Эксперт рассказал, почему солдат будущего — опытный геймер

Индустрия компьютерных игр переживает небывалый рост, чемпионаты по Call of Duty и CounterStrike собирают многомиллионные аудитории. Реалистичные компьютерные игры популярны у людей разного возраста и рода занятий. Но не все знают, что первыми «шутерами» были программы, разработанные учеными военной промышленности для тренировок боевых подразделений. Как цифровые технологии помогают сегодня при подготовке военнослужащих, рассказывает эксперт Ростеха.

Компьютерные «стрелялки» применяют для моделирования и отработки военных операций уже на протяжении нескольких десятилетий. Популярные сегодня офлайн-игры – страйкбол и лазертаг – также изначально использовались для подготовки силовых структур. Однако, каждый из этих видов тренировок имеет очевидные недостатки. С развитием компьютерных технологий перед разработчиками военных радиоэлектронных предприятий встала задача объединить компьютерное обучение и полевые тренировки с использованием имитаторов оружия.

Разработчики столкнулись с несколькими нетривиальными задачами. Например, как виртуализировать действия военнослужащего? Как показать обучаемому то, что невозможно разместить в аудитории или продемонстрировать на полигоне? На помощь пришли виртуальная, совмещенная и гибридная реальности. Последнюю также называют смешанной реальностью, так как она дает возможность видеть реальные и виртуальные объекты. Гибридная реальность стала основой для создания современных цифровых тренировочных комплексов для военных.

Одной из систем с применением технологий смешанной реальности стала разработка холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех. Ключевым элементом системы «КУТС-Е» являются комплекты гибридной реальности (КГР) различного назначения: для обучаемых, находящихся за автоматизированным рабочим местом, военнослужащих на реальной технике, личного состава, действующего в пешем порядке, артиллерийских, минометных, саперных и других расчетов. В основу комплектов легли специальные датчики, которыми оснащаются военная техника, боевые экипажи и другие участники занятия. Решение разработано и производится Рязанским Радиозаводом, входящим в «Росэлектронику».

«Таким образом нам удалось получить единое виртуальное пространство, которое отражает действия военнослужащих при выполнении боевой задачи. Эффективность ее применения можно продемонстрировать на следующем примере. Вычислить такие параметры как время обнаружения противника и время нахождения в зоне его видимости невозможно, не приставив к каждому обучаемому двух-трех статистов с секундомерами. Гибридная реальность ведет учет десятков таких параметров в автоматическом режиме и дает возможность руководителю занятия детально анализировать действия обучаемых», – объясняет исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.

Сегодня реальные военные учения проходят с использованием холостых зарядов и «условного» поражения целей, что ощутимо снижает эффективность тренировок всех родов войск. Кроме того, учения с использованием боевой военной техники – крайне затратные мероприятия.

Ключевые преимущества смешанной реальности – повышение эффективности, снижение стоимости обучения, простота освоения. Кроме того, в таких условиях риск получить травму сведен к минимуму.

«Если не сегодня, то уже завтра так будут готовить военных специалистов различных родов войск, а «солдата будущего» можно будет по праву назвать опытным геймером», – резюмирует Олег Евтушенко.

Это тоже интересно: