Обзор фотокамеры Pentax K-5 II: новая флагманская зеркалка

Компания Canon со своими Mark I/II/II/IV, добавляемыми к названиям моделей камер, до недавнего времени была монополистом на столь аскетичное именование в мире цифровой фотографии. Обычно любое обновление модельного ряда требовало все-таки нового обозначения. Но Pentax в 2012 году решила не называть свой новый флагман ожидаемым индексом K-3 (прошлые назывались, напомню, K-5 и K-7), а ограничиться добавкой римской «двойки» к индексу K-5. Это вполне объяснимо — отличия от предшественницы не столь кардинальны. О том, насколько они значимы, и имеет ли смысл обратить внимание на эту модель владельцам K-5 или тем, кто подумывал о старшей зеркальной камере Pentax, но по той или иной причине не решался на покупку, — поговорим в обзоре.

Впервые Pentax K-5 II была показана в Кельне, на выставке Photokina 2012. Ее появление там предугадывалось, обновление топовой камеры в зеркальной линейке Pentax после выхода мало чем отличающейся, но менее дорогой K-30 было просто необходимо. Внутренняя конкуренция компании ни к чему. При этом самое главное, что было в K-5 — прекрасный APS-C сенсор, влаго- и пылезащищенный корпус с отличной эргономикой и информационным экраном, встроенный в «тушку» стабилизатор сдвигом матрицы, — трогать не стали. Обновление коснулось слабых мест предшественницы: автофокуса и экрана. Хм, достаточно ли этого, чтобы конкурировать на весьма сложном рынке полупрофессиональных зеркальных камер?

Основные характеристики Pentax K-5 II

  • Матрица: CMOS-матрица с первичным цветовым фильтром, размер 23,7 х 15,7 мм, эффективная емкость — 16,3 млн пикселей
  • Байонет KAF2, совместимость с объективами КА, KAF, KAF2, KAF3. Остальные — через адаптер
  • Очистка от пыли: механическая (Dust Removal II), SP-покрытие на низкочастотном фильтре, функция Dust Alert для обнаружения частиц пыли
  • Разрешение фото: от 1728 x 1152 до 4928 х 3264 пикселей
  • Функции стабилизации: оптическая стабилизация на основе сдвига матрицы «Shake Reduction»
  • Система фокусировки: TTL-автофокусировка по методу фазовой детекции в режиме визирования по видоискателю. Высокочувствительный фокусировочный модуль SAFOX X. TTL-автофокусировка по методу контрастной детекции в режиме Live View и видео; 11 зон фокусировки; подсветка автофокуса встроенным светодиодом
  • Режимы фокусировки: AF.A (автоматический), AF.S (однокадровый, с блокировкой точки фокуса), AF.C (следящий); автофокусировка по 5 точкам, автофокусировка по 11 точкам, выбор точки автофокусировки, режим точечной фокусировки; коррекция фронт-бэкфокуса для любого объектива, коррекция фронт-бэкфокуса индивидуально для 20 объективов
  • Управление экспозицией: TTL-замер при полностью открытой диафрагме; 77 сегментов экспозамера
  • Режимы замера экспозиции: многосегментный экспонометрический, центрально-взвешенный, точечный
  • Экспорежимы: программный (P), приоритет чувствительности (Sv), приоритет выдержки (Tv), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки и диафрагмы (TAv), ручной режим (M), режим ручной длительной выдержки (Bulb), видео; гиперпрограммные режимы (оперативный переход из программного в приоритет выдержки или приоритет диафрагмы поворотом селектора), гиперручной — оперативный переход к автоматической настройке экспозиции при помощи зеленой кнопки
  • Экспокоррекция +-5 EV (с шагом 0.3EV)
  • Автобрекетинг по экспозиции 2, 3 или 5 кадров в диапазоне ±5EV
  • Светочувствительность: автовыбор (в произвольном диапазоне), ручной диапазон — 100—12 800, расширение диапазона через пользовательские функции до ISO 80 — 51200
  • Дополнительные настройки: оптимизация динамического диапазона; автоматическая коррекция ярких участков изображения; настраиваемая коррекция теней; режим HDR (съемка и автоматическое объединение 3-х кадров с разной экспозицией); расширенный брекетинг по балансу белого, четкости, насыщенности, контрасту, цветовому тону; кросс-процесс; внутрикамерный RAW-конвертер
  • Затвор: электронно-управляемый фокально-плоскостной затвор вертикального действия с электромагнитным спуском
  • Диапазон выдержек: 1/8000 — 30 с, длительная выдержка от руки (Bulb)
  • Глубина цвета: 8 бит (JPEG), 14 бит (RAW)
  • Встроенная вспышка: P-TTL-автовспышка, ведущее число 16 (при чувствительности ISO 100/м), угол охвата соответствует объективу 18 мм (28 мм в формате 35 мм)
  • Баланс белого: автоматический, дневной свет, тень, облачность, люминесцентное освещение (D: дневной свет, N: дневной белый, W: холодный белый, L: теплый белый), лампа накаливания, вспышка, CTE (с сохранением оттенка источника света), ручной (изменение от 2500К до 10000К с шагом 100К); тонкая настройка цвета ±7 шагов по оси A-B или G-M
  • Цветовые предустановки при съемке: яркие краски, натуральные краски, портрет, пейзаж, арт, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный (с выбором оттенка); все — настраиваемые
  • Цифровые фильтры при съемке: toy камера, ретро, высокий контраст, выделение цвета (красный, зеленый, синий), Soft, лучики, fish-eye, мой фильтр, цветной (выбор из шести оттенков)
  • Цифровые фильтры при воспроизведении: toy камера, ретро, выс. контраст, скетч-фильтр, акварель, пастель, постеризация, миниатюра, настройка базовых параметров, монохром, цветной (6 оттенков), Soft, выдел. цвета (красный, зеленый, синий), лучики, fish-eye, slim, HDR, пользовательский фильтр
  • Режимы съемки: однокадровый, автоспуск (с 12-сек задержкой, с 2-сек задержкой), Непрерывная съемка (Hi, Lo), съемка с ПДУ (с задержкой 0 сек и 3 сек или непрерывно), съемка с предварительным подъемом зеркала (с и без управления с ПДУ)
  • Скорость непрерывной съемки: 7 к/с серия до 30 кадров (JPEG), 20 кадров (RAW, с версией прошивки 1.01 и старше)
  • Видоискатель: на основе пентапризмы с окуляром и диоптрийным корректором, поле зрения 100%
  • Экран: 3-дюймовый низкотемпературный ЖК-монитор на основе поликристаллического кремния (прибл. 921 000 пикселей); антибликовый полимерный слой между защитным стеклом и экраном
  • Формат файлов: JPEG (Exif 2.21), DPOF, DCF 2.0, Print Image Matching III, RAW (PEF, DNG), RAW+JPEG
  • Видео: Full HD (16:9, 1920 x 1080, 25 к/с); HD (16:9, 1280 x 720, 30 к/с и 25 к/с); VGA (4:3, 30 к/с и 25 к/с). AVI, Motion JPEG
  • Интерфейс: USB 2.0, AV-выход (PAL/NTSC, звук моно), micro-HDMI, mini-jack для внешнего стереомикрофона
  • Защита от воды и пыли, морозоустойчивость не менее - 10 градусов C
  • Носитель данных: сменная карта памяти SD, SDHC, SDXC.

Цена на Pentax K-5 II без объектива в официальном магазине Zooma (не славящемся низкими ценами) — 41 990 рублей. Стоит отметить, что на старте продаж K-5 II стоит дешевле, чем K-5 в разгаре продаж. По сути, мы видим продолжающееся падение цены на модель K-5 при том, что эта модель получила обновление. Интересная и приятная для пользователя тенденция. Мы тестировали камеру с двумя объективами: Pentax SMC DA 17-70mm f/4 AL (IF) SDM, и Pentax SMC DA 50mm f/1.8.

Дизайн и конструкция

«Зачем менять то, что и так неплохо работает», — это вовсе не стоит считать лозунгом дизайнеров Pentax, блеснувших в этом году, например, одной из самых необычных и ярких беззеркалок, K-01. Но к K-5 II эта фраза подходит идеально. Корпус оставлен по сравнению с уже позапрошлогодней моделью K-5 без изменений. Шасси из магниевого сплава, пыле- и влагозащита, сопряженная с усиленными заглушками на крышечках интерфейсов, та же форма. Справедливости ради должен сказать, что как-то менять дизайн топовой зеркальной камеры в сторону «красоты» смысла нет (для этого у Pentax есть цветные модицификации K-30, например), а эргономически он был весьма неплох.

Хотя кое-чего все-таки стоило ожидать и, как теперь стало ясно, безуспешно. Зеркальные фотокамеры уже давно ассоциируются не только с фотосъемкой, но и с видео — и пусть Pentax довольно скептически относится к этой функциональности, совсем пройти мимо нее не может и такая традиционалистская компания, Full HD с 30 кадрами в секунду K-5 II писать умеет. А вот кнопки активации видеозаписи на корпусе так и не появилось. И очень даже зря.

Что касается всего остального, то можно лишь повторить написанное в обзоре K-5 (и, по сути, еще ранее, в обзоре K-7, дизайн совсем не нов). Габариты — 131 x 97 x 73 мм. Вес — 760 граммов (с аккумулятором и картой памяти), то есть камера потяжелела на 20 граммов, что незначительно. В руке новинка лежит прекрасно, выемка для хвата с углублением для среднего пальца и выступ сзади для большого позволяют спокойно держать камеру одной правой.

Оставлены на месте все удачные находки: расположенная под байонетом кнопка освобождения объектива; находящееся под углом переднее регулировочное колесико; общее количество разбросанных по корпусу органов управления. Новых удачных находок, повторюсь, нет. Недостатки остались те же: отсутствие кнопки записи видео, переключатель режимов экспозиции, крайне неудобно вписанный позади селектора режимов. И сам спорный селектор режимов с кнопкой блокировки.

На нижнем торце, кстати, помимо отсека для батареи, можно найти разъем для дополнительного батарейного блока — важный бонус старшей модели в линейке.

Качество сборки превосходное, корпус монолитен и производит очень внушительное впечатление. При этом собирается камера на Филиппинах, если кому интересно.

Интерфейс и управление

Ничего не изменилось, соответственно, и в схеме управления K-5. Два навигационных колеса (спереди и сзади выступа для хвата правой рукой), навигационный блок с «заступающей» на него кнопкой Live View, выводимое на экран по нажатию клавиши Info быстрое меню. Про некоторые неудобства я уже сказал выше.


Интерфейс повторяется из модели в модель (тут можно вспомнить все, от Q до K-30), менять его в угоду новым веяниям (например, сделать сенсорный экран или более яркие пиктограммы) в Pentax никто не собирается.

И должен отметить, что, несмотря на дикое число настроек (Pentax, в числе прочего, славится и самым продвинутым «встроенным фотошопом»), управлять камерой можно без труда. K-5 II остается одной из самых удобных камер среди своих одноклассниц. К тому же не требующей долгого времени на привыкание к управлению. Правило «не меняй то, что и так хорошо работает» относится к этой камере в полной мере. Осталось только все-таки внять просьбам общественности и добавить кнопку видеозаписи.

Для режима Live View существует один-единственный тип экрана с основными параметрами и индикацией виртуального горизонта по периметру, сектором фокусировки по центру. Есть возможность вывода трех видов сетки. При нажатии кнопки Info включается быстрое меню, и, чтобы вернуться назад в Live View, необходимо снова нажимать соответствующую клавишу, поднимая зеркало.

Оптический видоискатель не менее информативен, чем Live View — сетку, опять же, вывести нельзя, зато электронный уровень имеется и тут. Есть диоптрийная коррекция, реализованная не слишком удобным ползунком над видоискателем. Зато поле обзора — 100%. Есть предпросмотр глубины резкости (это третья позиция кольца вокруг кнопки спуска).

Важный плюс K-5 II в сравнении с ее сестрами по модельному ряду — наличие монохромного информационного дисплея на верхнем торце.

Функциональность

В описании камеры на сайте Pentax, как и в пресс-релизе, посвященном ее выходу, упоминается установленная в ней новая матрица вместе с новым процессором. То ли это слепое копирование описания «оригинальной» K-5, то ли сознательное передергивание, но, в любом случае, я на это повелся, когда писал репортаж с Photokina 2012. А это не так. Связка 16,3-мегапиксельной матрицы и процессора PRIME II осталась без изменений. Это не так уж плохо в плане качества картинки, матрица очень хороша и заслуженно считается одной из лучших APS-C на рынке.

Включается в работу камера мгновенно, скорость обработки снимков в стандартном режиме также не вызывает нареканий. K-5 II достаточно скорострельна (7 кадров в секунду), держит серию до 30 кадров JPEG и до 20 RAW. Но при обработке этой серии начинаются проблемы. Ждать приходится очень долго, счет идет на десятки секунд, во время которых никаких действий с камерой не совершишь. Подобная вещь, только в меньшем масштабе, происходит и после съемки кадра с примененными фильтрами или при склейке того же HDR. Обработка очень небыстра.

При этом на K-5 II установлен новый модуль автофокуса, SAFOX X, являющийся, по сути, главным новшеством модели. Не могу сказать, что автофокус K-5 был так уж медлителен и плох, проблемы его точно не относились к числу критических. Тем не менее мы все-таки имеем дело с новым фазовым модулем, работающим в той же системе координат «11 точек и 9 крестовых датчиков» (весьма немного для флагманской камеры). Он очень быстр, попадает точнее и, самое заметное различие, увереннее себя чувствует в условиях плохого освещения. Но весьма слаб в режиме слежения, движущиеся объекты схватывает неохотно. Основной плюс нового модуля — работа в диапазоне освещенности от –3 EV до +18 EV. То есть никаких проблем с попаданием не будет и при съемке на светосильный объектив в солнечный день при открытой диафрагме.

В режиме Live View работает контрастная система фокусировки. Панацеей она не является: скорость и точность заметно страдают.

Экран также обновился. «Бумажные» характеристики остались прежними (три дюйма, 920 тыс. точек), при этом исчез зазор между стеклом покрытия и собственно экраном, благодаря чему резко выросла бликоустойчивость. Что-то можно разглядеть и на солнце, хотя ничего фантастического экран не демонстрирует. Параллельно с Pentax K-5 II я тестировал Canon EOS M, разница в качестве экранов в пользу Canon была заметна.

Встроенная система стабилизации (оптической, механической, можно звать как хотите) никуда не делась. Если вы готовы смириться с время от времени возникающими артефактами двоения контуров, она может оказаться ключевым преимуществом в сравнении с конкурентками — ни у кого более оптического стабилизатора нет.

Байонет камеры позволяет использовать все выпущенные ранее объективы Pentax, в том числе «пленочные» автофокусные и неавтофокусные. Кроме того, через переходники можно установить оптику с другими типами крепления (например, с резьбой М42). Для того чтобы система стабилизации работала с такой оптикой корректно, ей требуется «знать» фокусное расстояние объектива, поэтому в камере предусмотрен ручной ввод значения ФР для механических моделей. Как и в некоторых зеркалках конкурентов, в К-5 II имеется функция коррекции фокусировки объективов (фронтфокус/бэкфокус), выполняемая единовременно для всех объективов, либо индивидуально для каждого (до 20 объективов). Также здесь имеется программная коррекция дисторсий и аберраций оптики (для объективов семейств DA и DFA).

Режимы работы не изменились: помимо P/A/S/M есть Sv (приоритет светочувствительности) и X (режим работы в синхронизации с внешней вспышкой). В отдельный режим вынесена видеозапись. Настройки, как всегда, предельно гибкие, соответствующие классу камеры, соперничающей и с полупрофессиональными камерами, и с полностью профессиональными. Доступно автоопределение ISO в заданных пределах, порядок брекетинга, шаг экспокоррекции, вывод на экран ярких/темных зон, уровень подавления шумов, компенсация засветов и теней; камера умеет убирать хроматические аберрации, корректировать дисторсию. Все «улучшайзеры» отключаемы.

Pentax K-5 II оснащена встроенной вспышкой. Не самая необходимая для полупрофессиональной камеры, но все-таки значимая деталь. Причем относительно достойного уровня с ведущим числом 16.

Пример работы K-5 с расширенным динамическим диапазоном (слева-направо сверху-вниз — нет расширения, компенсация теней, компенсация засветов, компенсация и теней, и засветов).

Камера умеет склеивать HDR, причем допускает возможность настройки интенсивности.

Есть возможность съемки с мультиэкспозицией, а также интервальной съемки.

На месте и фирменные, способные чуть ли не на все программные методы обработки картинки: настраиваемый кросс-процессинг, фильтры, работа с цветом. Набор их неизменен, реализация качественна. Имеется и мультиэкспозиция. Среди зеркальных систем Pentax, конечно, лидирует в вопросах «встроенного фотошопа» с большим отрывом. На втором месте, пожалуй, Sony. Впрочем, возможности K-5 II ничем в этом плане не отличаются от тех, что мы видели на K-30, K-5 и K-01. Отмечу, что постобработка уже сделанных кадров возможна в полном объеме. Также доступен «перевод» последнего кадра в RAW по нажатию кнопки, даже если по умолчанию выбрана съемка в JPEG (камера всегда дублирует последний снимок в RAW, оставляя пространство для маневра фотографу). При этом пропала имевшаяся у K-5 возможность вывода на экран двух снимков для сравнения.

Примеры кросс-процессов.

Примеры встроенных фильтров (в режиме постобработки ранее сделанных кадров).

Появившаяся на K-30 функция астрогида доступна и на новом флагмане — при покупке опционального GPS-модуля можно отслеживать движение звезд по небу.

Видео. К сожалению, тут ничего не поменялось. Pentax K-5 II умеет снимать FullHD-видео, но только с частотой 25 кадров в секунду, монофоническим звуком и в AVI-контейнере. Автофокусировка в процессе записи видео не поддерживается. Pentax сознательно не делает на видео ставку, а очень зря, подобная функциональность сейчас весьма востребована среди потребителей фототехники верхнего эшелона.

Pentax K-5 IIs

Следуя тенденции этого года, намеченной Nikon с моделью D800E и Fujifilm с ее матрицей для беззеркалок X-серии, Pentax также отказалась от низкочастотного (антимуарного) фильтра, выпустив соответствующую модификацию своего флагмана, K-5 IIs.

В теории это позволяет получить более детализированные снимки в ущерб опасности муара в соответствующих условиях. Лучше всего эта камера подойдет для черно-белой фотографии, а также тем, кто хорошо представляет особенности подобной системы и может делать цветные снимки, свободные от муара. Учитывая встроенный астрогид, эта модификация также придется по душе фотографам, увлекающимся астрофотографией. Они могут предпочесть K-5 IIs в том числе и полнокадровой Nikon D800E.

Стоит такая версия чуть дороже, нежели «обычная» K-5 II — в среднем на 5—6 тысяч рублей.

Качество съемки

Камера тестировалась с двумя объективами: Pentax SMC DA 17-70mm f/4 AL (IF) SDM, и Pentax SMC DA 50mm f/1.8. Рассказывать что-то в подробностях о линейке оптики Pentax при разговоре о флагманской зеркалке не вижу смысла — те, кто к ней присматривается, должны навести кое-какие справки. Стоит упомянуть только, что линейка более чем широка, достаточно оригинальна и отличается невысокими ценами.

17-70mm f/4 AL (IF) SDM — стандартный зум для линейки Pentax, мы с ним уже имели дело во время тестирования модели K-30.

С портретником 50mm f/1.8 удалось познакомиться вот только сейчас. Достаточно хороший для своей цены объектив без сверхъестественных характеристик по светосиле, но дающий весьма приятную картинку, держащий контровой свет и обеспечивающий приятное, но не отличающееся каким-то своеобразным характером боке.

Работа авторежима K-5 II, в принципе, неплоха. Экспозицию замеряет более-менее верно, с небольшой тенденцией к пересвету и соответственному задиранию ISO (которое, впрочем, можно ограничить). Но нет возможности записывать на автомате снимки в RAW. Но едва ли это так необходимо человеку, выставляющему на селекторе «зеленый режим». А вот работа автоматического замера баланса белого все-таки критична — и с этим у K-5 II нет больших проблем, цвета адекватны и в сложных условиях освещения. Также стоит сказать и о пристойной внутрикамерной конвертации в JPEG, а также важной профессионалам информации о записи 14-битного RAW, одного из важнейших отличий от 12-битной K-30.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 80

ISO 100

ISO 200

ISO 280

ISO 400

ISO 560

ISO 800

ISO 1100

ISO 1600

ISO 2200

ISO 3200

ISO 4500

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

Матрица малошумна, рабочим является диапазон вплоть до ISO 1600. На ISO 3200 и даже до ISO 5000 также можно снимать без больших проблем при правильном экспонировании. На ISO 6400 шумы уже становятся критичными. Далее — падает детализация и появляются хроматические шумы. Доступно расширение диапазона ISO со стандартного 100—12800 до 80—51200. Для камеры характерна уникальная функция настройки для разных значений ISO разной интенсивности шумоподавления.

Цветопередача, детализация по-прежнему относятся к числу лучших в своем классе, Pentax использует прекрасную матрицу со своим характером. Динамический диапазон не идеален, но тут помогают программные средства его расширения.

Галерея снимков, сделанных на Pentax K-5 II:

Батарея

Аккумулятор также оставлен прежним — D-LI90 емкостью 1860 мАч. Его хватает в среднем на 860—920 снимков. Это превосходный для нынешних времен показатель. Также не стоит забывать и про возможность прикрутить ручку с дополнительными местами для аккумуляторов, что увеличит и так немалую продолжительность работы в два раза.

Мнение Mail.Ru

Назвать Pentax K-5 II эволюционной моделью по сравнению с предшественницей не поворачивается язык. Говорить стоит даже не об эволюции, а о наборе небольших усовершенствований: новый, более быстрый и рассчитанный на безошибочную работу в любых условиях освещения автофокус и улучшенный экран. Да, на этом всё. Довольно скудно для обновления модели двухлетней давности, не правда ли?

И действительно, переходить на K-5 II владельцам K-5 нет никакого смысла. А вот для тех, кто еще только присматривался к топовой камере Pentax, у компании есть дополнительный козырь — цена. По сути, несмотря на плановое обновление, флагман продолжил терять в стоимости. Сейчас K-5 II можно прибрести в версии body за 42 тысячи рублей. Это на самом деле совсем недорого за камеру подобного класса, причем с характерными для Pentax преимуществами вроде встроенного оптического стабилизатора, богатейшего ассортимента функций программной обработки снимков и фирменной цветопередачи.

Правда, еще более остро встает проблема внутреннего пересечения с моделью K-30, очень близкой по характеристикам; о ней мы говорили еще на момент обзора K-30, но новый флагман, ставший дешевле и при этом не обзаведшийся серьезным ассортиментом отличий, ее только усугубил. Тем не менее в конечном счете мы имеем превосходную полупрофессиональную зеркальную камеру, из ярких недостатков которой можно отметить разве только слабую видеосъемку, спорный селектор режимов, медленную обработку серий кадров и в какой-то мере — отсутствие поддержки карт памяти CF. Занятно, что и почти двухлетней давности камера, с минимальными изменениями, остается более чем конкурентоспособной на нынешнем рынке.