Линейка полнокадровых беззеркалок Sony на данный момент насчитывает уже четыре модели: a7, a7R, a7S и вот, a7 II. Основной проблемой линейки остается то, что оригинальной оптики под эти камеры немногим больше, чем самих моделей. Но, во-первых, ситуация быстро выправляется, парк пополняется довольно быстро, уже есть, что выбрать. Во-вторых, a7 сразу приглянулась многим любителям сторонней оптики как вариант универсальной и относительной небольшой «тушки». A7 II явно наследует те же функции, добавляя к ним уже упомянутый стабилизатор, измененную эргономику, запись видео XAVC S и набор менее существенных изменений в работе.
Насколько обоснованным может быть решение сменить свою a7 на вторую версию? Сильно ли сказались изменения на привлекательности модели? Насколько эффективен стабилизатор? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Основные характеристики
Дизайн и управление
Внешние изменение незначительны, общие обводы остались неизменными, но камера стала заметно крупнее и тяжелее, порог в 500 грамм пробит при том, что значительных изменений в начинке и шасси не было. Но изменилась компоновка: ручка для хвата стала более удобной, кнопка спуска сдвинулась ниже, равно как и передний селекторный диск. В итоге управляться с Sony a7 II значительно проще и удобнее, чем с ее предшественницей, несмотря на кажущуюся незначительность изменений.
Габариты Sony a7 II - 126,9 х 95,7 х 59,7 мм, вес — 559 грамм (вместе с аккумулятором и картой памяти). Прирост веса значительный, но за счет удобно хвата он ощущается как минимум на уровне предыдущей версии. Впрочем, теперь говорить о выигрыше даже «на бумаге» у прямых конкурентов, вроде Samsung NX1, не приходится. Впрочем, камера создана для конкуренции в первую очередь с полнокадровыми зеркалками начального уровня – и здесь выигрыш как был, так и остался значительным.
Отмечу наличие дополнительной (четвертой) программируемой клавиши – оно стало возможным за счет переезда кнопки спуска вперед и освободившегося на верхней панели дополнительного пространства. Но некоторые претензии по органам управления все равно остаются: здесь и оставшаяся на месте кнопка пуска видеозаписи, и не слишком удачно вписанный в корпус передний селекторный диск (выступает слабо, крутить его неудобно). Но сам факт наличия сразу трех селекторных дисков (еще один – вокруг навигационного джойстика) и большого числа программируемых клавиш уже позволяет порадоваться за будущего владельца камеры – управление дружелюбное.
Интерфейс не изменился. Черно-бело-желтая цветовая гамма, горизонтальная навигация. Есть быстрое меню, в котором все пункты сосредоточены в нижней части экрана в единой матрице.
В режиме Live View на экран можно вывести сетку, гистограмму, виртуальный горизонт. При постоянном использовании видоискателя на экран уместно вывести основные параметры съемки, доступ к которым открывается при нажатии кнопки вывода быстрого меню. Это самый оперативный способ отслеживать и регулировать все параметры, в том числе и второстепенные. Есть возможность вывода на экран «зебры» — отметки зон пересвета при помощи черно-белых полос.
Электронный видоискатель типичен для старших камер Sony: довольно крупный (полдюйма), с очень высоким разрешением (2 400 000 точек), 100% покрытием кадра и, естественно, возможностью вывести на него всю ту же информацию, что и на основной экран, а также отслеживать, что именно получится в результате съемки. Главное (и единственное) преимущество ЭВИ. Время отклика достаточно быстрое, но небольшое запаздывание все равно ощущается. При этом проблем с мерцанием нет — глаз устает только после очень продолжительных сессий съемки с использованием видоискателя. Переключение между видоискателем и экраном происходит при помощи сенсора глаза в районе окуляра - и с этим связана небольшая проблема. Сенсор слишком чувствительный и, даже держа руку или голову довольно далеко от видоискателя, можно лишить себя обзора по экрану. Он будет погашен, а камера решит, что вы смотрите в видоискатель. Не очень удобно.
Экран обновлен. Это все те же откидывающиеся три дюйма, выполненные по ЖК-технологии, но повышено разрешение с 921 000 до 1 228 800 точек. Разница не бросается в глаза, но лишним не будет. Углы обзора хорошие, на солнце экран не слепнет за счет высокой яркости, но сильно блекнет, надо прибегать к помощи видоискателя. Сенсорного покрытия не появилось, а зря.
Функциональность
Сочетание процессора и сенсора не изменилось по сравнению с Sony a7. Тут используется 24,3-мегапиксельный полнокадровый (35,8 × 23,9 мм) сенсор, также хорошо знакомый по моделям Sony RX1 и Sony Alpha A99, и процессор BIONZ X. Серийная съемка несколько улучшилась – теперь камера снимает стабильно 5 кадров в секунду не только в режиме приоритета диафрагмы. Длина серии при этом составляет до 20 кадров. Скорость включения, к сожалению, если и изменилась, то незначительно – около полутора секунд. Sony a7 II такая же неспешная камера, как и ее предшественница.
Автофокус тот же, и это, опять же, не лучшие новости. Да, это гибридная система с внушающим уважение числом точек (25 точек контрастной фокусировки дополняются 117 пикселями фазовой). Это избавляет автофокус камеры от неприятного «ерзания» при определении расстояния до объекта съемки и вообще дает хорошую прибавку в скорости. Но точность фокусировки радует не всегда, система имеет свойство промахиваться. В тесте a7 я это связывал с комплектным объективом – да, здесь использовался такой же, и поведение не изменилось.
При ручной фокусировке включается помощь, как зуммированием картинки (в 5,9 и 11,8 раз, можно настроить), так и за счет focus peaking — для камеры, которая будет часто использоваться с неавтофокусной оптикой, это очень полезные опции.
И не менее полезной опцией становится встроенная 5-осевая стабилизация. Еще в обзоре a7 я писал о ее желательности – и не только я. Теперь мы имеем в ассортименте камеру, будто бы специально созданную под старую мануальную оптику, не снабженную никаким стабилизатором, естественно. Кто-то из-за стабилизатора в итоге ради таких целей выбирал Pentax или Olympus, но Sony явно не хочет отпускать свою аудиторию. Но стабилизатор работает не так эффективно, как на упомянутых камер – получить больше 2 ступеней компенсации довольно трудно. Три – это уже предел для фотографов с самой твердой хваткой. Сказывается размер матрицы – для полно кадра матричная стабилизация, кстати, применена впервые. Уже как минимум этот факт заслуживает отдельной похвалы без скидок на «стабилизация слабее».
Затвор работает в диапазоне от 30 секунд до 1/8000 секунды. Звук все тот же, очень породистый, любители оценят. Но он очень громкий, а бесшумного режима работы нет - и это не здорово для уличной фотографии, где важно оставаться незаметным. Режимы съемки вполне стандартны: P/A/S/M, iAuto, панорама, видео, сюжетные режимы (тоже вполне стандартные), два пользовательских режима. Свободная выдержка (Bulb) включается при доведении выдержки до предельной величины в ручном и полуавтоматических режимах. В авторежиме можно активировать iAuto+, подключающий без лишнего спроса «скрытые резервы»: многокадровую композицию для устранения размытия и шумов при недостаточном освещении.
Встроенной вспышки на полнокадровой беззеркалке Sony нет. Возможен только сценарий использования внешней через горячий башмак. Скорость синхронизации — 1/250 секунды.
Программные возможности камеры достаточно широки: можно клеить панорамы «на лету», бороться с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров, сглаживать дефекты кожи включением режима «Soft Skin», автоматически кадрировать портрет и автопортрет (далеко не всегда корректно). Есть брекетинг по экспозиции, балансу белого.
Конечно же, имеет a7 II в арсенале и фирменное (очень эффективное) расширение динамического диапазона, Dynamic Range Optimizer, и умение склеивать HDR с диапазоном до 5 ступеней. Также доступны фирменные цветовые режимы, причем спектр доступных расширен. Выше можно увидеть пример кадра с различными профилями.
Несмотря на свой достаточно солидный статус, Sony A7 не обделена и программными средствами постобработки снимков: от «творческих» цветовых схем до фирменных спецэффектов изображения. Причем в полном объеме. Примеры снимков с различными цветовыми схемами и спецэффектами — выше.
Беспроводная функциональность. Sony Alpha a7 II оснащена модулями Wi-Fi и NFC, дающими возможность управлять камерой со смартфона (полезно для автопортретов, например, или при установке камеры в труднодоступном месте), быстро передавать снимки без проводов на смартфон/планшет/компьютер, распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. Также доступен и фирменный магазин PlayMemories, о своем отношении к нему я уже не раз писал.
Видео. Sony Alpha a7 II умеет писать видео в разрешении FullHD с частотой до 60 кадров в секунду и прогрессивной разверткой. Максимальный битрейт — до 28 Мбит/с. Форматы — AVCHD (основной), MP4 (максимальное разрешение — 1440 х 1080) и XAVC S (обзаведитесь быстрейшей картой памяти, работает он не на всех). Автофокус вполне рабочий, есть ручные настройки, выход на наушники, вход для внешнего микрофона (есть и встроенный стереомикрофон). Качество видео очень хорошее. Модель a7 S для видеосъемки подходит еще больше (за счет крупного размера пикселя на матрице и, как следствие, повышенной чувствительности к свету), но и «обычная» a7 при желании можно использовать для записи хоть профессионального видео. Но поддержки 4К нет, а это зона ближайшего развития для всей видеоаппаратуры, многие современные камеры уже имеют такую опцию.
Качество съемки
В обзоре a7 я говорил о проблеме отсутствия нормальной «родной» оптики, подразумевающую использование либо переходников, либо рассматривание a7 как камеры под парк сторонней полнокадровой оптики – для чего она как раз подходила отлично. a7 II подходит еще лучше за счет стабилизатора, но и свой парк за полтора года расширился заметно. На данный момент доступно 8 объективов для байонета E, заточенных под полный кадр. Это неплохой темп – выполнить свое обещание о 15 объективах к концу 2015 года, даже с учетом работы сторонних производителей оптики, Sony вряд ли удастся, но о катастрофическом недостатке оптики говорить больше не приходится. Камера становится актуальнее. Особенно если не смотреть на цены полнокадровых объективов Sony для байонета E.
Тест Sony a7 II проводился с комплектным объективом FE 28-70мм F3.5-5.6 OSS: пластиковой оптикой с обычными характеристиками, не слишком резкой и светосильной, грешащей довольно серьезными хроматическими аберрациями и виньетированием. Но работать с ним приятно, собран качественно.
Автоматика работает корректно. Режимы iAuto и iAuto+ позволяют получать приличные снимки, не разбираясь в настройках; во втором случае стоит быть готовым к сериям снимков (так автоматика будет гасить шумы в условиях недостаточной освещенности); отмечу, что даже на полном автомате камера выдает RAW (14-битный, как и полагается в современном обществе). Экспозицию камера подбирает весьма корректно, вводить поправки приходится скорее для получения требуемого эффекта, чем для получения нормального снимка. Автоматическое определение баланса белого работает довольно корректно, но слишком холодного оттенка, ухода в зеленый при искусственном освещении избежать не удалось.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 50
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Сенсор неплохо справляется со снимками на высоких значениях светочувствительности: вполне рабочим можно признать диапазон до ISO 3200, с натяжкой ISO 6400, дальше уже идут экстремальные значения, камера грешит серьезными шумами. Для полного кадра это не самые лучшие показатели. Естественная нижняя граница – ISO 100 при возможности расширения до ISO 50, верхняя – ISO 25600. Отметим, что на возможности работы при недостаточном освещении влияет и стабилизатор – пусть и не самый эффективный, он позволяет использовать значения ниже.
Есть шумоподавление. Пример снимков с ISO 6400. Слева – направо: от выключенного шумодава к максимальному.
Качество снимков идентично тому, что мы видели на a7, ничего не изменилось. Они отличаются хорошей детализацией и приличным динамическим диапазоном (превращающимся в очень хороший при активации DRO). Цветопередачу нельзя назвать сильной стороной этого сенсора, хотя работать с этим цветом вполне можно, особенно при съемке RAW (при этом камера способна совсем неплохо конвертировать в JPEG).
Галерея снимков, сделанных на Sony a7 II:
Батарея
Комплектной батареи NP-FW50 емкостью 1020 мАч хватает примерно на 330-350 снимков, возможно и больше при «раскачанной» батарее. Не очень много, но заметно лучше, чем на первой версии. Но это остается слабым местом камеры при сравнении с ее полнокадровыми зеркальными конкурентами.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
На первый взгляд Sony a7 II отличается от Sony a7 только несколькими деталями: измененный хват и эргономика, встроенный стабилизатор изображения, запись видео XAVC S и некоторые незначительные детали в поведении (например, реальные 5 кадров в секунду при серийной съемке). Но этого оказывается достаточно, чтобы сделать камеру заметно более актуальной – для любителей старой оптики встроенный стабилизатор станет незаменимым помощником. А сам факт использования стабилизатора с полнокадровым сенсором позволяет Sony еще раз вписать себя в историю – никто у японцев не отберет первенства в этом моменте.
Неудобное расположение кнопки спуска и не лучший хват были ахиллесовыми пятами a7 наряду со слабым временем работы от батареи и медлительностью камеры. Теперь как минимум первое не будет беспокоить – эргономика заметно улучшена; но также увеличены габариты и вес. Время работы от батареи несколько увеличилось, а вот неспешность во всех проявления осталась отличительной чертой a7 II. Это камера совсем не для репортеров. Пейзажисты, любители архитектуры, уличные фотографы – им да, фотоаппарат может прийтись очень по вкусу.
Так что назвать изменения «косметическими» я не могу – камера стала значительно актуальнее и вполне может рассматриваться в качестве замены a7, это, в принципе, обоснованно. А если вы раньше не решались покупать первую версию, то теперь сдерживающих факторов заметно меньше: в том числе расширен парк оптики. Другое дело, что и экономическая ситуация с момента выхода a7 поменялась, теперь цена кусается еще больше – как на камеру, так и на оптику к ней. Но это данность, с которой мы имеем дело при покупке любой техники.
Плюсы
- Полный кадр
- Корпус из качественных материалов
- Отличная эргономика
- Хорошая детализация и динамический диапазон
- Встроенный стабилизатор
- Поворотный дисплей
- Хороший электронный видоискатель
- Затвор, работающий на 1/8000
- Вход для микрофона и выход на наушники
- Встроенный Wi-Fi и NFC
Минусы
- Медлительность при включении
- Тяжелее и крупнее предшественницы
- Недолгая работа от батареи
- Не очень высокий порог рабочего ISO
- Слабый следящий автофокус
- Нет бесшумного режима работы затвора
- Отсутствие встроенной вспышки
- Нет сенсорного покрытия экрана