Перспективы SSD: интервью с генеральным директором SanDisk по продажам

На рынке накопителей в последнее время сложилась странная ситуация: сегмент переносных накопителей малой емкости надежно зарезервировали за собой флешки, отправив в историю Floppy и записанные вручную CD; но если вам нужна большая емкость для хранения и работы с данными, то обращаться по-прежнему нужно к HDD с так легко поддающимися износу движущимися частями. А SSD (Solid State Disk), использующих флеш-технологию, так и «застряли» в сегменте накопителей, использующихся исключительно для получения максимальной скорости работы с данными. В мир терабайт они пока не спешат — даже после известных событий на Юге Азии, в результате которых цены на HDD выросли в полтора-два раза. О сложившейся ситуации и перспективах на ближайшее будущее мы побеседовали с представителем компании, на которую как раз и возлагаются основные надежды в плане скорейшего продвижения SSD на рынок — SanDisk.

Шуки Нир (Shuki Nir) с января 2009 года занимает позицию старшего Вице-президента и Генерального директора по глобальным розничным продажам SanDisk. До этого он являлся Генеральным директором розничного подразделения, а еще раньшео – подразделения по работе с клиентами. В компании с 2006 года, перейдя в нее вместе с командой купленной SanDisk компании Msystems.

Здравствуйте, Шуки! Первым делом нас интересует, как SanDisk собирается в дальнейшем бороться со стандартом HDD на рынке накопителей большого объема памяти, а не только конкурентами на рынке ускорителей загрузки и работы?

Да, вы правильно отметили, твердотельные накопители имеют много преимуществ с точки зрения энергопотребления и производительности. Но, в то же время, HDD из расчета на каждый 1 Гбайт пока обходятся значительно дешевле. И в обозримом будущем сравниться с HDD у флеш-памяти не выйдет.

Но флеш-технологии развиваются, теперь стало возможным производить накопители большей емкости (120 Гбайт и 240 Гбайт) по приемлемым ценам. Именно поэтому флеш-накопители становятся привлекательными для различных сегментов рынка. Возьмем, к примеру, популярный iPad и планшеты на базе Android, которые имеют очень тонкий корпус. HDD туда просто не помещается.

Кроме того, очень важным фактором является мобильность: люди ездят с переносными устройствами, и, соответственно, эти устройства должны перевозить очень большое количество информации. Вследствие отсутствия каких-либо движущихся частей и низкого электропотребления флеш-накопители выигрывают у традиционных носителей. Ну и да, такие энтузиасты, как геймеры, требуют от компьютера максимальной производительности и заменяют свои 2,5-дюймовые диски твердотельными накопителями.

Сегмент хранилищ (Data Centers) заинтересован, прежде всего, в скорости передачи информации. Поэтому и здесь также все чаще переходят на твердотельные накопители, т.к. они лучше поддерживают развивающуюся «облачную» технологию. Уже не обращая внимания на стоимость гигабайта.

На сегодняшний день SSD используется в портативных устройствах, смартфонах, плеерах. Но когда вы видите возможным выход твердотельных накопителей на уровень основного способа хранения данных в десктопах и ноутбуках (в частности, есть потребность на рынке сверхтонких ультрабуков)?

Компания SanDisk очень довольна высокими темпами роста сегмента твердотельных накопителей. Однако говорить о полной замене HDD пока рано. Тем не менее, уже есть сегменты рынка, где твердотельные накопители начинают вытеснять HDD более быстрыми темпами. Но если вы все-таки заинтересованы в хранении больших объемов информации (десятки гигабайт и терабайт), то HDD пока остается наиболее экономичным способом.

По мере развития флеш-технологий и одновременного снижения стоимости хранения данных, будет наблюдаться тенденция увеличения емкости SSD-накопителей. Но говорить о конкретных датах сложно.

Мы опять говорим о росте скорости и балансе между скоростью и ценой. В связи с событиями в Азии (землетрясение в Таиланде, наводнения, остановка работы заводов-производителей жестких дисков) на рынке накопителей наблюдался резкий скачок цен и, соответственно, возможность для производителей флеш-памяти выйти на данный рынок. Компанией SanDisk не были предприняты никакие шаги по завоеванию этого рынка. Потребители были вынуждены покупать жесткие диски по высокой цене, т.к. они предоставляли большую емкость, не имея альтернатив. Все усилия SanDisk по-прежнему были сосредоточены на наращивании скорости, снижении стоимости, а доля рынка осталось прежней. Емкость SSD также не претерпела никаких изменений за последние несколько лет. Как вы можете это объяснить?

Последний год был весьма неблагоприятным. Производители, выводящие на рынок продукты емкостью от 1 терабайт, придерживаются политики очень высоких цен. Поэтому, HDD как источник хранения больших объемов информации, на данный момент, является основным экономичным вариантом. Войти в сегмент хранения информации емкостью 1 терабайт – важная задача, однако пока SanDisk далека от этого. Уже есть сегменты рынка, которые не требуют таких больших объемов хранения информации и SanDisk оперирует на таких сегментах достаточно уверенно. Да, наводнения в Таиланде привели к негативным последствиям, но компании-производители уже оправились от этого и вернулись к нормальной работе и в данный момент пошатнуть их позиции было бы весьма непросто.

И все-таки, через какое время ожидается выход, скажем, такого знакового для рынка продукта, как твердотельный накопитель на 1 Тбайт? Два, три, четыре года?

Довести до такой емкости SSD чрезвычайно сложно, хотя технология и кажется простой, на первый взгляд. Поэтому предсказать сроки точно так трудно. Но все же думаю, что потребитель увидит носитель емкостью 1 терабайт в течение 2-5 лет.

О преимуществах SSD-накопителей осведомлены продвинутые пользователи и используют такой накопитель для более высокой производительности. Массовый же сегмент потребителей пока с трудом представляет назначение и особенности твердотельных накопителей. Как SanDisk планирует просвещать пользователя об SSD-накопителе, его назначении, преимуществах перед жесткими дисками?

Компания SanDisk образовалась 28 лет назад и фокусируется исключительно на флеш памяти. Основной задачей компании является создание рынков, их расширение и просвещение пользователей. SanDisk изобрела флеш-накопители, micro SD карты. Чтобы расширить свою целевую аудиторию, выйти за пределы продвинутых пользователей, компания предпринимает много действий для просвещения массового потребителя о преимуществах технологии. SanDisk всерьез заинтересована в российском рынке и с помощью партнеров прилагает все усилия по расширению своего присутствия на нем. Сейчас предпринимаются определенные действия по распространению информации об SSD-накопителях.

Какие шаги будут основными для SanDisk на рынке SSD-накопителей в ближайшее время?

SanDisk совсем недавно вывела на рынок накопитель SSD Extreme. Появление продукта на мировом рынке сопровождалось большим успехом. На данный момент, SSD Extreme является лучшим продуктом, предоставляющим максимальные возможности за определенную стоимость, доступную не каждому пользователю. К подобному классу товаров относятся и карты памяти Extreme, рассчитанные на профессиональных фотографов, заинтересованных в самой высокой производительности и снимках самого высокого качества.

Однако SanDisk понимает необходимость разработки новых, дополнительных продуктов. Чтобы сделать такую технологию действительно массовой, SanDisk понимает необходимость снижения ценового барьера. Поэтому одновременно SanDisk выпустила продукты среднего сегмента, рассчитанные на пользователей, ищущих оптимальное соотношение цены, качества и производительности.

Правильно ли я понимаю, что SanDisk сосредотачивает свои усилия, прежде всего, на скорости, создании карт Extreme, снижении стоимости уже имеющейся продукции. Наращивание же производительности и выпуск карт более высокой производительности не входит в планы компании на ближайшее будущее?

Когда SanDisk думает о развитии технологии SSD, речь идет о развитии трех основных направлений. Во-первых, это объем памяти. Если полтора-два года назад накопители объемом 32 Гбайт пользовались большим спросом, то сейчас большинство потребителей заинтересовано в продукции объемом 128 Гбайт. Уже сейчас объем памяти 240 Гбайт и 480 Гбайт вполне достижим. Я начал работать в SanDisk около девяти лет назад. В то время объем памяти USB-накопителя был равен 128 Мбайт. Поэтому скачок до 480 Гбайт – очень значительный и компания это понимает.

Второе направление развития – это производительность. SSD накопитель более производительный, чем HDD. Являясь экспертом в своей области, SanDisk знает специфику работы памяти и контроллера. Именно поэтому специалисты компании постоянно работают над повышением производительности накопителей.

Третье направление – предоставление рынку широкой информации и выпуск продуктов разных линеек, емкости, производительности и цены.

Вопросы задавал: Александр Бабулин, babulin@corp.mail.ru