PocketBook: достижения и планы

Российский рынок читалок можно назвать одним из самых интересных: и по количеству ежегодных инноваций, и по общей динамике, и по числу ежегодно приходящих на него и уходящих с него игроков. Но кое-что остается на нем стабильным уже много лет — например, компания PocketBook. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с генеральным директором PocketBook Rus Евгением Милицей: о том, как все начиналось, о текущих приоритетах компании, о продуктах и планах на будущее.

Как вы оцениваете рынок электронных читалок в России? Что изменилось с 2007 года, когда компания PocketBook появилась на рынке, и к чему удалось прийти накануне 2013?

В 2007-м году фактически не было рынка вообще — лишь некие попытки разных компаний продавать свои устройства через интернет. Рынок в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начал формироваться в конце 2010-го — начале 2011-го годов. Компания PocketBook, занявшись построением правильного бизнеса, розничными сетями, просвещением, развитием самой категории, стала одним из первых серьезных игроков. В 2010—2011 годах мы направили все силы на то, чтобы популяризовать категорию электронных читалок, рассказать, что такое электронная бумага, приучить пользователя к этим гаджетам.

В результате появилось множество брендов, которые на этой всей истории решили поиграть. Достаточно сказать, что на конец 2010 года брендов было 10—12, а к концу 2011-го года их стало уже около 70 (в настоящий момент уже поменьше). В основном это были небольшие дистрибьюторские компании, которые ездили в Китай, брали небольшими партиями устройства, по 2—3 тысячи штук и продавали под собственным лейблом, никак не дорабатывая. PocketBook изначально была компанией иного плана, со своим R'n’D подразделением, в рамках которого мы разрабатываем устройство от и до. Плюс еще есть отдел контроля качества, который не допускает высокого процента брака на китайских заводах. Ни одна партия не выходит в продажу, не будучи протестирована.

Что касается количественных показателей по всему рынку, то каждый год рынок удваивался — и сейчас перевалил уже за два миллиона штук в год, по предварительным оценкам. Доля PocketBook планомерно росла с 2008—2009 годов, в какой-то момент достигнув планки в 45%, но сейчас несколько размылась — сказывается то, что мы проигнорировали несколько лет назад тренд мультимедийных читалок с TFT-экраном.

Но ведь была весьма успешная модель IQ701, вышедшая в 2011 году?

Это немного другая история. Если говорить про массовый сегмент, то это, в первую очередь, простейшие устройства: недорогие, на Linux, с минимальной функциональностью, далекой от идеала сборкой. IQ701 изначально была под управлением ОС Android — она, по сути, была планшетом, адаптированным под чтение. И в определенный момент при агрессивной ценовой политике она была весьма популярной.

При этом у PocketBook никогда не было фокуса на подобных продуктах, даже несмотря на выделяющееся на общем фоне качество. Да, были модели A7 и A10, получившие, кстати, за дизайн престижную награду RedDot. Но и линейка A-серии несколько выделялась из общей массы: большое внимание уделялось качеству корпуса, материалов; но массовый медиаридерный сектор с моделями ценой до 4000 рублей оставался для PocketBook чужим.

Касательно A-серии, которую вы упомянули, у нас есть вопрос — в чем вы видите преимущества подобных устройств, слегка проваливающихся между классами читалок и планшетов?

В определенный момент, в связи с острой конкуренцией на рынке, мы провели дифференциацию, попытавшись создать свою уникальную нишу. То есть да, делать устройства уровня Apple дешевле, чем Apple, невозможно. Остается два варианта: либо лезть в сегмент low-cost, либо делать что-то свое, специфическое. Мы выбрали второй путь, создав недорогие планшеты, но при этом качественно собранные, снабженные фирменным софтом, кнопками листания. Сориентировали эти устройства как предназначенные в первую очередь для чтения, но при этом с серьезным креном в сторону мультимедийности. В определенный момент они были популярны — на момент появления модели A10 и A7 были вполне актуальны по аппаратной начинке. Но рынок планшетов достаточно сложный, тут надо играть быстрее, чем на рынке читалок, постоянно обновляя линейку, и PocketBook решила все-таки уйти в этом плане в сегмент low-cost.

