Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 сентября 2014

Рецензия: «Тунгуска — секретные материалы»

«Тунгуска — секретные материалы» — ремейк немецкой приключенческой ПК-игры 2006 года. Можно было бы ограничиться разбором того, как ее адаптировали для мобильных устройств; но так как «Тунгуска» — не всенародно любимая классика вроде Baldur’s Gate, следует рассмотреть и содержание.

Авторы «Тунгуски» претендовали на создание «интересного, динамичного, живого мира»*. Как сделать мир живым? «Если для этого необходимо оживить четыре десятка второстепенных действующих лиц — что ж, мы готовы», — дает ответ Марко Цойгнер, основатель Animation Arts, разработавшей оригинальную игру.

«Тунгуска» — классический квест: статичные задники, на которых особым образом выделяется предмет, что просится в инвентарь. И каждый из сорока персонажей тоже является не более чем статичным задником. «Что вы! Каждый проработан столь же серьезно, как и любой из главных героев, — эхом из 2006-го доносится голос Марко Цойгнера. — У наших персонажей за плечами целые жизни — свои проблемы, радости и даже хобби». Автор не может спорить с эхом, но охотно объяснит свою точку зрения.

 

Как будто в музее

«Тунгуска» столь безжизненна и отстраненна, столь статична и тяжеловесна, что невольно задумаешься, что надо сделать, чтобы игра стала любопытной и увлекательной. Такие мысли в некотором роде — тоже достижение разработчиков. Потому что, анализируя эту игру, вы начинаете понимать, как вообще трудно делать игры, писать книги, снимать кино, другими словами — как трудно повторить жизнь.

Мир существует сам по себе. Этот тезис надо принимать как аксиому всем разработчикам. Иначе говоря — мир живет даже тогда, когда мы не смотрим на него и не интересуемся им. В большинстве игр же — и том числе в «Тунгуске» — даже не мир, а персонажи; даже не оживают, а навязывают иллюзию своего существования, когда вы к ним прикасаетесь. На вас вываливается ворох ненужной информации, плоских шуток и еще более плоского дубляжа. Как только вы отстраняетесь от персонажа, он утыкается в свой угол и замирает — недвижимый и не интересный даже самому себе. В результате такого опыта у игрока не складывается ощущение, что он очутился в живом, новом мире, но возникает догадка, что он побывал в музее человеческих психотипов, где стоит только отвернуться от экспоната — и смотритель выключает над ним свет.

 

Квестовый промысел

Квест «Сибирь» Бенуа Сокаля тоже не одушевлен. Его мир, если мы говорим о его «человеческой» части, оживает, если в него потыкать курсором (или пальцем). Но в чем разница? Сокаль — романтик, он видит в мире больше, чем тот показывает, потому что додумывает его при встрече. Так же поступает и Якуб Дворски (серия Samorost, Machinarium). Эти двое — поэты квестов. Тим Шэфер (Full Throttle, Broken Age) и Чарлз Сесил (серия Broken Sword) — гуру-режиссеры. Рагнар Торнквист (серия The Longest Journey) и Девид Кейдж (Fahrenheit, Heavy Rain) — убедительные рассказчики, и их истории продолжают жить в нас после того, как мы закрываем игру.

И немцы из Animation Arts тоже кое-что знают о том, как делать квесты. Во вступительном ролике они задают настроение и приглашают нас в историю. Которая, к сожалению, действием никак не поддерживается. Игра заваливает собственный сюжет множеством мелких рутинных загадок и тьмой ненужных деталей. Игрок в «Тунгуску», придя на локацию, занимается в первую очередь квестовым промыслом — собирает все, что плохо лежит: от чужого бутерброда и кетчупа до лопаты и дров. А дальше — не размышляет, как решить загадку, а комбинирует предметы и активные точки на экране.

 

Стереотипы или юмор?

Логика немецких разработчиков довольно чужеродна для русского ума. А может, и не только для русского. Немногие догадаются намазать сливочное масло на домкрат. Совсем немногие — вести себя в мужском туалете в соответствии с представлением немцев о смешном (не спрашивайте; детали неаппетитны). Или вот представьте — вы на лесоповале (да, страшно!). Рядом уцелевшее дерево, старенькое. Что делать? Персонаж достает лопату и со словами «Этим дерево не срубить, но буду довольствоваться корой!» лупит хвойного инвалида по стволу. Как дойти до такого решения? Через встроенные подсказки (что быстрее) или простым перебором предметов и активных точек (что дольше). Но не здравым смыслом!

Героиня (Нина Каленкова) — вроде как русская эмигрантка, но… мы все не такие, честно. Решая свои проблемы, Нина подставляет других людей, и ничуть не переживает из-за этого. Разработчики вряд ли русофобы; скорее всего, они хотели повеселить игрока, но получается как-то не очень. Вряд ли весело, что слесарь потеряет работу, что офицера российской армии безвинно накажут, что ученые, не получив экспериментального подтверждения своей теории, начнут работу с самого начала. Или эпизод с собакой, которую надо отвлечь: ее можно просто так, без результатов, покормить куском мяса (что в иной игре расположило бы псину к герою), но правильный вариант — засунуть мясо в банку и заставить исходящее слюной животное помучаться.

Кто-то (разработчики, например) скажет, что это просто игра. И что все эти подлости (давайте называть вещи своими именами) не стоит воспринимать всерьез. Но если это все не принимать всерьез, то мир игры рушится. Выбор сводится к тому, что либо Нина негодяйка и играть за нее неприятно, либо весь этот «живой мир» понарошку и париться не о чем. Сорок персонажей (и еще собака) нужны не чтобы оживить мир, а чтобы сорок раз постебаться.

 

На конвейере

«Тунгуска» устроена очень просто: внутри игровой зоны (условно «Берлин» или «Поезд») — множество мелких пазлов. Вы собираете объекты по всей зоне и вставляете их на правильные места. Когда дело сделано, вас ждет финальная загадка. Она отчетливо отличается от всей предварительной возни именно тем, что она единственная — логическая. Таким образом, подумать вам придется около десяти раз за всю игру.

Вероятно, «Тунгуска» как раз подходит для «мобильных», 10–15-минутных игровых сессий. В этом случае у вас не возникнет ощущение суеты, которое появляется, если вы посидите с телефоном или планшетом хотя бы полчаса. В последнем случае вы начинаете чувствовать себя гастарбайтером на конвейере «Фольксвагена»: прикрутил детали на место, не успел покурить — и снова надо орудовать гаечным ключом.

Суть игры ярче всего проявляется в ее лучшей сцене (которая происходит в психиатрической лечебнице). На ресепшене под граммофонную музыку самозабвенно танцует красивая медсестра. На этом месте игрок немного замедляется и даже забывает про свою конвейерную работу. Но — если начать диалог с медсестрой, музыка не прекращается. Если уйти в соседнее помещение, она продолжит звучать; если вернуться, то медсестра опять будет крутиться, как заводная балеринка. Конвейер едет. За работу! Arbeit!

Однако — помните, что мы говорили про 15-минутные сессии? Если не предъявлять «Тунгуске» масштабные (размера ПК) претензии и числить ее среди т.н. «игр с поиском скрытых предметов», то она очень даже ничего. Держим в уме, что все неочевидные действия оправдывает высокая цель (дочка ищет пропавшего папу) — и смотрим, как Германию сменяет Россия, Россию — Куба, а Кубу — Антарктида. Катаемся на конвейере, так сказать.

P.S. На «Тунгуску» сейчас действует скидка в App Store.

iOS 4.0+, для iPhone / iPad / iPod Touch, 99 руб. (обычно — 169 руб.)

 

*цитата из интервью, которое в 2006 году у разработчиков оригинальной «Тунгуски» взял Сергей Думаков для журнала Game.EXE

BQ Magic BQS-5070
Тонкий, яркий и недорогой
Комментарии
5
cherry.su32@list.ru
очень даже хорошо нарисована, только вот на сколько тянет энергии?
СсылкаПожаловаться
карпелянский виктор
В ответ на комментарий от hitech История переписки2
hitech
Глава издателя не исключает переноса игры на Android.
http://www.pocketgamer.biz/interview/59457/koch-media-ceo-on-releasing-a-5-2gb-point-and-click-adventure-for-ios
СсылкаПожаловаться
Вот это действительно порадует,игра привлекательна для всех возрастов!;-)
СсылкаПожаловаться
hitech
В ответ на комментарий от карпелянский виктор
карпелянский виктор
«Тунгуска — секретные материалы» для Android-как быть с этой системой,ведь большинство имеет гаджет именно с Android?!
СсылкаПожаловаться
Глава издателя не исключает переноса игры на Android.
http://www.pocketgamer.biz/interview/59457/koch-media-ceo-on-releasing-a-5-2gb-point-and-click-adventure-for-ios
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone SE 64GB
от31 000руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 700руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 600руб.
Apple iPhone 6S 32GB
от35 740руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 490руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 131руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 500руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru