Сотовые операторы теперь продают не только связь. Они зарабатывают на кофе и помогают искать людей

Сотовые операторы меняются. В последние годы у них появились киберспортивные сервисы, телемедицина, банковские карты и социальные проекты. Последнее напрямую связано со спасением человеческих жизней: операторы помогают поисковому отряду «Лиза Алерт» технологиями. Что из этого получается и зачем все эти перемены — в материале Hi-Tech Mail.ru.
Умные СМС
Нейросеть для фото
Умные СМС
Нейросеть для фото
Ещё

Телеком-рынок перестал расти, поэтому операторы «заинтересованы в поиске новых источников роста и новых направлений развития — чем больше, тем лучше». Так считает Александр Поповский, вице-президент «Билайн» по корпоративной стратегии и развитию бизнеса. В ход идут популярные услуги: онлайн ТВ, финансовые операции, путешествия, киберспорт и даже мини-кофейни внутри салонов.

Фото: Facebook/Территория кофе
Фото: Facebook/Территория кофе

Почти все запускается с помощью партнеров — крупных брендов, чтобы продавцам торговых точек не пришлось варить кофе самим. На повседневных услугах операторы рассчитывают зарабатывать в будущем и удерживать ими абонентов. Но у сотовых компаний есть и важные социальные проекты, которые не приносят дохода.

Как спасателям помогают умные СМС

В России каждый год пропадает больше 100 тысяч человек. Это как все население Арзамаса или спальный район в Москве. Поэтому в стране множество некоммерческих организаций, которые ищут детей и взрослых. Их называют поисково-спасательными отрядами. В них вступают следопыты, водолазы, кинологи, и простые граждане — добровольцы, которых удается собрать через соцсети. Один из самых известных таких отрядов — «Лиза Алерт». Эта организация не берет денежных пожертвований, но охотно принимает в дар технику и внедряет технологии, которые могут помочь в поиске.

Фото: «ВКонтакте» / Юрий Храмов
Фото: «ВКонтакте» / Юрий Храмов

«Весной мы запустили SMS-рассылки вместе с “МегаФоном”, — рассказывает координатор “Лиза Алерт” Олег Леонов. — Это отличный способ оперативного оповещения о пропажах.

Представьте, человек только исчез. Пока мы сделаем ориентировку, пока расклеим, пока ее увидят — пройдет время. А тут мы сразу делаем таргетированную рассылку по потенциальным свидетелям.
Олег Леонов
Координатор «Лиза Алерт»

У людей всё еще свежо в памяти, видели человека час назад. Они нам звонят и говорят, где его заметили и куда он шел».

Система «МегаФон Поиск» работает с помощью больших данных — это сбор информации об абонентах в обезличенном виде. Система анализирует круг людей, которые могли бы находиться там, где пролегал маршрут пропавшего. И рассылает им сообщения с фотографией пропавшего, приметами, возрастом. SMS приходят тем, кто дал согласие на получение информационных материалов при покупке сим-карты, уточняют в «МегаФоне». Таким образом время реагирования спасателей и свидетелей должно сократиться с недель до минут.

«Рассылки работают, регулярно ими пользуемся, — продолжает Леонов. — Благодаря SMS На нашем счету есть спасенные жизни, по-другому мы бы не узнали, где люди находятся. Лично мне врезался в память случай с бабушкой, которая пропала в Дмитровском районе. Причем не было известно ни время исчезновения бабушки, ни куда она пошла. Просто не обнаружили бабушку дома, она могла уйти куда угодно.

Мы сделали рассылку, получили два свидетельства. Супружеская пара видела бабушку около магазина и заметила, по какой дороге она пошла дальше. А эта дорога ведет к ферме. Буквально через 10 минут нам звонит тракторист с фермы, она за четыре км от деревни. И говорит, что старушка прошла мимо него на ферму. Нам бы вообще не пришло в голову там искать!

Приезжаем. Ферма обычная, деревенская, там один вход через ворота. Больше негде войти. И только с обратной стороны есть технический съезд, где навоз вываливают. Там выгребная яма. Вот в ней по пояс в болоте стоит наша бабушка, не может самостоятельно выбраться. Если бы спасатели не подоспели, она бы там и осталась. И ее никто и никогда не нашел бы.

Фото: «ВКонтакте»
Фото: «ВКонтакте»

Эта рассылка у нас действует по всем регионам. Еще есть рассылка с «Билайном», но она для других целей — найти волонтеров на поиск. SMS приходят тем, кто заранее дал согласие получать эти рассылки. Когда в районе таких абонентов пропадает человек, ему отправляют сообщение: пропал человек, сбор там-то во столько-то. И нам удается собрать больше людей на поиск и быстрее найти пропавшего».

Нейросеть для тысяч фотографий местности

По словам Олега Леонова, сейчас в «Лиза Алерт» активно развивается направление беспилотников. «Мы их начали использовать в 2011 году, но никого не находили. И считали, что беспилотники не самый удачный инструмент. Сначала пытались искать человека сразу во время полета: запускали дрон и на маленьком экране оператора пытались что-то разглядеть. Это было бесполезно. Потом снимали видео и отсматривали его, вглядывались в монитор и ничего не находили. А затем перешли к фото.

С определенным интервалом мы снимаем фото высокого разрешения, перекрывающие друг друга, и затем рассматриваем эти изображения.
Олег Леонов
Координатор «Лиза Алерт»

Видим одни и те же объекты в разных ракурсах. Так людей и находим».

За один «поисковый» день дрон делает в среднем 2500 фото тех мест, куда трудно добраться спасателям — лесов, полей, промзон. Чтобы проверить их на наличие человека, нужна большая группа из 30 волонтеров и 5-7 часов времени. «Билайн» подарил отряду технологию, которая позволяет в 2,5 раза сократить время на просмотр и сортировку снимков с беспилотников.

Нейросеть анализирует одно фото за 2-3 секунды. В процессе поисков она обучается и позже сможет распознавать снимки, сделанные с высоты от 40 до 100 метров. Сумерки и деревья ей не помешают, обещают в «Билайне». Технология будет отсеивать «пустые» изображения, на которых точно нет человека или его следов. Аналитики в это время смогут заняться более важными снимками.

Фото: «ВКонтакте»
Фото: «ВКонтакте»
Фото: «ВКонтакте»

В «Билайн» утверждают, что потенциально нейросеть способна обнаружить человека не только на природе, но и в городе. Время года не имеет значения, как и одежда пропавшего. Она может быть темной и неприметной или вообще сливаться со снегом. Также алгоритм в процессе поисков учится распознавать нестандартное положение человека: сидя, лежа или, например, под слоем листвы.

«Когда мы поняли, как правильно использовать беспилотники, у нас стало расти количество полетов и снимков, — объясняет Леонов. — А людей в такой же пропорции не прибавляется. С помощью нейросети мы сможем с тем же количеством волонтеров обрабатывать гораздо больше снимков. Но все равно кто-то из людей должен подтвердить, что да, вот на этом фото лежит человек».

Сейчас идет грибной сезон, для спасателей это тяжелое время. С помощью дронов они еженедельно находят одного потерявшегося человека. Обычно людей обнаруживают в лесных чащах и в болотах, куда не пройдет пешая поисковая группа. Для «Лиза Алерт» это шанс обкатать новую технологию и получить первые результаты. А для нейросети — обучиться в бою и подготовиться к сложным зимним поискам.

Это тоже интересно: