Pentax K-m — хорошая стартовая зеркалка

На момент своего появления в продуктовой линейке Pentax, зеркальная камера начального уровня — Pentax K-m (второе название — K2000) — была самой маленькой моделью, оснащенной системой оптической стабилизации изображения. Эту модель можно считать более легкой и компактной модификацией камеры K200D, выпущенной на девять месяцев раньше.




Что интересно, для Pentax K-m существует белый вариант окраски.




Серебристых вариантов «зеркалок» начального уровня — пруд пруди, а вот белого на моей памяти еще не было.



Функциональность


Опять же, по сравнению с K200D, модель K-m облегчили и функционально: у нее меньшее количество точек фокусировки (5 вместо 11-ти), чуть меньшее ведущее число встроенной вспышки (11 вместо 13).




Но в то же время, у K-m есть и свои преимущества: максимальная чувствительность выросла до ISO 3200, появилась функция компенсации теней, серийная съемка стала более скоростной (3,5 к/с вместо 2,8 к/с), а набор сюжетных программ пополнился двумя новыми: Stage Lighting (Концертное освещение) и Night Snap (Ночная съемка).


В зеркальных камерах Pentax, в том числе, и в модели K-m, применяется оптическая стабилизация изображения со сдвигом матрицы, что особенно удобно для экспериментов с различной оптикой, поскольку такой тип стабилизации не зависит от установленного объектива.




Помимо фирменных объективов с автоматической и ручной фокусировкой, на «зеркалки» Pentax можно установить большой спектр объективов сторонних производителей с тем же байонетом (в том числе — отечественной). А через специальный переходник — еще и оптику Pentax для среднего формата и очень много объективов с резьбовым креплением M42.




Фотоаппарат Pentax K-m весьма дружелюбен к начинающему фотографу, чем обычно отличаются компактные камеры («мыльницы»). Для этого в нем имеется достаточно автоматических функций и режимов съемки, плюс очень хорошая информационная поддержка.


Дело в том, что на Pentax K-m имеется специальная кнопка для вызова справки о функциях и настройках, что наверняка ускорит знакомство со всеми возможностями камеры. Текстовые подсказки также имеются в меню сюжетных программ, где они дополняют достаточно информативные иконки. К тому же каждая сюжетная программа снабжена мини-фотоснимком, который делает совершенно понятным ее назначение.




Автоматический режим съемки AutoPict (зеленая зона на селекторном диске) в Pentax K-m, впрочем, как и в K200D, наделен интеллектом (в настоящее время это становится стандартом де-факто). В этом режиме автоматика пытается распознать один из типичных вариантов сюжета (Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт или Ночная съемка) и применить к нему соответствующую сюжетную программу.


Естественно, при помощи селекторного диска сюжет можно выбрать и самостоятельно — для перечисленных пяти программ, а также съемки с отключенной вспышкой, на нем имеются отдельные позиции. Еще девять сюжетных программ доступны через меню сюжетов, для которого на диске тоже выделена позиция.




В творческой зоне помимо таких «стандартных» режимов съемки, как M (Ручной), Av (Приоритет диафрагмы) и Tv (Приоритет выдержки), имеется типичный для камер Pentax режим Sv (Приоритет чувствительности). Он позволяет установить необходимое значение ISO, после чего автоматика подбирает правильные значения выдержки и диафрагмы.


В плане выбора значения чувствительности Pentax K-m весьма гибок: шаг изменения можно установить на 1/3, 1/2 или целую ступень EV. Гибкость присутствует и при выборе формата записи снимков. Среди доступных вариантов: JPG, RAW, RAW+JPG. Причем при съемке в «сыром» формате сохранять файлы можно как в фирменном формате PEF, так и в стандартном DNG (его «понимают» многие графические редакторы).




Теперь немного о продвинутых функциях. Для «вытягивания» деталей из плотных теней служит функция Shadow Compensation. По сути это улучшенная версия известной функции D-range. Для имитации разных типов фотопленки будет полезна функция Custom Image (Настройка изображения). Она предоставляет фотографу шесть пресетов, отличающихся настройками цветопередачи, насыщенности, контрастности и резкости изображений. Пресеты такие: Bright (Яркий), Natural (Натуральный ), Portrait (Портрет), Landscape (Пейзаж), Vibrant (Насыщенный), Monochrome (Монохромный).


Среди других полезных функций стоит упомянуть «Память настроек», где в списке с чекбоксами можно отметить те настройки, которые нужно сохранить после выключения камеры. Это позволяет автоматически восстановить состояние камеры во время предыдущей съемки.


Pentax K-m имеет серьезное преимущество перед многими конкурентами по типу питания. Оно выполняется при помощи четырех элементов типа АА, которые (в цивилизованном мире) можно приобрести практически везде. Для получения более точных данных о состоянии батарей камера даже умеет автоматически выбирать тип элементов: щелочные, никель-металлгидридные, литиевые.



Дизайн и управление


Хотя Pentax K-m по габаритам меньше предшественницы, форма выступа для правой руки осталась такой же удобной, и камера очень хорошо лежит в руке. В сочетании с рельефным выступом на задней стенке корпуса это позволяет носить камеру даже без ремешка. Впрочем, это вряд ли потребуется, поскольку носить ее целый день на шее тоже будет не слишком утомительно.





Почти все органы управления находятся в зоне действия правой руки, и работать с ними достаточно удобно при помощи указательного и большого пальцев. Так большим пальцем при помощи колеса настройки можно пролистывать пункты меню и изменять значения параметров съемки.




Исключение – кнопка открывания встроенной вспышки, которая находится справа от ЖК-дисплея, и рычажок переключения из режима автоматической фокусировки в ручную.


Отметим, что расположенную сверху кнопку вызова справки можно перепрограммировать на вызов одной из четырех функций: просмотр отснятого материала, настройка изображения, вызов меню цифровых фильтров, включение записи в формате RAW (на K200D для этого отдельная кнопка). При перекомпоновке органов управления пожертвовали выключателем режима оптической стабилизации (SR).


Рычажок включения камеры, как и в K200D, совмещен с кнопкой спуска затвора, только в K-m он почему-то не используется в качестве репетира диафрагмы. При включении камеры в ее недрах раздается достаточно громкий щелчок — это «вздрагивает» матрица, сбрасывая с себя пыль. Достаточно необычное ощущение.




Еще один источник шума — фокусировочные двигатели. Со штатным объективом, и особенно с телезумом 55-300/4–5.6, в полной тишине автофокусировка кажется неприемлемо громкой. Впрочем, на улице это не так заметно, а в помещении, где света обычно не очень много, более точно (и абсолютно бесшумно) можно сфокусироваться вручную. По крайней мере, в упомянутом телезуме ручная фокусировка весьма плавная и удобная. В условиях плохого освещения или недостаточно контрастной сцены автофокусировка порою промахивается, что особенно часто происходит на больших фокусных расстояниях.


Активные точки фокусировки в видоискателе никак не подсвечиваются — видна только рамка окружающая размещенные крестом пять датчиков автофокусировки. Эта рамка достаточно жирная и поэтому здорово мешает при компоновке кадра. Что касается качества и удобства видоискателя в целом, то оно такое же высокое, как и в K200D — те же 96% покрытия кадра, увеличение х0,85, диоптрийная подстройка от -2,5 до +1,5.


В модели Pentax K-m появился удобный статусный экран, отображаемый на ЖК-дисплее. В нем используется крупный шрифт, что особенно удобно для фотографов с плохим зрением. Он не просто отображает значения параметров, но и служит для их изменения — достаточно нажать OK, при помощи колеса настройки навести рамку-курсор на нужный параметр и снова нажать ОК для его изменения. Таким образом, это более наглядная альтернатива кнопке Fn.




Отметим, что статусный экран активируется нажатием на кнопку Info или полунажатием кнопки спуска. Он очень быстро гаснет (видимо, для экономии энергии), так что если требуется просмотр более 5 секунд, придется держать нажатой кнопку Info.


Отсек для карт памяти находится в удобном и привычном месте — на боковой грани корпуса.




С противоположной стороны под заглушкой расположен совмещенный разъем для подключения камеры к ПК или вывода изображения на внешнее видеоустройство.


Батарейный отсек стал более компактным, как и выступ для правой руки, в котором он расположен.




На привычном для «пентаксистов» месте — слева и снизу от объектива, расположен переключатель типа фокусировки. У многих конкурентов такой переключатель располагается на самих объективах.




Кнопка фиксатора объектива тоже расположена не так, как у большинства конкурентов, — справа снизу от объектива.


Но для владельцев зеркальных камер Pentax — это норма.



Мнение



Сергей, 21 год, руководитель проекта.
Подыскивает для себя вторую зеркальную камеру.

Отличная камера для новичков, — для тех, кто взял «зеркалку» первый раз в руки. Очень удобная эргономика (возможно даже не придется никогда лезть в инструкцию), все ясно, все понятно, камера отлично лежит в руке. Также камера очень легкая, я бы возможно взял её себе в качестве второй. Эта камера реально очень компактная и легкая — если поставить на нее какой-нибудь пентаксовский «блинчик», то её можно будет носить в кармане. «Зеркалка» в кармане, по-моему, — это круто.

Питание камеры, работающее от пальчиковых батареек, скорее плюс, чем минус. Они есть везде, в любом магазине и ларьке, на случай если ваши аккумуляторные «сдохли». И ещё у этой камеры, как у всех «Пентаксов», очень светлый и хороший видоискатель.

По картинке могу сказать, что приемлемый результат до ISO 1800. И если снимать в RAW, то никаких проблем с изображением не будет вообще. Вообще до ISO 400 с шумами особых проблем нету. На ISO 3200... Ну это же — ISO 3200, — чудес не бывает.

Китовый объектив тоже хорош (на его предыдущую модель я снимал где-то год и был очень доволен результатами). К тому же на Pentax-ы можно поставить все резьбовые объективы. Так что если у вас дома завалялся какой-нибудь «Гелиос», «Зенитар» или может, «Цейс» — почему бы не попробовать поставить их на цифру? Отличная возможность поэкспериментировать.

Вердикт: По итогу могу сказать, что за свои деньги Pentax K-m, пожалуй, лучшая камера из того что есть сейчас для любителей.


Качество съемки


При съемке пейзажа автоматика камеры правильно выставила экспозицию и баланс белого, хорошо справилась с большим перепадом яркостей зимнего сюжета. Шумы и артефакты постобработки на снимках замечены не были. При съемке в широкоугольном положении штатного объектива на краях снимка обнаружены заметные хроматические аберрации. Четкость снимка — на приемлемом уровне.









Тестовые снимки натюрморта обладают правильными балансом белого и экспозицией. При съемке со штатным объективом со значением чувствительности ISO 400 детализация получается достаточно высокая, но при сравнении с кадрами, снятыми при ISO 100 становится заметным, насколько она ухудшилась из-за цифрового шума. На снимках цифровой шум представлен высокочастотной составляющей, выражен не резко, но отчетливо виден при 100% увеличении в области светлых теней и на средне-серых участках.








Портретная съемка со вспышкой не вызвала у аппарата никаких затруднений: автоматикой без погрешностей выставлены экспозиция и баланс белого. Обнаружить на тестовых снимках цифровой шум не удалось — съемка проводилась при чувствительности ISO 100. Портрет, снятый штатным объективом на максимальном фокусном расстоянии (55 мм) и с полностью открытой диафрагмой (F5.6) обладает высокой четкостью и красивым размытием фона.








При съемке упомянутым телезумом натюрморта на разных фокусных расстояниях была выявлена тенденция усиления хроматических аберраций, которые становятся заметными примерно с середины диапазона фокусных расстояний и слишком заметными в верхней трети диапазона.



Резюме

Хотя зеркалка Pentax K-m считается камерой начального уровня, по набору функций, гибкости настроек и обеспечиваемому качеству съемки она устроит многих опытных фотографов. Байонет К и достаточно короткий рабочий отрезок камеры также дает широкое поле для экспериментов с большим количеством оптики.

В то же время, в Pentax K-m применяются достаточно интеллектуальная автоматика и хорошо продуманная справочная система, которые позволят новичкам легко освоиться с камерой. Штатный объектив достаточно качественный, и «китового» комплекта на первых порах вполне хватит.


Антон tonyss Шарапов