Суперскоростная камера Casio EXILIM EX-FC100

Конкуренция на рынке компактных фотокамер, прозванных в нашем отечестве «мыльницами», очень велика — у неискушенных в фотоделе покупателей просто разбегаются глаза. Придумать что-то новое, способное привлечь их внимание, очень непросто. Но, кажется, компании Casio это удалось.

Среди покупателей компактов немало тех, кто считает, что все камеры одинаковы по возможностям, и выбирает исходя из внешних симпатий к дизайну и окраске. Но есть и те, кто все же более придирчиво изучает набор функций и технических характеристик перед покупкой. Вот на них то и нацелена новинка — фотокамера семейства EXILIM High-speed — Casio EX-FC100, хотя, по своему дизайну она будет весьма привлекательна и для первой категории.

Модель EX-FC100 не является носителем какой-то совершенно новой, революционной функции, но в ней впервые применены функции высокоскоростной съемки, ранее предлагавшиеся только в более «старших» моделях Casio. Эта тенденция сейчас прослеживается практически у всех фотопроизводителей: продвинутые функции сначала появляются в профессиональных камерах (обычно зеркалках), через какое-то время ими оснащают полупрофессиональные модели, а затем и компактные любительские фотокамеры. Так вот, повторюсь: Casio EX-FC100 — это первый компакт с функциями высокоскоростной фото- и видеосъемки.

Функциональность

Фотокамера Casio EXILIM EX-FC100 оснащена 9-мегапиксельной КМОП-матрицей, 5-кратным оптическим зумом (37—185 мм/F3,6—4,5), системой механической стабилизации изображения (сдвиг матрицы), 2,7-дюймовым ЖК-дисплеем с разрешением 230 400 точек. Рабочий диапазон чувствительности в камере следующий: 100, 200, 400, 800, 1600 ISO.

Запись фотографий выполняется в формате JPEG (Exif 2.2), а видео — AVI (Motion JPEG) + IMA-ADPСМ (монофонический звук). Поддерживаются карты форматов SDHC, SD и фирменная карта беспроводного доступа Eye-Fi Wireless Card. Питается камера от литий-ионного аккумулятора емкостью 1300 мА*ч. Массогабаритные характеристики у Casio EXILIM EX-FC100 такие: 99,8x58,5x22,6 мм; 146 г (без аккумулятора и аксессуары).

С максимальным разрешением 9 Мпикс (3456x2592 пикс) камера снимает в режиме одиночных кадров, а при переводе камеры в режим высокоскоростной фотосъемки разрешение снижается до 6 Мпикс (2816x2112 пикс). Точно так же оно снижается и при переводе камеры в режимы «Высокоскоростной ночной сюжет», «Мультиэкспозиция», «Высокоскоростной цифровой стабилизатор» и «Высокоскоростной лучший выбор».

Однако такая жертва вовсе не напрасна, поскольку во многих сложных ситуациях цифровая обработка дает возможность получить качественные снимки "с рук", которые очень сложно сделать при съемке в стандартном авторежиме.

Например, функция «Высокоскоростной ночной сюжет» объединяет несколько снимков, снятых серией на длинной выдержке, повышая резкость и снижая уровень цифрового шума (аналогичная функция камеры Sony Cyber-Shot DSC-HX1описана в сравнительном обзоре ультразумов). Похожим образом работает и «Высокоскоростной цифровой стабилизатор», полезный при съемке на большом зуме, когда велик риск смазывания снимков.

Пора рассказать о самых интересных функциях камеры Casio EXILIM EX-FC100, доставшихся ей от старших моделей семейства High Speed (EXILIM EX-F1 и EXILIM EX-FH20) — высокоскоростных серийной фотосъемке (до 30 кадров/с) и видеосъемке (до 1000 кадров/с).

Cерийная фотосъемка может выполняться на скоростях 3, 5 10, 15 или 30 кадров/с, а максимальное количество кадров в серии можно установить на 5, 10, 20 или 30 кадров/с.

Но и это еще не все. Быстрое меню позволяет настроить начало предварительной записи (задается в кадрах) еще до момента нажатия кнопки спуска затвора. Такое упреждение позволяет не пропустить кратковременное событие, на которое сложно среагировать, но которое обязательно нужно заснять.

Высокоскоростная видеосъемка может выполняться с автоматически выбираемой скоростью в пределах 30—210 кадров/с (разрешение 480х360 пикселей) и с фиксированными скоростями 210, 420 и 1000 кадров/с (соответственно разрешение равно 480х360, 224х168 и 224х64 пикселей).

Для отбора нужного кадра при просмотре результатов высокоскоростной съемки полезен режим медленного просмотра, позволяющий нажатием кнопки спуска затвора сохранить нужный кадр в виде отдельного снимка.

Кроме того, камера способна записывать видео с частотой 30 кадров/с в высоком (1280х720 пикселей) и стандартном (640х480 пикселей) разрешениях.

По набору функций съемки камера рассчитана на фотографов, привыкших доверять автоматике камеры и сосредотачиваться на самом процессе съемки. Им предлагается автоматический режим съемки (впрочем, позволяющий менять все основные настройки), 12 типовых сюжетных программ («Портрет», «Пейзаж», «Портрет на фоне пейзажа», «Дети», «Спорт», «Животные», «Цветы», «Естественный зеленый», «Осенние листья», «Закат», «Ночной портрет», «Салют»), несколько фирменных режимов «Высокоскоростной ночной сюжет», «Мультиэкспозиция», «Высокоскоростной цифровой стабилизатор» и «Высокоскоростной лучший выбор» — здесь применяется обработка нескольких кадров, а также функции съемки «Move-In» и «Move-Out» — здесь съемка начинается в момент входа (или выхода) объекта в рамку посередине кадра.

Среди продвинутых функций, имеющихся в камере, стоит упомянуть коррекцию мощности вспышки.

Также интересна возможность запомнить достаточно большое число настроек, что позволяет быстро вернуться к съемке в том же режиме, что был настроен фотографом при последней съемке.

Дизайн и управление

Камера выпускается в компактном прочном корпусе из магниевого сплава в двух расцветках: черной и белой. Второй вариант, который побывал в нашей редакции, на самом деле, я бы скорее назвал перламутровым или жемчужным, потому что корпус обладает привлекательным глянцевым блеском.

В выключенном состоянии камера не имеет сильно выступающих частей и является настолько компактной, что ее можно положить практически в любой карман.

При включении зум-объектив, состоящий из трех подвижных секций, выдвигается примерно на 75% от максимальной длины. Зуммирование из одного крайнего положения в другое занимает примерно 2,5—3 секунды.

Уверенно держать корпус одной рукой не так просто, поскольку спереди на корпусе нет никаких выступов и поверхность гладкая. С обратной стороны для упора большого пальца можно использовать округлый выступ вокруг переключателя режимов видеосъемки.

Для ношения камеры на кистевом ремешке разработчики предусмотрели скобы для его крепления, причем как на правом, так и на левом верхнем углу корпуса. Это встречается крайне редко, хотя, наверное, немало людей считает более удобным ношение камеры на левой руке, а не на правой.

Casio EXILIM
EX-FC100

На верхней панели находится утопленная в корпус кнопка включения питания, кнопка включения высокоскоростной серийной фотосъемки и кнопка спуска затвора, совмещенная с рычажком управления зумом.

Слева над ЖК-монитором находится кнопка Slow для включения режима замедленного просмотра.

Остальные органы управления и настройки камеры традиционно находятся на задней панели справа от ЖК-дисплея и ими удобно управлять большим пальцем.

В верхнем правом углу находится переключатель режимов видеосъемки (стандартная/высокоскоростная), который совмещен с кнопкой быстрого включения видеозаписи — она работает так же, как на многих видеокамерах: первое нажатие — начало записи, второе — окончание записи.

Ниже расположен мультиселектор, окруженный четырьмя кнопками. Сверху находятся кнопки включения режимов просмотра и съемки. Отметим, что они переводят камеру в соответствующий режим, даже когда камера выключена, т.е. фотографу не требуется нажимать кнопку On/Off, расположенную сверху, — в общем-то она необходима только для выключения камеры.

На кольце мультиселектора непривычно мало функций — верхнее положение (DISP) управляет количеством справочной информации, выводимой на ЖК-экран, а нижнее используется для управления вспышкой при съемке или удаления кадров при просмотре. Центральная кнопка SET служит для вызова меню быстрых настроек и подтверждения выбранной команды.

Боковые кнопки по умолчанию используются для навигации по меню, пролистывания кадров и ручной фокусировки, однако через меню им можно дополнительно назначить одну из трех функций: выбор режима экспозамера, включение и настройка режима автоспуска, включение режима распознавания лиц.

Расположенные снизу кнопки служат для вызова основного меню (MENU) и для вызова меню сюжетных программ (BS).

Основное меню в большинстве случаев отображает три уровня, что позволяет легко ориентироваться. Правда остается посетовать на то, что у многих конкурентов часто востребованные настройки, такие как автоспуск и макросъемка, доступны не через меню, а через кнопки на задней панели, что гораздо удобнее.

Некоторые настройки, видимо, потому что их названия слишком длинны, выводятся в один уровень.

Режимы фокусировки тоже выбираются через меню. Отметим, что при ручной фокусировке активируется функция увеличения центральной зоны кадра, что облегчает наведение на резкость.

Для связи с компьютером в камере применяется всего один комбинированный разъем USB/AV, расположенный на правой грани корпуса и защищенный небольшой заглушкой.

Совмещенный отсек для карты памяти и аккумулятора традиционно расположен на нижней грани корпуса.

Крышка снабжена фиксирующей защелкой, исключающей случайное открытие отсека.

Casio EXILIM
EX-FC100

Читайте на второй странице:

— Мнение
— Качество съемки
— Фотогалерея
— Образцы видеосъемки
— Резюме

%%%

Мнение

Евгения, 35 лет, менеджер

Интересуется стильными новинками техники

Во-первых, сразу скажу, что камера понравилась по внешнему виду и размерам: тонкая, изящная, в сумочке много места не занимает. Настоящий дамский вариант. Еще и батарейка хорошая. За 10 дней, кажется, всего один раз пришлось подзарядить.

Из функций, конечно, самое интересное — это скоростная фотосъемка. Ну и видеосъемка, когда разобралась (далеко не сразу), впечатлила. Правда, хорошо смотрится быстрое видео только на экране камеры, а на компьютере оно просто крохотное. Фокус у камеры быстрый и уверенный.

Фотографии, сделанные в отпуске, когда дома рассматривала, поразили своим хорошим качеством. Но вот настройки камеры для меня оказались после других компактов непривычными, и посередине отпуска я случайно изменила размер на 2 мегапикселя. Кстати, обозначение в меню очень похоже на дистанцию съемки (2М, 6М, 9М) — немудрено перепутать начинающему фотографу.

До этого я снимала мыльницами Canon и Pentax, поэтому меня настройки Casio сильно озадачили. Не нашла привычных кнопок сзади для вызова режима «Макро», отключения вспышки. Автотаймер — тоже где-то закопан в настройках. Очень неудобно это все. Съемка видео, лично для меня, тоже включается неочевидно. Кстати, пыталась разобраться по инструкции — так она меня и запутала. Это же так неудобно, когда на каждой странице перемешано три или четыре (не помню) языка.

Вердикт:

Камера понравилась по дизайну и качеству съемки, но очень уж она непривычная и неудобная по настройкам. Поищу другой вариант.

Качество съемки

При съемке пейзажей в солнечный день автоматика камеры правильно выставляет экспозицию и баланс белого. Правда, стоит отметить, что автоматика оперирует всего двумя значениями диафрагмы (открыта и закрыта), поэтому точность выставления экспозиции сильно зависит от точности замера, которую придется обеспечить самому фотографу.

Четкость мелких контрастных деталей достаточно высока, а вот малоконтрастные области, даже при невысоких значениях ISO, страдают от артефактов постобработки, в основном — от агрессивного повышения резкости. Также в тенях можно обнаружить низкочастотный цифровой шум. На снимках, сделанных в широкоугольном положении зума, хроматическая аберрация не обнаруживается. Зато на контрастных краях имеется пурпурная кайма.

При съемке пейзажей на максимальном зуме детализация по всему полю кадра остается на высоком уровне, хроматические аберрации отсутствуют.

На снимках натюрморта, сделанных при искусственном освещении, видим почти ту же картину, что и на пейзажных снимках. Автоматика работает не очень стабильно при выставлении экспозиции и баланса белого, что, по-видимому, связано с особенностями экспозамера. При съемке с чувствительностью 400 ISO четкость мелких контрастных деталей весьма низкая, признаков борьбы с цифровым шумом не заметно, и поэтому как раз от него страдает детализация. Низкочастотный цифровой шум (размытые цветные пятна) хорошо заметен по всему полю кадра, но особенно — в тенях. Также на контрастных границах присутствует пурпурная кайма (краевой эффект).

На снимках натюрморта с низкой чувствительностью видно, насколько сильно снижает качество цифровой шум при 400 ISO. При съемке на 100 ISO артефактов становится заметно меньше, цифрового шума почти не видно, а четкость деталей значительно выше, правда, кое-где можно заметить следы слишком агрессивного повышения резкости. Краевой эффект выражен слабо. Но, поскольку основным тестовым испытанием в нашей методике является съемка при 400 ISO, в этом испытании камера получила весьма низкую оценку.

При съемке портретов со вспышкой автоматика камеры гибко выбирает значения чувствительности (в нашем испытании — от 200 до 320 ISO). Баланс белого и экспозиция выбираются достаточно точно. Четкость мелких контрастных деталей на хорошем уровне и не так сильно, как на натюрморте, снижается при повышении чувствительности. То же самое можно сказать о цифровом шуме. Он заметен только в тенях (на темных волосах) и присутствует там в виде низкочастотной составляющей. На контрастных границах, как и в других сюжетах, заметен краевой эффект.

Считаю необходимым прокомментировать еще два снимка. Оба сделаны в коридоре с недостаточно высоким уровнем освещения. Первый сделан в автоматическом режиме и сильно смазан из-за дрожания рук (выдержка равна 1⁄2 секунды).

Второй снимок сделан при выдержке 1/8 секунды (выбрано автоматикой) в сюжетной программе «Высокоскоростной ночной сюжет», в котором камера делает серию снимков, а затем объединяет их в один. Результат выглядит гораздо четче и насыщеннее, уровень шума не выше, чем на первом снимке, несмотря на то, что первый сделан при 400 ISO, а второй — при 800 ISO.

Фотогалерея











Образцы видеосъемки

















Резюме

Фотокамера Casio EXILIM EX-FC100 обладает привлекательным дизайном и скромными размерами и весом, что позволяет рассматривать ее как «камеру на каждый день». По основному набору функций съемки камера рассчитана на фотографов, привыкших доверять автоматике. В то же время она обеспечивает достаточную гибкость основных настроек. Качественный пятикратный зум-объектив позволяет снимать многие типичные сюжеты, правда ему не хватает настоящей «широкоугольности». Предлагаемые аппаратом функции высокоскоростной фото- и видеосъемки являются уникальными на фоторынке среди компактных моделей фотокамер и значительно усиливают творческий потенциал владельца.

Хороший уровень качества фотосъемки камера демонстрирует, в основном, на малых значениях чувствительности (ISO), т.е. рассчитана преимущественно на съемку в условиях с высоким уровнем освещения. Т.е. типичной областью применения, как и для большинства компактных моделей, является съемка в отпуске в солнечную погоду.

Антон tonyss Шарапов