Полный обзор фотокамеры Sony Alpha NEX-6: продвинутая беззеркалка от Sony

Несмотря на то, что с момента своего появления беззеркальная линейка Sony Alpha NEX зарекомендовала в себя в качестве одной из самых востребованных и интересных широкой публике, был тут же сформирован набор претензий, неизменных вот уже более двух лет: в частности, не самое удобное управление, естественный для крупной матрицы APS-C дисбаланс габаритов камеры и объектива для нее, отсутствие видоискателя. Поколения NEX'ов менялись, а претензии оставались все те же — NEX-7 с ее интересной системой TRINAVI не относится к числу доступных, массовых моделей. Анонс NEX-6 с «китовым» объективом Power Zoom 16-50, OLED-видоискателем и селектором режима на верхней панели показался, на первый взгляд, реализацией чаяний многих поклонников и критиков линейки, самым сбалансированным NEX. Разберемся, так ли это.

NEX-6 занимает промежуточное место между самым навороченным, седьмым, NEX (по крайней мере, до момента выхода ожидаемого полнокадрового NEX-9) и недорогими NEX-F3 с NEX-5R. Причем эту модель можно считать как более совершенной версией «пятерки» (используется та же матрица, отсутствует разъем для внешнего микрофона, гибридный автофокус, есть Wi-Fi), так и «обрезанной» в плане разрешения матрицы версией «семерки» (видоискатель, мультиинтерфейсный разъем Sony, усовершенствованное управление, встроенная вспышка, не сенсорный экран). Sony, расширяя линейку, пытается нащупать тонкую грань баланса.

Основные характеристики

  • Матрица: тип APS-C (23,5 x 15,6 мм), Exmor APS HD CMOS с фильтрами основных цветов RGB; эффективное разрешение — 16,1 Мп
  • Байонет: Sony тип E. Совместимость с объективами на байонет A через переходник (с ручной фокусировкой или автофокусом, есть две модели)
  • Защита от пыли: покрытие оптического фильтра и механизм ультразвуковых колебаний
  • Размер снимков: до 4912 X 3264
  • Формат снимков: JPEG (DCF вер. 2.0, Exif версии 2.3, совместимость с MPF Baseline), RAW (формат Sony ARW 2.3)
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9
  • Режим Sweep Panorama, разрешение до 12416 x 1856
  • Видео: 1920 x 1080 (50p, 28 Мп, PS), 1920 x 1080 (50i, 24Мп, FX), 1920 x 1080(50i, 17 Мп, FH), 1920 x 1080(25p, 24 Мп, FX), 1920 x 1080(25p, 17 МП, FH) — AVCHD; 1440 x 1080 (25 кадров/с, 12 Мбит/с), VGA (640 x 480, 30 кадров/с 3 Мбит/с) — MP4
  • Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
  • Светочувствительность: от 100 до 25600 ISO
  • ЖК-дисплей: LCD TruBlack, диагональ 3'', поворотный, общее число точек 921 600
  • Встроенный OLED-видоискатель, зона обзора — 100%, 2 359 000 точек
  • Максимальная скорость серийной съемки: 10 кадров/c
  • Фокусировка: гибридная, фазовый автофокус — 99 точек, контрастный фокус — 25 точек; многоточечная, центровзвешенная, универсальная точечная, ручная. Режимы автофокуса — покадровый и непрерывный
  • Тип экспонометрии: 1200-зональный оценочный, замер матрицей
  • Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная
  • Экспокоррекция: +/-3,0 EV при шаге 1/3 EV
  • Брекетинг по экспозиции: непрерывный, 3 кадра с шагом от 0,3 до 3,0 EV
  • Затвор: контролируемый электроникой, вертикального хода, шторно-щелевого типа
  • Диапазон выдержек: от 1/4000 до 30 с, выдержка с руки
  • Баланс белого: Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентное освещение, Вспышка; гибкая настройка пользователем
  • Режимы экспозиции: iAuto, iAuto+, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M)
  • Сюжеты: Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Съемка с рук при недостаточном освещении. Устранение размытого движения
  • Художественные стили: стандартный, яркий, портрет, пейзаж, закат, ч/б, насыщенность, резкость
  • Спецэффекты изображения: Взрывной цвет (Pop Colour), Ретро (Retro Photo), Яркий тон (High-key), Высококонтрастный монохромный (High Contrast Monochrome), Насыщенный монохромный (Rich Monochrome), мягкий фокус, Игрушечная камера (Toy Camera), HDR-живопись, Миниатюра, Мягкие тона, Постеризация (Posterisation), Частичный цвет: красный, желтый, синий, зеленый (Partial Colour)
  • Динамический диапазон: Выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1-5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV)
  • Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC
  • Вспышка: встроенная, ведущее число (при ISO 100) — 6, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-2.0 EV (с шагом 1/3 EV), время перезарядки — около 4 с
  • Интерфейсы: miniUSB, miniHDMI

Средняя цена в Москве за аппарат без объектива в комплекте — в районе 28—29 тысяч рублей, за аппарат с объективом 16—50 мм — 30 700 рублей, за комплект с объективом 55—210 мм — 37 200 рублей.

Дизайн и конструкция

Облик NEX'ов почти не меняется с момента их появления на горизонте. Некоторые элементы эстетик, безусловно, уходят, им на смену приходят новые, увеличиваются-уменьшаются размеры корпуса, применяются разные материалы... Но узнаваемый образ Sony NEX уже сформирован — отношение у каждого к нему свое, но если вам нравятся другие NEX, то вам понравится и NEX-6. Обратный пример также верен.

Корпус выполнен из алюминия, крупный выступ под хват правой рукой и площадка на тыльной панели, соприкасающаяся с большим пальцем, облицованы материалом под кожу. Как всегда на камерах Sony NEX, зазор между выступом под хват и объективом мне кажется слишком узким, пальцам там тесновато. Габариты NEX-6 — 119,9 х 66,9 х 42,6 мм, вес — 345 граммов (с батареей и картой памяти, без объектива). Камера достаточно компактна, весит также в пределах «нормы» для беззеркалок и заведомо превосходит по этим параметрам зеркальных конкуренток. Отдельно выделим реализацию откидывающегося экрана, который занимает минимум места, не влияя на компактность камеры.

Объектив с электронным зумом SEL-P1650, в комплекте с которым идет NEX-6 в одной из модификаций, обеспечивает достаточную компактность с сохранением возможности зуммирования. Подробнее об этом объективе мы расскажем ниже.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится байонет E с кнопкой высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса, инфракрасный порт для пульта ДУ. Слева под откидывающейся крышкой спрятаны интерфейсные разъемы: miniHDMI и microUSB. Справа нет ничего, кроме проушины крепления ремешка (такая же есть и слева). Верхняя панель: универсальный мультиинтерфейсный разъем (поддерживаются как функции обычного «горячего башмака», так и фирменные аксессуары Sony), выскакивающая вспышка, «пирамидка» из селектора режимов и навигационного селектора; ближе к передней кромке можно увидеть кнопку спуска, окольцованную выключателем и настраиваемую функциональную клавишу. Снизу: далеко разнесенные резьба для штативной площадки и отсек для батареи и карты памяти (но прорезь для карточки находится слишком близко к крышке, менять ее неудобно).

Тыльная сторона корпуса: откидывающийся трехдюймовый экран, над ним видоискатель с диоптрийной коррекцией и сенсором приближения, кнопка активации вспышки, кнопка воспроизведения; справа от экрана мы видим кнопку блокировки автоэкспозиции, фирменный набор из двух софт-клавиш и пятипозиционного джойстика, совмещенного со вторым навигационным селектором. На стыке тыльной и боковой панели располагается кнопка запуска видеозаписи.

Качество сборки превосходное, нет ни малейших претензий к камере в этом плане.

Интерфейс и управление

Схема управления NEX-6 почти не отличается от общепринятой в линейке NEX: два селекторных колеса + две софт-клавиши, реагирующие на соответствующие их расположению пункты на экране + несколько выделенных под различные функции кнопок на корпусе. Есть одно различие, но критичное — селектор режимов работы. Это, пожалуй, самый ожидаемый орган управления в линейке — каждый раз, чтобы переключиться с P в A, лезть в меню совсем не хочется. Но приходится на всех NEX, кроме NEX-6. В целом управление уже не производит такого негативного впечатления, как раньше: сказывается и некоторая привычка (хотя опыта постоянного использования NEX у нас нет), и избавление от некоторых «детских болезней» (в частности, вынос важных функций вроде регулировки ISO на внешние кнопки и появление достаточно внятного быстрого меню, по умолчанию активируемого кнопкой Fn). Но назвать оптимальной эту схему все равно не получается. Есть и локальные претензии: в частности, из-за близкого расположения селектора режимов и верхнего навигационного кольца время от времени непроизвольно задеваешь или то, или другое; кнопка запуска видеозаписи находится в довольно неожиданном и неудобном для быстрого нажатия месте.

Интерфейс хорошо знаком по линейке NEX, тут нет никаких значимых изменений. Разве что отметим появление на экране съемки пункта Wi-Fi, активируемого нижней софт-клавишей; это позволяет быстро переправлять фотографии по беспроводным сетям на назначенное устройство.

На NEX-6 появился видоискатель, идентичный таковому на модели NEX-7 — это OLED с разрешением в 2 359 000 точек, 100%-й зоной обзора, отображением основных параметров съемки. Можно, в принципе, повторить сказанное в прошлогоднем обзоре про «лучший видоискатель, что устанавливается на беззеркальные камеры», но OLED-видоискатель с Olympus OM-D E-M5 и гибридный видоискатель с Fujifilm X-Pro1 не так уж сильно отстают (по возможности видеть реальное, а не подаваемое с матрицы изображение видоискатель X-Pro1 превосходит тот, что предлагает Sony). Расположен видоискатель на NEX-6 неидеальным образом — слишком слабо выступает относительно корпуса, отчего людям, привыкшим смотреть в него левым глазом, пользоваться им неудобно, нос упирается в экран. Кстати, не стоит ожидать, что с OLED-видоискателем камера сможет дольше проработать — потребляет энергии он даже больше, чем основной экран.

Сам экран достаточно хорош: 3 дюйма, 921 600 точек, откидывающийся (но не поворачивающийся в горизонтальной плоскости, приносить компактность в жертву более универсальному шарниру Sony по-прежнему не хочет), с прекрасными углами обзора и яркими, сочными цветами. На солнце экран все равно слепнет — но для борьбы с этим есть видоискатель. Экран не сенсорный, но больших проблем от этого не испытываешь.

На экран в режиме Live View можно выводить параметры съемки в самых разных вариантах, сетку, виртуальный горизонт. Можно использовать экран как вспомогательный, исключительно для вывода полного набора параметров съемки, при использовании видоискателя для компоновки кадра.

Функциональность

NEX-6 оснащается новой матрицей формата APS-C разрешением 16,1 мегапикселя со встроенными датчиками фазовой фокусировки. Ровно такая же матрица устанавливается на модель NEX-5R. Матрица уже расхвалена специализированными сайтами в плане качества картинки, мы перейдем к этому аспекту ниже.

Особый интерес представляет система автофокуса. Следуя последним тенденциям, Sony сделала ее гибридной, на камере сочетается фазовая система для определения расстояния и контрастная непосредственно для наведения; при съемке с приоритетом скорости камера автоматически переключается в режим использования исключительно фазы. В теории все это звучит прекрасно, на практике здорово работает на камерах серии SLT с полупрозрачным зеркалом, для NEX же есть сложности. Во-первых, не все объективы поддерживают эту систему фокусировки. В данный момент в этот список входят E 18—55 мм F3,5—5,6 OSS, E 55—210 мм F4,5—6,3 OSS, E 18—200 мм F3,5—6,3 OSS, E 24 мм F1,8 ZA Sonnar T*, E PZ 16—50 мм F3,5—5,6 OSS. Во-вторых, прекрасной работу автофокуса на NEX-6 назвать трудно: если по скорости все более-менее неплохо (хотя и не так быстро, как на камерах серии SLT, да и среди беззеркалок есть более скоростные модели — например, «контрастные» Olympus OM-D E-M5 или Panasonic G-серии последнего поколения), то по точности есть огрехи, особенно при съемке объектов крупным планом и в следящем режиме.

