Обзор Panasonic LX100: компакт с матрицей Micro Four Thirds

Компактную камеру на базе сенсора 4/3 в исполнении двух адептов Micro Four Thirds, Panasonic или Olympus, ждали давно. Особенно во время бума продвинутых компактов, когда на рынке присутствуют и полнокадровый компакт (Sony RX1), и компакты с APS-C сенсором (Fujifilm X100T, Nikon Coolpix A, Ricoh GR), и Canon G1 X Mark II с близкой по размерам матрицей. И на Photokina 2014 наконец-то дождались – вместо очередного продолжателя линейки LX3/LX5/LX7 свет увидел LX100, компакт с матрицей стандарта 4/3 и светосильным зум-объективом. Небольшая камера на каждый день с очень хорошими характеристиками.

Можно назвать LX100 флагманской камерой с несменной оптикой в линейке Lumix, но с некоторой натяжкой – нельзя забывать и о FZ1000, крупной универсальной камере с 1-дюймовой матрицей; две новинки позиционируются в немного разных сегментах, но по цене и значению они близки. LX100 обладает более крупным сенсором с 12,8 эффективными мегапикселями, позволяющими рассчитывать на качественную работу на высоких ISO (физически крупный размер светочувствительных ячеек обязан сказаться) и объективом с лишь 3,1-кратным зумом, но отличной светосилой F1.7—2.8. Обязательно стоит также в самом начале отметить встроенный видоискатель разрешением 2764 тыс. точек, ставшую уже коньком Panasonic видеосъемку в разрешении 4K и систему управления, напоминающую о пленочных временах и современных камерах Fujifilm (а также собственной камере Panasonic 2004-го года - LC1).

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS, тип 4/3 (17,3x13 мм), эффективное разрешение — 12,8 Мп.
  • Разрешение снимков: до 4112x3088 (4:3) и 4272x2856 (3:2)
  • Объектив: LEICA DC VARIO-SUMMILUX, f = 10,9 - 34 мм (24 - 75 мм в эквиваленте 35 мм), F1.7—2.8; 3.1-кратный оптический зум; 4-кратный цифровой зум
  • Система стабилизации: оптический стабилизатор POWER O.I.S.
  • Видоискатель: электронный, 0,38 дюйма (2764 тыс. точек), поле зрения: прибл. 100 %; увеличение прибл. 1,39x/0,7x (эквив. 35 мм)
  • Дисплей: TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 920000 точек
  • Фокусировка: AFS (однократная)/AFF (настраиваемая)/AFC (непрерывная)/MF
  • Автофокус: контрастный; определение лиц/глаз, следящая, 49 точек, настраиваемая по нескольким точкам, 1 точка (гибкая/масштабируемая), Pinpoint
  • Расстояние фокусировки: от 50 см в широкоугольном положении, от 3 см в режиме макро
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/4000 — 60 с с механическим затвором; 1/16000 — 1 с с электронным затвором; ручной спуск (прибл. 120 сек)
  • Автоспуск: 2/10 сек/10 сек (3 кадра)
  • Скорость съемки: до 11 кадр./с с механическим затвором; в режиме High-Speed — до 40 кадр./с с электронным затвором
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
  • Экспозамер: интеллектуальный многоточечный, точечный, центровзвешенный
  • Экспокоррекция: ±3EV (шаг 1/3EV ступени)
  • Режимы работы: P (программный), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), M (ручной), iA (интеллектуальное авто)
  • Режимы «Творческий контроль»: выразительный, ретро, старые времена, высокий ключ, низкий ключ, сепия, монохромный, динамический монохромный, грубый монохромный, шелковый монохромный, выразительное искусство, высокодинамичный, кросспроцесс, игрушечный эффект, игрушечная камера, высветленный, эффект миниатюры, мягкий фокус, фэнтези, звездный фильтр, один оттенок, солнечный свет (22 фильтра)
  • Светочувствительность: ISO 200-25600, расширение до ISO 100
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, лампа накаливания, вспышка, пользовательский (х4), установка цветовой температуры
  • Формат файла фото: JPEG (DCF/Exif2.3) / RAW, DPOF
  • Формат файла видео: MP4, AVCHD
  • Видео: до 3840 x 2160 пикселей, 25p (в формате 4K: 100 Мбит/с / MP4) (25 к/с с сенсора) (AAC); FullHD — 1920 x 1080 пикселей, 50p (FHD: 28 Мбит/с AVCHD) (50 к/с с сенсора) (Dolby)
  • Вспышка: комплектная, ведущее число 7 при ISO 100, 10 при ISO 200
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC, SDXC
  • Интерфейсы: microHDMI, выход AV (PAL/NTSC), USB (AV/USB Multi)
  • Встроенные модули Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n), NFC

Ориентировочная цена Panasonic Lumix LX100 — 49990 рублей.

Дизайн и конструкция

Panasonic, создавая свои камеры, старательно обходил ретро-тему стороной, пока в прошлом году не выпустил модель GM1, весьма своеобразную, наследующую классическим дальномеркам не прямо, но сочетанием своих элементов (кожа-алюминий) намекающую на это. LX100 тоже не хочется при первом взгляде поставить в один ряд с образцовыми «ляйками», но обращает на себя внимание обилие аналоговых селекторов – без акцента на прошлое не обходится.

В черном корпусе камера выглядит неплохо, но не сказал бы, что очень интересно и привлекательно. В коричнево-серебристом, виденном на Photokina, - заметно интереснее. Любителям ярких вещей стоит обратить внимание именно на это исполнение. Черная LX100 больше подойдет тем, кто ищет не вещь саму по себе, а чисто функциональное устройство. То есть как раз традиционной публике Panasonic. Корпус покрыт металлом. Сборка отличная, никаких претензий.

Габариты Panasonic Lumix LX100 - 114,8 x 66,2 x 55,0 мм, вес - 393 г. Это совсем не крошечная камера, которая легко помещается в карман, она крупнее, чем беззеркалки GM1 и GM5 со стандартной оптикой, например. Но она совсем не громоздкая, на LX100 вполне можно снимать навскидку одной рукой и носить целый день на шее без напряжения. Небольшой выступ из прорезиненного пластика спереди и площадка для большого пальца с тыла позволяет уверенно держать камеру в правой руке, не обязательно придерживая левой за объектив.

Функциональные элементы. На лицевой панели расположен телескопический объектив, на котором мы можем видеть три органа управления: два селекторных кольца (диафрагма и зум/фокусировка в ручном режиме), переключатель формата снимков, переехавший с модели LX7 и рычажок переключения типов фокусировки. Спереди также находится диод подсветки автофокуса.

Справа за пластиковой крышкой скрыты интерфейсы microHDMi и microUSB. Слева – контактная площадка для соединения NFC. По обе стороны – проушины для ремешка.

Сверху мы наблюдаем горячий башмак, стереомикрофон, два аналоговых селектора (выдержка и экспокоррекция, к первому из них прильнул язычок включения камеры) и три кнопки: спуск с язычком зуммирования, активация цифровых фильтров постобработки и включение режима интеллектуального авто.

Снизу - отсек для карты памяти и батареи с расположенным впритык штативным гнездом.

На тыльной панели: трехдюймовый экран; над ним – видоискатель с датчиком глаза и колесиком диоптрийной коррекции, две функциональные клавиши (по умолчанию отвечают за переключение отображения между основным экраном и видоискателем, а также Wi-Fi), кнопки запуска видеозаписи и блокировки автофокуса/автоэкспозиции; справа – пятипозиционная навигационная клавиша с селекторным кольцом по периметру, кнопки вызова быстрого меню, воспроизведения, переключения режимов отображения дисплея и еще одна функциональная клавиша (по умолчанию – удаление снимков и возврат в предыдущее подменю).

Интерфейс и управление

Panasonic – по-японски последовательная компания, четко придерживается своих наработок, уверена в них и не мечется из стороны в сторону. За это и любима, и зачастую критикуется. Речь и о системе Micro Four Thirds, и о выработанных принципах управления. В LX100, несмотря на ее нестандартность для модельного ряда Lumix, мы сталкиваемся с этим вполне ярко. Опора на собственные разработки видна, если взглянуть на управляющие кольца на объективе – здесь новинка напрямую наследует своей серии LX и модели LX7, в частности, с добавлением еще одного кольца, позволяющего удобно работать с автофокусом. Также близка новая камера к компакту двухлетней давности и по дизайну.

Но есть и новшества, конечно, нетипичные для последних камер Panasonic (но опять же можно впомнить LC1), но уже хорошо опробованные индустрией. Речь об ассоциирующихся на данный момент с Fujifilm X-серии аналоговых селекторах выдержки и экспокоррекции и отсутствии селектора режимов; виртуальной приближенности цифрового компакта к дальномерным камерам из XX века. Сумма решений, надо сказать, очень удачная для формата LX100, работать с камерой очень удобно. Селекторы и расположены хорошо, и радуют ходом, с щелчками и четкой фиксацией. Из того, что не понравилось: лишний, на мой взгляд, переключатель форматов съемки, который вполне можно случайно задеть и не заметить, как отснял массу снимков в формате 16:9, допустим (хотя кому-то он может показаться уместным); не очень удачно расположенная кнопка запуска видеозаписи, что для Panasonic в общем-то нехарактерно. Еще одна спорная деталь: размещенные на верхней панели кнопки активации авторежима и цифровых фильтров, назначение которых невозможно поменять. Опытным фотографам, рассматривающим LX100 как вторую камеру или камеру для путешествий, такое решение ни к чему – стоило бы включить эти клавиши в число настраиваемых.

Из серьезных же недостатков управления LX100 сразу две проблемы с экраном. Во-первых, он неповоротный, что вдвойне странно для камеры Panasonic. Во-вторых, лишен сенсорной поверхности, очень полезной особенно при съемке видео, на которую производитель делает упор. Чистый маркетинг, и довольно неприятный.

Интерфейс же по сравнению с камерами G-серии и той же FZ1000 совершенно не изменился. Знакомое, не слишком удачное быстрое меню и достаточно удобное основное – с характерной слабой русификацией.

В режиме Live View можно вывести основные параметры съемки, сетку, гистограмму, виртуальный горизонт. Отмечу, что гистограмма работает и в режиме видеосъемки — это редкость для фотокамер. Но, помимо визирования, главный экран можно использовать для вывода основных параметров съемки в виде матрицы — его можно использовать и как более удобное быстрое меню при активном задействовании видоискателя для визирования. Для еще большего удобства сюда бы сенсорный экран – но чего сетовать на одно и то же по несколько раз.

Видоискатель есть, электронный и очень качественный. Разрешение еще выше, чем на FZ1000 и GH4 - 2764 тыс. точек; конечно же, 100-процентное покрытие кадра, увеличение 1.39х/0.7х. Запаздывания минимальны, при искусственном свете работает прилично, не стробит.

Экран довольно прост и не слишком современен: трехдюймовый ЖК разрешением 920 000 точек, достаточно яркий и четкий. Благо и требований к нему в связи с наличием хорошего видоискателя не так много, наводиться по нему требуется далеко не всегда.

Функциональность

Panasonic Lumix LX100 снабжена сенсором стандарта 4/3 (13,2x8,8 мм) эффективным разрешением 12,8 мегапикселей. Не так много в эпоху, когда иные компакты оснащаются 20-мегапиксельными матрицами (как та же Sony RX100 III, например), но у этого решения есть и обратная сторона – работа в условиях плохой освещенности. Об этом мы поговорим ниже. Процессор на LX100 установлен ровно такой же, как на флагманскую беззеркалку GH4.

Но скоростью включения, характерной для FZ1000, LX100 не отличается – но дело тут в объективе, а не электронной начинке. Просто телескопический объектив LX100 не столь быстр. Лаг затвора незаметен (а в случае с электронным затвором и вовсе объективно отсутствует). Предельная скорость серийной съемки в максимальном разрешении — до 11 кадров в секунду с механическим затвором и до 40 кадров в секунду с электронным. Причем буфер обмена на LX100 вместительный: при съемке в формате RAW+JPEG до первого заедания записывается серия из 25-26 кадров. При съемке JPEG количество зависит от скорости карты памяти и ее объема, буфером оно не ограничено. Большая редкость для компакта. Также нет никаких проблем и с обработкой отснятого материала, камера не тратит на это лишнего времени.

Автофокус контрастный, с 49 точками фокусировки. Он очень быстр, это одна из самых скоростных в классе систем фокусировки. Успешно работает и при слабом освещении, наследуя в этом беззеркалкам G-серии. Обладает приемлемой точностью при покадровой съемке. Но довольно слаб в следящем режиме и при видеосъемке, непрерывно «ерзая», не давая снять качественный ролик при включенном автофокусе. Для макросъемки стоит перевести рычажок на объективе в специальный режим, сокращающий минимальную дистанцию фокусировки до 3 см.

При ручной фокусировке можно включить и увеличение, и подсветку контуров объектов в зоне резкости — focus peaking, с возможностью регулировки цвета и силы. Также можно выводить зону фокусировки в монохромном режиме, что позволяет более точно наводиться на резкость.

Есть система оптической стабилизации Power O.I.S., достаточно эффективная при съемке фото, но не столь активно себя проявляющая при записи видео.

Встроенной вспышки на Panasonic LX100 нет – только комплектная, которая устанавливается на горячий башмак – с ведущим числом 7 при ISO 100 и 10 при ISO 200 (что более актуально, именно ISO 200 является минимальным естественным значением светочувствительности сенсора LX100). Нормальная вспышка, но сама схема с внешней комплектной ограничивает пространство для маневра и использования горячего башмака для чего-то еще.

Затвор на выбор: или механический (1/4000 – 60 сек) или электронный (1/16000 – 1 сек). Можно переключаться между ними вручную или поставить автопереключение. При необходимости снять что-то на ультракороткой выдержке (например, с открытой диафрагмой в солнечный день) можно перейти на затвор включением\выключением матрицы. Очень удобно.

Режимов съемки как таковых нет – они зависят от положений на селекторах выдержки и диафрагмы. Исключение: режим iA (интеллектуальное авто), включаемый отдельной клавишей на верхней панели. Режим Bulb доступен при установке выдержки на селекторе в положение T. Сюжетных режимов нет, фильтры постобработки включаются опять же отдельной кнопкой в любом режиме съемки (даже полностью ручном).

Набор фильтров обычный для камер Panasonic (22 штуки), главной их особенностью здесь можно назвать возможность их активировать и при съемке в формате RAW. Примеры съемки с различными фильтрами можно увидеть выше.

Есть и фирменные режимы работы с цветами «фото стиль», к которым добавилось кое-что новое – а именно цифровые цветные фильтры в монохромном режиме. Примеры съемки в ч/б с этими фильтрами – опять же, выше.

LX100 умеет склеивать панорамы, HDR, делать снимки с мультиэкспозицией, работать с интервальной съемкой, есть функция покадровой анимации. Также камера может программно высветлять тени, работать с разрешением (и то, и другое, на мой взгляд, не слишком эффективно), при съемке JPEG можно делать автоматические склейки из нескольких кадров, позволяющие добиваться бесшумных изображений в темноте. «Зебра» позволяет вывести на экран отметки зон пересвета при помощи черно-белых полос; «свет/тени» — аналогичная представленной на Olympus наглядная схема быстрого выставления приоритета светов или теней на снимке.

Широки возможности брекетинга: кроме традиционного, по экспозиции, есть брекетинг по балансу белого и необычный брекетинг по соотношению сторон, при котором камера делает 4 снимка в форматах 4:3, 3:2, 16:9 и 1:1.

Беспроводные соединения. Panasonic Lumix LX100 оснащена модулями Wi-Fi и NFC, по последней моде. Эта функция используется в первую очередь для двух вещей: удаленного управления (с сохранением полной функциональности и моторизованным зумом в случае его наличия) и быстрой беспроводной передачи снимков на мобильное устройство или в облако. Камера синхронизируется с гаджетами на iOS и Android при установке специального приложения. Снимки можно просматривать на поддерживающем Wi-Fi телевизоре, доступна функция немедленной отправки снимков в облако после съемки.

Видео. Panasonic LX100 умеет снимать видео в формате 4К с нормальной скоростью в 25 кадров в секунду и битрейтом 100 Мбит/с. Это отлично, и это пока недостижимый уровень для ее конкурентов. Естественно, есть и FullHD до 50 кадров в секунду, запись и в MP4, и в AVCHD, и поддержка ручных настроек при видеосъемке (задаются заранее в фоторежиме, специального режима для видео не предусмотрено), возможность менять настройки (в том числе и ISO) прямо при съемке. Но для серьезной работы LX100, в отличие от той же FZ1000, не годится – нет разъемов для внешнего микрофона и наушников; слабо работает автофокус. Но качество картинки за счет сочетания сенсора и объектива превосходное, претензий тут быть не может.

Качество съемки

Объектив для Panasonic LX100 традиционно подготовила Leica. Это DC Vario-Summilux, f = 10,9 - 34 мм (24 - 75 мм в эквиваленте 35 мм) со светосилой F1.7—2.8. Зум, как видно, невелик - оптический 3.1-кратный, плюс доступен 4-кратный цифровой зум, который лучше использовать все-таки пореже (негативно сказывается на качестве картинки). Но сам по себе факт использования на камере такого формата светосильного объектива с трансфокатором уже заслуживает уважения. Близкими характеристиками из конкурентов обладает оптика Sony RX100 III и Canon G7 X, но у этих камер значительно меньше матрица; Canon G1 X Mark II обладает более крупным сенсором, но и оптикой с заметно уступающими характеристиками по светосиле.

Объектив снабжен девятилепестковой диафрагмой и выдает превосходную картинку – с приличной резкостью по всей площади картинки и интересным, необычным боке. Этот компакт обладает своим характером при съемке – и это редкое, приятное достижение. Артефактами (хроматическими, пространственными аберрациями) он почти не грешит. По качеству оптики LX100 можно сравнивать с Fujifilm X30, и сравнение вполне может быть не в пользу последнего. Сборка объектива также не вызывает нареканий, это качественная оптика, с металлом в оформлении и ладно подогнанными друг под друга элементами.

Стоит добавить, что конструкция Panasonic LX100 позволяет использовать светофильтры на 43 мм без дополнительных адаптеров, что выгодно отличает камеру от всех конкурентов.

Авторежим типичен для Panasonic, выбирает по большей части адекватные ситуации настройки, не выдавая тенденций ни к пересвечиванию, ни к недосвечиванию. С балансом белого камера работает неровно. Но нужно иметь в виду, что сочетание крупного сенсора и светосильной оптики не всегда хорошо сказывается на желаемой глубине резкости – вполне естественно, что камера предпочитает выставить минимальную светосилу вместо повышения ISO, и это стоит контролировать. Вообще камера, оснащенная столь удобной и разветвленной аналоговой системой управления, рассчитана на внимательного к деталям и знающего, что он хочет получить, фотографа.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Камера отлично работает на высоких ISO. Условно рабочим можно назвать диапазон до ISO 6400; «чистые» фотографии можно получить на ISO 1600. Проблема сенсора LX100 – в высоком нижнем пороге светочувствительности – ISO 200. Он расширяется до ISO 100, но за счет незначительного ухудшения картинки. Максимальный порог – ISO 25600. Надо отдельно отметить, что это нетребовательная к светочувствительности камера: за счет светосильной оптики и хорошего стабилизатора она позволяет добиваться неплохих результатов в темноте зачастую без задирания ISO.

