Первые впечатления о камерах Sony SLT-A99, NEX-5R и NEX-6

Компании Sony немного не повезло: анонс их новой линейки камер пришелся на 12 сентября – ровно на тот день, когда буквально весь мир замер в ожидании iPhone 5. Ну и, разумеется, основное внимание подавляющего числа техножурналистов перетянула на себя именно новинка Apple. Тем временем, представленные камеры Sony однозначно достойны большего, чем поверхностное и мимолетное упоминание в ленте новостей. Мне посчастливилось войти в небольшую группу российских журналистов, которая по приглашению компании Sony очутилась на презентации новинок в «стране льдов» Исландии. Кроме того, что мы получили возможность воочию увидеть представленные камеры, о которых ходило много слухов и предположений, нам удалось испытать их в деле. Сейчас, когда околояблочная истерия более-менее улеглась, самое время поделиться с вами первыми впечатлениями от работы камер. Речь пойдет о трех новинках: полнокадровой зеркальной камере Sony Alpha SLT-A99 и беззеркалках NEX-6 и NEX-5R. А вот уникальную компактную полнокадровую камеру Sony RX1, к сожалению, испытать в деле не удалось: образец был совсем «сырой» и для тестов непригодный.

Полнокадровая камера Sony Alpha SLT-A99

Рассуждая о камерах высокой ценовой категории, таких как Sony SLT-A99, категорически нельзя ограничиваться такими абстрактными понятиями о качестве снимков, как натуральная и естественная передача цветов и оттенков, наличие резкости и хороший контраст. Эти показатели изначально хорошо сбалансированы, как, собственно, и должно быть. От инструментов, нацеленных на профессиональных пользователей, ждут большего. В данном случае то большее, что предлагает компания Sony – полнокадровая матрица, высокая скорость съемки при сохранении автофокуса отдельно для каждого кадра, качественно новая двойная система фокусировки, благоприятно сказывающаяся на четкости движущихся объектов, и особые возможности съемки видео в FullHD.

Предшественницами новой полнокадровой гордости компании Sony я склонна воспринимать сразу две модели. Первая из них – разумеется, модель А900. Обновления этой полнокадровой классической DSLR камеры ждали почти 4 года. Когда же оно наконец случилось, оказалось, что традиционную систему DSLR обошли стороной и интегрировали полнокадровую матрицу в камеру на базе технологии полупрозрачного фиксированного зеркала, то есть продолжили линейку SLT-камер, введя в игру топовую и пока единственную в своем роде полнокадровую модель в этой категории. Таким образом, второй предшественницей А99 по праву можно считать А77, которая располагается в иерархии SLT ступенью ниже. Вместо матрицы 23,5x15,6 мм (размер APS-C) в новинке А99 мы видим full frame матрицу 35,8 x 23,9 мм, что автоматически позиционирует камеру как профессиональную. Разрешение оставили прежним: примерно 24,3 эффективных мегапикселей. Диапазон светочувствительности расширился с ISO 100-16000 до ISO 50-25600. Диапазон выдержки А77 и А99 равнозначный: 1/8000 — 30 и длительная (Bulb). По сравнению с экраном А77 увеличилось разрешение с 921 600 точек до 1 228 800 точек у модели А99. Что интересно, размер диагонали остался неизменным: 3 дюйма. По времени автономной работы с использованием видоискателя более младшая модель А77 немного превосходит старшую: если на А77 на одном заряде аккумулятора можно сделать около 470 снимков, то на А99 только 410. Также тушка SLT-A77 на 80 граммов полегче, чем полнокадровая А99: 653 грамма против 733.

К ближайшим конкурентам полнокадровой новинки Sony SLT-A99 разумно отнести зеркальных собратьев Canon 6D и Nikon D600. Если немного сравнить их показатели и возможности, то вырисовывается вот какая картина:

  • При идентичных размерах матрицы, Canon 6D проигрывает с точки зрения разрешения: 24,3 Мпикс у моделей Sony и Nikon против 20,2 Мпикс у Canon.
  • Nikon D600 примерно равна Sony по максимальному разрешению изображения: 6016х4016 против 6000 x 4000 у Sony. Canon 6D, в свою очередь, уступает им обеим: максимальное разрешение снимка составляет 5472x3648.
  • По диапазону светочувствительности картина следующая: максимальная чувствительность Nikon – 6 400 ISO (расширение до 25,600), Canon – 25 600 ISO (расширение аж до 102 400 ISO), Sony – 6 400 ISO (с учетом расширения, 25 600 ISO).
  • Если смотреть на систему фокусировки, то Nikon D600 может предложить 39-ти точечную система автофокусировки (9 из которых крестовые) против 11-точек у Canon 6D, где только один крестообразный датчик. В то же время Sony SLT A99 может похвастаться качественно новой двойной системой фокусировки, где одновременно используется 19 точек с 11-ю крестообразными датчиками и 102 дополнительных точки в фокальной плоскости.
  • По количеству кадров в секунду Sony A99 самая скорострельная: 6 fps против 5.5 у Nikon D600 и 4,5 у Canon 6D
  • Видоискатели у Sony SLT A99, как и у Nikon D600 имеют 100% покрытие кадра, а вот у Canon 6D - 97%.
  • Диапазон выдержек выше у Sony: 30-1/8000 и длительная против 30-1/4000 –у конкурентов
  • С точки зрения автономной работы на одном заряде аккумулятора Sony SLT A-99, как это ни печально, плетется в хвосте: в то время, как Canon 6D при использовании оптического видоискателя выдает порядка 950 кадров, а Nikon D800 около 900 кадров, камера Sony показывает результат в два раза меньший - что-то около 410 снимков. Главный виновник такой низкой производительности - крайне энергопрожорливый электронный видоискатель. Так что без дополнительного аккумуляторного блока, а то и двух, при использовании Sony SLT-A99 уж точно не обойтись.
  • Диагональ LCD-экрана у Canon и Nikon на 0,2 дюйма больше, чем у аппарата Sony (3 дюйма против 3,2), но зато у SLT-A99 выше разрешение экрана: 1 228 800 точек против 1 040 000 точек у Canon 6D и 921 000 точек у Nikon D600.
  • Кроме того, у Canon 6D только один слот под SD-карту, в отличие от Nikon и Sony (по два).
  • Набор интерфейсных разъемов почти идентичен, за исключением разъема под XLR-адаптер, имеющегося у Sonу, так что открывается возможность подключения высококачественного профессионального внешнего микрофона. Nikon D600 тоже имеется разъем для подключения внешнего микрофона, только не XLR, конечно. Canon 6D этой возможности начисто лишен.
  • Видео в разрешении Full HD способны снимать все три рассматриваемых аппарата.
  • Весит полнокадровая Sony SLT-A99 меньше своих соперников – всего 733 грамма, в то время как вес тушки Canon 6D составляет 770 грамм, а Nikon D600 760 грамм.
  • Встроенная вспышка есть только у Nikon D600.
  • Цена Canon 6D только за тушку составит $2100, Nikon D600 - $2100, а Sony SLT A99 будет стоить подороже – $2800 без оптики.

Плюсы, которые удалось уловить при поверхностном знакомстве и недолгом пользовании SLT-A99: широкий динамический диапазон, четкая и быстрая фокусировка, натуральная цветопередача, достойное поведение на уровне ISO 3200-6400, непрерывная съемка 6 fps. Традиционно порадовало качество сборки Sony. Корпус выполнили из магниевого сплава, что сделало камеру самой легкой из представленных в настоящее время на рынке полнокадровых зеркальных собратьев. Учли и потребность в пыле-/ влагозащищенности камеры, правда, защита не столь совершенна, как, например, в Nikon D4 . Разъемов под карты памяти стало 2. Поддерживаются, правда, только SD-карты либо фирменный Memory Stick, без возможности использования Compact Flash. Удобной показалась и поворотная конструкция, позволяющая позиционировать дисплей весьма многообразно.

Еще одним важным новшеством SLT-A99 стала двойная система автофокуса. Тут не используется традиционный гибридный сенсор для комбинирования фазового и контрастного автофокуса. Тут 19-ти точечная система автофокуса с 11-ю крестообразными датчиками работает в паре с новым датчиком, у которого в арсенале 102 дополнительные точки автофокусировки в фокальной плоскости. Такое сочетание используется впервые и нацелено прежде всего на удержание фокуса на движущихся объектах, что определенно придется по нраву любителям дикой природы и спортивным фотографам. Правда, полностью совместимы с этой системой пока не все объективы Sony Alpha. Сейчас имеется только шесть подобных: 24-70mm f/2.8 ZA, 70-400mm f/4-5.6 G, 50mm f/1.4, 28-75mm f/2.8, 500mm f/4 и 300 мм f/2.8. То есть имеющаяся оптика, разумеется, работать с SLT-A99 будет, но в полной мере использовать AF-D режим автофокуса не получится.

Другая интересная деталь в новой камере – это кнопка «AF Range»: она ограничивает диапазон фокусировки для определяемых пользователем расстояний между ближайшей и наиболее удаленной точкой. К примеру, во время съемки через стекло (из машины или на хоккейном турнире), камера время от времени традиционно пытается сосредоточиться на ближайшей точке, которой в таком случае будет стекло, что совсем некстати. Так вот нажатие кнопки AF Range эту неприятность способно устранить. Задается расстояние до объекта, а все, что ближе (или дальше), игнорируется. Несомненно, очень полезная функция.

В связи с тем, что съемка видео с помощью фотокамер – ощутимый и весьма перспективный тренд кинематографии, эту особенность учли при разработке SLT-A99 и наделили камеру достойными способностями в плане видеосъемки, что еще раз подчеркивает профессиональный статус новинки. Sony SLT-A99 снимает видео в Full HD разрешении 1920x1080 50p/25p (с возможностью переключения в режим 60p/24p) с прогрессивной разверткой в соответствии с требованиями стандарта AVCHD версии 2.0. Для удобства управления камерой во время съемки предусмотрен дополнительный контроллер на передней панели, с помощью которого можно осуществить экспокоррекцию, изменить чувствительность ISO, тип экспозамера, скорость затвора, диафрагму и уровень аудиозаписи, - и все это без отрыва от процесса видеозаписи, что самое ценное. Заложена и дополнительные возможности для работы со звуком: появился разъем для наушников для контроля качества записи звука во время видеосъемки, доступен разъем для XLR-адаптера. Очень кстати здесь и интерфейс HDMI.

Встроенной вспышки у новинки нет, но, что гораздо важнее, в Sony SLT-A99 теперь Multi Interface Shoe. Это существенно расширяет спектр аксессуаров, вроде вспышек и микрофонов, с питанием от фотокамеры.

Галерея снимков Sony Alpha SLT-A99:

Самый спорный, вызывающий упреки и негодование многих профессионалов момент в SLT-A99 – это, конечно, электронный видоискатель. Убедить профессиональное фотосообществао в том, что электронный видоискатель не только ничем не уступает, но даже в чем-то превосходит традиционные оптические системы, будет для Sony задачей не из простых. Что мы имеем: такой же, как в камерах NEX-6 и NEX-7 OLED (2359 тыс. точек) Tru-Finder с диагональю в 0,5 дюйма, то есть примерно такой же, как в любом оптическом видоискателе, для цифровых зеркальных камер высокого класса в том числе. Покрытие кадра 100-процентное. Традиционалисты отметят тот момент, что быстрое движение может спровоцировать смазанность и отставание, на деле я этого не заметила даже в условиях низкой освещенности. Кроме того, электронный видоискатель дает прекрасную возможность увидеть, какой будет картинка после спуска затвора еще до того, как кнопка нажата: какой ты видишь картинку в окне предварительного просмотра, начиная от баланса белого и заканчивая боке и графическими эффектами, вплоть до шумов, такую и получаешь на выходе. То есть по факту мы получаем полную обратную связь, что скорее плюс. Если не терпится посмотреть на систему в действии, можно смело отправляться в магазин и пробовать в деле NEX-7 – принцип там ровно тот же.

Главный же минус использования электронного видоискателя кроется во времени автономной работы камеры: емкости аккумулятора хватает всего на 400-410 снимков или 150-155 минут съемки видео. То есть в чем-чем, а в энергопрожорливости электронный видоискатель можно упрекнуть вполне заслуженно.

Неочевидным моментом для меня осталось использование в профессиональном инструменте, коим является SLT-A99, таких игрушек, как творческие режимы или автокадрирование портрета. Вряд ли профессионалам в области фотоискусства понадобится подсказка при портретной съемке или возникнет необходимость в любительских фильтрах.

Первая полнокадровая SLT-камера Sony A99 привлекла к себе немало внимания, вызвала восторги и споры. Безусловно многие с предубеждением и осторожностью отнесутся к электронному видоискателю, но инструмент стоит того, что проверить, на что он способен, даже при скептическом настрое. Делать далекоидущие выводы о качестве снимков, выданных ранним прототипом, совсем не хочется. Потому в качестве примера съемки в материале приводится ряд изображений, полученных с помощью SLT-A99, не в полном качестве. Для финальных выводов дождемся коммерческого, доведенного до совершенства образца. На первый взгляд снимки выглядят очень неплохо и перспективно: радует широкий динамический диапазон, четкая и быстрая работа автофокуса, натуральность цветопередачи и низкий уровень шума даже на снимках, сделанных на высоких уровнях ISO.

Галерея снимков Sony Alpha SLT-A99 - пример серийной съемки


Галерея снимков Sony Alpha SLT-A99

Усовершенствованные беззеркалки NEX-5R и NEX-6

Еще две камеры, с которыми удалось познакомиться поближе, относятся к категории уже полюбившихся многим компактных беззеркалок: NEX-5R и NEX-6. По сути 6-ка можно воспринимать как более совершенную версию 5-ки (используется матрица того же разрешения — 16,1 Мпикс против 24,4 Мпикс у NEX-7), так и «обрезанную» в плане разрешения матрицы версию 7-ки (видоискатель, «горячий башмак» и усовершенствованное управление).

Итак, аппаратная начинка NEX-5R и NEX-6 равнозначна. Обе камеры оснащены матрицами CMOS 23,5x15,6 мм (размер APS-C) с разрешением 16,1 Мпикс. Диапазон светочувствительности ISO 100 – 25600. Диапазон выдержки 30-1/4000. Экраны диагональю 3 дюйма имеют разрешение 921 600 точек, в обоих случаях предусмотрен поворотный механизм. Максимальный размер изображения 4912 X 3264. На одном заряде аккумулятора NEX-5R продержится около 330 кадров, а NEX-6 360 кадров. Весит младшая модель поменьше – всего 218 грамм без объектива против 287 грамм у NEX-6.

К новшествам, объединяющим представленные камеры, относится система гибридной автофокусировки, где сочетаются фазовый и контрастный автофокус: фазовый - для быстрого анализа расстояния до объекта, контрастный - для сверхточного наведения. Правда, если снимать с приоритетом скорости, камера автоматически переключается в режим, где используется только фазовый автофокус. Поддерживается новая система автофокусировки пока 5-ю объективами: E 18–55 мм F3,5–5,6 OSS; E 55–210 мм F4,5–6,3 OSS; E 18–200 мм F3,5–6,3 OSS; E 24 мм F1,8 ZA Sonnar T*; E PZ 16–50 мм F3,5–5,6 OSS.

Важным и удобным дополнением функциональности обеих камер стала интеграция Wi-Fi модуля. Прежде всего возможность подключения к интернету реализована для доступа к базе приложений PlayMemories. Согласно задумке Sony, тюнинговать и персонализировать купленную камеру на манер смартфонов можно будет за счет платных и бесплатных приложений, которые устанавливаются дополнительно. Так, например, с помощью приложения Smart Remote Control, можно активировать затвор камеры NEX-5R со своего смартфона Xperiа или загрузить снимки профессионального качества прямо на Facebook. C помощью прочих приложений появится возможность добавлять необычные графические ээфекты к сделанным снимкам, производить так называемое кинематографическое фото и многое другое. Также Wi-Fi соединение вполне можно использовать для соединения с мобильными устройствами, работающими под управлением ОС Android или iOS.

Экраны обеих моделей поворотные. Но по не вполне понятным причинам камера NEX-6 лишилась доступного в модели NEX-5R сенсорного экрана. Да, кому-то он покажется избыточным с учетом появившегося на корпусе колесика смены режимов. Тем не менее, обе камеры имеют один и тот же интерфейс управления и выполнять многие действия, например, выбирать одно из дополнительных приложений в PlayMemories, однозначно удобнее с помощью сенсорного экрана. Так что решение не совсем очевидное и понятное.

Главные отличия кроются в четырех вещах. Три из них: камера NEX-6 получила видоискатель XGA OLED Tru-Finder, разъем «горячий башмак», дисковый переключатель режимов на корпусе. Не так-то много компактных камер, имеющих встроенный видоискатель. Потому очень похвально, что Sony удалось сохранить небольшие размеры аппарата и встроить при этом полноценный видоискатель со 100% покрытием кадра. Особенно приятно было увидеть ту самую систему, которую мы знаем по модели NEX-7, и которую внедрили в топовую полнокадровую зеркалку А99. Электронный видоискатель Tru-Finder представляет собой OLED-матрицу с разрешением 2359 тысяч точек. Единственное нарекание, пожалуй, — это то, что появление видоискателя и дискового переключателя режимов подпортили экстерьер камеры. Облик NEX-5R все же более завершенный и лаконичный. NEX-6 на его фоне угловат и даже неказист. Но после пары дней пользования NEX-6 видоискатель и удобство управления настолько перевешивают, что внешний вид аппарата уходит по значимости на десятый план. Четвертая особенность – встроенная вспышка у NEX-6, в то время как NEX-5R обходится внешней вспышкой, которая подключается дополнительно.

Обе камеры очень скорострельны: доступна съемка со скоростью до 10 кадров в секунду. Если сопоставить изображения, снятые в идентичных условиях на NEX-6 и NEX-5, то выходит, что 6-ка передает более реалистичные, теплые, натуральные цвета и оттенки, в отличие от 5-ки, которая осуществляет цветопередачу с ярко выраженным холодным оттенком. Поскольку с точки зрения матрицы камеры идентичны, разница в результатах может объясняться как разностью прошивки, так и особенностью работы предпродажных образцов. Так что предлагаю не судить их строго и дождаться финальных образцов. Из замеченных минусов нарекания вызвала недостаточная широта динамического диапазона. Камера NEX-5R будет доступна в октябре этого года, ее цена на старте продаж составит порядка $650 (без объектива). NEX-6 обойдется подороже: аппарат появится в ноябре по цене около $850 (без объектива).

В представленной гелерее изображений вы можете сравнить снимки, производимые беззеркалками NEX-5 и NEX-6 при равных условиях съемки. Напомним, что мы имели дело с предпродажными прототипами камер, так что окончательные выводы о качестве изображений пока делать рано. Итак, в левой колонке снимки NEX-5R, в правой - NEX-6.


Портрет и функция автоматического кадрирования NEX-5R


Потрет и функция автоматического кадрирования NEX-6