В остальном к скорости работы NEX-6 нет серьезных претензий: включается в работу она с любым объективом, кроме SEL-P1650, чуть менее, чем за секунду (для SEL P16-50 требуется еще около секунды на то, чтобы выдвинуть объектив), в режиме суперскоростной съемки камера делает 10 (в форматах JPEG или RAW) или 8 (JPEG+RAW) снимков до западения скорости, после чего позволяет продолжить серию на более низкой скорости; камера не зависает, а длина серии ограничивается уже вместительностью карты памяти, если речь идет о JPEG и примерно 60 кадрами, если говорить о RAW.

Встроенной оптической стабилизации нет, она осуществляется исключительно за счет объективов, многие из которых в линейке NEX оснащаются стабилизаторами за счет сдвига линз.

Есть встроенная вспышка. Ведущее число — 6. Но не это в ней главное, а сам факт ее наличия. Необходимость крепить внешнюю вспышку на NEX-3/NEX-5 всегда немного раздражало. Тут есть преимущество, в том числе и за счет мультиинтерфейсного разъема, приспособленного под самые различные нужды.

Режимы съемки вполне стандартны: P/A/S/M, iAuto, iAuto+ (с подавлением размытости и шумов при помощи брекетинга), панорама, сюжетные режимы. Свободная выдержка (Bulb) включается при докручивании выдержки до предельной величины в ручном и полуавтоматических режимах. Пользовательских режимов съемки нет.

Программные возможности при съемке отлично знакомы по другим современным камерам Sony: Sweep Panorama (от невостребованных 3D-панорам Sony отказались), Auto HDR, отличная программная подгонка динамического диапазона (Dynamic Range Optimizer), борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров. Можно сглаживать дефекты кожи включением режима «Soft Skin», автоматически кадрировать портрет и автопортрет (далеко не всегда корректно). Есть брекетинг по экспозиции. В целом, все эти функции нам знакомы и по предыдущим Alpha, и по старшим Cyber-shot: RX100, RX1. За подробностями отошлем в обзоры этих моделей, а также SLT-A57.

Есть и новшество — так называемое «увеличение четкости изображения», свобеобразный аналог цифрового зума, позволяющий удвоить фокусное расстояние используемого объектива без падения разрешения. При этом у картинки появляется пикселизация, заметны другие искажения (слева — снимок на максимальном оптическом зуме, справа — с задействованием этой функции). Функция спорная, несколько назойливая (переход с оптического зуммирования на электронное осуществляется без паузы), но отключаемая. Не работает с телеобъективами. Помимо «увеличения четкости изображения» есть и обычный цифровой зум за счет кропа.

На месте все художественные эффекты (называемые Sony спецэффектами изображения) и настройка цветовой палитры («художественные стили»). Пример снимка с различными спецэффектами можно увидеть выше.

Sony Alpha NEX-6 (как и почти одновременно с ней вышедшую NEX-5R) отличает наличие дополнительной функциональности, не связанной непосредственно с фотосъемкой. Речь, конечно, о встроенном Wi-Fi-модуле и встроенном же магазине приложений PlayMemories. Согласно задумке Sony, тюнинговать и персонализировать купленную камеру на манер смартфонов можно будет за счет платных и бесплатных приложений, которые устанавливаются дополнительно. Так, например, с помощью приложения Smart Remote Control можно активировать затвор камеры со своего смартфона Xperiа или загрузить снимки прямо на Facebook при помощи приложения Direct Upload. Доступны для скачивания за деньги приложения для интервальной съемки TimeLapse или приложение для создания гибридных фотографий-видео Cinematic Photo. Одна проблема — для российских пользователей они пока закрыты, обещанного запуска PlayMemories в России в январе так и не произошло. Что ж, остается только ждать.

Wi-Fi можно использовать и без PlayMemories — для передачи сделанных снимков на смартфон или планшет. Для этого достаточно нажать «иконку» на экране камеры, подключиться к сети — и можно смотреть выбранные предварительно кадры на экране смартфона/планшета. Есть несколько «но». Во-первых, неудачно расположена сама «иконка» — на экране съемки, а не воспроизведения, отчего выбирать снимки неудобно. Во-вторых, найти, где именно отображаются снимки, на смартфонах, кроме Sony Xperia, нам не удалось. И, в-третьих, даже на Sony Xperia процесс проходит с ошибками. Технология пока еще чрезвычайно сырая. Также хочется отметить, что при наличии PlayMemories в числе функций сенсорный экран становится практически необходимостью — путешествовать по экранам и набирать пароли с помощью навигационного колесика довольно мучительно.

Видео. NEX-6 умеет писать FullHD-видео в форматах AVCHD или MP4 с частотой до 50 кадров в секунду, прогрессивной разверткой и стереозвуком. Но без возможности подключить внешний микрофон. Качество записи, в принципе, весьма неплохое, матрица обеспечивает его, и автофокус работает прилично. Но NEX-6 явно не заточена под использование в качестве видеозаписывающей аппаратуры, это не ее конек.

Качество съемки

Мы тестировали Sony Alpha NEX-6 с двумя объективами: новым суперзумом E 18—200 мм F3,5—6,3 LE OSS и комплектным E PZ 16—50 мм F3,5—5,6 OSS, отличающимся электронным зуммированием.

По сути, главное преимущество E PZ 16—50 мм F3,5—5,6 OSS, его компактность оказывается и его единственным преимуществом. Плюсы: неплохая резкость в том числе и на открытой диафрагме, в целом приличный рисунок; стабилизатор. Минусы: не очень удачная (кольцо зуммирования вращается слишком свободно) и весьма хлипкая, по ощущениям, конструкция; виньетирование на широком угле. Добавим сюда естественные для подобной системы объективов проблемы с забивающейся под выдвигающийся «хобот» пылью — получим спорный результат. Безусловно, ожидать от зум-объектива размером с «блинчик», тем более ценой в 10—11 тысяч рублей, чего-то сверхъестественного и не стоило, но перед глазами есть опыт Olympus и Panasonic, наладивших выпуск подобной оптики, но при этом более высокого качества.

E 18—200 мм F3,5—6,3 LE OSS радует больше. Его как раз отличает надежная конструкция, с противовесом в виде большой массы, конечно. Но в сравнении с «обычным» 18—200 LE весит на 60 граммов меньше (460 граммов). Слегка туговаты колеса фокусировки и зуммирования, вызывает некоторые вопросы, опять же, выезжающий «хобот» насчет собирания пыли. Но в целом впечатления положительные: отличный стабилизатор, неплохая картинка с достойным боке. Безусловно, использование такого объектива сведет преимущества NEX в компактности на нет, но это цена за удобный фокусный диапазон.

NEX-6 оснащается полным набором уже ставших нормой для Sony и не только программных компенсаторов различных искажений: от компенсации красных глаз до борьбы с виньетированием (помогает, но не до конца при работе с SEL P16-50) и хроматическими аберрациями.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Матрица на NEX-6 достаточно малошумная, рабочим можно считать диапазон вплоть до ISO 3200 при правильном экспонировании. На ISO 6400 уже слишком хорошо заметны потери деталей при включенном шумоподавлении, либо монохромные шумы при отключенном (и все равно некоторую потерю детализации).

При этом работу хочется назвать более эффективной, чем агрессивной. Слева — пример снимка с выключенным шумоподавлением, справа — с включенным (степень Normal).

В автоматических режимах (полностью автомат iAuto и iAuto+ с возможностью задавать приоритеты по цветам, размытости заднего фона и т. д.) камера работает неплохо в простых ситуациях и начиная слегка «чудить» при сложном освещении — все это вполне естественно. Ошибки с экспозицией бывают, но не смертельные с учетом хорошего запаса по светочувствительности, за счет которого камера может ставить более короткие выдержки (при этом на автомате выше ISO 3200 она не забирается, что и соответствует рабочему диапазону). Не очень стабилен автоматический баланс белого.

Цветопередача честная, детализация снимков отменная (если не снимать с «увеличением четкости изображения»). Динамический диапазон не столь впечатляет, если не пользоваться Dynamic Range Optimizer. При активации этой функции к камере исчезают претензии и по этому вопросу. В целом, матрица, устанавливаемая на NEX-6 (и NEX-5R, соответственно), производит отличное впечатление, чего и следовало ожидать.

Галерея снимков, сделанных на Sony Alpha NEX-6:

SEL P16-50

18-200 LE

Несколько портретов, снятых на объектив 18-55

Батарея

Комплектного с NEX-6 аккумулятора NP-FW50 емкостью 1080 мАч хватает примерно на 330—340 снимков. Это средний показатель для беззеркального класса, не очень слабый, но и не очень хороший. Камеры хватит на день достаточно напряженной съемки.

Мнение Mail.Ru

Первое впечатление по новости о выходе Sony Alpha NEX-6 (ну наконец-то оптимальный NEX!) оказалось не совсем верным. Безусловно, совокупность качеств этой модели чрезвычайно привлекательна: селектор режимов, электронный видоискатель, горячий башмак, гибридный автофокус, встроенная вспышка, комплектный зум-объектив размером с «блинчик», Wi-Fi. Плюс ко всему превосходная 16,1 мегапиксельная матрица, обеспечивающая традиционное для линейки отличное качество снимков.

Но та же матрица устанавливается на Sony Alpha NEX-5R, для которой, при желании, можно докупить тот же Power Zoom объектив, там тоже есть Wi-Fi и PlayMemories, но уже в компании с куда более подходящим сенсорным экраном, есть гибридный автофокус. И стоит эта модель на десять тысяч рублей дешевле. Стоит ли столько видоискатель, горячий башмак, селектор режимов и встроенная вспышка? Вопрос риторический, у каждого на него свой ответ.

Несмотря на победу в голосовании за лучшую беззеркальную камеру, мы не можем дать ей такой титул, набор претензий к NEX-6 не так уж мал: гибридный автофокус показал некоторые огрехи в работе, Wi-Fi функциональность пока откровенно сырая, вопросы к эргономике селектором режимов не сняты, нет разъема для внешнего микрпофона, комплектный объектив SEL P16-50 радует, по сути, только компактностью. Проблема серии NEX с оптикой (и в плане ее компактности, и в плане качества) по-прежнему остается актуальной. Это, в любом случае, отличная камера, но все-таки не лучшая.

Комментарий интернет-магазина «Связной»

Специалист по управлению ассортиментом Владимир Кондратов:

Камера Sony Alpha NEX-6 по своему качеству не уступает зеркальным фотоаппаратам. При этом, хотя NEX-6 и «подросла» по сравнению с предыдущими моделями своей линейки, камера все равно остается достаточно компактной и комфортной в использовании. Объектив камеры при съемке автоматически выдвигается, почти как у компактов, а в сложенном состоянии его размеры становятся значительно меньше. Прежде всего, это делает модель очень удобной при транспортировке – отличный вариант для путешественников, для тех, кто уже планирует покупки для весенних и летних отпусков.

Если, опять же, сравнивать NEX-6 с «зеркалками», к примеру, с Nikon D3200, то по качеству снимков устройство от Sony будет с ними сопоставимо. При этом ценник Sony Alpha NEX-6 выше, но это и логично – за компактный размер и меньший вес имеет смысл доплатить.