«Тройка» для всего и вагоны-капсулы. Каким будет общественный транспорт

Решить проблемы общественного транспорта пытаются во всех странах: регулярно появляются новые концепты и прототипы, которые должны сделать поездки на метро и автобусах комфортнее для пассажиров. Мы собрали самые интересные решения, которые власти могут взять на вооружение уже в ближайшем будущем.
Самолеты
Плацкарт
Окна-дисплеи
Остановка
Беспилотный автобус
Умная дорога
Тройка
Самолеты
Плацкарт
Окна-дисплеи
Остановка
Беспилотный автобус
Умная дорога
Тройка
Ещё
1

Стоячие места в самолетах

Летать на самолетах могут позволить себе далеко не все: даже рейсы на короткие расстояния порой стоят дорого. Для малообеспеченных существуют лоукостеры, но и у них цена перелета составляет минимум несколько тысяч рублей. На помощь приходит итальянская фирма Aviointeriors, которая разработала концепт стоячих мест для самолетов Skyrider 3.0 — он был продемонстрирован на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге.

«Стоячие» сиденья выше обычных, чтобы ноги пассажиров где-то могли уместиться. Ведь расстояние между креслами сократится с 71 до 59 см. Сиденья спроектированы таким образом, чтобы соответствовать расстановке сидений на аэробусах A321 и A320 и самолете Boeing 737. Эти самолеты обычно используются на коротких маршрутах.Фото: nzherald.co.nz
«Стоячие» сиденья выше обычных, чтобы ноги пассажиров где-то могли уместиться. Ведь расстояние между креслами сократится с 71 до 59 см. Сиденья спроектированы таким образом, чтобы соответствовать расстановке сидений на аэробусах A321 и A320 и самолете Boeing 737. Эти самолеты обычно используются на коротких маршрутах.Фото: nzherald.co.nz

На уровне бедер есть мягкая обивка, а по бокам своеобразного кресла — два подлокотника. В одном ряду находится три сиденья. Разработка итальянцев компактная: Skyrider 3.0 весит в два раза меньше обычных сидений, к тому же позволяет вместить в салон примерно на 20% больше пассажиров (конечно, если они не против стоять весь полет). Применять такие стоячие места планируют в аэробусах A321 и A320, а также в самолете Boeing 737 — все они обычно используются на коротких маршрутах.

2

Плацкартные вагоны с капсулами

В 2018 году россияне озаботились качеством плацкартных вагонов поездов. В РЖД рассказали, что устаревшие вагоны будут постепенно заменяться модернизированными, реновация должна начаться уже в этом году.

Фото: rzd.ru
Фото: rzd.ru

Судя по представленным концептам, обычные полки заменят на капсулы, которые пассажиры смогут адаптировать под себя: например, закрыться от попутчиков вертикальными шторами. Кроме того, там появятся розетки, USB-разъемы и персональное освещение. Изменятся даже туалеты: в них пообещали встроить гигиенические души, пеленальные столики, автоматические краны и сушилки для рук. Еще одно новшество — современные вендинговые автоматы. Видимо, покупать шоколадки у проводницы больше не будет иметь смысла.

3

Окна-дисплеи

Еще одна российская инновация — видеоокна для общественного транспорта. Их планируют устанавливать в оконные проемы трамваев, троллейбусов, автобусов и вагонов метро. Служба метрополитена, к слову, уже заинтересовалась разработкой Ваиса Эрманбетова.

Для статичных конструкций прозрачные экраны уже применяются. Если обеспечить достаточную прочность в движении и в условиях общественного транспорта, то легко можно представить их появление в автобусах. Фото: yipled.com
Для статичных конструкций прозрачные экраны уже применяются. Если обеспечить достаточную прочность в движении и в условиях общественного транспорта, то легко можно представить их появление в автобусах. Фото: yipled.com

Прозрачные окна-дисплеи должны передавать видеоконтент в те моменты, когда транспортное средство находится в движении. При остановке автобуса или вагона метро их окна вновь станут прозрачными на 80%. По словам Эрманбетова, аналогов его технологии в мире нет. Дисплеи устойчивы к сильным вибрациям — частому явлению в общественном транспорте. В будущем разработчик планирует модернизировать окна-дисплеи, чтобы они начали передавать объемное изображение (как в VR-очках).

4

Высокотехнологичная автобусная остановка

Сегодня вся технологичность автобусных остановок заключается в наличии USB-разъемов для зарядки гаджетов. Однако концепт лаборатории Массачусетского технологического института (МТИ) SENSEable City Lab может «полностью изменить опыт городских путешествий», уверяет один из авторов проекта.

Изображение: senseable.mit.edu
Изображение: senseable.mit.edu

Высокотехнологичная остановка EyeStop снабжена несколькими сенсорными экранами с электронными чернилами. На одном из них отображается текущее время и маршруты наземного транспорта. С помощью других пользователи могут воспользоваться интерактивной картой, «полазить» в интернете и даже оставить собственное объявление для других пассажиров.

Концепт был представлен еще в 2009 году: проект показали даже президенту Флоренции, где планировалось устанавливать новые станции изначально. Однако после этого никаких новостей о строительстве остановок в СМИ не поступало. Остается надеяться, что перспективная EyeStop все-таки увидит жизнь.

5

Полноразмерный беспилотный автобус

Чем беспилотный автобус лучше транспортного средства с водителем? Как минимум тем, что в теории ездить на первом будет гораздо безопаснее (да и с экологией тут полный порядок). Правда, большинство из тестируемых сегодня беспилотников слишком маленькие, поэтому вмещают в себя намного меньше пассажиров. В Великобритании озаботились этим вопросом и запустили испытания полноразмерного автобуса Enviro200 с автономной системой управления.

ТС производства британской компании Alexander Dennis имеет длину 11,5 метра и рассчитано на 43 пассажира. Автобус оснащен системой контроля CAVstar, которая включает в себя камеры, радар, лидар, ультразвуковое устройство и спутниковую навигацию. Пока что испытания проходят в манчестерском депо, но уже в 2020 году пять полноразмерных Enviro200 выйдут на маршруты общественного транспорта (правда, в тестовом режиме). Поначалу на водительском месте будет сидеть человек — на всякий пожарный.

6

Интеллектуальная дорога

Основная проблема с внедрением беспилотных маршруток и автобусов связана не столько с техническими недостатками, сколько с проблемами инфраструктуры городов. Сотрудники датского архитектурного и дизайн-бюро Bjarke Ingels Group (BIG) попытались решить этот вопрос, представив проект Urban Future.

Суть концепта заключается в создании интерактивных умных дорог, которые помогут беспилотникам лучше ориентироваться в пространстве и ездить по трассам гораздо безопаснее. По плану датчан, интеллектуальная дорога должна быть оборудована светящимися светодиодными панелями, которые будут менять разметку в зависимости от ситуации: например, сужать или расширять проезжую часть.

Контент недоступен

Концепт предполагает, что над такой дорогой висят множество 3D-камер, которые постоянно отслеживают движение автомобилей, велосипедистов и обычных пешеходов. Последние, например, будут подсвечиваться, чтобы водители и системы беспилотных автобусов могли определить их издалека. Пешеходы же смогут увидеть траекторию дальнейшего движения машин, изображенную стрелочками на дороге.

7

Карта «Тройка» для всего

Если раньше московскую карточку «Тройка» можно было использовать только для оплаты поездок в общественном транспорте, то в скором времени ее функциональность серьезно расширится. Например, уже сейчас карточкой разрешили оплачивать вход в 45 столичных музеев и выставочных залов — это существенно сократит время, проведенное в длинной очереди.

В следующем же году «Тройку» должны персонализировать. Мэр Москвы Сергей Собянин лично пообещал, что утерянную карту можно будет привязать к личному счету и заблокировать, чтобы деньги с нее не терялись при утере. Кроме того, «Тройку» интегрируют с билетными системами других регионов России.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Это тоже интересно: