«Невероятная мощь». Перерождение Ту-160, которое не сможет игнорировать НАТО

22 февраля ​​​​​​​Путин в составе экипажа совершил тридцатиминутный полет на сверхзвуковом стратегическом бомбардировщике Ту-160М. Разбираемся, что уникального в этом событии. И почему новые Ту-160 лишь отдаленно напоминают машины предыдущего поколения.

В конце 20 века США купили несколько Ту-160. Говорили, что он нужен им в космических целях

В марте 1999 история Ту-160, часть которых после развала СССР осталась на территории Украины, сделала неожиданный поворот. Министерство обороны Украины получило разрешение Правительства и Верховной Рады Украины продать три бомбардировщика Ту-160 вместе с запчастями к ним на общую сумму в 20 млн долл. американской компании Platforms International Corporation. На бумаге декларировалось, что в США хотят таким образом удешевить стоимость выведения спутников на орбиту. В реальности силами Orbital Network Services Corporation планировалось крупнейшее в истории авиации изучение военной техники с последующим её разбором.

Применительно к истории с утилизацией самолётов-носителей ядерного оружия в Украине стоит сказать, что далеко не все машины тогда удалось спасти. Значительная часть «стратегов» Ту-95 и Ту-160 (11 машин) всё-таки были порезаны на металл. Уцелели лишь восемь машин, и именно эти стратеги в начале 2000 года пополнили парк авиабазы стратегической авиации в Энгельсе.

Новые Ту-160 выглядят как предшественники, но это совершенно новые самолеты

Китайские военные эксперты, назвавшие Ту-160 «смертельной угрозой НАТО», конечно, хорошо понимают, что представляют собой стратегические ракетоносцы. Однако новые, а точнее, произведённые по новой технологии «Белые лебеди» — это совершенно другие машины. Строго говоря, старые и новые машины объединяет лишь внешний вид. Всё, что спрятано внутри — создавалось для ракетоносцев заново и зачастую с нуля.

Главная сложность состояла в том, что после развала СССР оказалась напрочь утрачена вся технологическая цепочка. Многие предприятия, производившие детали для Ту-160, просто перестали существовать. После того, как схема поставок была отстроена заново и уже на новой элементной базе, возникла другая сложность. Технологический цикл производства Ту-160 начинается с того, что в специальной безвоздушной камере электронно-лучевой сваркой скрепляются центроплан и шарнирные соединения, так называемый «хребет» самолёта, на который позднее навешиваются все агрегаты, включая крыло и двигатели.

В СССР этот процесс производился вручную и занимал 400 часов, а в новой камере специальный роботизированный автомат сваривает те же швы всего за час. Вообще, если говорить о возобновлении производства Ту-160 в Казани, часто встречается слово «впервые».

Новые двигатели, впервые собранные на заводе ОДК «Кузнецов» в Самаре, новая авионика, новые сплавы и материалы, новый бортовой компьютер с элементами искусственного интеллекта и полностью на российских микросхемах. Сочетание новых технологий и хорошо знакомой авиастроителям конструкции позволили значительно увеличить дальность полёта машины — вместо 11 тыс. километров возможности Ту-160 оцениваются в 12,514 тыс. километров беспосадочного перелёта.

Новый Ту-160 получил новые ракеты

Отличительная черта новых Ту-160, построенных по новой производственной схеме — принципиально иная система наведения и управления вооружением. В старых машинах координаты вводились в специальную электронную таблицу, но теперь все команды «подгружаются» через бортовой компьютер автоматически. Если говорить простым языком, то члены экипажа до конца не знают, какой именно тип цели и на каком расстоянии они будут поражать — перед полётом лётчики вводят полётные параметры, и компьютер самостоятельно «раздаёт» указания крылатым ракетам на тот случай, если висеть в отсеке для вооружения станет слишком скучно.

В 2023 году Ту-160 получил на вооружение новые крылатые ракеты Х-БД, дальностью более 6500 км. На самолете устанавливаются две кассеты по шесть боеприпасов. Помимо Х-БД в состав вооружения Ту-160 в ближайшие несколько лет могут войти сразу три новые ракеты.

  • Первая — Х-101 с увеличенной дальностью пуска. Новое топливо, больший объём отсеков для хранения горючего и принципиально новый двигатель расширят дальность действия боеприпаса примерно до 6 тыс. километров.
  • Вторая — переработанная версия крылатой ракеты Х-555. Как и в случае с Х-101 создатели ракеты провели существенную модернизацию, увеличили дальность действия и провели работы над уменьшением габаритов.
  • Третья — наиболее интересная. Источники, близкие к военно-промышленному комплексу страны отмечают, что самой дальнобойной ракетой для Ту-160 может стать авиационная версия ракеты «Буревестник» с ядерной энергетической установкой.
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Военно-космических сил России выпускает крылатую ракету X-101. Фото: РИА Новости / Министерство обороны РФ
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Военно-космических сил России выпускает крылатую ракету X-101. Фото: РИА Новости / Министерство обороны РФ

В этой конфигурации Ту-160 может остаться на боевой службе на следующие 10 лет. Сменить Ту-160 на боевом дежурстве должен будет перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), но раньше, чем в 2027 году, этого не произойдёт.

С учётом того, с каким количеством сложностей (как технического, так и финансового характера) приходится сталкиваться разработчикам (всё это хорошо видно на примере Су-57), можно сделать вывод, что выход на пенсию «Белого лебедя» может быть перенесён и на более поздний срок.