Обзор фотокамеры Pentax K-5: нестандартная зеркалка

Обычно, когда речь заходит о профессиональной и полупрофессиональной фотосъемке с помощью цифровых камер, спор идет в рамках дихотомии Canon/Nikon. Спор нескончаемый и яростный, засасывающий слова и аргументы, словно в глубокую топь. Где-то в сторонке находится Sony Alpha, а под облаками парят Leica и Hasselblad. Но сегодня речь пойдет об очевидном выборе нонконформиста, фотокамере от бренда, у которого также хватает преданных поклонников, всегда готовых вставить язвительную реплику в очередное словесное соревнование «никонистов» и «канонистов». Мы говорим, конечно, о компании Pentax, с творениями которой в лице, например, моделей K-m или K-x, мы когда-то вас уже знакомили. После продолжительного перерыва возвращаемся к подзабытому — сегодня у нас новая флагманская модель в линейке компании, Pentax K-5, пришедшая на смену K-7.

Основные характеристики Pentax K-5

  • Тип камеры: 16-мегапиксельная зеркальная цифровая фотокамера с автоэкспозицией, TTL автофокусом и встроенной Р-TTL вспышкой
  • Байонет KAF2, совместимость с объективами КА, KAF, KAF2, KAF3. Остальные — через адаптер
  • Матрица: КМОП матрица с первичным цветовым фильтром, размер 23,7 х 15,7 мм, эффективная емкость — 16.28 млн. пикселей
  • Механическая система очистки от пыли + система нейтрализации "горячих пикселей" алгоритм "Pixel mapping"
  • Разрешение фото: от 1728 x 1152 до 4928 х 3264 пикселей
  • Разрешение видео: Full HD (16:9, 1960x1080, 25 к/с); HD (16:9, 1280x720, 30 к/с и 25 к/с); VGA (4:3, 30 к/с и 25 к/с)
  • Формат файлов. Фото: JPEG (Exif 2.21), DPOF, DCF 2.0, Print Image Matching III, RAW (PEF, DNG), RAW+JPEG. Видео: AVI, Motion JPEG (со звуком)
  • Функции стабилизации: оптическая стабилизация «Shake Reduction»
  • Система фокусировки: TTL-автофокусировка по методу фазовой детекции (SAFOX IX+) в режиме визирования по видоискателю и в Live View, TTL-автофокусировка по методу контрастной детекции в режиме Live View; 11 зон фокусировки; подсветка автофокуса светодиодным прожектором
  • Режимы фокусировки: однокадровый автофокус, следящий, ручной, произвольный выбор зоны фокусировки, фокусировка по 5-ти центральным точкам, автофокус с приоритетом резкости лица (в режиме Live View), кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки в видоискателе; подстройка автофокуса коррекция фронт-бэкфокуса для любого объектива, коррекция фронт-бэкфокуса индивидуально для 20-ти объективов
  • Управление экспозицией: TTL замер при полностью открытой диафрагме; 77 сегментов экспозамера
  • Режимы замера экспозиции: многосегментный экспонометрический, центрально-взвешенный, точечный
  • Экспорежимы: зеленый (режим для новичков), программный (P) с возможностью выбора программной линии (стандарт, глубина резкости, короткие выдержки, MTF), гиперпрограммный (быстрый переход в режим TV и AV) поворотом дискового селектора, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, приоритет чувствительности, ручной режим, гиперручной (быстрый переход в автоматический режим, сдвиг экспопары и пр.), ручная выдержка (Bulb), выдержка синхронизации со вспышкой, пользовательский режим USER (с сохранением настроек для пяти пользователей)
  • Экспокоррекция +-5 EV (с шагом 0.3EV)
  • Автобрекетинг по экспозиции 2, 3 или 5 кадров в диапазоне ±5EV
  • Чувствительность автовыбор (в произвольном диапазоне), диапазон: 100-12 800, расширение диапазона через пользовательские функции до ISO 80 - 51200
  • Дополнительные настройки: оптимизация динамического диапазона; автоматическая коррекция ярких участков изображения; настраиваемая коррекция теней; режим HDR (съемка и автоматическое объединение 3-х кадров с разной экспозицией); расширенный брекетинг по балансу белого, четкости, насыщенности, контрасту, цветовому тону
  • Затвор: электронно-управляемый фокально-плоскостной затвор вертикального действия с электромагнитным спуском
  • Диапазон выдержек: 1/8000 — 30 с, длительная выдержка от руки (Bulb)
  • Встроенная вспышка: P-TTL автовспышка, ведущее число 13 (при чувствительности ISO 100/м), угол охвата соответствует объективу 18мм (28мм в формате 35мм)
  • Баланс белого: авторежим, дневной свет, тень, облачная погода, лампа накаливания, люминесцентное освещение (L, W,N,D), вспышка, баланс белого с сохранением оттенка источника света (CTE), ручной режим, установка в градусах Кельвина (3 пользов. вар-та), точная подстройка баланса белого в авторежиме и предустановках по цветовому кругу; оперативная коррекция баланса белого последнего изображения
  • Цветовые предустановки при съемке: яркие краски, натуральные краски, портрет, пейзаж, арт, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный (с выбором оттенка)
  • Цифровые фильтры при съемке: камера-редактор, ретро, высокий контраст, выделение цвета (красный, зеленый, синий), Soft, лучики, fish-eye, мой фильтр
  • Цифровые фильтры при воспроизведении: камера-редактор, монохромный, ретро, цветной фильтр, высокий контраст, Soft, выделение цвета (красный, зеленый, синий), лучики, акварель, fish -eye, пастель, миниатюра, HDR, изменение базовых параметров, мой фильтр
  • Режимы съемки: однокадровый, непрерывная съемка, съемка с предварительным подъемом зеркала, серийная съемка с ПДУ, съемка с ПДУ с задержкой 0 с и 3 с, автоспуск с 12-сек. задержкой, автоспуск с 2-сек. задержкой и предварительным подьемом зеркала
  • Скорость непрерывной съемки: 7 к/с серия до 30 кадров (JPEG), 20 кадров (RAW, с версией прошивки 1.01 и старше)
  • Видоискатель: на основе пентапризмы с окуляром и диоптрийным корректором, поле зрения 100%
  • Экран: 3-дюймовый низкотемпературный ЖК монитор на основе поликристаллического кремния (прибл. 921 000 пикселей)
  • Интерфейс: USB 2.0, AV-выход (PAL/NTSC, звук моно), mini-HDMI, mini-jack для внешнего стереомикрофона
  • Защита от воды и пыли, морозоустойчивость не менее - 10 градусов C
  • Носитель данных: сменная карта памяти SD, SDHC, SDXC. Макс. 32 Гбайт

Средняя цена на Pentax K-5 без объектива — 54 600 рублей. Мы тестировали камеру с двумя объективами: Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL и Pentax SMC DA 50-135mm f/2.8 ED (IF).

Дизайн и конструкция

Сразу хочется сказать, что корпус K-5 по сравнению с уже тестировавшейся нами два года назад K-7 не претерпел изменений, поэтому вдаваться в подробное описание всех особенностей новинки я не буду.

Внешне Pentax K-5 незатейлива, все в камере подчинено практической пользе: благодаря прорезиненному покрытию она хорошо лежит в руке, плюс к тому сделанная из магниевого сплава «тушка» защищена от влаги и пыли. Форма рубленая, без малейших изысков. Как и должно быть на профессиональной или полупро технике — красота должна быть в снимках, а не в корпусе. Перейдем к удобству.

Габаритами K-5 сходна со своими ключевыми конкурентами в лице Nikon D7000 и Canon 7D, но чуть-чуть компактнее — 131 x 97 x 73 мм. Весит она 740 грамм (с аккумулятором и картой памяти). Добавляем еще вес оптики и получаем привычные, в общем-то, показатели. В руке K-5 лежит прекрасно, выемка для хвата с углублением для среднего пальца и выступ сзади для большого позволяют спокойно держать камеру одной правой.

Оставлены на месте все удачные находки: расположенная под байонетом кнопка освобождения объектива; находящееся под углом переднее регулировочное колесико; общее количество разбросанных по корпусу органов управления.

За подробным описанием, что, где и к чему на K-5 — отошлю к уже упомянутому обзору K-7. Все достоинства (большое количество механических управляющих элементов, находящихся всегда под рукой) и недостатки (селектор режимов с кнопкой блокировки).

Качество сборки этой пыле- и влагозащищенной камеры, конечно же, не вызывает никаких нареканий — плотно сбитая, скроенная без стыков, надежная камера, на которую есть смысл обратить внимание как фотографам, привыкшим работать в городских условиях, так и любителям экстрима.

Интерфейс и управление

Про управление я уже написал выше. Оно заточено более под профессиональных фотографов, которым важнее не простота, минимализм и дизайнерские решения, а чтобы все колесики и кнопки были под рукой. И действительно, предъявить к K-5 претензии по поводу того, что «чего-то не хватает» не получится. Единственно, что — отсутствует вынесенная кнопка записи видео, для этого необходимо переключать камеру в специальные режим селектором. Это неудобно.

Вся необходимая информация выводится на верхнем монохромном экранчике, при активации Live View — на основном экране. При нажатии кнопки Info на дисплей выводится быстрое меню, где можно с помощью навигационной клавиши поменять все основные настройки.