Камера оснащена встроенным шумоподавлением, довольно агрессивным и заметно «мылящим» картинку – но отключаемым. Выше можно увидеть пример его работы на ISO 6400. Слева оно выключено, справа – включено.

И достоинство, и недостаток сенсора LX100 – его разрешение. Он здорово себя проявляет при съемке в условиях недостаточной освещенности, в сочетании со светосильной оптикой делая камеру более чем универсальной, подходящей и для размеренной съемки в идеальных условиях, и для репортажа. Но при этом его разрешение может кому-то показаться недостаточным, особенно массовому потребителю, избалованному более чем 20-мегапиксельными сенсорами, выдающими предельную детализацию. Здесь необходимо делать осознанный выбор.

Цветопередача естественная, без ярких акцентов, но и без фирменных ошибок, их Panasonic в последних поколениях свои топовых камер исправляет. Динамический диапазон очень хорош – даже неожиданно хорош для сенсора Micro Four Thirds. LX100 выдает неплохой JPEG, но при желании можно настраивать его прямо на камере при конвертации RAW.

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix LX100:

Батарея

Камера укомплектована аккумулятором DMW-BLG10E емкостью 1025 мАч, которого хватает примерно на 280-300 снимков, в зависимости от условий эксплуатации. Немного, но это те числа, которые и ждешь от компакта, даже продвинутого. Стоит озаботиться покупкой аккумулятора-дублера, чтобы не остаться без камеры в самый нужный момент.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Panasonic Lumix LX100 един в двух лицах. Одновременно это и самая типичная камера в современных условиях, отвечающая на актуальную тенденцию компактов с крупным сенсором и способностями, присущими скорее полноразмерным камерам. И полностью новое слово в линейке Panasonic, флагман модельного ряда цифровых камер Lumix с несменной оптикой. Не замена LX7, а куда более серьезный аппарат.

Это совсем не карманная камера. Тем, кто рассматривает «компакт» как что-то, что можно носить наравне со смартфоном, она не подойдет. Это совсем не дешевая камера. Даже в условиях нынешнего падения рубля цена в 49 990 рублей отсекает завидную часть потенциальной аудитории. Но это серьезная камера, которая обладает сочетанием сенсора и оптики, равных которому на рынке сейчас нет. LX100 даже трудно подобрать конкурента, с учетом ее ценовой ниши. Разве что Leica X Vario, которая все-таки куда дороже и куда менее универсальна.

По своей функциональности LX100 также соответствует лучшим стандартам, неся на борту возможности, близкие к флагманской беззеркалке GH4 за вычетом сменной оптики и возможностей по видеосъемке (в первую очередь в плане подключений; на 4Kp25 новинка вполне способна). По совокупности качеств мы даем Panasonic Lumix LX100 рекомендацию. Пояснение: в списке плюсов и минусов нет невысокого разрешения сенсора LX100, потому что это одновременно и достоинство, и недостаток модели – это всецело зависит от точки зрения.

Плюсы

  • Сочетание крупного сенсора и светосильной оптики
  • Высокое качество съемки
  • Видеосъемка с высоким битрейтом и в разрешении 4К
  • Удобное управление с аналоговыми селекторами
  • Быстрота работы
  • Скорость серийной съемки в сочетании с крупным буфером обмена
  • Встроенные Wi-Fi и NFC
  • Неплохой оптический стабилизатор
  • Встроенный электронный видоискатель с высоким разрешением

Минусы

  • Цена
  • Серьезные габариты
  • Неповоротный дисплей без сенсорной поверхности
  • Отсутствие разъемов для микрофона и наушников
  • Комплектная вспышка, крепящаяся на горячий башмак
  • Неуверенный автофокус в видеорежиме