За вами следят намного больше, чем кажется. Вас контролируют смартфоны, холодильники и даже фитнес-браслеты

«Как отличить знак судьбы от таргетированной рекламы» — популярная шутка у интернет-пользователей. Действительно, дня не проходит, чтобы ты подумал о чем-то, а реклама уже предлагает подходящие варианты этой вещи. Кажется, что за нами следят. Так ли это и какие девайсы работают на стороне «врага»?
Смартфоны
Гаджеты для здоровья
Слишком «умные» колонки
Бытовая техника
Смартфоны
Гаджеты для здоровья
Слишком «умные» колонки
Бытовая техника
Ещё

Смартфоны

Смартфоны записывают всю нашу активность. Фото: East Coast Radio
Смартфоны записывают всю нашу активность. Фото: East Coast Radio

Самый очевидный вариант, на который вы сами соглашаетесь. Ваш мобильный телефон теперь умеет считать сколько шагов в день вы делаете, где бываете, причем не только географически, но и в каких заведениях. Кроме этого по ночам смартфоны слушают, как вы дышите, и считают, как бьется ваше сердце. Это делают встроенные в каждый телефон приложения. Зачем нужна вся эта информация производителям?

В первую очередь большая часть информации о вас используется для передачи рекламным посредникам, которые ее изучат и таргетируют рекламу, нужную именно вам. Брендам теперь мало знать ваш пол и место проживания, их интересует ваш вес, предпочтения в еде, где вы бываете и даже что хотели купить в каком-либо магазине, но так и не купили. Все это служит идее предложить вам товар, от которого вы не сможете отказаться, ведь именно он вам и нужен.

Есть случаи, когда таргетированная реклама использовалась для дискриминации. Исследование независимой компании ProPublica показало, что система Facebook может таргетировать рекламу не только по полу и возрасту, но и по этнической принадлежности. Например, для рекламы жилья в аренду или вакансий для определенных этнических групп.

Но это далеко не все, ради чего может использоваться информация, собираемая смартфонами. Если отбросить конспирологические и параноидальные теории, то есть масса причин собирать информацию о людях и использовать ее им же во благо.

К примеру, данные о местоположении и частоте посещения тех или иных мест могут использоваться как база для совершенствования транспортного сообщения, для исследования эпидемий, стихийных бедствий и демографических вопросов.

В частности, в Китае уже сейчас применяют систему анализа данных о перемещении смартфонов, чтобы идентифицировать людей, контактировавших с зараженными вирусом. В одной из провинций было отслежено 5500 человек, которые посещали зараженные районы. В результате около двух тысяч поместили в карантин.

Информация о том, какие сайты вы посещаете и что пишете о себе в социальных сетях, может быть использована кредитными организациями для определения вашей благонадежности как кредитора. Для подтверждения кредитоспособности анализируется язык сообщений и даже платежеспособность друзей.

Гаджеты для здоровья

Фитнес-трекер Strava работает на Apple Watch. Фото: softpedia.com
Фитнес-трекер Strava работает на Apple Watch. Фото: softpedia.com

Гаджеты для здоровья могут сработать и против пользователей, передав информацию, которую те не желают афишировать. К примеру, страховым компаниям, которые будут устаналивать стоимость страховки, исходя из образа жизни и реальных данных о здоровье человека. Причем уже зафиксирован случай, когда страховая компания собирала данные о соблюдении лечения через специальный аппарат для искусственной вентиляции легких, и забрала его у больного, узнав, что он не соблюдает назначения.

Казалось бы, кому могут пригодиться данные фитнес-браслета: маршрут для пробежек, частота пульса и плейлист. Однако данные о передвижениях могут использоваться в разных ситуациях, как с пользой, так и с негативными последствиями. К примеру, известен случай, когда женщина обвинила своего босса в изнасиловании, но данные ее фитнес-браслета показали, что она предоставила ложные данные для следствия.

Неожиданную «свинью» американским военным подложило спортивное приложение Strava, которое на тепловой карте показывает маршруты пробежек своих пользователей. Оказалось, что в арабских и африканских странах людей, увлекающихся бегом, не так много, поэтому на тепловых картах оказались прекрасно различимы секретные военные объекты и предполагаемая база ЦРУ в Сомали — как раз там, где военные занимались пробежками с включенными фитнес-трекерами.

Слишком «умные» колонки

Колонка Amazon Echo с голосовой помощницей Alexa. Фото: CNet
Колонка Amazon Echo с голосовой помощницей Alexa. Фото: CNet

Сири, Алекса — подруги и помощницы, которые вошли в наши дома... и которые записывают наши разговоры. Создатели много раз отвергали предположения о том, что «умные колонки» слушают нас все время, заявляя, что микрофон включается только после кодового слова. Однако мало кто знает, что они записывают все, что мы говорим им после включения микрофона. Эти аудиозаписи передаются подрядчикам с целью обучения распознаванию речи. В основном это нужно, чтобы узнавать лингвистические особенности произношения.

Бытовая техника

Холодильник Mitsubishi Electric с технологией Neuro Fuzzy. Фото: Mitsubishi Japan
Холодильник Mitsubishi Electric с технологией Neuro Fuzzy. Фото: Mitsubishi Japan

Бытовая техника тоже умеет за нами следить. Как правило, это сделано, чтобы облегчить нам жизнь. К примеру, стиральная машина следит за своим хозяином и оценивает его шансы испачкаться, чтобы при следующей стирке подгрузить дополнительно моющее средство или отбеливатель. Кондиционер может следить за вашими перемещениями по дому, чтобы направлять струю воздуха в максимально комфортное для вас место. А холодильник не просто знает, когда вам нужно пополнить запасы, и сам это делает через интернет, но и отслеживает, кто находится дома и как долго, чтобы регулировать степень охлаждения той или иной полки, которая может понадобиться.

От слежки в наше время, увы, уже никуда не деться. Чем больше гаджетов мы используем, тем больше они о нас знают. Семь приложений из десяти в нашем смартфоне передают данные третьим лицам, которые затем используются с самыми разными целями. Так что не удивляйтесь, когда в следующий раз телефон вам покажет рекламу пачки чипсов, которую вы держали в магазине в руках, но так и не решились купить. Они знают это!

Это тоже интересно:

Контент недоступен