Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

65 лет назад основали Байконур. Как строили самый крупный космодром мира

2 июня 1955 года был основан космодром, благодаря которому позже весь мир узнает, как по-казахски будет «богатая долина» — Байконур. Рассказываем историю главной площадки космических стартов в СССР.
Фото: Роскосмос

 7 лет стройки

Фактом своего появления будущий космодром обязан ракете Р-7, которую начали разрабатывать в 1954 году. Для ее испытаний нужен был космодром в обширном малонаселенном районе, где рядом не было больших площадей сельскохозяйственных земель и крупных городов. Кроме того, полигон для запуска ракет должен был находиться как минимум в 7000 километрах от места падения боеголовки на Камчатке, и иметь надежные источники пресной воды для обеспечения космодрома.

Комиссия по выбору места расположения рассматривала несколько вариантов для стартовой площадки. Будущий крупнейший космодром мира мог оказаться в Марийской АССР, в Астраханской области или в Дагестане. Но в итоге специалисты остановили свой выбор на Кызылординской области Казахской ССР: в этом случае можно было максимально удобно разместить пункты подачи радиокоманд по обе стороны маршрута полета ракеты.

Карта космодрома "Байконур" / фото: NASA

В середине января 1955 года к разъезду Тюра-Там Среднеазиатской железной дороги прибыли первые бригады рабочих для строительства поселка Байконур, а 12 февраля Совет министров СССР принял Постановление о создании полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет. До первого полета человека в космос оставалось чуть более семи лет.

Байконур назвали так из-за секретности. Место старта Гагарина тоже исказили

Одна из самых больших загадок космодрома — то, как он получил свое название. На территории Казахстана есть село под названием Байконур, однако находится оно аж в трехстах километрах от места расположения космодрома, в Карагандинской области. Почему же именно «богатая долина» дала имя самой большой стартовой площадке космических ракет в мире?

По самой распространенной версии, в 1958 году в СССР проводились масштабные учения в рамках программы по созданию системы противовоздушной обороны. В этих учениях оказались задействованы три полигона: Сары-Шаган, Капустин Яр и Научно-исследовательский испытательный полигон №5 (будущий Байконур). Как раз для ракет, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, была построена временная стартовая площадка — как раз возле того самого «изначального» Байконура.

Полигоны, на которых проводились учения

Город-спутник, который возводился рядом с космодромом, имел совершенно стандартное для «новых поселений» того времени название — Ленинск. В западных же источниках космодром еще с момента его обнаружения в 1957 году назывался Tyuratam — по ближайшему поселку и железнодорожному разъезду. Но в 1961 году, после того, как с космодрома был запущен корабль «Восток» с Гагариным на борту, во все международные агентства в качестве координат места старта ракеты были разосланы именно координаты площадки у села Байконур. Что самое забавное — той самой временной площадки на момент запуска «Востока» возле Байконура не было уже два года.

Строительство котлована под стартовую площадку / фото: lv.ruarrijoseph.com

Почему было принято такое решение, неизвестно до сих пор. Скорее всего, для соблюдения конспирации и введения в заблуждение иностранных разведок. В этих самых разведках, правда, работали вовсе не дураки, и вводить в заблуждение получалось в основном своих соотечественников. Для них же на въезде в город в середине 1960-х годов были установлены две стелы с надписями «Звездоград». А официально Байконуром город стал называться лишь после развала СССР, в 1995 году.

Два бульдозера и пять самосвалов на всю стройку

12 июня 1955 года Генеральный штаб Вооруженных сил СССР своим приказом утвердил организационно-штатную структуру тогда еще безымянного Полигона №5. Позже именно этот день в приказе Министерства обороны был определен как дата основания полигона. А через месяц, в июле пятьдесят пятого, стартовало строительство первой пусковой площадки. 

Работать было трудно — техники не хватало, грунт был сложным. «Каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы!» — рассказывал заслуженный строитель России Сергей Алексеенко, назначенный прорабом стартовой площадки №1 в январе 1956 года. А на глубине полутора-двух метров под песком обнаружились залежи тяжелой ломовой глины, особенно трудной для разработки.

Первоначальный план постройки «космического города» тоже пришлось перерабатывать. Предполагалось, что строительство будет вестись на обеих сторонах протекающей рядом реки Сырдарьи, но первое же весеннее половодье заставило руководителей проекта задуматься. От строительства моста через реку и левобережной части будущего Байконура тут же отказались, а чтобы город не затапливало каждую весну, в его левой части построили двухметровую дамбу.

Город Байконур, вид из космоса / фото: Recensione Militare

Тем не менее, космодром и примыкающий к нему город строили поистине стахановскими темпами. Уже в 1957 году общая численность гражданского и военного персонала составляла 4000 человек. Тогда же состоялись и первые запуски — правда, не очень удачные. Запущенная 15 мая 1957 года баллистическая ракета Р-7 загорелась на старте и провела в воздухе менее двух минут. Следующий запуск спустя два месяца закончился вынужденным подрывом ракеты в воздухе из-за ухода с заданной траектории, а первый объявленный успешным запуск (21 августа того же года) можно считать таковым лишь условно. На камчатском полигоне, где должна была приземлиться головная часть ракеты, ее так и не нашли: скорее всего, она разрушилась в воздухе и сгорела в самом конце полета.

Но самая трагическая неудача, также известная как «Катастрофа Неделина» произошла 24 октября 1960 года. Тогда перед первым испытательным пуском МБР Р-16 внезапно запустился двигатель второй ступени ракеты, что привело к разрушению топливных баков и взрыву топлива. В начавшемся пожаре по официальной версии погибли 78 человек, а по неофициальным — от 92 до 126. Среди жертв оказались высокопоставленные военные и чиновники — командующий ракетными войсками специального назначения маршал Митрофан Иванович Неделин и зампредседателя госкомитета Совета Министров по оборонной технике Лев Архипович Гришин.

Место начала нашей космической истории

Несмотря на все неудачи в первые годы существования космодрома, Байконур стал поистине знаковым местом не только для советской и российской, но и для мировой космонавтики. В 1961 году с него отправился в космос Юрий Гагарин, в 1963 — первая-женщина космонавт Валентина Терешкова, а еще через два года — Алексей Леонов, первый человек в открытом космосе. С Байконура свои первые полеты совершили ракеты-носители «Протон», «Циклон» и «Энергия», выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, а также «Спутник-5» с Белкой и Стрелкой на борту.

Байконур. Фото: Роскосмос

Трудные времена выпали на долю космодрома и города в начале 1990-х годов. Число пусков резко сократилось, денег не было, офицеры массово увольнялись и уезжали на родину. Многие квартиры в городе пустовали, в некоторых районах попросту не было ни воды, ни электричества. Знаменитый космодром мог бы исчезнуть еще тогда, если бы не мудрое решение властей Казахстана и России, благодаря которому город и пусковые площадки превратились в территорию двух государств.

У казахстанских властей не было денег ни на поддержание нормального режима функционирования объекта, ни даже на обеспечение минимально приемлемой жизни горожан. Поэтому Российская Федерация взяла город Ленинск и космодром Байконур в аренду сроком на 20 лет. Арендная плата была установлена в объеме 115 миллионов долларов. А через год после этого свершилось то, что уже давно напрашивалось — Ленинск официально переименовали в Байконур.

Сейчас это действительно уникальный город: там имеют хождение две валюты (рубли и тенге), работают правоохранительные органы двух стран, и даже мэра назначают с одобрения президентов Казахстана и России. С учетом того, что договор аренды территории в 2004 году был продлен, такая ситуация сохранится до 2050 года. Что будет с Байконуром дальше? Пока непонятно. Россия планирует к 2030 году снизить долю запусков с космодрома в Казахстане с 75% лишь до 10% — остальные ракеты будут запускаться с космодромов Плесецк и Восточный. В целом все идет к тому, что во второй половине XXI века легендарный Байконур превратится в музей. Казахстанское руководство рассматривает различные варианты эксплуатации космодрома после 2050 года — в том числе и совместную реконструкцию для использования вместе с Европейским и Израильским космическим агентствами — но дальше планов дело так и не пошло.

Остается надеяться, что место, с которого началась история полетов человека в космос, не превратится опять в пустынную степь. Все же Байконур остается крупнейшим в мире космодромом, и много лет подряд был лидером по количеству запусков в год, лишь в 2015 году уступив эту позицию космодрому на мысе Канаверал.

Планы

Поздравляя Байконур с юбилеем, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин анонсировал модернизацию космодрома. В первую очередь Россия планирует модернизировать два стартовых комплекса для запусков ракет «Союз-2» и «Союз-5». «Как вы знаете, это реконструкция старта ракеты “Зенит”. Замечательной ракеты, самой последней ракеты Советского Союза, которая использовалась с Байконура. И в наших планах создание ракеты “Союз-5”, еще более мощной, чем “Зенит”, — сказал Рогозин в видеообращении на сайте «Роскосмоса».

Во время загрузки произошла ошибка.

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
14
nilkins
автора не корите, суть ведь, совсем в другом!
СсылкаПожаловаться
nilkins
Служил на Байконуре. Да, были времена... и Ленинск и сам Байконур и Тюра-там, где стояли вагоны с дорогой аппаратурой и запах довольно едкий от села... дети босые в тряпье нз выпрашивали и тушенку ели и казалась она деликатесом)) и ракеты пускали и у космонавтов автографы брали и Титов разгуливал по площадке и первая антенна связывающая Гагарина с с землей... и первый совместный пуск с американцами...Даааа... были времена, были - есть что вспомнить!!!
СсылкаПожаловаться
Галым Хасанов
родился и вырос в городе Ленинск, прослужил мой отец там 35 лет, я от рядового до подполковника вижу много не стыковок в названиях и прямо просто фантазиях автора..не читайте эту чушь, как будто школьник скопировал в инете что-то, чтобы сделать доклад в колледже..полное неуважение к нашим родителям...
СсылкаПожаловаться
Александр Крылов
"В середине января 1955 года к разъезду Тюра-Там..." "а 12 февраля Совет министров СССР принял Постановление..." "До первого полета человека в космос оставалось чуть более семи лет." В каком году по мнению аФтора состоялся первый полет человека в космос?
СсылкаПожаловаться
Александр Владимирович
Прочтите уже прекрасные 4 книги Бориса Чертока. Там от Рабэ и Нордхаузен в Германии до НПО Энергия рассказывается об всех этапах становления и развития отечественной космонавтики. Там есть и о причинах выбора места космодрома и о названии, и почему его назвали все причастные полигон, а не космодром, как стали называть после развала Союза.
СсылкаПожаловаться
Сергей Назаренко
Сам то автор был на Байконуре? Видел стеллы на въезде в город? Может в 1960 и была стела "Звездоград", только далеко с 70-х на въезде была надпись "Байконур" и позже "Ленинск". (а то как-то перескочил от стелл при въезде к официальному? признанию.....
СсылкаПожаловаться
Igor Kan
В ответ на комментарий от Пронин Николай Геннадиевич
Пронин Николай Геннадиевич
А что это там за машинка, на дне котлована? Кажись, автокран? Кажись, на шасси КрАЗ-256Б? Очень интересно..
Они пошли с конвейера в 1966 г., а Гагарин полетел ещё в 1961... Что же за таинственная стройка на фото???
СсылкаПожаловаться
Видимо автор статьи нашел фото в интернете. Что-то похожее.
СсылкаПожаловаться
Пронин Николай Геннадиевич
А что это там за машинка, на дне котлована? Кажись, автокран? Кажись, на шасси КрАЗ-256Б? Очень интересно..
Они пошли с конвейера в 1966 г., а Гагарин полетел ещё в 1961... Что же за таинственная стройка на фото???
СсылкаПожаловаться
Алексей С
В ответ на комментарий от Р История переписки7
Комментарий удален.Почему?
Манипуляция это только для очень невнимательных или крайне предвзятых читателей. Но таким что ни напиши, они выдернут устраивающие их цитаты из текста. По сути же правильный заголовок, который подчеркивает, что работы велись в очень тяжелых условиях, с минимальной механизацией. А в тексте помимо более длинной цитаты и ссылка на полное интервью есть, где сказано, что это относится к первым месяцам с сентября 55 года, когда копали котлован первой стартовой площадки.
И я не понимаю, почему любое упоминание о трудностях в прошлом, которые, тем не менее, преодолели, многие воспринимают как очернение. Можно наоборот воспринимать это как похвалу самоотверженным строителям.
СсылкаПожаловаться
Алексей С
В ответ на комментарий от Р История переписки5
Комментарий удален.Почему?
Это не я сказал, и не автор статьи, а один из первых руководителей стройки в своих воспоминаниях. У вас, кстати, про технику ничего не написано, только про людей.
СсылкаПожаловаться
Михаил
7 лет лопатами и тачками... а у нас Восточный уже 10 лет строят всеми современными технологиями и все никак...
СсылкаПожаловаться
Алексей С
В ответ на комментарий от Lexx История переписки3
Lexx
так он даже воспоминания исказил. "пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов" у местного писаки преобразились в "Два бульдозера и пять самосвалов на всю стройку"
СсылкаПожаловаться
Ничего не искажено, если вы опять не будете читать одну фразу. Читайте целиком, цитата из воспоминаний полностью приведена чуть ниже. А что бульдозера было именно два (как вынесено в подзаголовок) - это факт, не три ведь. Наверное, на стройке было ещё сколько-то десятков лопат и ломов, сотня или две рабочих. Полную ведомость не привели.
СсылкаПожаловаться
Lexx
В ответ на комментарий от Алексей С История переписки2
Алексей С
Вы прочитали только эту одну фразу? Написано же, что это воспоминания про начало строительство первого котлована в 55 году. А уже в 57 году работало 4000 человек. При этом под фотоснимком никакой даты нет. Это может быть и 59 год, например.
СсылкаПожаловаться
так он даже воспоминания исказил. "пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов" у местного писаки преобразились в "Два бульдозера и пять самосвалов на всю стройку"
СсылкаПожаловаться
Алексей С
В ответ на комментарий от Р
Комментарий удален.Почему?
Вы прочитали только эту одну фразу? Написано же, что это воспоминания про начало строительство первого котлована в 55 году. А уже в 57 году работало 4000 человек. При этом под фотоснимком никакой даты нет. Это может быть и 59 год, например.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас