Торт в камере

День рождения – один из самых ярких праздников в жизни любого человека. И каждый из нас хочет, чтобы воспоминания о приятном торжестве сохранились надолго. Как из снятых на дне рождения видеокадров получить зрелищный мини-фильм? ComputerBild подскажет.


Роль второго плана
Подумайте: кто, кроме самого юбиляра, будет действующим лицом вашего фильма? Любимец семьи – кот; заботливая супруга; брат, примчавшийся на юбилей с другого конца света, и т. д. На этих героях во время съемок вы сосредоточите особое внимание.

С чего начать?


Выясните, где и как будет проводиться торжество. Заранее составьте предварительный сценарий ваших съемок, подумайте о деталях, которые вы хотите зафиксировать. Это организует вас, значительно облегчит процесс съемки и предотвратит нехватку видеоматериала при монтаже.


В зависимости от того, насколько хорошо вы знакомы с программой мероприятий, план съемок может быть примерным, тезисным, а может оказаться более детальным. В любом случае его наличие позволит в суматохе праздника не упустить важных мелочей и зафиксировать все необходимые для хорошего фильма моменты.


Не забывайте о деталях
Заранее продумайте, какие объекты должны попасть в кадр. Желательно найти предметы, явления, действия, которые могут без слов характеризовать юбиляра и которые вы будете разнопланово снимать в процессе торжества. Например, оригинальная курительная трубка, показывающая, что юбиляр – человек незаурядный, или крепкие рукопожатия, или атмосфера яркого солнечного дня – эти и другие детали могут передать настроение праздника.


Где эта улица, где этот дом...

Подготовьте кадры, необходимые для адресного плана. Этот материал вам обязательно пригодится.


Снимите с улицы дом, ресторан или кафе, в котором будет происходить празднование. Сделайте кадр с названием улицы и номером дома. Не забудьте о дорожке, ведущей ко входу, а если празднование будет проходить дома – то и о подъезде. Здесь и сейчас эти картинки могут показаться лишними, но помните: ваш фильм скорее всего будут смотреть и те, кто находится за сотни и тысячи километров от места, где он был снят. Кроме того, через несколько лет, возможно, и вы, и юбиляр переедете в другой город, тогда эти кадры приобретут для вас определенную историческую ценность.



Снятые крупным планом детали всегда смотрятся выигрышно

По возможности снимите крупным планом входную дверь подъезда или ресторана и руку одного из гостей (может, даже вашу собственную), ее открывающую.


Покажите поднимающиеся по лестнице ноги и – снизу вверх – панораму лестничного пролета.




Эти кадры можно отснять как «в режиме онлайн» – в момент самого действа, – так и заранее. Во втором случае не акцентируйте внимание ни на людях, ни на лицах – только детали: идущие ноги, дверь квартиры, кнопка звонка, лацкан швейцара, стоящего у двери ресторана. Если вы подниметесь по лестнице вместе с гостями или войдете вместе с ними в двери кафе, то сможете добиться эффекта присутствия, что несомненно улучшит ваш фильм.


Следите за светом!
Не забывайте, что освещение в помещении отличается от дневного света. Конечно, можно отрегулировать баланс белого и при монтаже, но если вы своевременно и правильно установите его, то избежите многих проблем, как на изображении внизу.


«Закулисье»


Если в «поле зрения» вашей камеры попадет процесс подготовки к празднику, это сделает фильм еще интереснее. При монтаже вы сможете чередовать кадры поднимающихся по лестнице или собравшихся у гардероба ресторана гостей с картинкой происходящего в этот момент в квартире юбиляра или зале, где будет проходить торжество – это добавит вашему фильму динамичности.


Сделайте несколько разноплановых кадров, в которых будет присутствовать юбиляр, готовящийся к встрече гостей. Снимайте виновника торжества в процессе движения, при этом сами оставайтесь на месте, поворачивая камеру (желательно на штативе) вслед за вашим героем. Пусть юбиляр походит по помещению, где накрыт стол. Следите, чтобы планы были «разнокалиберными», и обязательно добавьте деталей – склеивая такие кадры, вы сможете грамотно смонтировать фильм. Попросите героя поправить галстук или прическу и покажите крупным планом его руки или касающуюся волос расческу.



Старайтесь снимать людей в естественной обстановке, когда они не обращают на оператора никакого внимания


Снимите всех членов семьи. Покажите, кто чем занимается. Если торжество проходит в домашних условиях, не забудьте о животных юбиляра – пусть в ваш фильм попадет собака, кошка или, например, попугай.



Домашние любимцы живут своей жизнью, не обращая внимания на праздник. Вы можете снимать их разными планами и с различных ракурсов


Зафиксируйте несколько предметов, находящихся в окружении героя – часы, вазы для цветов, книжные полки, блюда на накрытом столе, – эти кадры впоследствии можно будет использовать в качестве «перебивок», которые помогут при монтаже разделить плохо сочетающиеся друг с другом кадры.



Мы вас ждали! Заходите!


Встреча гостей – один из самых главных эпизодов вашего будущего фильма. Прежде всего необходимо будет выбрать точку съемки. Этот момент важно снять общим планом – в кадре должны одновременно присутствовать и гости, и юбиляр.


