Panasonic знает, как сохранить природу

Еще в 1918 году основатель Panasonic Коносуке Мацусита выводил на рынок продукты, изготовленные из материалов, допускающих утилизацию и повторное использование. C тех пор в компании Matsushita Electric об ответственности перед обществом за состояние окружающей среды никогда не забывали, постоянно наращивая усилия в этом направлении.
и из
мы упоминали о том, что этот производитель уделяет большое внимание проблемам экологии. На выставочном стенде даже имелась специальная зона, посвященная исключительно этой теме. В данной статье мы расскажем об экологической деятельности корпорации более подробно.




В 1991 году компания Matsushita Electric (с 01.10.2008 — корпорация Panasonic) приняла «Хартию по охране окружающей среды», в которой содержался призыв к мировому сообществу разумно, не нарушая экологию, использовать природные ресурсы земли и принимать меры к охране окружающей среды.


Среди усилий, предпринятых после этого самой компанией, — отказ от использования в процессе производства химикатов, разрушающих озоновый слой земли (CFC); отказ от использования свинца в производстве электронных приборов; постоянное снижение энергопотребления выпускаемых устройств.


В 2007 году экологические усилия Panasonic были оформлены в виде корпоративной стратегии и европейской декларации ECO ideas («Экологические идеи»), включающей три основных положения: 1) «Экологические идеи» для продуктов; 2) «Экологические идеи» для производств; 3) «Экологические идеи» для всех повсеместно.




Для реализации первого положения в октябре 2008 года объявлено о намерении вывести к 2010 году на европейский рынок 20 «Лучших Экологических Продуктов» (Superior Green Products) со специальным логотипом «ECO ideas». Они будут отличаться низким энергопотреблением и иметь дизайн, облегчающий переработку.




В отношении производства у корпорации большие планы по увеличению объемов и улучшению качества продукции в сочетании со значительным сокращением выбросов углекислого газа в атмосферу: к 2011 году предполагается снизить их уровень до показателей 2001 года.




Третий пункт декларации относится к популяризации экологических инициатив среди сотрудников корпорации и в обществе. С этой целью Panasonic поддерживает различные экологические инициативы, например, становится спонсором Арктической программы Всемирного Фонда дикой природы (WWF).




Среди локальных экологических целей корпорации особое место занимает утилизация вышедшей из употребления техники. В Японии расположенной на островах, лишь небольшая часть территории пригодна для проживания и ведения сельского хозяйства, а возможности захоронения отходов практически исчерпаны. В то же время ежегодно собирается и перерабатывается огромное количество вышедшей из употребления техники (несколько млн единиц в год). И это статистика только по четырем группам бытовой техники, которую закон на сегодняшний момент обязывает перерабатывать: холодильникам, стиральным машинам, кондиционерам и телевизорам.




Упомянутый «Закон об утилизации бытовых электроприборов» (Home Appliance Recycling Law), регулирует несколько моментов. Так, потребителей он обязывает сдавать ненужную технику в торговые организации и специальные пункты приема, оплатив расходы по транспортировке и переработке. Торговые организации обязаны принимать и складировать такую технику, а производители — перерабатывать ее. Причем, для переработки существуют специальные нормы, нарушать которые производители не имеют права, иначе им грозят серьезные санкции.


Корпорация Panasonic является одним из крупнейших производителей бытовой техники, соответственно и объемы переработки очень высоки. Для утилизации такого огромного количества техники был построен и в апреле 2001 года открыт специальный центр PETEC (Panasonic Eco Technology Center), в который вложено 400 млн йен.




Он расположен в городе Като (префектура Хиого) и занимает площадь в 38570 кв. метров. В год на нем перерабатывается до 700 тыс. бытовых устройств. Помимо собственной продукции корпорации, центр также утилизирует технику 19 других производителей, в том числе: Toshiba, Victor Company of Japan, Daikin Industries, Tokyo Gas, Osaka Gas, Corona, LG Electronics и др.




В настоящее время в центре PETEC ведется переработка оборудования четырех типов: телевизоров, бытовых кондиционеров, стиральных машин и холодильников. Каждая из линий, на которых происходит их разборка, организована в виде отдельного конвейера, окрашенного в свой цвет.


На синем конвейере разбирают стиральные машины. Коэффициент переработки составляет 73% вместо 50%. Извлеченный пластик снова используется в изготовлении деталей новых стиральных машин, а также для производства садовой мебели.




На желтой линии демонтируют бытовые кондиционеры, приняв все меры к улавливанию вредных выбросов из системы охлаждения. Этот тип техники научились утилизировать на 86% вместо положенных 50%.




Например, алюминия, извлеченного из одного кондиционера, достаточно для изготовления 190 пивных банок, что демонстрируется в музее центра. Но также как и сталь и медь, этот металл используют и в производстве новых кондиционеров.




Телевизоры демонтируют на красной линии. Коэффициент их переработки в настоящее время достигает 87%, вместо предписанных законом 55%. Процесс разборки, как и на других конвейерах, большей частью выполняется вручную.




Сначала из корпуса вынимается кинескоп в сборе, затем последний разделяется на составные части, каждая из которых перерабатывается отдельно.




Из особо чистого переднего стекла, вес которого составляет в старых моделях до 60% веса всего устройства, изготавливают экраны новых телевизоров или посуду. Например, из образца стекла передней панели весом 14,3 кг можно изготовить до 68 стаканов.




С целью оптимизировать процесс утилизации в центр PETEC регулярно приглашаются конструкторы, которые проходят стажировку на разборке бытовых приборов, что помогает еще на стадии проектирования позаботиться об упрощении процесса утилизации оборудования. В музее имеются образцы, демонстрирующие результаты такой оптимизации и эволюции техники.




Зеленый конвейер — это место, где заканчивают свою жизнь холодильники. Из них извлекают все агрегаты (электронику, компрессор), а хладогент тщательно собирается в специальные герметичные уловители. В целом, до 86% процентов извлеченных материалов (вместо положенных 50%) снова используются в производстве.




После разборки корпуса холодильников, как и на других конвейерах отправляются в измельчитель. Полученный пластик снова используется в производстве холодильников, а также, вместе с извлеченным уретаном, для изготовления строительных материалов.




После измельчения корпусов и крупных деталей бытовых приборов настает время их сортировки и отделения друг от друга. Эта часть процесса носит название Theasure Hunting (буквально — «Охота за сокровищами»).




С помощью емкостей с водой, центрифуг и других устройств удается отделить металлы от неметаллов (пластика, уретана).




На специальном конвейере магнитное поле помогает отделить сталь от цветных металлов.




Для разделения смеси из меди и алюминия используют их значительную разницу по массе: разогнанные на ленте транспортера куски металла, сваливаясь с нее, летят на разное расстояние, попадая в отдельные контейнеры.




С помощью такой тщательной и эффективной утилизации старых бытовых приборов корпорации Panasonic удается реализовать одну из своих идей — «От продукта к продукту». Ведь значительная доля материалов вновь идет в производство. При этом, повторимся, все вредные вещества, разрушающие озоновый слой Земли или наносящие вред природе, тщательно собираются.




Хочется надеяться, что в обозримом будущем в нашей стране тоже появятся подобные заводы, а главное — такое же трепетное отношение к экологии. Причем, не только на уровне государства и производителей, но и у каждого россиянина в отдельности.