Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Истребитель «Сухой Т-50»: самый технологичный из военных самолетов

Парад Победы — это не только праздничная традиция и почитание исторической памяти, но и демонстрация обороноспособности страны. Злые языки называют это «бряцанием оружием», но именно на парадах обычно впервые показывают широкой общественности новые достижения военно-промышленного комплекса.

В этом году ожидается начало серийного производства нового российского истребителя «Сухой Т-50» (он же ПАК ФА, он же И-21). Эта машина относится к так называемому пятому поколению истребителей и буквально напичкана суперсовременными технологиями. Ранее велась разработка похожей машины — МиГ-35, однако в начале 2000-х годов проект был свернут, поскольку Минобороны сделало ставку на более перспективную «Сушку». Интересно, что в конце 2015 года «МиГ» реанимировали и решили выпускать, но все-таки это машина так называемого поколения «4++», а «Сухой» — это настоящее «5G». В мире пока есть только один самолет такого класса — американский F-22 Raptor, и вот его-то и стояла задача превзойти. За счет чего?

Маскировка

Одно из главных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения — это малозаметность. Электронные средства обнаружения за последние двадцать-тридцать лет совершили настоящий рывок: помните гулявшую по интернетам картинку со сбитым "Стелсом" и подписью: "Простите, мы не знали, что он невидимый"? Так вот эскадрилья старых самолетов для современных систем - это примерно как стая уток для охотника с ружьем.

Поэтому, например, никакие элементы самолета не примыкают друг к другу под прямым углом (потому что такая форма очень хорошо отражает сигнал, испускаемый радиолокатором), а вся конструкция просчитана таким образом, чтобы тот максимально рассеивался. Кроме того, нанесено специальное радиопоглощающее покрытие. В результате вражеские РЛС, если и обнаружат самолет (стопроцентной гарантии незаметности дать нельзя), то не смогут определить его направление и скорость. А для тех, кто использует инфракрасную (т.е. по теплу двигателей) и акустическую (по их шуму) систему обнаружения, придуманы новые двигатели — "холодные" и "тихие", например, с ними Т-50 выходит на сверхзвуковую скорость без использования режима форсажа.

Разведка

Т-50 имеет так называемую "умную обшивку" - помимо традиционной одной радиолокационной станции здесь несколько РЛС и ОЛС (оптолокационных станций) размещены по всему фюзеляжу; имеется 5 встроенных антенн, а 25% фюзеляжа выполнено из радиопрозрачного углепластика. Традиционная РЛС с активной фазированной антенной решеткой "Н036 Белка" X-диапазона разработана специально для нового истребителя. В ней 1526 приемопередатчиков. А в передней части крыла установлена еще одна РЛС L-диапазона, которая делает заметными вражеские истребители — у них технологий защиты от таких локаторов нет, ведь они эффективны лишь для определенных диапазонов частот, и во время их разработки таких РЛС не было. Имеется также два радара бокового обзора. Главная особенность новых систем — преимущественное использование пассивых, а не активных датчиков, чтобы не "выдавать" самолет работающими локаторами.

Пилотирование

Самолет имеет новейшее катапультное кресло, управляемое компьютером. Тот непрерывно отслеживает параметры полета (скорость, углы крена и тангажа, высоту полета, угловые скорости и даже вес летчика), и в нештатной ситуации катапультирование произойдет быстрее, чем сам пилот успеет сообразить, что что-то пошло не так. Это как раз тот случай, когда лишняя секунда может спасти жизнь.

В кабине установлено два основных 15-дюймовых дисплея и несколько дополнительных, а некоторая информация выводится прямо на стекло шлема пилота; при этом есть также речевой информатор. Подробности держатся в секрете, но мы не удивимся, если можно будет сказать: "Окей, шлем, покажи врагов поблизости". Впрочем, шлем отслеживает положение зрачков пилота и самолет сможет захватить цель, если просто на нее посмотреть. Система работает на скоростях до 1000 км/ч.

Вооружение

У истребителей пятого поколения вооружение располагается во внутренних отсека — опять же, для маскировки. В первую очередь это управляемые ракеты класса "воздух-воздух" малой, средней и большой дальности. Несмотря на то, что они тоже новые (РВВ-МД, РВВ-СД, РВВ-БД), концептуально они являются модернизированными ракетами, разработанными в 1980-1990-х годах и отличаются в основном дальностью полета да более современной электронной начинкой: то есть, это более высокая точность наведения, помехозащищенность и чувствительность. В остальном принцип действия тот же: ракета захватывает цель и летит за ней, после чего на оптимальном расстоянии до нее (оно определяется с помощью лазерного дальномера) происходит активация взрывателя и поражение вражеского самолета.

Кроме того, для Т-50 разрабатываются и ракеты "воздух-земля", корректируемые авиабомбы, падающие строго по заданным координатам. Также на нем будет устанавливаться новая скорострельная пушка, способная работать в любом режиме полета.

 

Илья Шатилин

Флагман Alcatel IDOL 4S
И очки виртуальной реальности
Мощнейший флагман
С уникальным безрамочным экраном
Комментарии
456
Boris
В ответ на комментарий от Алексей ОГ История переписки3
Алексей ОГ
Это не более чем импортный процессор с надписью на русском языке, к тому же он дороже. С продукцией МЦСТ не знаком, но думаю что дело обстоит также.
СсылкаПожаловаться
В Зеленограде как раз свои линии производства. Легко можно найти репортажи с фотографиями, например в ЖЖ у Алексея Антяскина. А МЦСТ, тот да, производит на Тайване, но по своим шаблонам.
СсылкаПожаловаться
Алексей ОГ
В ответ на комментарий от Boris История переписки2
Boris
Видел много электронных устройств на отечественной элементной базе. Видел процессоры в Зеленограде (Микрон, Ангстрем). И продукцию МЦСТ видел.
СсылкаПожаловаться
Это не более чем импортный процессор с надписью на русском языке, к тому же он дороже. С продукцией МЦСТ не знаком, но думаю что дело обстоит также.
СсылкаПожаловаться
Boris
В ответ на комментарий от Алексей ОГ
Алексей ОГ
По косвенным признакам, я склонен считать, что именно так. Вы видели хоть одно электронное устройство, на отечественной элементной базе? Я нет и все кого я знаю, тоже не видели. На сегодняшний день у России нет химической промышленности, следовательно и не может быть собственной элементной базы, своих микропроцессоров. Пока не будет решена эта проблема. Этот самолет так и останется не более чем дорогой машиной для выполнения фигур высшего пилотажа. И мне плевать на Америку, меня волнует Россия и ее судьба. А на счет пропаганды. Любая страна всегда превозносит силу своих вооруженных сил и опускает вооруженные силы вероятного противника. Всегда ведется по запугиваю противника, таким образом, чтобы он даже и не подумал проверить, а действительно ли у России есть оружие с таки-то возможностями или нет. Разработка новых видов вооружений и совершенствование старых, и вообще усиление армии всегда направлены на предотвращения появление даже самой мысли у кого-то напасть на страну, а ни как не на развязывание войны и проверку вооружения в реальном противостоянии с врагом. При этом конечно у всех есть свои козыри. Но в данном случае Т-50 козырем являться не может, не только в силу указанных выше причин ну в виду того, что их всего порядка 10 шт.
СсылкаПожаловаться
Видел много электронных устройств на отечественной элементной базе. Видел процессоры в Зеленограде (Микрон, Ангстрем). И продукцию МЦСТ видел.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru