Обзор Tesla Model S: самый технологичный электромобиль

Тесла — фамилия выдающегося изобретателя, благодаря которому мы используем переменный ток и электродвигатели, приводящие в движение большую часть современного мира. Пожалуй, для компании-производителя прорывных электрокаров нельзя придумать название лучше. После уймы не слишком удачных попыток сделать электрокар, способный на радость «зеленым» заменить машину с ДВС в повседневных поездках, компании Tesla удалось практически невозможное. Они не просто сделали успешный электрокар, но еще и с изрядно спортивными нотками! Молниеносный разгон на уровне автомобилей с мощным ДВС, эффективное торможение с рекуперацией, приличная управляемость — и все это при солидном запасе автономного хода около 400 км. Неудивительно, что продукция Tesla начала пользоваться огромной (по меркам электромобилей) популярностью сначала в США, а затем и в Европе. Например, Tesla Model S стала самой продаваемой машиной в Норвегии, во многом благодаря значительным льготам при покупке.Неменьший интерес вызывает и прогрессивная «начинка» Теслы: в отличие от большинства привычных автомобилей, над Tesla изрядно поработали инженеры сферы IT, поэтому бортовой интерфейс имеет максимально современный вид. То есть электрокар изначально ориентирован на тач-интерфейс с 17-дюймовым экраном и взаимодействие со смартфонами или планшетами. Многие функции здесь интегрированы лучше, чем в большинстве машин. Наш обзор посвящен Tesla Model S как образцу высоких технологий и набирающему популярность гаджету.

Основные характеристики

  • Тип кузова: пятидверный хэтчбек (5 мест)
  • Снаряженная масса: 2108 кг
  • Двигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель
  • Мощность: 416 л. с. при 5000—8600 об/мин
  • Крутящий момент: 600 Нм при 0—5100 об/мин
  • Батарея: литий-ионная, расположена в полу салона
  • Напряжение: 366 В
  • Емкость: 85 кВт·ч
  • Тип привода: задний
  • Трансмиссия: одноступенчатый редуктор
  • Передняя подвеска: пневматическая на двойных поперечных рычагах
  • Задняя подвеская: пневматическая, многорычажная
  • Тормоза: дисковые вентилируемые (по кругу)
  • Базовая размерность шин: 245/45 R19
  • Максимальная скорость: 210 км/ч (ограничено электроникой)
  • Разгон 0—100 км/ч: 4,4 с
  • Средний расход электричества: 23,8 кВт·ч/100 км
  • Максимальный запас хода: 502 км

На тестировании был электромобиль Tesla Model S в версии P85, розничная цена — от 73 000 евро в Европе.

Редакция Hi-Tech.Mail.Ru благодарит генерального директора и основателя Mail.Ru Group Дмитрия Гришина за предоставленную на тест машину!

Дизайн и интерьер

Флагманская модель Tesla Model S обладает элегантными формами, которые напоминают вовсе не американские, а, скорее, европейские марки. Мне показалось, что в пропорциях силуэта и боковых обводах угадывается что-то от Jaguar или Maserati, а может быть, и от Mazda — именно здесь работал ведущий дизайнер Франц фон Хольцхаузен перед тем, как перейти в Tesla. Добавьте сюда яркий, сочный красный металлик — и машина начинает нравиться практически всем. Не припоминаю, чтобы приходилось слышать серьезные нарекания по поводу внешности Tesla.

Качество сборки — вот что выдает в машине американское происхождение и «мелкотиражное» производство. Зазоры местами плавают, некоторые детали интерьера стыкуются неряшливо. С этой точки зрения Теслу сложно назвать премиальной машиной. Впрочем, это и не являлось конечной целью.

Интерьер машины минималистичен: трехспицевый руль, слегка усеченный по хорде, центральная консоль обтянута кожей и украшена серебристыми и лакированными вставками. Салон достаточно просторный, если не считать ниспадающую крышу над головами задних пассажиров. Рослые седоки будут упираться головой, но запас пространства «по ногам» есть. Правда, с учетом почти пятиметровой длины машина могла быть еще просторнее. Бонус электромобиля: передний багажный отсек под капотом в дополнение к вместительному багажнику сзади (150 + 745 л).

От всего этого в первом впечатлении возникает контраст: симпатичная внешне машина местами оказывается довольно простой изнутри: взять, к примеру, внутренние ручки дверей, неважную шумоизоляцию и так далее. Что поделаешь, машина недешевая, и ей не избежать некоторых придирок. Хотя для первой полностью оригинальной модели Tesla Model S выглядит замечательно, а качество сборки дополнительно подтянется при переходе на более масштабное производство.

Бортовая система

Первое, что замечает пилот Теслы в минималистичном интерьере — это дисплей комбинации приборов и внушительный 17-дюймовый «планшет», в котором интегрированы все сервисные и развлекательные функции. Допустим, виртуальная комбинация приборов — уже не новинка, такие решения можно встретить на современных автомобилях. А вот полное отсутствие кнопок, за исключением индикатора аварийной остановки и открытия бардачка, впечатляет.

Такую тесную интеграцию функций в единый сенсорный интерфейс можно увидеть разве что в недавно показанном интерьере Volvo XC90 нового поколения. Tesla же предлагает подобное решение не первый год. В целом, графическая оболочка довольно симпатичная: кругом аккуратные иконки и пиктограммы, понятные и удобные виртуальные кнопки. Наверное, поэтому Tesla так часто вызывает ассоциации со смартфонами. Кстати, в качестве начинки тут используется платформа NVIDIA Tegra 3, что снова роднит электрокар с мобильной электроникой.

Итак, на водительском дисплее отображается текущий статус машины и все, что имеет отношение к поездке. В данном случае машина стоит на парковке в режиме зарядки. В центре экрана можно увидеть напряжение и ток зарядки, а также прогнозируемый запас автономного хода. Слева — статистика пробега и расхода энергии, а если нажать «горячую клавишу» на руле, то справа появится список функций, которыми можно управлять, не отрываясь от поездки:

  • Климатические установки для водительского места
  • Скорость вентилятора обдува
  • Яркость водительского экрана
  • Управление люком
  • Переключение медиаисточника

Что любопытно, регулировка открытия люка сделана по нескольким градациям, выражаемым в процентах: от легкой вентиляции (менее 15%) и до открытия настежь (100%). Естественно, на ходу вместо пиктограмм зарядки на экране появляется спидометр, экономайзер и другие, более привычные глазу инструменты — все, что требуется водителю. Но все самое интересное выводится на большой «развлекательный» дисплей.

Здесь присутствуют следующие информационные категории:

  • Медиаплеер
  • Карты и навигация
  • Расход энергии
  • Веб-браузер
  • Камера заднего вида
  • Телефон

На большой экран могут одновременно выводиться сразу два приложения: например, медиаплеер и навигация. Площади вполне хватает, чтобы уместить нужную информацию, детализированные карты и иконки.

В нижней части экрана неизменно присутствуют параметры двухзонного климат-контроля. Надо сказать, в современных машинах премиум-класса встречается и большее количество зон, хотя они не всегда «подлинно» разделены по температуре.

Медиаплеер способен воспроизводить мультимедийные файлы с разных источников, поддерживается интернет-радио TuneIn. Дополнительные настройки позволяют отрегулировать позиционирование звука и активировать эффект окружающего звука Dolby Surround. Есть простенький 3-полосный эквалайзер.

Карты и навигация — гордость Теслы. Здесь решили пойти простым и логичным путем: лицензировать картографию Google. Поэтому европейские модификации Tesla Model S прекрасно ориентируются в России, а также способны отображать информацию о пробках прямо в штатной навигационной системе. Встроенный 3g-модуль в России не работает, но всегда можно подключить мобильный интернет на смартфоне и «раздать» Тесле интернет через Wi-Fi. Получается весьма удобная комбинация.

Отдельной похвалы заслуживает быстродействие системы. Да, в напряженной работе карты Google иногда «притормаживают», но если сравнить интерфейс Tesla с большинством остальных машин — то он гораздо шустрее и плавнее. Качественное отображение дорожной ситуации (пробок) на территории России и вовсе остается загвоздкой для большинства машин, так что Tesla в этом отношении справляется отлично.

Штатная навигация отдельно собирает статистику по зарядкам автомобиля. В памяти хранятся все посещенные станции подзарядки, и они отображаются особым знаком на картах. Увы, самая ближайшая официальная станция подзарядки находится в 1669 километрах от Москвы в норвежском местечке Коргвеген под Лиллехаммером... В общем, проблему быстрой зарядки каждый владелец Теслы в России решает своими силами.

Как правило, устанавливается мощная 32-амперная линия с заземлением, от которой машина полностью заряжается за несколько часов.

Следующая закладка — расход энергии. Здесь отображается подробная статистика пробега и затраченной энергии, на основании чего строится прогноз остатка хода. Как обычно, усредненные данные — наиболее точные, а мгновенный расход энергии и остаток хода плавает в больших пределах, поэтому не стоит ориентироваться на них. В конце концов, счастливый владелец может прикинуть по этим данным, какие поездки наиболее экономичны, а какие — наиболее затратны, чтобы оптимально спланировать свой пробег от зарядки до зарядки.

В отдельную закладку вынесен полноценный веб-браузер. Поскольку машина легко подключается к любым точкам доступа Wi-Fi, то на парковке запросто можно выйти в интернет и поискать нужную информацию, проверить почту и так далее. На большом экране Теслы это не менее удобно, чем на планшете.

Далее идет камера заднего вида. Надо сказать, по меркам «премиум-класса» реализована она весьма скромно: нет ни кругового обзора, ни прикидочной разметки с траекторией движения. В принципе, многие современные машины имеет в своем арсенале камеру заднего вида с разметкой, а в премиум-классе уже принято делать круговой обзор с подробными диаграммами. Здесь Тесла терпит небольшое поражение.

И, наконец, телефонные функции — это привычная «громкая связь» и соединение с мобильниками. Тут все стандартно, обошлось без инноваций.

В бортовой системе хранятся все настройки электромобиля. Тут регулируются ездовые и общие параметры: рулевое управление, подвеска, открытие люка, свет и так далее. Европейская версия Теслы оснащена пакетом для холодных стран: сюда входит подогрев сидений и лобового стекла. Настроек не так уж много, но они хорошо продуманы и скомпонованы в данном меню.

Отдельного упоминания заслуживает функция код-граббера: Тесла способна «запоминать» радиокоды брелоков, открывающих ворота гаража или шлагбаумы, и при необходимости открывать их самостоятельно. Более того, каждый из трех сохраненных кодов имеет привязку по координатам: домашний и рабочий адрес машина не перепутает.

Большинство вышеупомянутых функций поддерживает удаленное управление через специальное приложение для смартфонов. Хотите заранее прогреть салон машины зимой? Пожалуйста. То же самое касается и параметров зарядки. Пока трудно говорить о безопасности этого решения, но возможность мониторинга состояния машины со смартфона будет полезна многим владельцам.

Что мы имеем в сумме? Большинство бортовых функций в Тесле уже давно стали привычным оснащением в премиальном сегменте. По-настоящему выделить можно удобную навигацию, высокое быстродействие и продвинутые сетевые функции. В то же время Тесла является отличным примером интеграции всех функций в единую систему, управлять которой на 17-дюймовом экране несравнимо удобнее, чем сотнями кнопок. Ну и, пожалуй, стоит упомянуть, что Tesla регулярно выпускает для машины программные обновления, которые исправляют и улучшают работу бортовой системы. Даже здесь машина похожа скорее на гаджет.

Наверное, это и рождает массу ассоциаций между Tesla и iPhone: они оба на определенном этапе совершили смелый переворот на рынке. Но перед Tesla стоит куда более сложная задача — она должна вселять уверенность в завтрашнем дне для всех электромобилей. И для популяризации одного лишь «умного» интерфейса будет недостаточно. Машине нужны впечатляющие ездовые характеристики.

Ездовые ощущения

Некоторое время назад словосочетание «спортивный электромобиль» могло вызывать лишь ухмылку. Большинство выпускаемых ныне электромобилей — увы, довольно скучные транспортные средства для экологических защитников, а не воплощение пресловутых идеалов «driver’s car». Но на общем фоне продукция Tesla и, в частности, Model S из нашего обзора — словно ярко-красный драйверский фрукт на фоне зеленых экологичных «овощей»!

Мощный 416-сильный электромотор обеспечивает двухтонной машине упругое и эластичное ускорение в большом диапазоне скоростей. Машина берет бодрый старт с места и ускоряется от 0 до 100 км/ч за 4,4 секунды — такой динамике позавидует иной спорткар именитого бренда. При этом запас хода для электрокаров рекордный: около 400 километров пробега в городских условиях. Это позволяет довольно свободно перемещаться по городским маршрутам, не слишком опасаясь остаться без заряда «на самом интересном месте».

Рекуперативное торможение — не новость для гибридных и электрических машин. Каждый раз, когда вы отпускаете педаль газа, Тесла запасает энергию через торможение. Если умело рассчитывать ход и вовремя переходить на режим рекуперации, можно сэкономить дополнительную величину заряда, а значит, и продлить величину автономного пробега машины. Но если ситуация требует интенсивного замедления — то к вашим услугам тормозная система от Brembo, способная эффективно «осадить» Tesla Model S с приличных скоростей. Безусловно, это очень важно для столь динамичного автомобиля.

Управляемость Теслы тоже не подкачала — машина четко прописывает траекторию в пределах разумных возможностей и, опять же, оправдывает свои претензии на спортивность. Проектируя машину, инженеры «нарушили» все автомобильные каноны: в основе всей конструкции — увесистая батарея аккумуляторов, расположенная в полу машины. За счет этого достигается очень низкий центр тяжести, повышающий устойчивость в поворотах. Возможно, Model S не изобретает колесо (или электродвигатель) заново, но ломает стереотипы — уж точно.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

До знакомства с Tesla я довольно скептически относился к концепции электромобилей, но теперь пришлось пересмотреть свои взгляды. Становится ясно, почему Тесла обрела такую популярность. Это не только способ подчеркнуть статус или выделиться из общей массы, но и способ хорошо провести время за рулем. Во всяком случае, Тесла вполне способна преподнести яркие ощущения именно водителю. При этом многие детали указывают на то, что свежее мышление и нетрадиционные решения позволили компании сделать во многих отношениях уникальный продукт.

Быть может, по совокупному качеству доводки она еще не дотягивает до признанных грандов, но давайте вспомним, что компания Tesla еще очень молодая и уже смогла добиться впечатляющих результатов. У крупных автоконцернов разработка подобного экспериментального седана может растянуться на долгие годы, в то время как калифорнийская компания подготовила свои модели в рекордно низкие сроки — и Tesla Model S получилась отнюдь не полуфабрикатом, а вполне законченным продуктом. Воплощать, казалось бы, несовместимые качества — это неотъемлемая часть философии Теслы. Точнее, их обоих.

Сможет ли электромобильная компания продолжить революцию и прославиться так же, как несравненный Никола? Время покажет, но пока что все складывается на редкость удачно, и здесь не обошлось без предпринимательского таланта Илона Маска, который смог привести малоизвестную калифорнийскую компанию к успеху. На данный момент активно развивается фирменная сеть зарядочных станций, и вполне возможно, что появление зарядочных точек в России сможет привлечь интерес потенциальных покупателей. Особенно тех, кто не боится отдать предпочтение именно Тесле вместо набивших оскомину премиум-марок.

Tesla упорно продолжают сравнивать с iPhone в мире машин, но между ними все-таки есть очень кардинальные отличия: вы можете представить себе, чтобы Стив Джобс добровольно открыл патенты Apple для сторонних компаний? Вот и мы не можем, а недавно Илон Маск официально объявил, что технологиями Tesla может воспользоваться любой желающий — естественно, в добросовестных целях и рамках приличия. Выходит, ради популяризации электромобилей в Tesla готовы даже перейти на идеологию “open-source” вместо патентных войн. Вот так поворот! Ждем реакции конкурентов, ведь автомобильный бизнес, в целом, переживает нелучшие времена, и настало самое время для перемен.