Да, и мы видим уже такую модель, как SURFpad, и классическую читалку Basic New, держащиеся в районе ценовой планки в 4000 рублей. Логичный вопрос: насколько серьезную ставку теперь PocketBook будет делать на этот рынок?

Мы четко понимаем сегменты рынка (low-cost, средний сегмент, премиальный сегмент) и хотим закрыть все. Но при этом мы не собираемся делать устройства, наступающие на горло нашим принципам: мы будет делать гаджеты с оригинальным дизайном, качественной сборкой, в больших объемах и с предсказуемыми характеристиками. Мы — компания, не направленная на инновации, мы не рвемся на самые свежие, нестабильные и дорогие рынки просто ради того, чтобы там быть. Мы создаем массовые устройства. Но при этом мы хотим применять новаторство в софте, подходе к продукту.

Что касается сегментированного рынка, то у нас уже сейчас есть устройства, закрывающие его целиком: SURFpad и Basic New (самое дешевое устройство на E-Ink, причем цена на него будет в течение будущего года падать, ожидаем, что примерно на 30%), без ущерба качеству, закрывают сегмент недорогих продуктов; Touch Lux, сенсорная читалка на E-Ink с подсветкой и HD-разрешением — это будет наш средний сегмент; в высоком ценовом сегменте будет модель PocketBook 912, которая в дальнейшем будет замещаться уже анонсированной моделью на цветной электронной бумаге E-Ink Triton, с подсветкой и светодиодной полоской, позволяющей регулировать яркость одним движением (фирменная «фишка» модели). Ну и помимо этих моделей, конечно, у Pocketbook будет еще немало новинок.

Вопрос по Triton: какую сферу применения вы видите для него и цветных E-Ink читалок в целом, которых сейчас появится немало?

Конечно, это нишевый продукт на данный момент. Очевидно, что цвет для чтения книг не сильно критичен. Если мы говорим о Triton, то мы говорим о комиксах, журналах, периодике, просмотре интернет-страниц. Подобная читалка допускает большую интерактивность, нежели обычная. Опять же, можно ее использовать в образовательной сфере. У PocketBook, кстати, есть хороший пример: более тысячи TFT-читалок IQ701 с загруженными туда атласами Синельникова было поставлено в педиатрическую академию; и да, может, E-Ink и лучше подходит для задачи чтения, но в атласе банально органы разного цвета, и без цветного экрана в сфере образования или медицины делать нечего.

По итогам 2012 года какие читалки продавались больше: TFT или E-Ink?

TFT продавались больше, в соотношении примерно 55 на 45, что легко объяснимо разрывом в цене в пользу TFT. При этом следующий год будет другим: я уже говорил, что дешевые медиачиталки отойдут как класс — в них теряется экономический и практический смысл. Дешевые планшеты достигли примерно той же цены, и категории просто сольются. Люди начнут называть вещи своими именами — это устройства не для чтения. И сравнивать просто не будет никакого смысла — рынок будет состоять только из устройств на электронной бумаге, что уже давно произошло на рынках США и Европы.

В России, как всегда, свой путь. Работала простая схема — человеку в какой-то момент проще купить устройство за две тысячи, чем разобраться в вопросе и купить за четыре. При этом E-Ink будет дешеветь, а вот планшеты уже достигли своего «дна». Они сойдутся на планке примерно в 3000 рублей, и тогда появится рынок замещения: пользователи, которые хотели читать и купили TFT-читалки, заведомо хуже подходящие для этой цели, будут переходить на E-Ink.

Но рынок не кажется вам перенасыщенным уже сейчас?

Нет. Почему же? При потенциальной аудитории в 50 миллионов пользователей по России пока продано не более четырех-пяти миллионов устройств. То есть купили их не более 10% от общей аудитории.

Еще на один частый вопрос — «что сделает рынок планшетов с читалками», — отвечу, что рынок читалок тоже растет. Да, это не такой емкий рынок, как «планшетный», но, с другой стороны, читающих людей достаточно. Четыре ключевых кита, на которых будет держаться спрос: большой запас еще не имеющей читалку аудитории, падение цены, рынок замещения (смена TFT на E-Ink) и постоянно появляющиеся новые технологии (у рынка читалок тут очень большой темп). Отмечу, что даже если смотреть на США — то ни Amazon, ни Barnes&Noble не собираются ни в коей мере сворачиваться, а скорее наоборот; рынок очень стабильный.

Amazon и Barnes&Noble при этом, конечно, делают большую часть прибыли не на устройствах, а на продаже контента. Будут ли какие-то подвижки у нас в этом вопросе?

Обычно в этот момент все вздыхают и говорят о пиратских традициях в России. Но проблема заключается, в первую очередь, не в пиратстве как таковом, а в совокупности факторов: не так развит сам рынок бумажной литературы (куда меньше тиражи); издатели видят исключительно текущую картину, не вкладываясь в развитие цифровых носителей, соответственно, давая очень малое предложение на рынке; и к этому уже плюсуется пиратство. И я не вижу причин, по которым что-то может в течение ближайших 2-3 лет измениться, прорыва не будет. Максимум, чего тут пока можно добиться — достичь для электронных книг уровня 10% от общих продаж, в то время как по миру электронные книги уже обогнали по продажам бумажные. Пока приходится говорить об обратной относительно Запада ситуации, когда продажа устройств стимулирована доступностью контента.

Что касается подвижек непосредственно от PocketBook, то Obreey Store снова уступит свое место более знакомому Bookland — признаем, что с Obreey Store у нас не очень получилось. Безусловно, мы будем поддерживать этот рынок, но немного другими путями.

Расскажите, в таком случае, о вашем пути — приложении ReadRate.

ReadRate создается для популяризации чтения как такового. Это своеобразная социальная сеть, объединяющая любителей чтения и дающая ответ на вопрос «что читать». У каждого есть свои критерии выбора следующей книги для чтения: любимый автор, рецензии в прессе, опрос друзей и так далее. Но удобного инструмента для поиска очень не хватало — рейтингов, объединенных с социальными сетями, как таковых, нет. Ни в России, ни где бы то ни было еще. Есть только локальные сервисы.

ReadRate же позволяет отследить предпочтения ваших друзей в социальных сетях, отследить общемировые рейтинги и объединить все это. Есть и много побочных «фишек»: можно комментировать и оценить книгу прямо с устройства, выделить понравившиеся места, опубликовать их в любой социальной сети; во второй итерации ReadRate будет создан поиск — когда пользователь понял, что ему нужно, он сможет в пару движений найти, где он это может взять. Причем как за деньги, так и бесплатно.

Вы видите ReadRate неким подобием IMDb в книжном мире?

В принципе, да, только с большим уклоном на социализацию, поиском нужного контента и собранной нами за много лет готовой базой данных.

Вы говорили в начале интервью об имеющейся в арсенале PocketBook R'n'D команде. Расскажите о ней подробнее. Как создается читалка в недрах PocketBook, какой проделывает путь?

Сначала команда создает первоначальный дизайн, затем совместно с заводом разрабатывается тулинг (схемотехника платы, какие материалы будут использованы, как крепится экран и так далее). Процесс от создания пресс-формы до подготовки готового к продаже образца занимает примерно полгода. На финальном этапе мы уделяем особенно много внимания контролю качества, это для нас одна из приоритетных задач. На каждом обслуживающем PocketBook заводе у нас есть своя команда, занимающаяся этим, что обеспечивает очень низкий процент брака, характерный для нас.

Что касается программной части, то есть точно такой же roadmap с четкими сроками и задачами. В принципе, мы не очень много времени уделяли PR этого дела — но прогресс идет непрерывно. Достаточно посмотреть на интерфейс того же Basic New, который изменился по сравнению с первым Basic, на первый взгляд, не очень сильно, но при этом стал намного дружелюбнее и быстрее. Мы стараемся, чтобы наши устройства, с одной стороны, были максимально интуитивны, но при этом те, кто хочет разобраться, могли бы залезть в недры и все подстроить под себя.

Каковы глобальные планы компании на 2013 год?

Конечно, первым делом это сохранение лидерства в России. Далее мы хотим вырасти по миру — PocketBook активно идет и в Европу, и на развивающиеся рынки, там у нас даже более агрессивные планы, чем в России. Выпустить новую линейку устройств — причем обещаю, это будет беспрецедентное, нетрадиционное для нашей компании количество устройств. Приоритет на E-Ink. Ну и активное продвижение ReadRate с популяризацией чтения и электронно-бумажного экрана.