«Живое общение должно быть не в больничных коридорах, а в кругу родных и друзей». Как телемедицина избавит нас от походов к врачу

В рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде стало известно, что телемедицинские консультации будут включены в полис обязательного медицинского страхования. Разбираемся, что это значит и как на это реагируют пациенты со всей России.

Телемедицина? Это что-то про зарядку воды через телевизор?

В Советском Союзе некоторое время были популярны психотерапевты и целители, консультирующие население по центральному телевидению. Дистанционный наркоз от Анатолия Кашпировского и загадочные пассы руками Аллана Чумака стали яркими примерами неоднозначного симбиоза технологий и якобы врачебной практики. Сейчас телемедицина — это использование компьютеров и других средств коммуникации для обмена медицинской информацией и оказания дистанционной консультативной помощи.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Связь между врачом и пациентом обеспечивается специальными системами видеоконференц связи. Благодаря этому врач может не только видеть и слышать пациента, но и обмениваться мультимедийными данными и вложениями — документами, снимками, результатами анализов. Особенно это актуально для пожилых пациентов, у которых нет возможности часто посещать больницы, жителей небольших поселков и деревень, а также для людей с плотным графиком.

Прямые трансляции хирургических операций и других сложных процедур, дистанционные лекции и конференции тоже относят к телемедицине. С помощью новых технологий высококвалифицированные специалисты из любой точки мира не только могут делиться знаниями и опытом с коллегами, но и обучать студентов.

По данным исследовательского отчета компании Global Market Insights, в 2019 году объем рынка телемедицинских услуг в 2019 году составил 38 миллиардов долларов. По прогнозам специалистов, к 2026 году этот показатель вырастет до 175 миллиардов долларов. Основными препятствиям для развития этой отрасли здравоохранения называют низкий уровень информированности о телемедицине в развивающихся странах и непоследовательность в государственной поддержке.

В США телемедицинские технологии применяют не только частные клиники, но и торговые сети. Так, американская компания оптовой и розничной торговли Walmart устанавливает в магазинах специальные компьютеры, с помощью которых можно установить связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в онлайн-очередь и говорит с доктором по видеосвязи.

5 пилотных регионов и полис ОМС

В России применение цифровых технологий в процессе лечения пациентов регулируется законом No 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и законом No323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Эти законы позволяют проводить удаленные консультации, менять установленную на очном приеме у врача схему лечения, рекомендовать узкопрофильных специалистов и направлять на анализы. Поставить первичный диагноз на телемедицинской консультации врач не имеет права — по закону это нужно сделать очно. Тем не менее, из-за эпидемии коронавируса, в закон внесены поправки о возможности дистанционного осмотра пациентов и постановке диагноза.

Выписывать рецептурные препараты на телемедицинских консультациях было запрещено до 19 марта 2020 года. Пункт 2.15 приказа Министерства здравоохранения No198н разрешил больницам дистанционную выписку рецептурных лекарств, но только до 1 января 2021 года.

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» представители венчурного фонда VEB Ventures и цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом» отметили, что пилотные проекты по внедрению телемедицинских услуг в систему обязательного медицинского страхования запущены в четырех регионах — Ивановской, Ульяновской, Нижегородской областях и республике Татарстан. На Сахалине и в Калужской области все жители, имеющие полисы, могут получать дистанционные консультации в рамках обслуживания по ОМС. Для получения консультации нужно пройти регистрацию на сайтах «Доктор рядом ОМС» через портал Госуслуги.

Бесплатными консультациями уже воспользовались жители 81 региона России

Генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов и генеральный директор компании «Доктор рядом» Денис Швецов рассказали о перспективах развития телемедицины в российских регионах.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

«Это переход от сарафанного радио в современный технологический проект. В труднодоступных условиях телемедицинские консультации могут стать единственным способом получить помощь.

Во время пандемии мы совместно с ВЭБ. РФ и цифровым сервисом „Доктор рядом“ запустили социальный проект по предоставлению всем жителям России бесплатных дистанционных консультаций с терапевтами, педиатрами, а также врачами узких специальностей. Статистика показала, что более 70% пользователей обращались за консультациями врачей узких специальностей, и их жалобы не были связаны с эпидемией COVID-19. В рамках проекта мы получали звонки от жителей 81 региона нашей страны.

Конечно, телемедицина не сможет полностью заменить очный медицинский прием. Будущее за эффективным сочетанием офлайн и онлайн технологий и практик. Телемедицина помогает сделать процесс более эффективным за счет экстерриториальных консультаций, когда один специалист может быть перезагружен, а другой — наоборот. Объединение докторов в телемедицинскую сеть позволяет сбалансировать нагрузку на врачей и использовать человеческие ресурсы продуктивнее. Благодаря дистанционным консультациям пациент может получить второе мнение высококвалифицированного специалиста из другого региона. Уровень проникновения интернета и связи в нашей стране очень высок, поэтому обращаться за дистанционной медицинской помощью имеют возможность даже жители самых удаленных территорий.

С другой стороны, во многих случаях жители мегаполисов могут не тратить время на визит к врачу, а решить свои вопросы онлайн, в рамках консультации со специалистом.

Дистанционные теле-консультации — это только начало. Цифровые технологии и дальше будут внедряться в сектор здравоохранения: системы дистанционного мониторинга за пациентами с хроническими заболеваниями, программы реабилитации, лечебной физкультуры и многое другое.

Впоследствии мы ожидаем, что система искусственного интеллекта выступит в качестве надежного помощника для первичной маршрутизации пациентов и принятия врачебных решений. То, что происходит сейчас — это пять процентов от всего процесса обновления и цифровизации, который предстоит пройти системе здравоохранения.

За период пандемии изменилось восприятие телемедицинских услуг, россияне стали интегрировать дистанционное общение с врачом в повседневную жизнь. Сегодня это уже не экзотика, а обычная практика или необходимость. Хотелось бы, чтобы живое общение происходило не в больничных коридорах, а в теплом кругу родных и друзей.

Здоровье, долголетие населения и отсутствие необходимости часто обращаться к врачу — главные показатели эффективности новых мер. Основная цель — достигнуть превентивной медицины, предсказывающей, когда нужно запланировать осмотр при зафиксированных особенностях организма и образа жизни. Статистическая выборка говорит о том, что можно заранее предвосхитить потенциальную болезнь или неправильный диагноз.»

Это тоже интересно:

Контент недоступен