Поснимайте юбиляра и группу гостей с разных точек. Уделите несколько кадров не только каждому пришедшему, но и их подаркам и цветам, если они будут вручаться в момент встречи. Снимите самый красивый букет, как крупно, так и в руках гостя, а затем и юбиляра. Чем больше материала будет отснято, тем легче подобрать кадры при монтаже.



Не пропустите момент поздравления и вручения подарка. Гостей с подарками и именинника можно снимать разными планами: в данных примерах это поясной план и американский. Можно снять их и в полный рост


Если кто-то сразу же начнет произносить речь, не упустите этот момент! Обязательно запишите голос поздравляющего! Следите, чтобы речь была записана полностью, без перерывов.


Не пересекайте «линию диалога» – все время оставайтесь по одну сторону прямой, на которой стоят юбиляр и гость. Тогда при переводе камеры от одного объекта съемки к другому вы сможете запечатлеть и героя, и поздравляющих, а в смонтированном фильме они будут «смотреть друг на друга». В противном случае атмосферу беседы передать не удастся.


Больше жизни
Ловите эмоции! Снимайте больше ярких сцен, лиц, «говорящих» деталей. Они сделают фильм живым и интересным.
%%%

Ужин подан

Центром празднования будет праздничный стол. Покажите его во всей красе. Особое внимание уделите блюдам, которые выносят отдельно – горячему, тортам, – они очень красочно смотрятся в кадре, к тому же, как правило, такие моменты застолья являются пограничными.


Снимая сцены общения юбиляра с гостями, постарайтесь не упустить момент, когда виновник торжества (или кто-либо из членов семьи) пригласит собравшихся к столу.


Покажите, как гости будут рассаживаться.


Запишите несколько тостов, произносимых в честь юбиляра (не стремитесь зафиксировать все – это вряд ли будет возможно).


Обязательно уделите внимание «развлекательным» паузам. Если в компании есть тамада (профессиональный или неформальный) – поинтересуйтесь заранее о его планах, чтобы быть готовым к съемкам различных конкурсов, шуток и розыгрышей.



Процесс задувания свечей можно снять двумя эпизодами: сначала общим планом, а затем отдельно показать торт и гаснущие свечи


Если в компании принято петь или танцевать – зафиксируйте и эти моменты. Песню записывайте целиком, чтобы во время монтажа ее фрагмент не оказался оборванным и при необходимости можно было бы наложить его на длинный видеоряд. Во время съемки танцев вы можете даже использовать прием «пьяной камеры», раскачиваясь в такт музыке и периодически «наезжая» на объект трансфокатором. Такой прием применяется нечасто, но в данный момент может оказаться актуальным. Даже если вы не станете использовать эти видеофрагменты при монтаже фильма, все равно у вас будет дополнительный шанс сделать ваше «домашнее кино» более ярким.


Уделите внимание не только самому столу, гостям и юбиляру, но и обстановке, в которой проходит торжество.


Фиксируйте то, что обычно остается за кадром. Например, вспомните о снятом вами в самом начале «любимце семьи» – чем он сейчас занят? Зайдите на кухню или выйдите в курилку, если вы в ресторане – скорее всего там что-то будет происходить. Снимите настенные или настольные часы. Циферблат, появляющийся в кадре несколько раз, может стать лейтмотивом фильма. Им может быть и какое-нибудь крупное блюдо в центре стола, опустошаемое в течение вечера.


Заключительный момент вечера – проводы гостей. Снимайте руки, делайте поясные планы одева ющихся гостей и общие планы прощания с юбиляром. Покажите двери, причем как открывающиеся, так и закрывающиеся, лучше всего – несколькими планами: дверная ручка и рука гостя у замка, дверь в процессе открывания, средний план юбиляра или гостя у двери.


Дополнительно – разумеется, если вы не ушли вместе с гостями, – можно снять семью в постпраздничном антураже: кто-то убирает посуду и суетится на кухне (если съемки происходят в квартире), кто-то смотрит подарки, кто-то просто отдыхает. Покажите, как юбиляр разглядывает полученные открытки и читает поздравления или перебирает семейные фотографии. Все зависит от вашей фантазии и идеи создаваемого фильма.


Всего не предусмотришь
Перед вами – схематичный план съемок традиционного юбилея в обычной обстановке. В соответствии с изменениями в ходе самого торжества вносятся коррективы и в съемки фильма – разберетесь в процессе!


Внимание – деталям!

Ваш фильм будет ярче, если вы снимете много крупных планов и деталей. Однако не увлекайтесь – не стоит забывать о привязке этих деталей к местности. Чтобы не дезориентировать зрителей, после крупного плана обязательно делайте более общий, глядя на который, зритель без труда обнаружит показанную в предыдущем кадре деталь.


Лучше всего будет, если вы заранее подумаете о том, какие детали и крупные планы должны присутствовать в фильме – цветы, рука с букетом, ваза, горячее блюдо, торт, глаза юбиляра и т.д. Старайтесь, чтобы при съемке крупных планов на фоне не появлялись отвлекающие детали, особенно – движущиеся объекты и люди.



Крупные «гастрономические» планы, как правило, вызывают у зрителей приятные эмоции



Улыбнитесь: наезжаем!


Использовать трансфокаторные «наезды» (зумы) и панорамы следует крайне осторожно. Съемки застолья, как правило, позволяют обойтись без подобных «изысков». Однако, если вы все-таки решите использовать эти приемы в своем фильме, не забывайте о том, что начинать и заканчивать «наезд»/ «отъезд» камеры и панорамные съемки нужно статичными кадрами длительностью 5–10 секунд.


Во-первых, снятые таким образом кадры выглядят эффектнее и привлекательнее. Во-вторых, во время монтажа фильма будет проще «склеить» имеющийся фрагмент с панорамой, начатой со статичного кадра. И, в-третьих, начальные и конечные статичные кадры при монтаже можно использовать как самостоятельные элементы (даже если в финальный вариант вашего фильма панорама включена не будет).


Какие же панорамы можно будет сделать во время дня рождения? Это могут быть съемки сидящих по разные стороны стола гостей, панорамы блюд на столе или собранных в одном месте подарков.



Профессиональные видеокамеры оснащены кольцом ручной регулировки зума Оно позволяет сделать «наезды»/«отъезды» плавными – при использовании любительских камер с электроприводом зума добиться такого эффекта довольно сложно


Для «наезда»/«отъезда» меньше возможностей, чем для панорам, поэтому во время съемки застолья он используется менее интенсивно – лишь изредка подчеркиваются некоторые важные моменты и привлекается внимание зрителей к какой-либо детали. Можно, например, провести трансфокаторный «наезд» со среднего плана, в котором хозяин наливает гостю шампанское, на бокал с играющими в нем пузырьками, или же с крупного плана бьющих часов выполнить «отъезд» на общий план комнаты, в которой собрались гости.


Не стоит злоупотреблять движением камеры: «наезд»/«отъезд» и панорама должны иметь некую логическую и смысловую нагрузку, а не присутствовать как «прием ради приема».



«Собираем» фильм


Юбилей позади, вам удалось отснять много интересных кадров, остается только собрать весь материал в единую логическую цепочку.


Если вы намереваетесь писать закадровый текст к фильму, сначала внимательно отсмотрите все, что вы сняли. Иначе может оказаться, что в вашем тексте будут упомянуты моменты, которые вы упустили и отснять уже не сможете. После просмотра видеоматериала настоятельно рекомендуем вам написать план, определив, в какой последовательности вы будете монтировать кадры.


Ваш материал не обязательно должен быть выстроен в хронологическом порядке. Фильм может начинаться «с конца» – например с эпизода, в котором юбиляр сидит уставший после дня рождения и смотрит фотографии. Дальнейшее действие будет закручиваться «по воспоминаниям героя». Можно построить повествование и по-другому: юбиляр по очереди держит в руках каждый из подарков и «восстанавливает в памяти», кто его преподнес, с какими словами, на каком конце стола сидел каждый из дарителей, о чем говорил...


Можно сопроводить фильм юмористическими комментариями или оставить его «бессловесным» – в стиле немого кино.


Что касается технической стороны монтажного компьютерного процесса, лишь отметим, что монтаж осуществляется по своим правилам – одним из основных является закон сочетания планов. Следите, чтобы мало отличающиеся друг от друга по крупности планы не склеивались один с другим.


Если вам необходимо поставить такие кадры рядом, разделите их небольшими по длительности планами-«перебивками» (это могут быть и снятые ранее детали) или так называемыми «вспышками» – белыми планами длительностью 1–2 с, ассоциирующимися со вспышкой фотоаппарата. Можно использовать и имеющиеся в видеоредакторе эффекты перехода, но злоупотреблять ими не стоит.



При неправильном монтаже будет заметен «скачок» кадров



Правильный, комфортный для глаз вариант монтажа


Последний аккорд


Заключительным аккордом в процессе подготовки вашего фильма станут заставки, титры и наложение звука.


Придумайте вашему видеоролику оригинальное и интересное название. Оформите его желаемым способом. Только помните о том, что оформление должно соответствовать общей стилистике вашего фильма и при этом обеспечивать легкое прочтение названия. Остальное – полностью на ваше усмотрение.


Промежуточные титры вы можете использовать для представления гостей или самого юбиляра или с целью прокомментировать некоторые действия в кадре (можно и в шутливом тоне). В финальных титрах обязательно укажите всех участвовавших и помогавших в производстве фильма, а также дату изготовления – его ведь могут смотреть годы спустя.


Музыка не является обязательным элементом вашего ролика, но она поможет его украсить. Поэтому при выборе звукового сопровождения используйте свою фантазию. Не стоит накладывать на фильм музыку от начала и до конца. Дайте видеоряду «отдышаться», прежде чем начнете озвучивать следующий фрагмент. Так вы сумеете избежать однообразия.


Когда в созданном вами фильме прозвучат последние аккорды, вы сможете с гордостью воскликнуть: «Готово!» – и продемонстрировать свое творение всем желающим.