RX1 стала второй беззеркальной камерой с полным кадром после прославленной Leica M — только с несменной оптикой фиксированного фокусного расстояния (35 мм), на манер таких моделей, как Fujifilm X100 или Leica X2, базирующихся, правда, на матрицах формата APS-C. Сенсор взят без изменений со старшей модели в «полузеркальной» линейке Sony — SLT-A99. Неожиданное позиционирование в линейке Cyber-shot стоит считать условным, никаких поправок на «компактность» компания тут не сделала — ни ценовых, ни технических. Это очень серьезная камера, хоть и ограниченная несменным объективом.
Основные характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX1
- Матрица: Exmor, полнокадровая (35,8 x 23,9 мм); эффективное разрешение — приблизительно 24,3 мегапикселя
- Объектив: Carl Zeiss Vario Sonnar T, фокусное расстояние — 35 мм; F2,0-22; минимальная дистанция фокусировки — 14 см (режим макро), 24 см (обычный режим); возможность цифрового зума (кроп от полного разрешения кадра); диаметр фильтра — 49 мм
- Стабилизатор изображения: цифровой, Steady Shot, для видеосъемки
- Размер снимков: до 6000 x 4000
- Формат снимков: JPEG, RAW (формат Sony ARW 2.3)
- Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
- Соотношение сторон: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1
- Панорамные снимки: широкая (5536 x 2160/12416 x 1856) / стандартная (3872 x 2160/8192 x 1856)
- Видео: до 1920 x 1080, 50p, 28 Мбит/с; формат записи — AVCHD, MP4; стереомикрофон
- Светочувствительность: от 100 до 25600 ISO с расширением до 50; авто-ISO в свободном диапазоне от 100 до 25600 ISO; шумоподавление Multi-Frame NR
- ЖК-дисплей: LCD Xtra Fine, диагональ 3'', общее число точек 1 288 000
- Максимальная скорость серийной съемки: до 5 кадров в секунду; при покадровой фокусировке 2,5 кадра в секунду
- Выдержка: 30-1/4000 с
- Фокусировка: контрастный фокус; многоточечная (25 точек), центровзвешенная, перемещаемая точечная, ручная; следящий автофокус; подсветка автофокуса
- Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная; брекетинг
- Экспокоррекция: +/-3,0 EV при шаге 1/3 EV
- Баланс белого: Авто, Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентный теплый белый, Люминесцентный холодный белый, Люминесцентный дневной белый, Люминесцентный дневной, Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский
- Режимы экспозиции: iAuto, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M), Cюжетный, Пользовательский x3, Панорама, Видео
- Сюжеты: Портрет / Пейзаж / Спортивные события / Закат / Ночной портрет / Ночная съемка / Съемка с рук при сумерках
- Художественные стили: стандартный, яркий, нейтральный, глубокий, портретный, портрет, пейзаж, закат, ночная съемка, осенние листья, ч/б, сепия
- Спецэффекты изображения: Игрушечная камера, Яркие цвета, Постеризация, Ретро-фотографии, Гамма светлых тонов, Частичные цветовые фильтры, Высокая контрастность Mono, Мягкий фокус, Рисование HDR, Насыщенное монохромное изображение, Миниатюра, Акварель, Иллюстрация
- Динамический диапазон: Выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1-5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV)
- Встроенная вспышка: Авто / Со вспышкой / Медленная синхронизация / Синхронизация по задней шторке / Без вспышки; коррекция красных глаз; предельные расстояния — авто ISO 0,75 м до 21,7 м, ISO 25600 до 43,3 м; горячий башмак
- Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo/; SD/SDHC/SDXC
- Интерфейсы: USB 2.0, HDMI, разъем для микрофона
Цена в фирменном магазине Sony — 119 999 рублей.
Дизайн и конструкция
Sony упорно не идет на поводу у ретро-тенденций в дизайне фотокамер и даже модели, которые, по всей своей идеологии, должны привлекать покупателя не в последнюю очередь именно своим внешним видом, оформляет довольно обыденно; также мы не видим и футуризма, которым в некоторой степени отличаются беззеркалки серии NEX. RX1 со скидкой на размеры и солидность напоминает модель RX100: черный цвет, металлическая обшивка, очень простая форма.
Глаз за камеру не цепляется — что может быть и плюсом. Сфера применения у полнокадрового компакта ценой более ста тысяч рублей не очень широка, и вариант профессионального репортажа в стране с развитым криминалом видится одним из самых очевидных; грабители с большей вероятностью обратят внимание на огромную зеркалку с несколькими объективами в комплекте, либо на яркую, бросающуюся в глаза камеру, чем на этот «черный квадрат».
Куда меньше радует форма корпуса с минимальным выступом под хват правой рукой (выполненным, конечно, из прорезиненного материала, как и все места соприкосновения с руками фотографа). Это более-менее привычно для компактов и «псевдо-дальномерок», но более удобным от того хват камеры не становится. Габариты Sony RX1 — 113,3 x 65,4 x 69,6 мм, вес — 482 грамма. Камера весьма небольшая, но довольно тяжелая. Это компакт, но в карман его не положишь. Объектив достаточно крупный и заметно выступает относительно корпуса — при том, что это фикс; ожидать какого-то вала полнокадровых компактов с оптическим зумом, безусловно, не стоит, сколько бы оптимизма ни вызывал RX1, а до этого Fuji X100 и Leica X1/X2; законы физики никто еще не отменял.
Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим объектив, светодиод подсветки автофокуса, селектор режимов автофокуса (из которого, в сравнении с осенними образцами камеры, исчез режим фокусировки по центральной точке). На левом ребре находятся разъемы: microHDMI, нестандартный microUSB и 3,5 мм джек для внешнего микрофона. Правое ребро свободно от функциональных элементов (за исключением продублированной и слева проушины для ремешка). Снизу находится отсек для батареи и карты памяти с резьбой для штативной площадки; логично, что на столь компактном корпусе их не удалось достаточно далеко разнести, чтобы штатив не перекрывал доступ к отсеку. Сверху располагается выскакивающая вспышка, горячий башмак, селектор режимов, кольцо регулировки экспокоррекции, кнопка спуска, совмещенная с выключателем (обратите внимание, что в кнопке есть резьба для спускового тросика), программируемая клавиша.
На тыльной панели: неповоротный экран диагональю 3 дюйма, над ним рычажок активации вспышки, кнопка воспроизведения снимков/видео, селекторное колесо. Справа от экрана мы видим пятипозиционный навигационный джойстик с программируемыми клавишами, совмещенный со вторым селекторным колесом, четыре кнопки (блокировка фокуса/экспозиции, кнопка вызова быстрого меню, вызов главного меню, удаление снимков). Ближе к ребру, примерно под безымянным пальцем, располагается кнопка запуска видеозаписи.
Качество сборки весьма хорошее, как и материалы, из которых сделана камера. Но несколько расстроило отсутствие защиты экрана в оригинальном комплекте — стекло далеко не Gorilla Glass и легко царапается, а защитная насадка доступна только как опция за дополнительную плату. То же относится к чехлу. При этом в комплекте поставляется бархатный мешочек, в который можно кутать камеру при переноске в сумке (из которого камера легко вываливается, впрочем), а также тряпочка из микрофибры для протирки экрана и объектива.
Интерфейс и управление
Внешне набор органов управления напоминает подобный на RX100, преемственность камер из старшего сегмента Cyber-shot очевидна. Так же, как очевидна и разница. За счет более крупных размеров на корпусе RX1 удалось разместить селектор экспокоррекции и дополнительное селекторное кольцо для более удобного управления экспопарой. При этом отдельной кнопки включения делать логично не стали, разместив язычок на окружности спусковой кнопки. Также отмечу удачное (и уже замеченное на камерах Fujifilm или, например, Panasonic Lumix LX-серии) решение вынести управление диафрагмой на объектив. Не хватает только аналогового селектора выдержки — и схему аналоговых органов управления можно было бы назвать оптимальной. В нынешнем же виде она несколько уступает управлению тех же относительных конкурентов — Fujifilm X100 или Leica X2. При этом радует возможность гибкой настройки сразу пяти кнопок — и распределения по ним всевозможных настроек; в частности, по умолчанию на функциональную клавишу C, что на верхней панели, вынесена регулировка светочувствительности.
В интерфейсе ключевую роль выполняет быстрое меню с двумя столбцами справа и слева. С помощью двух селекторных колец можно менять настройки, не уходя с этого экрана — но нужно привыкнуть к тому, что за что отвечает. В принципе, схема достаточно приятная, но не без упущений. В частности, нет возможности прямо из быстрого меню отключить съемку в формате RAW, при том, что в этом режиме камера не позволяет активировать HDR либо художественные фильтры. Надеюсь, в будущих прошивках либо добавится такая возможность, либо, что гораздо актуальнее, камера сама будет «прыгать» между нужными форматами снимков.
Общее меню неизменно: мы могли его видеть как на камерах Alpha-серии, так и на RX100. Лаконичная черно-бело-желтая схема.
Смутное позиционирование RX1 подтверждается и отсутствием какого-либо встроенного «учебника по фотографии», несмотря на то, что подобные наработки у Sony имеются, в том числе и на зеркалках среднего сегмента (вспомним модель SLT-A57) — при этом модель все равно относится к линейке Cyber-shot.
Видоискателя на RX1 нет никакого — ни электронного, ни оптического. Можно докупить опциональный электронный видоискатель, устанавливающийся на горячий башмак и перекрывающий тем самым возможности для более серьезной, чем встроенная, вспышки. В качестве основного предлагается вариант кадрирования по главному экрану. К сожалению, неповоротному — и подобная жертва габаритам мне кажется неоправданной. Это серьезная камера с несерьезным подходом к формированию снимка. Также скажу, что экран не сенсорный — но потребности в подобном управлении за счет достаточного числа аналоговых кнопок и селекторов я не вижу. На него можно выводить сетку нескольких видов, виртуальный горизонт, гистограмму.
Экран применен тот же, что и на RX100: это трехдюймовый Xtra Fine/TruBlack/TFT LCD дисплей с 1229 тыс. пикселей, чрезвычайно четкий и яркий, с достойной цветопередачей и хорошо ведущий себя на солнце. Но полной бликоустойчивости от него добиться, конечно, не удалось — потому и хочется еще раз пожалеть об отсутствии видоискателя или хотя бы возможности экран поворачивать.
Функциональность
Сердце, гордость и знамя Sony Cyber-shot DSC-RX1 — это, конечно, полнокадровая матрица, аналогичная по характеристикам примененной на топовой модели в линейке Alpha, SLT-A99. Физический размер — 35,8 x 23,9 мм. Эффективное разрешение — 24,3 мегапикселя. Все говорит о том, что матрицы на RX1 и A99 идентичны, но некоторые сравнения в сети указывают на доработку в пользу RX1. До того, как протестируем А99, делать какие-то выводы не будем.
Благодаря высокому разрешению матрицы и, следовательно, возможности не слишком болезненного ввода кропа реализован цифровой зум: фокусное расстояние в 50 мм достигается при 17 Мп, а 70 мм — при 12 Мп. Другой возможности для зуммирования нет, объектив лишен трансфокатора, снимать надо с классическим репортажным фокусным расстоянием в 35 мм.
Из-за уникального форм-фактора Sony пришлось пойти на некоторые инженерные хитрости — в частности, разместить затвор прямо в объективе с целью сэкономить крайне ограниченное место в корпусе.
За обработку картинки отвечает процессор BIONZ последнего поколения (Sony не дает им порядковых номеров и не рассказывает про тактовую частоту и ядра — полная конспирация). Камера умеренно быстра: включается примерно секунду, может делать серии из 5 снимков в формате RAW при непрерывной фокусировке или 2,5 снимка с покадровой фокусировкой. А вот размер буфера не столь уж велик — до 16 снимков при съемке серии в JPEG и до 12 при съемке в RAW. В целом, камера не оставляет пространства для критики скорости ее работы. Обработка снимков происходит быстро, применение программных фильтров не заставляет ее задумываться на значительное время; RX1 достаточно быстрая камера, приближенная по этому параметру скорее к профессиональным моделям, нежели к компактам.
Контрастный 25-точечный автофокус весьма скор и легко справляется с несложными задачами вроде пейзажной съемки или портрета в спокойной обстановке и при нормальном освещении. При проблемном освещении часты промахи и долгие попытки навестись на объект — но ничего выходящего за рамки обычных проблем контрастной фокусировки я не заметил, RX1 неплох в этом плане. Доступна фокусировка по принудительно заданной точке. Ручная фокусировка же работает хуже, чем хотелось бы — кольцо, что находится на объективе, лишь передает сигнал электронике, и тем самым мы имеем небольшой, но заметный лаг; для более точного наведения есть масштабирование, но кому-то оно может показаться недостаточным, хотя мне с моим зрением его хватило.
Встроенная оптическая стабилизация для фотосъемки отсутствует, есть только цифровая для видео. Это не слишком приятная особенность камеры.
Есть встроенная вспышка. Какой-то особой мощью она не отличается, но бывают случаи, когда она может быть действительно полезна. Так что просто отметим ее наличие.
Режимы съемки вполне стандартны: P/A/S/M, iAuto+ (с подавлением размытости и шумов при помощи брекетинга), панорама, видео, сюжетные режимы, три пользовательских режима. Свободная выдержка (Bulb) включается при докручивании выдержки до предельной величины в ручном и полуавтоматических режимах.
Программные возможности камеры практически не изменились в сравнении с предыдущими камерами Sony (как серии Cyber-shot, так и Alpha): можно клеить панорамы «на лету», бороться с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров, сглаживать дефекты кожи включением режима «Soft Skin», автоматически кадрировать портрет и автопортрет (далеко не всегда корректно). Есть брекетинг по экспозиции, балансу белого.
Отдельно выделю программную «подгонку» динамического диапазона — очень эффективную и впечатляющую. RX1 умеет клеить HDR, но, как правило, для получения равномерного распределения светов-теней это даже не требуется. Выше можно увидеть пример работы Dynamic Range Optimizer: слева — снимок с отключенным DRO, в центре — с включенным на максимум, справа — с HDR.
Спецэффекты изображения тоже хорошо знакомы по прошлым моделям, в частности RX100, но от того они не становятся хуже. Любителям «встроенного фотошопа» они точно придутся по вкусу — имеются они в достаточном количестве, реализованы превосходно, обладают несколькими предустановками (как правило, по степени насыщенности), есть и уникальные по сравнению со спецэффектами других производителей, эффекты. Некоторые эффекты можно применять и в режиме видеосъемки.
Доступны программные режимы изменения цветовой палитры, названные Sony «художественными стилями» — и их стало больше, нежели раньше. Список можно увидеть среди характеристик; каждую палитру можно регулировать по насыщенности, контрастности, резкости.
Видео. RX1 умеет писать FullHD-видео в форматах AVCHD или MP4 с частотой до 50 кадров в секунду и прогрессивной разверткой. Качество снимаемого видео очень высокое, доступны ручные настройки, есть встроенный стереомикрофон с подавлением шума ветра, при недостаточности его возможностей можно подключить и внешний микрофон. Но средненькая работа автофокуса и, в первую очередь, несменный объектив с фиксированным фокусным расстоянием ограничивают спектр применения RX1 как видеокамеры.
Качество съемки
RX1 оснащена объективом с фиксированным фокусным расстоянием (35 мм), диафрагмой, регулируемой в переделах значений F2.0-22, минимальной дистанцией фокусировки в 14 см (в режиме макро). Эта оптика способна выдавать очень приятное боке и резкую, хорошо смотрящуюся картинку, но при этом грешит пространственными и световыми искажениями; для исправления аберраций, правда, RX1 обладает встроенными программными фильтрами, работающими достаточно успешно. Виньетирование, например, полностью сгладить не удается, но привести к приемлемому виду — вполне.
Сдерживающим фактором для многих послужит отсутствие трансфокатора и само расстояние в 35 мм; да, это классический репортажник, но при этом он не очень подходит ни для портретов, ни для пейзажей. Вариант, безусловно, компромиссный, хотя приверженность «старой школе» многих порадует. Обладающие подобными объективами (с учетом кроп-фактора) Leica X2 или Fujifilm X100 все-таки пользуются заслуженным уважением и небольшим, но устойчивым спросом.
Отдельно отмечу удобство работы с псевдомакро-режимом Carl Zeiss Vario Sonnar T. Объектив с минимальным расстоянием в 14 см, безусловно, нельзя назвать подходящим для полноценной макросъемки, но сама идея с кольцом, переключающим режимы, на передней кромке объектива, очень хороша. Металлический объектив в целом отличается превосходной сборкой и идеальным креплением подвижных элементов.
Галерея снимков, сделанных с различным ISO:
ISO 50
ISO 100
ISO 200
ISO 320
ISO 400
ISO 640
ISO 800
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200
ISO 5000
ISO 6400
ISO 8000
ISO 12800
ISO 25600
Камера, оснащенная матрицей высшего класса, показывает ожидаемо высокие показатели по характеристикам в условиях низкого освещения и, соответственно, высокого ISO. Снимки малошумны вплоть до ISO 3200, и даже на ISO 6400 при удачном экспонировании можно добиться незначительных шумов. При просмотре на мониторе компьютера вполне прилично снимки выглядят и на ISO 12800. Это действительно профессиональный уровень.
Шумоподавление отключаемое. Его использование — дело вкуса. Пример снимка на ISO 6400 с включенным и отключенным шумодавом вы можете видеть чуть выше. Все логично — шумодав убивает детали, делая кратинку гладкой, при этом не так уж агрессивен. Зерно или детали — классический выбор.
На Sony RX1 весьма корректно работает автоматика. Режим iAuto+ позволяет получать приличные снимки, не разбираясь в настройках — но надо быть готовым к сериям снимков; при этом я не уверен, что этот режим будет востребован пользователями камеры подобного уровня. Тем не менее экспозицию камера подбирает весьма корректно, вводить поправки приходится скорее для получения требуемого эффекта, чем для получения просто нормального снимка. Отмечу, что за счет относительно свободного диапазона ISO камера может выставлять более короткие выдержки (как правило, придерживаясь границы в 1/80), тем самым частично компенсируя отсутствие оптического стабилизатора. Отдельно выделю работу автоматического баланса белого — он почти безошибочен, подобного уровня я ранее практически не видел.
Детализация снимков ожидаемо на высоте, нет претензий к динамическому диапазону (особенно в свете прекрасно работающего DRO). Цветопередача честная, без фирменного лоска, присущего, например, тому же Fujifilm X100. Но придать лоск цветам поможет съемка 14-битных RAW, предоставляющих полную свободу для авторской работы с цветовым пространством. При этом внутрикамерное сжатие JPEG вполне достойное.
Галерея снимков, сделанных на Sony Cyber-shot DSC-RX1:
Батарея
На RX1 используется та же батарея, что и на RX100 — NP-BX1 емкостью 1240 мАч. Ее хватает примерно на 250—260 снимков. Что неплохо для компакта, но чертовски мало для профессиональной камеры. Учитывая промежуточный статус модели, признать решение о размещении именно этой батареи грамотным трудно. С другой стороны, как и на RX100, доступна прямая зарядка камеры через провод с адаптером, без использования вынесенного зарядного устройства. Это как раз очень хорошо.
Мнение Mail.Ru
Все разговоры про Sony Cyber-shot RX1 упираются в вопрос ее цены. $2800 в США, $3000 в Европе и устрашающие 120 000 рублей в России автоматически относят камеру в категорию премиальных, причем рангом значительно выше, чем те же совсем не дешевые, Fujifilm X100 и Leica X2, которые стоят в три и два раза дешевле соответственно. Безусловно, упомянутые «конкуренты» достаточно относительны — ни один не обладает полнокадровой матрицей; а другая беззеркальная камера с полным кадром стоит еще дороже — речь, конечно же, о Leica M. RX1 будто бы проваливается между классами, подвешивая вопрос о своей экономической целесообразности в воздухе.
Если же не думать о деньгах, то тут все достаточно очевидно — это превосходная камера, дающая невероятное сочетание габаритов и качества съемки. Причем камера совершенно несложная в освоении и укомплектованная программными наворотами по уши — то есть она вполне подходит для обеспеченного любителя. Она имеет шансы понравиться опытному фотографу, который может выбрать ее как репортажный вариант для мест, куда не хочется либо страшно тащить большой кофр, а беззеркальные камеры по той или иной причине (например, отсутствие полнокадровой матрицы) не устраивают. При этом нельзя сказать, что камера лишена недостатков, не говоря об ограничивающем факторе несменного объектива с фиксированным фокусным расстоянием: тут и отсутствие видоискателя, и неповоротный экран, и слабая батарея, и неидеальная система фокусировки.
Но у Sony получились две самые главные вещи: компания первой продемонстрировала, что это возможно, выведя тренд увеличения матрицы при сохранении габаритных размеров камеры на новый уровень; и сделала это с помощью камеры, которая может в себя влюбить — не дизайном или какими-то побочными «фишками», а непосредственно качеством съемки и ощущениями от работы с образцом прекрасной инженерии. Едва ли это стоит таких денег, но получилось достаточно эффектно.