– Представим, что тебе очень симпатична Эмма Уотсон, – говорит Андрей Андреев, создатель Badoo, и показывает мне телефон. В приложении он вбивает: «Emma Watson». Появляется фотография Эммы Уотсон, Гермионы из «Гарри Поттера», которая повзрослела и выглядит бесподобно. – Она актриса, много работает, допустим, вам сложно познакомиться.
– Ага, постараюсь представить.
– Вот тебе альтернатива, – Андрей нажимает на фотографию Эммы, и появляются 1463 профиля девушек, которые на нее похожи. – Есть Дэйзи или Кэрол.
Функция «Двойники» – свежая фишка Badoo, одного из самых известных дейтингов. Андрей Андреев, основатель компании, «Двойниками» гордится. На замечание, что не особо Дэйзи и Кэрол похожи на Эмму Уотсон, Андрей просит сесть ровно Валерию Старк, врио директора по маркетингу Badoo. Он параллельно фотографирует ее и объясняет:
– Давай не брать прическу. На лице 160 точек, по которым составляется портрет. Так что они похожи по типажу.
Он загружает фотографию Валерии, и приложение вытаскивает ее профиль в Badoo. Плюс еще пару сотен похожих девушек. Разработчики компании шутят, что теперь проблемы с бывшими исчезнут. Вместо пьяных эсэмэсок, за которые будет стыдно, ищешь по фотографии кого-то похожего на спутника жизни и общаешься.
Весь оставшийся день я искал двойников знаменитых красоток – от Екатерины Климовой до Моники Беллуччи. А потом нашел себя, точнее, собственный профиль. Учитывая, как топовые функции перетекают из одного сервиса в другой, в будущем все крупные дейтинги научатся определять личность, и тогда вас найдет кто угодно.
Мировой рынок дейтинга растет на 8,9% ежегодно
Даже пять лет назад, до появления дейтинг-приложений, знакомства в интернете были чем-то малоприличным. Ты мог признаться близким друзьям, что зарегистрирован на сайте знакомств, но, если находил кого-то, вы вместе придумывали легенду о знакомстве на выставке или институте.
Теперь вопрос «Ты есть в Tinder?» звучит так же нормально, как «Ты есть во Вконтакте или инстаграме»?
Мировой рынок онлайн-знакомств, по данным Social Discovery Ventures, растет на 8,9% ежегодно и составляет пять млрд долларов. Pew Research Center проанализировал Америку: 15% людей хоть раз пробовали дейтинг.
– Система взаимоотношений между людьми не меняется, – утверждает психолог Игорь Кухарев. – Люди ищут друг друга для определенных целей, а дейтинги просто более удобный инструмент для этого. Они дают возможность почувствовать себя значимым и удовлетворить потребности в партнере. Не нужно предпринимать серьезных действий, чтобы познакомиться. Стесняешься подойти к девушке на улице? Не можешь связать двух слов? Не беда. Сидишь на диване, тыкаешь в сердечки и ищешь любовь всей жизни.
Онлайн-знакомства подражают соцсетям
Стандартные сайты и приложения, где нужно заполнить анкету, по-прежнему самые популярные в России. «Мамба», «Любовь. Mail.Ru», «Теамо», «Фотострана» – все они появились в интернете как отражение клубов для знакомств в реальности. И все они в какой-то мере скопировали суперуспешную «Мамбу». Сайт запустился в 2003 году, и в ней зарегистрировано около 35 млн человек.
Такие знакомства строятся на совпадении в интересах. Однако на деле алгоритмы сопоставления работали слабо. Плюс заполнение подробной анкеты не конвертировалось в результат.
Люди разочаровываются и уходят, а сервисы теряют деньги. Американский инвестор и эксперт Эндрю Чен считает отток пользователей одной из главных проблем дейтингов. Чтобы не терять аудиторию, сервисы знакомств трансформировались в что-то похожее на социальные сети. Это подтверждает Леонид Кац, менеджер по управлению рисками соцсети «Фотострана»:
– Из-за некоторых игроков рынка, в России сложилось впечатление, что дейтинг – это о сексе на одну ночь. Разве в таком кейсе будешь пользоваться сервисом годами?
Аудитория «Фотостраны» похожа на «Одноклассники» – это мужчины и женщины от 30 лет, которые в основном используют веб-версию. Подобная статистика применима ко всем «старичкам»-дейтингам. Единицы пробуют трансформироваться, слишком велик риск потерять уже собранную аудиторию.
– Дейтинг-сервисы уходят в мобильные приложения. Плюс меняется сама технология поиска пары. Сервисы отказываются от поиска по анкетам в пользу мэтчмейкинга, когда пара подбирается сервисом на основании каких-то параметров, – считает Леонид Кац. – Третий тренд — узкая специализация. В последние годы появились приложения для людей нетрадиционной ориентации, для поиска пары для секса, для знакомств водителей и все такое.
У одного из самых популярных дейтингов в мире русские корни
Ловить тренды – это любимое занятие Андрея Андреева. О нем почти не знают в России, хотя это один из самых успешных русских IT-предпринимателей. Ему 42 года, но выглядит он на десяток лет моложе. Вполне мог сыграть студента Питера Паркера в «Человеке-Пауке» вместо Тоби Магуайра.
Первый популярный дейтинг в России, та самая «Мамба», его детище. До этого были сервис аналитики сайтов SpyLog (1999 год), площадка для интернет-рекламы Begun (2002). «Мамба» появилась в 2003 году и феноменально рванула. Люди учились дружить с интернетом и хотели дружить друг с другом. Самым активным он предложил платить за популярность.
Через два года Андреев продал «Мамбу», но сохранил начальную идею о знакомствах с новыми людьми и принципы монетизации. Андреев уехал в Испанию и в 2006 году начал там историю Badoo. Испания – не только потому, что Андреев жил там в детстве с родителями, но и как плацдарм для завоевания мира. Он сразу задумал Badoo как международный сервис.
Позже он переехал в Лондон, где в модном районе Сохо появился главный офис компании.
Специалистам помогают с переездом в Лондон, в офисе бесплатные завтраки и обеды, массажисты. Периодически проводятся закрытые вечеринки. Тут постоянно слышна русская речь, 70% программистов из СНГ. Андрей Андреев уверяет, что это не специально:
– Лучшие мозги – в России. Техническое образование, математики, люди с самыми передовыми знаниями – русские ребята. Я горжусь тем, что я русский. Но это не та история, когда приехал русский и привез своих. Мы хайрим людей, ищем по всей Европе, но, к сожалению или к счастью, русские побеждают. За последние три года мы перевезли из Москвы 80 человек.
Сам Андреев в последний раз был в России десять лет назад. Он вжился в лондонскую обыденность и образ стартапера. У Марка Цукерберга серые футболки, у Андреева – сплошь белые.
Андрей рассказывает, что очень стесняется прессы и почти искренне краснеет. При этом у него огромное количество историй для журналистов, и он очень гордится, когда ведущие зарубежные издания пишут о нем или продуктах Badoo. Он знает, что он успешный предприниматель, но держит дистанцию через образ простого парня. Так проще держаться за реальность обычных людей, откуда он черпает идеи.
Технология свайпа устроила революцию
– Есть старые американские сервисы типа Match.Com, eHarmony, для меня это динозавры. Badoo движется в сторону молодежной аудитории, social discovery, – Андреев разделяет рынок дейтингов и рассказывает любимый пример из жизни. – Badoo – что-то вроде ночного клуба, в котором много людей и они решают, что делать. Вы можете выпить, пообщаться или познакомиться с красавицей. Потом, может, вы уйдете в другой клуб или все закончится женитьбой. Много людей просто чатятся, многие флиртуют, встречаются.
Знакомства как игра – на этом построили свою стратегию Badoo и Tinder. Знакомства не как в брачном агентстве, с заполнением огромной анкеты, а на бегу и легко. По такому принципу теперь работают едва ли не все дейтинг-приложения. Всего-то нужно было придумать грамотный механизм для мобильного телефона.
Сейчас уже и не разобраться, кто первым свайпанул немножечко. Badoo купил приложение Hot or Not, где были кнопки для оценки фотографий, и интегрировал в свой сервис. Tinder же ввел именно механику смахиваний: вправо если нравится, нет – влево. Как-то сообща случилась революция.
Дейтинги теперь изгаляются в дизайне, но функционал один и тот же. Для мобильных телефонов ничего лучше пока не придумано. Когда знакомства адаптировались к смартфонам, туда рванула молодежь. По данным Pew Research Center, с 2013 года доля молодежной аудитории (18-24 года) в онлайн-знакомствах выросла с 10% до 27%.
Топ-дейтинги зарабатывают 150 млн долларов в год
При этом тот же Badoo отбивается от слова дейтинг. «Больше, чем дейтинг» – лозунг сервиса. Такая стратегия пришлась по вкусу многим приложениям для знакомств. Чтобы удерживать пользователей, надо быть чем-то большим. На одних свайпах много не заработаешь.
С ресурсами и мощной технической базой Badoo сохраняет людей с помощью нововведений. Чтобы удержать людей, надо постоянно делать новое. Вслед за «Двойниками» появится поиск по образованию, видео-чаты. Все это инструменты соцсети, но Андрей Андреев против такого сравнения:
– Примеры классической соцсети – Вконтакте или фейсбук. Это проекты, которые помогают вам быть вместе с 500 друзей, которых вы знаете из жизни. Вы вращаетесь внутри одного круга. Badoo его расширяет, и это не обязательно знакомства или флирт. Возвращаясь к примеру ночного клуба, вы ведь приходите туда не жениться. Иногда просто общаетесь, заводите знакомых.
Дейтинги в роли ночных клубов зарабатывают хорошие деньги, хотя почти везде работает freemium-модель. Можно скачать бесплатную версию, но в ней ограничены свайпы и возможности для общения. Платный профиль дает большую свободу, и тот же Tinder зарабатывает на этом около 150 млн долларов в год. Такова чистая прибыль владельца приложения Match Group за 2014 год.
Badoo еще и играет на тщеславии людей. Чтобы увеличить показы, разместить свою фотографию на главной странице, надо заплатить. Вы знаете, с чем это сравнит Андрей Андреев:
– Опять же, вы пришли в ночной клуб и хотите, чтобы на вас обратили внимание. За один фунт или доллар вы встаете на барную стойку и делаете объявление: «Вот он я!». Миллионы людей ежедневно платят, чтобы анонсировать что-то, это система, которая похожа на Google AdWords или Begun.
В дейтингах слишком много мужчин
Технологии игры привели к тому, что знакомства стали чересчур простым делом. Психолог Игорь Кухарев сравнивает это с бизнесом:
– Есть понятие холодных продаж – предложение товара незаинтересованным клиентам и понятие «воронка продаж». Условно, нам нужно продать якобы крутую ручку. Для этого мы делаем в день 600 звонков. 500 человек возьмут трубку, 400 – пошлют на три буквы сразу. Выслушают сто человек, десять – встретятся, и только два-три человека в итоге купят эту несчастную ручку.
Аналогичная «воронка» работает в дейтинге, и чаще всего со стороны мужчин. Парень «лайкает» всех, кто более-менее понравился. Чем шире клиентская база, тем выше прибыль.
В Badoo при статистике в 31 млн зарегистрированных пользователей в России, соотношение 55% к 45%. «Мамба» сообщала такие же цифры. Tinder на запрос Hi-Tech Mail.Ru не ответил.
«Воронка продаж» – не единственная причина, из-за которой девушки разочаровываются и уходят из дейтинга. Куда больше их бесят хамство, открытые призывы к сексу и пошлые фотографии.
Типичное орудие борьбы с хулиганами – жалобы от пользователей. Tinder в принципе не дает возможности писать, пока не будет match, совпадения. Badoo приходится следить за нарушениями:
– Если мы знаем, что мальчик плохо ведет себя с девочкой, постараемся его изолировать, – объясняет Максим Волосенков, ведущий продакт-менеджер Badoo. – Для этого мы используем технологии машинного обучения, плюс модераторы работают по жалобам девочек. Пример: плохой мальчик контактирует с тремя девочками, и они сразу уходят после контакта. Робот понимает, что явно что-то не так, он плохо влияет. Если девочки жалуются, именно часть этой переписки, на которую пожаловались, попадает на проверку модераторам. Но вообще диалоги приватные.
В Америке набирают популярность приложения, где решают девушки
Дальше – больше. Для онлайн-знакомств женщины – самый ценный актив. Ради них в сервисы приходят мужчины, а именно мужчины платят сервисам деньги. Чтобы обезопасить женщин, дейтинги вводят дополнительные инструменты. Можно обязать сделать селфи или сразу пообщаться в видео-чате, чтобы отсеять неадекватных собеседников и фейки.
Андрей Андреев пошел еще дальше и взялся за приложение Bumble. С виду это привычный дейтинг, но правят в нем девушки. Мужчина может только свайпать, даже если случится совпадение, только девушка может написать первой. Если она не сделает это через сутки, шанс сгорит. Подобные приложения, возможно, вообще изменят концепцию знакомств.
За Bumble отвечает Уитни Вульф, одна из создателей Tinder, которая обвинила другого сооснователя Джастина Матина в сексуальных домогательствах и унижениях и со скандалом ушла из компании.
– Мы встретились с Уитни в офисе, она была в большой печали, и я предложил ей попробовать еще раз заняться дейтингом. Вместе мы придумали концепцию, что девушки решают. В этой комнате мы придумали первый дизайн, – вспоминает Андреев и показывает на желтые занавески. – Дизайнер загляделся на них и понял, что все будет желтым: «О, пчелы, шмель, соты, мед».
Именно Bumble покорит Америку, надеется Андреев. С Badoo у него не вышло, слишком сильные позиции были у Tinder. Зато приложение, в основе которого права женщины выбирать, удачно вписалось в растущее движение феминисток. Ставку на Россию в Bumble пока не делают. Хотя такая механика подходит нашей стране, где девушки в онлайн-знакомствах активны и часто начинают разговор первыми.
Другое дело, что узкоспециализированные продукты редко становятся популярными в России. Сейчас в лидерах дейтингов в Google Play вариации свайп-приложений. Французский сервис Happn, показывающий совпадения по гипергеолокации, например, так и не стал популярным. Даже различные приложения для якобы поиска секс-партнера проваливаются. В том числе, потому что их небезосновательно обвиняют в засилье фейковых аккаунтов женщин.
Технологии дополненной реальности – это будущее дейтингов
Следующий этап развития дейтингов – выход в офлайн. Гиганты рынка будут активнее использовать BigData, чтобы анализировать данные и составлять пары. Технологии распознавания лиц станут важной деталью для авторизации и поиска по фотографии.
Пока утопичной выглядит идея виртуальной реальности, но эксперты считают, что интеграция дейтингов в жизнь неизбежна. Это вообще одна из главных проблем: выйти из сервиса в мир и пообщаться.
– С помощью приложения дополненной реальности уже можно прочитать, например, информацию о каком-нибудь здании, – рассуждает Денис Шилкин, основатель центра брака и семьи «Life Style Group». – А будет возможность, сидя в кафе или на мероприятии, познакомиться с человеком. Наводишь телефон, узнаешь все необходимое и смело, не теряя время на распознавание ложной информации, вступаешь с ним в переписку или личный контакт.
В перспективе 5-6 лет технологии будут способны реализовать голографические эффекты в реальной жизни, например, функциональный ручной браслет или часы, которые ретранслируют голограмму с вашей информацией на вас или тем, кто рядом с вами. Окружающим видно, что вы за человек, какие цели преследуете, готовы ли вступить в контакт, кого и что ищете.
Анонимность в дейтингах исчезнет полностью, и в первую очередь это важно для женщин. Все будет зависеть от их решений, но открытое желание женщины познакомиться уберет барьер и перед мужчиной. Хотя даже VR-дейтинг не сможет ответить на вопрос, а что именно вы хотите получить от знакомства.
- Как будут развиваться дейтинги?
- Больше механизмов защиты для девушек
- Отсутствие анонимности
- Большие анкеты перестанут быть важными
- Для составления пар будут использовать BigData
- Дейтинги будут использовать дополненную реальность