, а также оснащена разъемом для микрофона. Много и других отличий, о которых мы поговорим ниже, но то, что эти модели соревнуются в единой нише, не подлежит сомнению.

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS, тип 1.0 (13,2 x 8,8 мм), эффективное разрешение — 20,1 Мп.
  • Разрешение снимков: до 5472 x 3648
  • Объектив: LEICA DC VARIO-ELMARIT, f = 9.1 — 146 мм (25—400 мм в эквиваленте 35 мм при соотношении сторон 3:2), F2.8—4.0; 16-кратный оптический зум; 4-кратный цифровой зум
  • Система стабилизации: оптический стабилизатор HYBRID O.I.S. (кроме видеозаписи в 4К и высокоскоростной видеозаписи)
  • Видоискатель: электронный, 0,39 дюйма (OLED LVF) (2359 тыс. точек), поле зрения: прибл. 100%; увеличение прибл. 1,88x/0,7x (эквив. 35 мм)
  • Дисплей: TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 920000 точек; поворотный
  • Фокусировка: по одной точке, матричная, следящая, ручная
  • Автофокус: определение лиц/глаз, следящая, 49 точек, настраиваемая по нескольким точкам, 1 точка (гибкая/масштабируемая), Pinpoint
  • Расстояние фокусировки: от 30 см в широкоугольном положении, от 3 см в режиме макро
  • Диапазон выдержки (с): 1/4000 — 60 с с механическим затвором; 1/16000 — 1 с с электронным затвором; ручной спуск (прибл. 120 с)
  • Автоспуск: 2/10 с
  • Скорость съемки: до 12 кадр./с с электронным затвором; в режиме High-Speed — до 50 кадр./с; со следящим автофокусом — до 7 кадр./с с электронным затвором
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
  • Экспозамер: интеллектуальный многоточечный, точечный, центровзвешенный
  • Экспокоррекция: ±5EV (шаг 1/3EV ступени) для фотосъемки; ±3EV для видео
  • Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, iA, видео, творческие режимы, сценические режимы, панорама, пользовательские режимы (2)
  • Сценические режимы: яркий портрет, нежная кожа, мягкая подсветка, ясная подсветка, расслабляющий тон, лицо ребенка, отдельный пейзаж, ярко-синее небо, романтический закат, яркий закат, блестящая вода, ночное небо, пасмурное ночное небо, теплая ночь
  • Режимы «Творческий контроль»: выразительный, ретро, старые времена, высокий ключ, низкий ключ, сепия, монохромный, динамический монохромный, грубый монохромный, шелковый монохромный, выразительное искусство, высокодинамичный, кросспроцесс
  • Светочувствительность: ISO 125—12800, расширение до ISO 80/100 и 25600
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, галоген, вспышка, пользовательский, установка цветовой температуры
  • Формат файла фото: JPEG (DCF/Exif2.3), RAW, DPOF
  • Формат файла видео: MP4, AVCHD
  • Видео: до 3840 x 2160 пикселей, 25p (в формате 4K: 100 Мбит/с / MP4) (25 к/с с сенсора) (AAC); FullHD — 1920 x 1080 пикселей, 50p (FHD: 28 Мбит/с AVCHD) (50 к/с с сенсора) (Dolby)
  • Вспышка: встроенная, до 13,5 м (широкий угол) или до 9,5 м (теле), подавление эффекта красных глаз
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC, SDXC
  • Интерфейсы: microHDMI, выход AV (PAL/NTSC), USB (AV/USB Multi), 2,5 мм для внешних устройств, 3,5 мм для внешнего микрофона
  • Встроенные модули Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n), NFC

Цена Panasonic DMC-FZ1000 — 39 990 рублей.

Дизайн и конструкция

По своему дизайну Panasonic Lumix FZ1000 достаточно близок к топовой камере Panasonic GH4, что логично при сохранении фирменного стиля и близких габаритах. Но, как и Sony RX10, красивой или изящной камеру не назовешь — из-за необходимости сделать большой зум при крупной матрице объектив получился непропорционально большим в диаметре. Но и назвать его инородным элементом на теле камеры, как, например, было с легендарной Sony R1, нельзя. FZ1000 смотрится вполне гармонично.

Корпус облицован пластиком и прорезиненным материалом в местах соприкосновения с рукой. Сборка прекрасная, держать в руках приятно. Отмечу, что собирается FZ1000 на японском заводе.

Габариты — 136,8 x 98,5 x 130,7 мм, вес — 831 г с аккумулятором и картой памяти. FZ1000 крупнее, чем RX10, и немного тяжелее — в первую очередь за счет большего объектива. При этом она прекрасно лежит в руке, эргономика хвата продумана превосходно; кнопка спуска находится под углом, четко под указательным пальцем, для большого пальца есть упорная площадка. Как я уже писал выше, это «зеркальный» формат, компактной эту камеру назвать нельзя; но она, конечно же, дает выигрыш за счет несменной оптики — носить с собой сумку с объективами не надо.

Функциональные элементы. На фронтальной панели расположены объектив с двумя рычажками (выключателем оптической стабилизации и переключателем функций кольца вокруг объектива между зуммированием и наведением на фокус), а также лампа подсветки автофокуса.

На левом ребре — разъем для внешнего микрофона, на правом — скрытые под единой крышкой разъем для пульта ДУ, microHDMI и USB для вывода цифрового сигнала.

Сверху: селектор режимов протяжки/таймера, горячий башмак, стереомикрофон и выстреливающая вертикально вспышка (рычажок ее активации находится на выступе видоискателя); правее — селектор режимов с язычком выключателя, кнопка видеозаписи, кнопка спуска с язычком зуммирования и две функциональные клавиши (вторая по умолчанию отдана под Wi-Fi), а также два индикатора — состояния и работы беспроводных соединений.

Снизу: отсек для карты памяти и батареи с расположенным по соседству штативным гнездом. На установленной на штатив камере нельзя поменять карту памяти и батарею — для видеографов (студийных фотографов при разговоре о камере такого класса мы все-таки не берем в расчет) это может стать заметной проблемой, пусть ее значимость рядовые пользователи регулярно принижают.

Тыльная панель. Центральное место занимает поворотный экран с крупным шарниром (традиционно для Panasonic, экран поворачивается достаточно свободно и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости). Над ним: функциональная клавиша, по умолчанию отвечающая за принудительную активацию видоискателя, сам электронный видоискатель с датчиком глаза и колесом диоптрийной коррекции, кнопка блокировки автофокуса/автоэкспозиции с переключателем режимов фокусировки. Справа: еще одна функциональная клавиша (по умолчанию вызывающая быстрое меню), кнопки воспроизведения и смены отображаемой на дисплее информации, пятипозиционный навигационный джойстик с различными функциями, положенными на все его составляющие клавиши, а также последняя функциональная клавиша (по умолчанию — удаление файлов/возврат в предыдущее меню). Сверху и справа расположен единственный селекторный диск, чувствительный к нажатиям.

Интерфейс и управление

По схеме управления FZ1000 опять же близка к GH4, за исключением деталей: одного селекторного диска вместо двух и измененного в связи с этим расположения некоторых элементов, лишенного блокировки селектора режимов. Но ключевые вещи, вроде пяти функциональных клавиш и специально выделенных переключателей режимов протяжки и фокусировки, остались неизменными. Камера открывает доступ к большинству важнейших настроек в одно-два касания, работа с ней напоминает работу с профессиональными аппаратами. Но есть и важная особенность: наличие язычка трансфокатора возле кнопки спуска — типичное для ультразума решение и, могу сказать, весьма полезное в первую очередь при видеосъемке, так как позволяет плавно зуммировать картинку. При этом традиционалисты могут не вздыхать разочарованно — эту функцию можно «повесить» и на кольцо вокруг объектива; альтернатива — использовать это кольцо для ручной фокусировки, что тоже более чем уместно. Должен сказать, что к системе управления FZ1000 у меня не возникло никаких претензий, кроме одной, весьма озадачивающей. А именно — отсутствие сенсорного покрытия экрана.

Учитывая, что Panasonic его использует последовательно на большинстве своих камер, отсутствие его именно на FZ1000, камере, заточенной во многом под видеосъемку (а возможность быстро задавать точку фокусировки по экрану для видеографа бесценна), выглядит очень странно. Как будто это оставлено для пресловутого улучшения в модели-продолжательнице.

Интерфейс и быстрого, и основного меню не изменился в сравнении с камерами G-серии. Достоинства те же (внятная система, подробный набор настроек) и недостатки те же (немного кривая русификация, слабо организовано быстрое меню).

Видоискатель применен тот же, что и на GH4. Это OLED, но с увеличенным разрешением в 2 359 000 точек; увеличение 1,88x/0,7x, 100% покрытие кадра. Отличная четкость и стабильность работы при искусственном свете (миниатюрный экранчик не «стробит») сопутствуют. Запаздывания минимальны.

Основной экран неплох, но не более того. ЖК разрешением 920000 точек, поворачивается на 180 градусов в горизонтальной плоскости и на 270 градусов в вертикальной. Довольно яркий, в солнечный день до конца не слепнет — но и обязательного требования к различимости картинки нет, всегда можно перейти на видоискатель.

В режиме Live View можно вывести основные параметры съемки, сетку, гистограмму, виртуальный горизонт. Отмечу, что гистограмма работает и в режиме видеосъемки — это редкость для фотокамер. Но, помимо визирования, главный экран можно использовать для вывода основных параметров съемки в виде матрицы — им можно пользоваться и как более удобным быстрым меню, и при активном задействовании видоискателя для визирования подобный вариант весьма уместен.

Функциональность

На Panasonic FZ1000 установлен 1-дюймовый сенсор разрешением 20,1 мегапикселя с обратной подсветкой и естественной светочувствительностью ISO125—12800 — точно такой же, как на камере Sony RX10. Конечно, с фирменным процессором и особенностями обработки сигнала, но близость исходных RAW со скидкой на иную оптику будет очевидна.

Для камеры, оснащенной телескопическим объективом, FZ1000 феноменально быстро включается в работу — менее чем за секунду. На выключение у камеры уходит заметно больше времени — убирать «хобот» ей сложнее; и, кстати, при самостоятельном переходе в режим ожидания (выключении питания при бездействии) он не убирается, что может повредить корпус объектива. Предельная скорость серийной съемки в максимальном разрешении — до 12 кадров в секунду с электронным затвором при фокусировке по первому кадру. Но это весьма условная скорость — при съемке в формате RAW+JPEG серия ограничена 6—8 кадрами в зависимости от условий съемки; при съемке JPEG — до 70 кадров. На обработку снятого материала также тратится заметное время, но можно продолжать съемку, только без изменения ее параметров.

Автофокус контрастный, с 49 точками фокусировки. Он быстр, превосходя, пожалуй, по этому параметру систему фокусировки своей прямой конкурентки, Sony RX10. Но точностью не отличается, может «мазать» при съемке портретов. Следящая фокусировка работает средне. Отдельно разочаровывает покадровая фокусировка при серийной съемке, не оставляющая шансов на съемку серии резких сюжетов; стоит использовать только фокусировку по первому кадру. Зато система неплохо работает в темноте. Фирменное для Panasonic преимущество. При ручной фокусировке можно включить и увеличение, и подсветку контуров объектов в зоне резкости — focus peaking, с возможностью регулировки цвета и силы. Также можно выводить зону фокусировки в монохромном режиме, что позволяет более точно наводиться на резкость.

Есть система оптической стабилизации Power O.I.S., отключаемая рычажком на объективе. Это не панацея, но хорошее подспорье в первую очередь для видеографов. Хотя снимать в телеположении с выдержкой длиннее 1/125 без смаза все-таки затруднительно даже с активированным стабилизатором.

Встроенная вспышка неплоха — рабочий диапазон до 13,5 метров. Но для более тонкой работы, конечно, нужна вспышка внешняя, и для этого на FZ1000 нет ограничений — аксессуарный разъем дает возможность подключения внешнего света, в том числе и для видео.

Затвор на выбор: или механический (1/4000 — 60 с) или электронный (1/16000 — 1 с). Можно переключаться между ними вручную или поставить автопереключение. При необходимости снять что-то на ультракороткой выдержке (например, с открытой диафрагмой в солнечный день) можно перейти на затвор включением/выключением матрицы. Очень удобно. Доступна экспокоррекция в большом диапазоне: до 5EV в обе стороны.

Режимы съемки: интеллектуальное авто (камера сама выбирает из сюжетного разнообразия), P/A/S/M, видео, сюжетные режимы, творческие режимы и два пользовательских. Режим Bulb доступен при установке ручной экспозиции и выкручивании выдержки до максимальной величины.

Набор творческих режимов характерен для Panasonic G-серии последнего сезона, к FZ1000 он перешел без изменений в количестве 22. Примеры съемки с различными фильтрами можно увидеть выше.

FZ1000 умеет склеивать панорамы, автоматически клеить HDR, делать снимки с мультиэкспозицией, работать с интервальной съемкой. Также камера может программно высветлять тени, работать с разрешением (и то и другое, на мой взгляд, не слишком эффективно), компенсировать тени, при работе со вспышкой убирать эффект красных глаз. Несколько функций перешли прямиком с топовой GH4: «зебра» позволяет вывести на экран отметки зон пересвета при помощи черно-белых полос; «свет/тени» — аналогичная представленной на Olympus наглядная схема быстрого выставления приоритета светов или теней на снимке.

Беспроводные соединения. Panasonic Lumix FZ1000 оснащена модулями Wi-Fi и NFC, по последней моде. Эта функция используется в первую очередь для двух вещей: удаленного управления (с сохранением полной функциональности и моторизованным зумом в случае его наличия) и быстрой беспроводной передачи снимков на мобильное устройство или в облако. Камера синхронизируется с гаджетами на iOS и Android при установке специального приложения. Снимки можно просматривать на поддерживающем Wi-Fi телевизоре, доступна функция немедленной отправки снимков в облако после съемки. Недостаток — не помечена контактная зона NFC, приходится искать ее вслепую.

Видео. Как и полагается камере Panasonic, Lumix FZ1000 очень хорошо приспособлена для записи видео. Поддержка как MP4, так и AVCHD. Разъемы и под свет, и под внешний микрофон. Ручные настройки (в том числе частично изменяемые в процессе видеосъемки; наоборот, недоступно Auto ISO, что весьма прискорбно). Удобный поворотный экран. Плавный электронный зум (правда, не слишком быстрый, резкости движений как раз порой не хватает). Рабочий и плавный стабилизатор. Возможность снимать замедленное видео: до 300 кадров в секунду с VGA-разрешением и 100 кадров в секунду в FullHD. Возможность прямой трансляции сигнала через HDMI. И, конечно же, вишенка на торте, 4K. Битрейт 100 Мбит/с, но только 25 кадров в секунду с прогрессивной разверткой. Уровня GH4 камера не достигает, но приближается к нему.

Впечатления от работы очень хорошие. Несколько расстраивает только автофокус, и сенсор в сравнении с Micro Four Thirds шумноват — но FZ1000 вполне рабочий вариант для видеографа-репортажника. Может использоваться даже в профессиональных целях, а не только энтузиастом.

Качество съемки

В отличие от знакомого сенсора, объектив на Panasonic Lumix FZ1000 уникальный, разработанный специально для этой камеры. Диапазон фокусных расстояний: 9.1 — 146 мм (25—400 мм в эквиваленте 35 мм при соотношении сторон 3:2). То есть, как нетрудно вычислить, 16-кратный оптический зум. Диапазон светосилы: f2.8—4.0. Как я уже писал в начале, постоянной светосилой, как RX10, похвастаться эта камера не может, но зато превосходит ее по оптическому зуму. К тому же назвать диафрагменное число 4 низким нельзя, это хороший показатель, объектив очень интересен по сочетанию фокусных расстояний и светосилы.

Картинку он выдает хорошую, резкую на всем диапазоне фокусных расстояний. Боке достаточно интересное, есть вполне рабочий макрорежим. Аберрациями не грешит. Сборка превосходная. Возможен смаз на предельном расстоянии, если не выставить короткую выдержку, из-за естественных особенностей телеобъектива. Авторежим не всегда грамотно реагирует на эти особенности, стоит быть внимательным и контролировать выдержку вручную в режиме ее приоритета. Еще одна особенность — неудачная комплектная крышка, очень вяло крепящаяся на объективе и отлетающая с него при первой же встряске. Стоит внимательно за ней следить, но потеря, думаю, неизбежна.

В остальном авторежим работает неплохо, выбирая, как правило, подходящий ситуации сюжет. Новичку в большинстве случаев его будет достаточно. Причем есть два варианта аворежима: обычный iAuto (полный автомат) и iAuto+ (с возможностью управления отдельными параметрами). С балансом белого камера работает неровно — он может в близких ситуациях «гулять».

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 80

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Камера хорошо себя проявляет на тестах светочувствительности. Рабочим является диапазон до ISO 1600. При невысоких требованиях к картинке и правильной экспозиции можно вполне успешно снимать и на ISO 3200. Выше становятся заметны и шумы, и падение детализации. Минимальный порог светочувствительности — ISO 125, с возможностью расширения до ISO 80. Максимальный — ISO 12800, с возможностью расширения до ISO 25600. Но уже на ISO 12800 картинка получается совершенно неудобоваримая.

Шумоподавление отключаемое. Выше можно увидеть пример его работы при ISO 3200. Слева оно отключено, справа включено.

Картинка FZ1000 характерна естественной, но кому-то могущей показаться холодноватой цветопередачей, привычной для Panasonic. Динамический диапазон невысокий. Детализация средняя, картинка немного мылится, это неизбежно. Можно добиться хорошего размытия фона. Качество выдаваемого RAW с RX10 близко (с поправкой на особенности оптики каждой из камер), JPEG мне чуть больше понравился у FZ1000 (но это субъективная оценка, и здесь все в любом случае очень близко).

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix FZ1000:

Батарея

Камера укомплектована аккумулятором DMW-BLC12E емкостью 1200 мАч, которого хватает примерно на 330—360 снимков, в зависимости от условий эксплуатации. Нормальный уровень для фотокамеры подобного класса. Для видео же хочется заметно большего — видеографам стоит сразу озаботиться несколькими аккумуляторами, чтобы нормально охватывать съемочный день.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Если даже Panasonic Lumix FZ1000 и задумывался не как ответ Panasonic на Sony RX10, а как естественное развитие собственной линейки, то избавиться от соблазна их сравнивать в любом случае не представляется возможности. Обе камеры хороши, и у каждой свои преимущества: у RX10 это объектив с постоянной светосилой и более интересные материалы корпуса; у FZ1000 это более мощный оптический зум, лучшие возможности для записи видео (в том числе и 4К), поворотный в двух плоскостях дисплей и более низкая цена. Panasonic сделал очень мощное предложение, если вы ищете себе максимально универсальный суперзум на каждый день и не хотите сильно жертвовать качеством картинки. Да, это действительно крупная и тяжелая камера, но она не требует смены оптики и предоставляет широкие возможности для работы. Обзор Sony RX10 я заканчивал тем, что у этой модели не будет конкурентов в новой нише предельно функциональных камер с относительно крупным сенсором и несменной оптикой. Это было правдой более полугода, но теперь ситуация серьезно изменилась.

Также Panasonic FZ1000 может рассматриваться как достаточно бюджетный рабочий аппарат видеооператора на замену зеркальной камере или видеокамере среднего сегмента — особенно когда (или если) цена на него упадет до ожидаемых 32 тысяч рублей. По сути, ключевые проблемы этой модели как видеокамеры — достаточно высокий уровень шумов на высоких ISO (в сравнении с зеркальными камерами стандарта APS-C или тем паче с полным кадром), отсутствие сенсорного экрана и невысокий битрейт при записи FullHD-видео в формате AVCHD с частотой 24 кадра/с (24 Мбит/с).