«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»

Проблемой вывоза первого и единственного корабля, побывавшего за пределами Земли, не занимались 30 лет. После 1993 года, когда программа «Энергия-Буран» была закрыта окончательно, к теме многоразового челнока не возвращались по целому ряду причин. Главная — экономическая. В России, фактически, разрушенной после «перестройки», не было денег даже на армию, не говоря уже про космические боевые системы.
«Буран» проще забыть
Проект нового корабля есть
Единая Космическая Система
Боевой отряд больше не нужен
«Буран» проще забыть
Проект нового корабля есть
Единая Космическая Система
Боевой отряд больше не нужен
Ещё

Единственный слетавший в космос «Буран» проще забыть, чем восстановить

«Буран» простоял в ангаре на Байконуре в полном забвении почти 10 лет. В 2002 году на макет ракеты «Энергия» и единственный слетавший в космос корабль рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, и корабль с уникальными двигателями был частично разрушен.

Фото: instagram / @jonjonkkkk2
Фото: instagram / @jonjonkkkk2

Теперь внутрь уникального корабля просачивается влага и воздух, и через несколько лет он окажется нетранспортабельным. В 1988 году, пылящийся ныне на задворках Байконура корабль сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку в полностью автоматическом режиме. После развала СССР машина стала собственностью Казахстана, и вывезти «Буран» в Россию не представлялось возможным.

Как музейный экспонат, слетавший в космос «Буран» мог бы пригодиться павильону «Космос» на ВДНХ, однако несколько лет назад компания, владеющая правами на монтажно-испытательный комплекс, едва не продала корабль в один из музеев Германии. Судьба гниющего в стенах МИК на Байконуре «Бурана» непонятна и непрозрачна, впрочем, с его заменой в «Роскосмосе» дела могут обстоять ещё хуже.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/e1a98173c9ae3521a71736721cf11009/1897489/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/dd6e9a8266eb4ca0ae70f28b078408b3/1897488/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d6e63061b2cd9b0176f9d12d742463ec/1897487/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ef3a542c5c7c96ebc22f582d708d49ff/1897485/
19фотографий
Что стало с советским «Бураном»

Проект нового корабля есть. Но найдутся ли на него деньги?

«Буран» стоил советской экономике колоссальных денег — только по самым грубым подсчётам, научные исследования, производство, полёты, тренировки космонавтов и многое другое обошлись СССР в колоссальную по тем временам сумму — около 15 млрд долларов. Текущие затраты на аналог корабля, создание которого анонсировали в «Роскосмосе», пока неизвестны, однако вряд ли стоит ожидать, что такая программа окажется бюджетной.

Что уже известно: аналог «Бурана» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин потребовал создать для замены пилотируемых кораблей «Союз». В числе разработчиков — и РКК «Энергия», и, вполне вероятно, НПО «Молния» — компания, которой некогда руководитель создатель «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский.

Тема многоразовости, которая захватила всю мировую космонавтику, очевидно, будет развиваться и дальше. Однако вопросы к многоразовому аналогу «Бурана» всё равно остаются. Советская программа «Энергия-Буран» создавалась как боевая космическая система, с помощью которой военные планировали нейтрализовать «Звёздные войны» Рональда Рейгана, и претензий к такому решению, в целом, нет — все активные американские программы в области создания космического оружия после появления «Бурана» были свёрнуты.

Старт комплекса «Энергия — Буран» с космодрома Байконур. Фото: wikimedia / Добросовестное использование
Старт комплекса «Энергия — Буран» с космодрома Байконур. Фото: wikimedia / Добросовестное использование

Единая Космическая Система для гражданских и военных задач

В недрах российской космической промышленности с середины нулевых разрабатывали проект Единой многоразовой космической системы. По своей сути — это комплекс «ракета + корабль» полностью многоразового использования. Если исходить из того, над какими проектами сейчас работают в «Роскосмосе», то этот проект не просто реанимировали, но и доработали.

Проблема состоит в том, что просто пересобрать старый «Буран» на новой элементной базе нельзя. Причин для этого несколько. Первая и самая главная — Россия в данный момент не может позволить себе крупную космическую программу. С учётом того, что единый многоразовый челнок в дальнейшем можно будет использовать и для военных целей, вмешательство в работу сразу несколько ведомств сделает работу над проектом крайне дорогой и долгой.

Во-вторых, современные материалы шагнули далеко вперёд. Авиационный алюминий и титан, которые использовались для оригинального «Бурана», могут быть использованы лишь в качестве основы для будущего космолёта. Остальное, включая компьютеры, управляющие поверхности и теплозащиту, придётся придумывать заново. Кстати, материал теплозащиты предварительно уже одобрен. Им может стать графен — практически идеальный теплозащитный материал. При этом корабль, кстати, может оказаться значительно меньше оригинальной версии.

В пользу этой догадки говорят и некоторые косвенные данные. Во внутренних документах ряда компаний, занятых работой над новым проектом, фигурирует экипаж из пяти человек. Четыре основных места плюс одно резервное. В оригинальном корабле экипаж формировался из восьми офицеров военно-воздушных сил, двое находились в резерве и могли взять управление на себя в случае необходимости.

Новый корабль неофициально назвали «Беркут», однако ни в одном внутреннем документе это название не фигурирует. Однако главная интрига состоит в том, будет ли «Беркут» создаваться как универсальный челнок, или военные получат «специальную» версию корабля?

Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей. Фото: buran.ru
Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей. Фото: buran.ru

Боевой отряд космонавтов больше не нужен. Теперь всё можно сделать и без них

История с американским беспилотником Х-37В показала, что большую часть задач на орбите можно выполнить без привлечения людей. По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Есть основания считать, что именно из-за этого в своё время никуда не полетел и «Буран» — для него просто не смогли найти задач.

Ракета «Энергия» была слишком дорогой, экипаж нужно было готовить несколько месяцев. Все эти проблемы удалось решить через применение беспилотных аппаратов и смысл конструировать и создавать пилотируемый аппарат практически исчез. Даже «Буран» мог летать в космос в полностью автоматическом режиме, поэтому новый корабль «Беркут», вероятно, будет похож на более крупную версию американского Х-37В и уменьшенную копию «Бурана» одновременно.

Создать единую машину для пилотируемых и беспилотных миссий не составляет никакого труда. Источники Hi-Tech Mail.ru в ОПК поясняют, что корпусных отличий у таких машин не будет. Главное будет скрыто внутри — вместо четырех космонавтов внутри военная версия «Беркута» сможет нести двух космонавтов и аппаратуру для разведки и ремонтных работ прямо в космосе.

Запускать новый корабль смогут на всех российских ракетах, включая многоразвую «Союз-СПГ», однако для неё новый корабль может оказаться тяжеловат. В пилотируемой версии взлётная масса аналога «Бурана» может составлять около 8,5 тонн. Оптимальной будет беспилотная версия машины — при прогнозируемой стартовой массе в 7 тонн корабль получится лишь на 2 тонны тяжелее американского Х-37В.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/4252bc5fcab22ec90cd59b27d848707d/1236308/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ffd1f21f35b59b4718a5d1c87f2e0493/1236306/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/818580ae925fa1bb0976e58d47f1f5ae/1236095/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/0b19ac6116f42b6bb78a9d62ea4c4478/1236090/
42фотографии
Мы собрали фотографии заброшенных объектов, чтобы получить представление о масштабах печальной картины

Это тоже интересно: