Как инновации меняют рабочие обязанности сотрудников

Статьи на тему цифровизации в СМИ все чаще сопровождаются разговорами о том, как этот процесс постепенно лишает сотрудников рабочих мест. Кадровая угроза воспринимается с разной степенью серьезности — вплоть до опасений, что скоро в компаниях не останется места для «живых» специалистов, и прокормить себя смогут разве что дизайнеры виртуальной реальности и молекулярные диетологи.
От водителя к геймеру
Спрос на новых специалистов
Помощь от робота
Регулярный «апдейт» компетенций 
От водителя к геймеру
Спрос на новых специалистов
Помощь от робота
Регулярный «апдейт» компетенций 
Ещё

Конечно, пока что такой сценарий выглядит слишком фантастичным. Да, автоматизация позволила бизнесу оптимизировать трудозатраты на выполнение рутинных операций, инновации действительно влияют на работу сотрудников. И чем глубже технологии проникают в процессы, тем заметнее трансформируются обязанности персонала.

Денис Миганов, консультант по цифровым технологиям компании «Норникель», на примере огромного предприятия рассказал, как именно технологии могут изменить работу и жизнь сотрудников.

От водителя к геймеру

Роботизация производства не означает, что у людей становится меньше работы: скорее, меняется ее характер, зачастую требуя более высоких компетенций. Самый простой пример — диспетчеры такси, задачей которых еще всего несколько лет назад было принимать телефонные вызовы и распределять их по водителям. Сегодня они превратились в сотрудников техподдержки, оперативно решающих проблему клиента и при необходимости выполняющих возврат средств.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Мы в «Норникеле» сейчас изучаем возможность использования на рудниках беспилотных грузовиков и другой автономной техники — например, дрона для мониторинга горных выработок или робота-маркшейдера для 3D-съемки. Это не говорит о том, что у нас отпадет потребность в части сотрудников — но им нужно будет переквалифицироваться с учетом новых реалий. Так, со временем водитель грузовика превратится в менеджера по управлению беспилотным самосвалом — можно назвать эту профессию «геймер». По сути, он также будет «водить» машину, но уже удаленно с помощью, условно говоря, джойстика. Компания при этом выиграет за счет того, что исчезнет необходимость в пересменках, и соответственно, время работы техники увеличится.

Сейчас в промышленной отрасли много говорится о перспективах «безлюдных» рудников, в которых добыча будет производиться исключительно силами техники — это позволит существенно снизить риски при проведении работ. Благодаря средствам удаленного управления количество сотрудников в шахте сократится. Но сделать процессы полностью автономными пока невозможно: кто-то должен следить за работой беспилотной техники, обслуживать ее и выявлять сбои. При этом должна быть возможность оперативно исправить любые неполадки — иначе возникают риски простоев в производстве. Соответственно, на таких рудниках потребуется полная переквалификация персонала, в первую очередь инженеров и ремонтников.

Спрос на новых специалистов

С развитием автоматизации сотрудники, отвечающие за рутинные операции, постепенно теряют свою востребованность — но на их место приходят не роботы, а новые специалисты. В эпоху цифровизации возрастает ценность живого общения: по статистике, 80% людей предпочитают решать свои проблемы в разговоре с живым сотрудником, а не чат-ботом. Умные системы, безусловно, помогают сделать рабочие операции более точными и быстрыми, но посредником между ними и клиентом всегда будет выступать человек — консультант или сотрудник техподдержки. Вдобавок эксперты все больше говорят о росте значения soft skills — навыков, необходимых для решения рабочих вопросов, переговоров и нивелирования конфликтов.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

В промышленности благодаря процессам роботизации снизилась необходимость в простых операторах — зато вырос спрос на специалистов, которые взаимодействуют с новой техникой и способны настраивать современные системы. Так, в этом году мы внедряем программу по выявлению инородных элементов в потоке руды на конвейере на Талнахской обогатительной фабрике. Раньше за этим следили сотрудники, которые могли устать, отвлечься или просто пропустить попавший в поток руды мусор, что чревато поломкой оборудования. У программы нет таких недостатков: она работает без перерывов, поэтому утомительная необходимость механически наблюдать за процессом отпадает. Зато теперь нам потребовались специалисты, умеющие управлять системой и выявлять неполадки в ее работе.

Помощь от робота

В целом инновации существенно облегчают и упрощают обязанности сотрудников. Так, в промышленности еще очень активно используется физический труд: по данным Росстата, сейчас в России на тяжелых физических операциях работают около 5 миллионов человек. Полностью заменить ручной труд машинным пока невозможно: во-первых, ряд задач все еще требует интеллекта и навыков человека, а во-вторых, это зачастую слишком дорого и нерентабельно для предприятий. С другой стороны, физический труд — один из основных факторов травматизма на производстве. Решением этой ситуации сегодня стали промышленные экзоскелеты — конструкция, которая крепится на теле специалиста, перенося нагрузку с его спины и ног на собственный каркас. Как показали тесты, которые мы провели в «Норникеле», экзоскелет способен принять на себя 90% веса, что существенно облегчает работу с тяжелыми грузами.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Такие же процессы происходят и в других сферах. Так, X5 Retail Group внедрила у себя системы видеоаналитики, избавляющие сотрудников торговых залов от необходимости лично проверять количество товара на полке: программа отслеживает ситуацию самостоятельно и подает сигнал, если продукт заканчивается. В тоже время врачам больше не нужно вручную заполнять карточку пациента — обычно достаточно выбрать нужные пункты в специальной программе. А менеджеры в агентствах недвижимости могут больше не пытаться удержать в голове сотни договоренностей: о необходимости связаться с клиентом по определенному вопросу им напоминают системы автоматизации.

С развитием технологий сложнее становится и пренебрегать рабочими обязанностями. Многие компании используют специальные программы для отслеживания действий, выполняемых сотрудником на компьютере — они не позволяют тратить рабочее время на видеоигры или сливать информацию конкурентам. Помимо этого, все больше предприятий внедряют систему распознавания лиц на входе в офис, благодаря которой уже нельзя передать свой пропуск коллеге, попросив «отметиться» в нужное время. Мы используем технологии цифрового зрения, чтобы следить за соблюдением техники безопасности: программа анализирует видео из цеха и определяет, все ли сотрудники надели каски и защитную спецодежду.

Регулярный «апдейт» компетенций

Чтобы не отстать от времени, бизнесу приходится постоянно развиваться: нельзя годами пользоваться одним и тем решением и сохранять при этом конкурентоспособность. Новые технологии требуют постоянного обновления рабочих процессов — как за счет сторонних решений, так и с помощью собственных разработок. В связи с этим с каждым годом растет спрос на технических (в первую очередь IT) специалистов, которые умеют взаимодействовать с новыми продуктами и участвовать в их создании.

В условиях цифровизации специалистам приходится постоянно повышать свой уровень компетенций, адаптируясь под новые реалии и требования. Не стоит бояться, что место людей займут роботы: скорее на смену могут прийти другие, более квалифицированные сотрудники. Чтобы сохранять востребованность, нужно регулярно обновлять свой актив знаний и навыков — и тогда переживать за место под солнцем не придется.
Это тоже интересно:

Контент недоступен