Структура интерфейса в сравнении с K-7 изменений не претерпела, что для профессионалов можно считать новостью хорошей (все тщательно структурировано в виде простых строк многочисленных таблиц), а для любителей — не очень. Навигация по многочисленным вкладкам Pentax K-5 — дело достаточно утомительное.

Функциональность

Как вы уже поняли, K-5 очень во многом повторяет свою предшественницу. Ключевые отличия кроются в области начинки и возможностей. На новинку устанавливается более совершенная матрица с максимальным эффективным разрешением в 16 млн. пикселей и автофокус нового поколения SAFOX IX+.

Эти новшества позволяют новинке делать снимки в более высоком (4928 х 3264) разрешении, расширить ее светочувствительность (с рабочим ISO 1600 и диапазоном вплоть до ISO 51 200), повысить скорость автофокуса и скорость серийной съемки до семи кадров в секунду против прежних пяти.

Скорость работы выросла действительно очень заметно. И так не медленный автофокус работает почти мгновенно, включается K-5 в работу менее чем за секунду. Уже делавшийся акцент на том, что эта вещь вполне может рассматриваться в качестве рабочего инструмента фотографами-экстремальщиками, подтверждается и этими характеристиками.

Экран (три дюйма, 920 тыс. точек) остался прежним.

На месте и система оптической стабилизации изображения, «зашитая в теле» камеры. На бумаге она выглядит очень важным преимуществом флагмана Pentax перед конкурентами, на деле же ее работа кажется спорной. На слишком долгих выдержках стабилизатор действительно компенсирует дрожание, но параллельно выдает артефакты. Такие, как приведенные на кадре выше двойные контуры объектов. Кому-то подобная особенность может показаться более неприятной, чем естественная смазанность.

Байонет камеры позволяет использовать все выпущенные ранее объективы Pentax, в том числе «пленочные» автофокусные и неавтофокусные. Кроме того, через переходники можно установить оптику с другими типами крепления (например, с резьбой М42). Для того чтобы система стабилизации работала с такой оптикой корректно, ей требуется «знать» фокусное расстояние объектива, поэтому в камере предусмотрен ручной ввод значения ФР для механических моделей. Как и в некоторых зеркалках конкурентов, в К-7 имеется функция коррекции фокусировки объективов (фронт-фокус/бэк-фокус), выполняемая единовременно для всех объективов, либо индивидуально для каждого (до 20 объективов). Также здесь имеется программная коррекция дисторсий и аберраций оптики (для объективов семейств DA и DFA).

В режиме Live View есть встроенная цифровая линза, увеличивающая участок, на который осуществляется наведение. Прием для мира фотокамер не новый, но для зеркалки это очень необычно.

На месте остались, и даже преумножились, почти бесконечные настройки и режимы работы. Достаточно взглянуть на селектор, чтобы увидеть незнакомые даже для опытного фотографа аббревиатуры: отмечу, что Sv — это приоритет светочувствительности, а X — режим работы в синхронизации с внешней вспышкой. Настройке поддается в камере почти все: от цветового пространства монитора до функций каждой кнопки и колесика; можно настраивать ограничения по светочувствительности, порядок брекетинга, шаг экспокоррекции, вывод на экран ярких/темных зон, уровень подавления шумов, компенсацию засветов и теней и так далее; камера умеет убирать хроматические аберрации, корректировать дисторсию. Перечислять, цитируя описание камеры, можно очень долго.

Пример работы K-5 с расширенным динамическим диапазоном (компенсация теней).

А вот пример работы Auto-HDR. Режим работает быстро и позволяет достигать подобных результатов без штатива.

Имеется и фирменный «встроенный фотошоп», от возможностей которого глаза на лоб могут полезть и у разработчиков очень мощных в этом плане беззеркалок Olympus. Помимо уже упомянутых компенсаций, брекетинга и HDR можно выставлять мультиэкспозицию, добавлять в кадры кросс-процессинг (по различным цветам,в том числе и выставляемым самостоятельно) и различных фильтры (от рыбьего глаза до фигурных «лучиков» при искусственном освещении, есть и самостоятельно настраиваемый фильтр).

Примеры кросс-процессов.


Примеры встроенных фильтров (частично работают и на уже отснятых кадрах в качестве пост-обработки).

Для людей, стандартно снимающих в RAW и затем тщательно обрабатывающих снимки в фоторедакторе, вся эта вакханалия электроники не будет столь интересна. Но для всех остальных... Ничего подобного на рынке сейчас просто нет, Pentax по встроенным настройкам впереди планеты всей.

Видео. Pentax K-5 снимает видео в полноценном FullHD (1920х1080), что является еще одним отличием от предшественницы, но только при 25 кадрах в секунду. Качество видео очень хорошее, что и следовало ожидать с фирменной оптикой. Автофокус имеется (при начале видеосъемки, в дальнейшем придется использовать ручное наведение). Но, к сожалению, при съемке недоступны ручные настройки — поэтому использование K-5 в качестве профессиональной видеоаппаратуры, на мой взгляд, невозможно. Для собственных же нужд — очень хороший уровень.

Качество съемки

Одной из важнейший причин, почему общественность предпочитает Canon, Nikon и даже Sony компании, флагман которой представлен в нашем сегодняшнем обзоре, является парк объективов. Спорить не буду, просто отмечу, что у Pentax оптика очень и очень хороша. Даже те два объектива, предоставленные на тест вместе с K-5, дают об этом внятное представление. Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL и Pentax SMC DA 50-135mm f/2.8 ED (IF) в сочетании с кроп-фактором матрицы не являют собой удобнейшее сочетание фокусных расстояний, но картинку выдают отменную, с превосходной детализацией, интересным боке и минимальными искажениями. Примеры — в галерее ниже. На мой вкус, к оптике Pentax можно сделать только одну претензию — она довольно дорогая, даже в сравнении с более знаменитыми линейками. Сейчас коснемся непосредственно особенностей камеры.

Автофокус, как я уже отмечал выше, очень быстр — но и к точности больших претензий нет. В следящем режиме он вполне успевает за быстро движущимися объектами, будь то ребенок или гоночный автомобиль.

К работе авторежима есть претензии — он не всегда верно экспонирует даже при нормальных условиях освещенности, задирает ISO и не позволяет снимать в RAW. Но постоянно пользоваться авторежимом на камере с такими возможностями попросту кощунственно, поэтому не буду на этом акцентировать внимание.

Рабочей является, как я уже говорил выше, светочувствительность вплоть до ISO 1600 — шумы в этом диапазоне малозаметны (хотя разглядеть их можно уже начиная с ISO 400). Терпимыеми они остаются и на ISO 3200. Далее — уже менее приятно, в темноте все-таки придется использовать вспышку или штатив.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 80

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

Цветопередача Pentax K-5 хороша, она естественная, мягкая и не оставляет желать лучшего. Впрочем, ее всегда можно настроить, как душе будет угодно. Также нет претензий к динамическому диапазону матрицы и к детализации кадра. Все это как раз на том уровне, который и ожидаешь от топовой зеркалки.

Галерея снимков, сделанных на Pentax K-5:

Батарея

Комплектного литий-ионного аккумулятора D-LI90 емкостью 1860 мАч хватает на 850-900 кадров при наведении по видоискателю и просмотре сделанных снимков — и это превосходный показатель. Запись видео, встроенная вспышка и постоянное использование Live View, ясное дело, значительно сократят время работы камеры без подзарядки.

Мнение Mail.Ru

Разрешить спор между «канонистами» и «никонистами» в пользу Pentax по итогам знакомства с K-5 не выйдет. Это очень хорошая зеркалка, но со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Отметить хочется отнести пыле- и влагозащищенный корпус; развернутое механическое управление и удобство пользования быстрым меню; отличный новый 16-мегапиксельный сенсор, на пару с процессором обеспечивающий действительно быструю и точную работу камеры; замечательную цветопередачу; очень емкую батарею; и, конечно же, беспрецедентный «встроенный фотошоп» с огромным количеством настроек. Это действительно очень гибкая камера, которая может прийтись по вкусу как новичку со страстью к экспериментам, так и профессионалу, нуждающемуся в надежном и при этом продвинутом рабочем инструменте.

Почему же мы не выносим K-5 однозначно на знамя лучших из лучших? Пожалуй, в первую очередь из-за того, что это предел. Что «кропнутая» зеркалка оказывается топовой для Pentax, и весь парк объективов, которые для нее можно будет со временем собрать, нельзя будет перенести на камеру с полным кадром — их в линейке компании нет, и вряд ли они появятся. Захотят ли себя так ограничивать профессионалы? Боюсь, что нет. Также не обходится Pentax K-5 и без менее глобальных недостатков, таких как ограниченный режим видеосъемки (без отдельной кнопки его запуска и без возможности применить ручные настройки), неудобный селектор режимов с ненужной кнопкой блокировки, странное поведение оптического стабилизатора и заточенность исключительно под карты памяти формата SD, пока еще не обеспечивающие надежности и скорости Compact Flash. Но то, что Pentax K-5 — чрезвычайно конкурентоспособная модель, которую любителям качественной фототехники непременно стоит иметь в виду.