Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Свобода творчества. Самые абсурдные и пугающие отечественные мультфильмы

Создание мультфильмов всегда было крайне трудозатратным процессом. Несмотря на это, аниматоры находили время для экспериментов. Это привело к появлению на свет странных и часто откровенно жутких работ. Подробнее о таких проектах читайте в нашей статье.
Источник: Кадр из мультфильма «Его жена курица»

Анимация, или мультипликация, известна еще с конца XIX века. По большому счету, техника ее создания не отличается от кино. Движение изображения достигается за счет последовательной расстановки кадров. Ключевое различие в том, что в кинематографе снимают реальных актеров, а в мультфильмах — созданных руками художников.

Из-за этого нюанса процесс создания даже одной секунды мультфильма значительно усложняется.

Одна анимационная картина — это сотни и тысячи часов работы коллектива из нескольких десятков человек.

Как и в любом искусстве, творцы начали искать новые подходы. Они могли вести как к упрощению техник, так и к их усложнению. В результате появились достаточно жуткие работы. Особенно они характерны для СССР периода «перестройки», когда создавались откровенно пугающие и наполненные еле уловимым глубоким смыслом мультфильмы.

1

Ожившие трупы

Зачинателем кукольной анимации стал русский эмигрант Владислав Старевич. Главными его увлечениями с детства были фотография и энтомология. Первыми его работами в кинематографе стали фильмы о жизни стрекоз и жуков-скарабеев.

Позже его заметили в Москве и он принялся делать кино о жуках-оленях. Но от воздействия необходимого для съемок освещения насекомые переставали быть активными и не хотели сражаться. Тогда ему пришла в голову идея использовать панцири животных для изготовления муляжей и снять сцену битвы покадрово. Впоследствии это переросло в полноценные художественные фильмы «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных». Для своего времени (1912-1913 годы) они стали передовыми в мировом кинематографе.

Во время загрузки произошла ошибка.
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
2

Эхо советского модернизма

Тема смерти стала основой другого анимационного фильма. В 1992 году студия «Экран» выпустила картину «Потец», которая была создана по мотивам одноименной поэмы Александра Введенского 1937 года. Сюжет этой работы умещается в одну строку: дети семнадцать минут пытаются выяснить у своего умирающего отца значение слова «потец».

Во время загрузки произошла ошибка.
«Потец»

Проводить разбор текста поэмы смысла нет. Трактовок произведения было очень много. При создании «Потца» использовалась обыкновенная рисованная анимация. Данную работу можно считать примером того, что не только куклы могут вселять страх.

С тех пор, как откровенно взрослый мультфильм всего несколько раз оказался на телеэкранах в начале 90-х, многие окрестили его одним из самых инфернальных и психоделических примеров советской анимации. В 2009 году при поддержке сценариста Марины Вишневецкой картина оказалась в открытом доступе.

3

Жена-птица — горе в семье

В 1990 году на советских телеэкранах появилась картина «Его жена курица». И здесь мимо сюжета точно не пройти.

Героями истории оказывается семейная пара. Ничего необычного: жена постоянно выполняла работу по дому, ухаживая за человекоголовой гусеницей, а муж с кожей синего цвета запускал по пластинке граммофона игрушечный автобус. Идиллию нарушил незнакомец в шляпе, плаще и маске, заявившийся в гости с подарком в виде шкатулки с божьими коровками. Заметив у жены куриные ноги, он рассказывает об этом супругу, после чего тот ее выгоняет. Позже муж понимает, что не может жить без своей супруги и звонит ей с просьбой вернуться, предварительно связав питомца-гусеницу с человеческой головой. По приходу домой жена видит, что у мужа птичьи ноги и убегает.

Во время загрузки произошла ошибка.
«Его жена курица»
4

Блины на деревьях

Вернемся к кукольной анимации, уже пластилиновой. Снова СССР и снова рубеж 80-х и 90-х. В 1989 году на свет появился мультфильм «Наваждение», в основу которого лег сюжет украинской сказки «Болтливая баба».

Сюжет рассказывает о мужике, который нашел клад. Но принести его домой он не мог, так как жена его не умела хранить тайны. Поэтому он боялся, что та обо всем тут же расскажет пану, а тот заберет ценности. И тогда он придумывает план, как выставить ее сумасшедшей. Для этого он спрятал в лесу щуку, в реке зайца, а на дереве развесил блины.

Во время загрузки произошла ошибка.
«Наваждение»

На первый взгляд анимация кажется не только дешевой, но и халтурной. Тем не менее при просмотре картины это больше похоже на стиль. Впечатление дополняется гулом на фоне, а также невнятной человеческой речью. Закадровый голос напоминает монологи героинь реалити-шоу «Дом-2».

5

Постмодернизм во всей красе

В свете всего вышеизложенного может сложиться впечатление, что психоделические произведения анимационного искусства в России появились только во времена Советского Союза времен перестройки и окончательного распада, но это не так. В заключение разберем работу российского аниматора Александра Свирского «Мирс Пирс».

Мультфильм был создан в 2009 году. Для этого автор привлек друзей, которые вместе с ним учились в Ростовском художественном училище. Примечательно, что мультфильм был полнейшей импровизацией. Команда даже не использовала раскадровки и сценарий, чтобы сюжет и видеоряд были последовательными.

Я пытался как-то пару раз делать раскадровки, но бросал сразу. Потому что получается, что ты уже все нарисовал.
Александр Свирской

Тем не менее сюжет получился достаточно простой: некий Мирс Пирс, собравшись в путешествие, купил чемодан. Вещи, которые герой в него положил, попали на Землю и превратились в роботов, которые затем захватили весь мир. Поэтому Мирс Пирс вынужден предотвращать последствия устроенной им катастрофы.

Во время загрузки произошла ошибка.
«Мирс Пирс»

В данный список мультфильм попал из-за своей неоднозначности. Российская творческая интеллигенция в полном восторге от картины. Но при этом сюжет сам по себе незамысловатый, а видеоряд крайне психоделичен, чем усложняет восприятие происходящего на экране. В совокупности с диалогами все это превращается в театр абсурда.

Во время перестройки советские мультипликаторы получили определенную свободу. Это дало возможность им экспериментировать и ярко демонстрировать, что анимация может создаваться не только для детей и даже быть понятна далеко не всем взрослым. Поэтому данный период стал своего рода лакмусовой бумажкой.

При этом важно понимать, что место для исследований было всегда. Так, в тридцатые годы русский эмигрант Александр Алексеев изобрел булавочный экран, а российский художник Александр Петров при помощи рисования маслом на одном холсте создал картину «Старик и море», за которую позже получил «Оскар».

Во время загрузки произошла ошибка.

Это тоже интересно:

Ракеты, танки, пылесосы и даже «Ну, погоди!». Технологии, которые СССР подглядел у Запада

Нулевые — это новые девяностые: по чему мы будем ностальгировать

Накрашенные парни покорили весь мир. Что такое K-pop, и почему он популярен?

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись интересной подборкой с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
25
Дмитрий Авраменко
В ответ на комментарий от Фудзияма
Фудзияма
Всё что производится в этой стране - ужас, даже лапти ужасны
СсылкаПожаловаться
некоторое из того, что мы производили, позволяло держать за глотку весь мир. нас боялись, но! - уважали. что касается остального - вот что бывает, когда кухарка с её психологией и менталитетом, начинает управлять государством. а по поводу лаптей - отличная обувь. вот только это штучная работа, но никак не производство.
СсылкаПожаловаться
михаил агеев
Чё курите придурки?!
СсылкаПожаловаться
Марченко В.С.
Наркоманы больные.
СсылкаПожаловаться
Чародей Феникс
мульт эволюция - где кенгуру имеет на месте живота огромный зубастый рот,которым он всех жрет во всех подробностях. Для маленьких детей шокирующий мульт.
СсылкаПожаловаться
Дмитрий Василье
В ответ на комментарий от Керичев Максим
Керичев Максим
Сограждане! Если у кого-то ограниченное восприятие - так это уж явно не проблемы мультипликатора. Вам Губку Боба смотреть тогда, понимаете? Или еще какое нибудь развлекалово по-проще. А если есть внутренняя потребность духовно обогатиться - то советская мультипликация - подлинный клад. Не даром японцы чебурашку дорисовали. Разобрались. Молодцы!
СсылкаПожаловаться
Не надо сравнивать чебурашку и такое "творчество"
СсылкаПожаловаться
Керичев Максим
Сограждане! Если у кого-то ограниченное восприятие - так это уж явно не проблемы мультипликатора. Вам Губку Боба смотреть тогда, понимаете? Или еще какое нибудь развлекалово по-проще. А если есть внутренняя потребность духовно обогатиться - то советская мультипликация - подлинный клад. Не даром японцы чебурашку дорисовали. Разобрались. Молодцы!
СсылкаПожаловаться
Алексей
В ответ на комментарий от Взирающий
Взирающий
А Норштейн с Ёжиком где?
СсылкаПожаловаться
Ежика в Тумане не трогай зарЭжу гы гы
СсылкаПожаловаться
Алексей
все перечисленные мультфильмы относятся к жанру для взрослых, но мультфильмы времен СССР самые классные - будучи взрослым и то смотрю с удовольствием
СсылкаПожаловаться
Анатолий Климов
Особенно они характерны для периода «перестройки», когда создавались откровенно западное гнилое "искусство" пугающие и наполненные еле уловимым глубоким смыслом мультфильмы.
СсылкаПожаловаться
zzz zzz
Да были "шедевры". Про Галактиона мульт ваще мрак. И про художника который встретил пришельца и пел с ним.
СсылкаПожаловаться
Фудзияма
Всё что производится в этой стране - ужас, даже лапти ужасны
СсылкаПожаловаться
Елена Меледина
Говорящая губка лучше и человечки со ртом возле уха тоже в холодный пот не бросают, правда же, любители Голивуда?
СсылкаПожаловаться
Андрей Елисеев
В детстве мультики арменфильма боялся. Да и эти то еще безумие. Сейчас порой глянешь и передергивает, какой ужас показывали. Были спокойные добрые мульты типа Ну погоди или Простоквашино. По сказкам хорошие были. Но вот это... лучше современный диснеевский конвейер смотреть, ума не прибавится, но зато психика целой останется.
СсылкаПожаловаться
Дед Ахмед
Фиксирую ФАЛ
(автор смотрит стримы DAWGа или это матрица ?)
СсылкаПожаловаться
;) ;)
А есть где блевин разбивает свой глюканутый шлакофон?
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от vers ver История переписки2
vers ver
Проблема не в том что такие везде есть, а вот где они массово, где нет талантов. Вот у нас таких в "творчестве" почти все, талантов нет вообще. Пару толковых мультов и фильмом проскакивало в СССР и на этом всё! А так америка несравнима по количеству шедевров с нами, они лидеры.
СсылкаПожаловаться
Ничего подобного. Советские мультики как раз не чета современным. Они учили дружбе и взаимопомощи. А сейчас - сплошные драки.
СсылкаПожаловаться
дмитрий
Тянитолкай...Капитошка..Лошарик..Чебурашка......Кто остановит наркоманию среди детских писателей??
СсылкаПожаловаться
Windows and Android User
Мульты под барбитуратами и кислотой делалали
СсылкаПожаловаться
Юрзинов Сергей
В ответ на комментарий от Илья Бутусов
Илья Бутусов
По мультфильмам чётко прослеживается деградация и распад советского государства.
СсылкаПожаловаться
По этой теории от современной России уже году к 2000-му камня на камне не должно было остаться. И после этого ещё раза три, минимум.
СсылкаПожаловаться
vers ver
В ответ на комментарий от Deluks
Deluks
Наркоманы были всегда и везде!
СсылкаПожаловаться
Проблема не в том что такие везде есть, а вот где они массово, где нет талантов. Вот у нас таких в "творчестве" почти все, талантов нет вообще. Пару толковых мультов и фильмом проскакивало в СССР и на этом всё! А так америка несравнима по количеству шедевров с нами, они лидеры.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас