Таможенники в России перейдут на усиленный режим в связи с началом мировых продаж iPhone 8

22 сентября в США, Европе и в Китае начинаются продажи новой линейки iPhone 8. В России продажи стартуют 29 сентября, а значит в страну повалят серые перевозчики, которые будут перепродавать купленные за рубежом новинки втридорога. Мы пообщались с заместителем начальника таможенного поста «Международный аэропорт Шереметьево» Максимом Баландиным о том, готова ли таможня к встрече с «восьмеркой».

Готовы к валу новых iPhone 8? Будете предпринимать какие-то меры?

— Безусловно, таможенные органы держат эту ситуацию под контролем и в поле зрения, и старт продаж iPhone 8 для нас является основанием для усиления контроля. Мы будем «светить» больше багажа, больше людей выставим на это направление. Это классический вариант, который мы ежегодно отрабатываем. И никогда не оставляем без внимания поток смартфонов.

C полуночи на пост заступит новая смена, ей дадут все необходимые вводные в 21 час. Эта ночная смена уже будет ориентирована на iPhone и будет активно работать.

Мы будем очень пристально следить за рейсами из стран, где начались продажи, а особенно — за рейсами из Гонконга, так как для ввоза часто используют китайских курьеров, из США и из Объединенных Арабских Эмиратов.

Как долго будет продолжаться усиление контроля?

— Все зависит от того, как быстро Apple насытит официальных продавцов в стране новой линейкой. Если у них будут разнообразные смартфоны — по цвету, по объему памяти, то конкуренция между ними и нелегальными продавцами будет минимальной. Сейчас люди скорее придут в официальные точки продаж и купят новинку там.

Если у официалов будет дефицит, не будет популярного цвета, например, то перевозчики этим непременно воспользуются.

Значит, мы будем усиленно работать дальше, пока Apple не предоставит все доступные модели.

Когда мы узнаем о первых задержаниях?

— Прогнозов нет, как таковых. Шереметьево — не единственный пункт ввоза этой продукции, как и Москва — не единственные воздушные ворота.

Мы тщательно готовимся и усиливаем контроль, перевозчики это понимают.

Не в их интересах экспериментировать: нелегальный перевозчик заинтересован в относительно большом объеме ввоза товаров. Ему надо привезти не 1-2 телефона, которые можно спрятать на себе и пройти в пассажиропотоке. Это должна быть партия. А когда это партия, она представляет собой некий физический объем.

Увесистый чемодан, как говорится, автоматом привлекает наше внимание.

И товарищи понимают, что здесь уже не проскочишь с большим количеством. Мы не будем той лазейкой, через которую будут активно пытаться везти большие партии, так как велик риск быть пойманными и привлеченными к ответственности.

Cколько iPhone может провезти один человек, не вызвав подозрений? Где граница?

— Единственный объективный критерий, который установлен законодательством — это стоимость товаров для личного пользования, которая ограничена 10 000 евро без уплаты платежей. Eсли летит пассажир, который раньше не попадал в поле нашего зрения как нарушитель, то формально товары для личного пользования на эту сумму он может провезти.

Например, единица продукции стоит 1200-1300 евро. Делите 10 000 на это число и получается, что вписывается не более 8 единиц. Но надо очень убедительно объяснить, что эти 7-8 iPhone он везет для личных целей. Если хотя бы один из критериев (направление перемещения, частота перемещения, вид деятельности, которым занимается пассажир) будет не в его пользу, то у нас будут основания признать эти 7-8 единиц товарами уже не для личного пользования. И привлечь его к ответственности.

Сами подумайте. Вы как среднестатистический турист сколько за раз привезете iPhone? Один, два, три? Это не вызовет вопросов.

Когда цифра начинает увеличиваться, вопросов тоже становится больше. И пассажиру на них нужно очень убедительно отвечать, чтобы его не посчитали нелегальным перевозчиком.

Представим, что не получилось убедительно объяснить, что везу iPhone для себя, и партию изъяли. Что с ней происходит?

— Если мы сочли партию iPhone коммерческой или же если превышена стоимость 10 000 евро, мы отправляем товар на товароведческую экспертизу. Это делается для того, чтобы определить стоимость cмартфонов (документы перевозчики обычно уничтожают) и их оригинальность. Экспертиза занимает 20 рабочих дней, плюс время на доставку туда-обратно.

Так как эксперт загружен, на практике от изъятия до решения эксперта может пройти 1-2 месяца.

Куда iPhone отправляют потом?

— Допустим, партия провезена с целью ухода от уплаты платежей, без декларации. Этап 1: мы пресекли ввоз, отправили товар на экспертизу, получили заключение эксперта. Есть подтверждение, что это оригинальные iPhone и они стоят столько-то. Материалы передаем в отдел административных расследований, если стоимость неуплаченных платежей — до 2 млн рублей, если больше — в отдел дознания, возбуждается уголовное дело. Но обычно все ограничивается административным делом.

Когда заканчивается расследование, гражданину, который ввозил товары c нарушением правил, назначается штраф. И товар отдается ему для оформления в установленном порядке: человек опять возвращается в положение только что прибывшего на территорию России. Дальше он может официально подать декларацию на этот товар, уплатить все платежи и ввезти его легально, либо вывезти за территорию страны.

Здесь вы можете прочитать обзор обзоров на iPhone 8 и iPhone 8 Plus. Иностранные журналисты, которым Apple разрешила потестировать новое поколение до старта продаж, пришли к разным выводам по поводу дизайна устройства, возможностей камеры и производительности. И дали рекомендации, стоит ли брать «восьмерку» или подождать Х.