Самолеты будут заправляться лазером

Максимальная дальность полета самолета без посадки, как известно, прежде всего зависит от вместительности топливных баков. Конструкторы воздушных судов вынуждены идти на многочисленные компромиссы и хитрости, чтобы обеспечить самолету несколько часов беспересадочного полета - как-никак, запас места на борту ограничен, и ни одна конструкция не позволит повесить под днище несколько цистерн с керосином.


Чтобы увеличить дальность полета без пересадки, уже давно был опробован на практике такой трюк, как дозаправка прямо в воздухе, когда самолет-заправщик стыкуется при помощи топливного шланга с самолетом-целью и восполняет его запас топлива прямо на лету. Такой прием весьма сложен и опасен, и потому не получил широкого распространения в гражданской авиации.


Однако недавние разработки в сфере авиадизайна могут дать рождение новому поколению самолетов - с батареями на борту, которые будут подзаряжаться лазерным лучом прямо с земли. Пока что такой метод годится лишь для маломощных беспилотных аппаратов, но в будущем сможет применяться и для более массивных воздушных судов.


Авторы разработки - сотрудник Кливлендского государственного университета Тайсир Найфех и его научно-исследовательская команда. На сегодняшний день достигнут впечатляющий результат - 60% энергии лазерного луча конвертируется в заряд набортной батареи; это весьма высокий показатель КПД для подобной системы. Расположенный на земле стационарный лазер с автоматическим наведением можно поочередно подзаряжать целую «стаю» небольших беспилотных самолетов. Учитывая, как быстро развивается в наши дни технология и растет мощность и компактность лазеров, нельзя отвергать и вероятность того, что в грядущее десятилетие лазерами начнут подзаряжать и спортивные одноместные самолеты.