Запутался в сети. Подростки идут на преступления, при чем тут соцсети?

Нападения учеников в школах в Перми и Улан-Удэ прогремели на всю Россию и вновь подняли волну дискуссии, почему подростки решаются на преступления. Депутаты предлагают усилить контроль за социальными сетями, а молодежь говорит о несвободе и безрадостных перспективах на будущее. Кто виноват в произошедшем: группы в соцсетях, проблемы в семье или личные конфликты? Разбираемся вместе с экспертами.
АУЕ
Соцсети помогают
Опасный контент
Реакция чиновников
Негативное влияние
Позитивное влияние
Вывод
АУЕ
Соцсети помогают
Опасный контент
Реакция чиновников
Негативное влияние
Позитивное влияние
Вывод
Еще

«Я хотел привлечь внимание»

25 января в Самаре 15-летний Паша пришел в школу с чехлом для гитары. На ученика 9 класса не обратил внимания охранник, учителя и другие школьники. Кого можно удивить чехлом от гитары?

Через несколько минут он достал из него дымовые шашки, которые взорвал в коридоре, и две пневматические винтовки. Паша собирался зайти с ними в класс.

Ученика вовремя заметила классная руководитель Татьяна, рассказывает новостной канал Mash. Она преградила ему путь и сказала: «Паша, отдавай оружие, не глупи!».

Учительница вспоминает, что мальчик был настроен решительно, но в глазах читался испуг. «Нет, Татьяна Алексеевна, отойдите, я в класс пройду!». Другие ученики выбежали на шум и помогли разоружить юношу.

Позже Паша признался, что не был поклонником «Колумбайна» (подражание американским школьникам, которые устроили бойню в 1999 году в одноименной школе). Он не хотел никого убивать: «Я хотел привлечь внимание родителей. Их волнуют только мои оценки».

«Дайте молодежи ориентиры, и А.У.Е. исчезнет»

Еще одна беда чиновников — движение Арестантский Уклад Един. Оно существует с конца 2000-х, в интернет просочилось осенью прошлого года. Тогда появилось множество пабликов с цитатами на «фене», притчами про «два стула» и жуткими фото с зон. А еще с дорогими машинами, красивыми девушками и другими признаками богатой жизни.

«Новая газета» провела расследование и узнала, что подростков вербовали, привлекая воровской романтикой, чтобы получать от них деньги в «общак». Также их шантажировали: в соцсетях и в мессенджерах приглашали на «вписки», происходящее (половые связи – Ред.) снимали на видео и использовали против детей. Например, требовали совершить преступления, за которые взрослым грозит серьезный срок, а подростки отделаются малой кровью.

Когда соцсети наполнились роликами с насилием и тюремной романтикой, в Госдуме решили запретить пропаганду А. У. Е., так как тренд популяризирует преступный образ жизни. Законопроект внес сенатор Антон Беляков. С тех пор много таких групп было стерто с интернет-просторов.

Во «ВКонтакте» до сих пор существует паблик «А.У.Е. Воры, тюрьма, криминал, братва, шпана». 144 000 подписчиков, среди которых есть весьма юные ребята, ежедневно просматривают посты о тюремной романтике. Ее тут немного — шансон, в основном. Но описание группы очень красноречивое:

Администратор этой группы, который не захотел называть свое имя, рассказал нам о положении околокриминальных пабликов и о том, зачем они нужны молодежи.

«Вы видели контент моей группы за последний год? В постах нет ни воров, ни 'мусоров', ни прочего, что имеет отношение к уголовной тематике. Все посты, что называется, «за мир во всём мире»! Мы не погружаем подписчиков в тюремную тематику.

Я думаю, другие паблики с названием «А.У.Е.» ведут дети. Это всё равно, что с послевоенных времён во дворах и на лавочках подростки пели блатные песни под гитару, не будучи уркаганами! Вот и группы ведут не сидевшие подростки, которые ничего не знают о преступной жизни. Называется наша группа «характерно», а вот содержание резко отличается от аналогичных пабликов. Их искоренением проблему с подростковой преступностью не решить, надо менять что-то в государстве и обществе.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Система ценностей изменилась. Раньше были в каждом дворе свой 'дядя Стёпа' и свой 'Промокашка', а сейчас что? Чтобы поступить в Высшую школу МВД, надо взяточку 'занести'. Вступают в 'органы', чтобы 'зарабатывать', а не бороться с преступностью. Честных полицейских — единицы! На кого равняться современной молодёжи?

В глубинке нищета, работы нет, заработка достойного нет, досуга культурного нет, вот и сбивается в стаи молодёжь. А называться это может как угодно, хоть 'А.У.Е.', хоть не 'А.У.Е.' — без разницы! Дайте молодёжи жизненные ориентиры правильные и возможность зарабатывать на жизнь и ваши 'А.У.Е.' исчезнут сами собой, так же неожиданно, как и появились», — комментирует администратор паблика «ВКонтакте».

Что делают соцсети для защиты детей

Наиболее успешна среди подростков «ВКонтакте». И здесь есть не только забавные мемы и философские цитаты, но и подозрительные группы по «Колумбайну», протюремному тренду «АУЕ», сатанизму и так далее. Мы узнали, как социальная сеть борется с подобными движениями.

«'ВКонтакте' ужесточила политику модерации в отношении насилия в школах, — комментирует представитель соцсети последние трагедии. — Мы проводим мониторинг подобных сообществ, внимательно проверяем поступающие жалобы от пользователей и общественников».

Запрещенный правилами контент — фото, видео, хештеги — ищет машинный поиск, а модераторы оценивают подозрительные паблики и страницы пользователей. Реагируют в пределах часа, а чаще всего — банят буквально за минуты. Загрузка копий становится невозможной. Это касается и групп смерти, в которых есть описание способов суицида и оправдание этой темы.

Самая популярная соцсеть у подростков – Вконтакте.
Самая популярная соцсеть у подростков – Вконтакте.

В зависимости от причины блокировки пользователю могут прислать советы по безопасности страницы, призыв не увеличивать популярность «групп смерти» или предложить помощь психологов фонда «Твоя Территория». На страницах сообществ, заблокированных за оправдание суицида, указана ссылка на паблик фонда. С психологами можно пообщаться в чате или по электронной почте.

«Мы не наблюдали и не наблюдаем массового ажиотажа вокруг темы насилия, — говорит представитель 'ВКонтакте'.

Сообщества, которые были связаны с агрессией в школах, уже заблокированы.

В Instagram тоже следят за настроением пользователей, в том числе юных. «Мы обновили инструменты по поддержке людей, которые переживают тяжелые времена и рассказывают об этом у нас, — рассказали представители Instagram. — Друзья и близкие, которые заметили посты такого характера, могут найти список организаций, они помогут в трудной ситуации».

Аналогичная технология работает и для опции «прямой эфир». Если во время прямого эфира вы узнаете, что человек нуждается в поддержке, можно анонимно сообщить об этом. «Мы подскажем ему, как позвонить по телефону доверия, обратиться к другу или получить совет», — объясняют в Instagram.

Facebook тоже намерена следить за настроением пользователей. Топ-менеджеры соцсети признали, что пролистывание ленты (без контактов с друзьями) ухудшает психологическое состояние. Поэтому в прошлом году Facebook запатентовал алгоритм, который будет считывать эмоции человека по скорости ввода текста, геолокации и другим параметрам. И затем формировать ленту под его состояние и интересы.

Фейсбук придумал алгоритм помощи людям в депрессии.
Фейсбук придумал алгоритм помощи людям в депрессии.

Как борются с группами в социальных сетях

Большинство подростков сталкивается с внутренней агрессией, справиться с которой самостоятельно сложно. Если в это же время они испытывают проблемы в семье, не получают поддержки от родителей или переживают издевательства со стороны одноклассников, то агрессия может вырваться наружу. В самых трагичных случаях это проявляется в желании отомстить: самоубийством или насилием по отношению к окружающим.

В конце 2016 года в России поднялась проблема «синего кита». Игры, проводимой в социальных сетях, которая призывает детей и подростков покончить с собой. Новость об этой игре была широко распространена в СМИ и вызвала панику у пользователей соцсетей.

Публикация материала в «Новой газете» с заголовком «Группы смерти», опубликованная в мае 2016 года, вызвала ряд блокировок со стороны Роскомнадзора, изменение в правилах социальных сетей (кнопки «пожаловаться на призыв к суициду» во «ВКонтакте» и Instagram). Но эти меры не помогли, судя по статистике.

Процент подросткового суицида в России вырос в 2017 году, вернувшись к показателям пятилетней давности. По данным Федеральной службы статистики, около 720 случаев ежегодно. Из них 1% (а это 7 самоубийств!) были совершены из-за «групп смерти», рассказали в МВД РФ. Остальные дети пошли на это из-за проблем в личной жизни, в семье, конфликтов со сверстниками, одиночества.

«Я бы никогда целенаправленно не подписалась на медиа-ресурсы о самоубийствах, — рассказывает 11-классница из Москвы Александра. — Но многие группы постили фото с намеками на 'селфхарм', например. И это стало модно. Идеализацией занимались не паблики, а кино, литература и музыка. Группы концентрировали в себе околосуицидальные фрагменты, вырванные из контекста».

Сверстники Александры зачастую не отличали эстетику от реального желания уйти из жизни. «В какой-то момент я замечала подобные репосты, шрамы на руках одноклассниц. Опираясь на материалы из пабликов, они гиперболизировали свои проблемы и подражали драматичным картинкам в сети».

Как реагируют чиновники

Чиновники не раз пытались по-своему защитить юных интернет-пользователей. В начале 2017 года законодательное собрание Ленинградской области разработало законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей».

Авторы предлагали запретить регистрацию в соцсетях до 14 лет. Детям старше 14 пришлось бы предоставлять паспортные данные. Так предполагалось бороться с созданием фейковых аккаунтов. Подростки могли находиться в соцсетях только под реальными именами.

Инициативу не поддержали другие ведомства, но в этом году вопрос возник снова. 22 января единоросс Виталий Милонов внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который запретит детям младше 14 лет регистрироваться в социальных сетях без письменного согласия родителей. А если владелец соцсети нарушит требования, его ждут штрафы: от 5 тысяч до 1 млн рублей.

Депутат Виталий Милонов.
Депутат Виталий Милонов.

Тем временем Роскомнадзор, который отвечает за порядок в Сети, работает над последствиями. В конце января ведомство заблокировало три ресурса с информацией, которая могла бы побудить школьников к противоправным поступкам и действиям суицидального характера.

«Контроль за соблюдением в интернете норм и требований законодательства, в том числе социальными сетями, осуществляется ежедневно, — ответили на запрос Hi-Tech в ведомстве. — В случае выявления нарушения применяются установленные законом меры, вплоть до ограничения доступа к сайту-нарушителю».

Также обсуждается вспомогательный законопроект, который позволяет блокировать опасные сайты и группы в соцсетях без суда. Если его примут, то ресурсы, пропагандирующие нанесение вреда себе и другим, будут ликвидировать очень быстро, за считанные часы. Так, владельцам сайтов, которые попадут под внесудебную блокировку Роскомнадзора, будет тяжело доказать свою невиновность, если их контент не призывает к насилию, а блокировка произошла, например, из-за неоднозначной картинки.

В каких случаях соцсети могут негативно повлиять на психику?

Помимо общепризнанных когнитивных эффектов, которые вызывают социальные сети, подростки могут столкнуться и с другими проблемами. Синдром упущенной возможности, возникающий от листания ленты с яркими фотографиями друзей, которые путешествуют или делятся успехами. Зависть и ощущение обесценивания собственной жизни. С этим сталкиваются люди по всему миру.

Психологи считают, что легче всего под «очарование» групп смерти попадают дети из неблагополучных семей. «Ими управляют манипуляторы, играя на чувствах детей, стремлении к новым и часто экстремальным переживаниям», — рассказывает Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

В итоге соцсети могут спровоцировать агрессию современных детей и подростков, способствовать формированию подростковых групп с деструктивными и криминальными моделями поведения. Но обвинять в этом только паблики было бы неправильно.

«В семьях, где родители любят и ценят своих детей, прислушиваются и понимают, проблема зависимости от социальных сетей не стоит так остро, как в социально неблагополучных семьях, — утверждает эксперт. — Главный рецепт психологического благополучия ребёнка — любовь, принятие и признание родителями и важными близкими».

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Позитивное влияние соцсетей

По признанию подростков, они проводят в соцсетях много времени и получают оттуда больше положительных эмоций, чем отрицательных.

Марк, ученик 10 класса московской школы No1788, рассказывает, что часто сидит во «ВКонтакте», читает новости и не обращает внимания на какие-либо провокации:

«В основном я смотрю всякие литературные мемы, мемы про имиджборды, посты в новостных пабликах. Да, социальные сети в какой-то степени помогают: я находил себе друзей таким образом, но это редкость все-таки. Соцсети могут повлиять на мое настроение: когда, например, случайно читаю новости о событиях, которые мне не очень приятны. Я видел много пабликов, в которых были призывы к жестокости и чему-то такому, но они не массовые и в большинстве своем безобидные», — рассказывает Марк.

15-летняя Ирина, ученица 9 класса московской школы No 2120 считает, что какое-либо негативное влияние сети зависит от того, с каким настроением в нее зашел сам подросток:

"Я часто сижу во 'ВКонтакте', в Instagram и Twitter. Мне лично социальные сети помогают — я узнаю разную информацию, нахожу новых друзей, общаюсь со своими знакомыми из других городов и стран. Вообще все зависит от твоего первоначального настроения — какие-то группы могут его поднять, красивыми фото или музыкой, а могут и испортить. Это зависит от нас самих. Я не видела каких-то жестоких пабликов, слышала только про 'синий кит', но это что-то такое ужасное, о чем и думать не хочется, — говорит Ирина.

Эксперт Наталия Минаева также отмечает положительные стороны соцсетей.

«Например, ребенок с инвалидностью, не имеющий возможности 'вживую' общаться со сверстниками и с родителями (пока лежит в больнице), получает такую возможность благодаря соцсетям, — говорит эксперт. — Он не чувствует себя оторванным от жизни, может отслеживать события, которые происходят в жизни его близких, делиться переживаниями».

Во всех соцсетях есть группы, созданные людьми с ограниченными физическими возможностями. Там они эмоционально поддерживают друг друга, советуются по вопросам лечения и реабилитации и т.п.

Если ребенок физически здоров, но не уверен в себе, страдает различными психологическими комплексами (которые особенно сильно проявляются в подростковом возрасте), испытывает трудности с социальной адаптацией, в силу разных причин не умеет завязывать дружеские отношения, то социальные сети могут помочь ему в поиске общения.

В соцсетях слишком разные типы подростков, чтобы было простое решение.
В соцсетях слишком разные типы подростков, чтобы было простое решение.

Вывод

Подросток из любящей семьи не станет неожиданно брать ружье и идти стрелять по одноклассникам из-за команды, отданной в социальной сети. На такие поступки ребенок идет осмысленно, следуя собственной логике. Как правило, это подросток, которого травмирует отношение к нему со стороны родителей, издевательства в школе, отсутствие общения со сверстниками.

В поисках ответов на свои вопросы в соцсетях он может нарваться на группы, призывающие к насилию, на посты, пропагандирующие суицид. Также стоит обратить внимание на окружение ребенка: если он сам по себе неуверенный и ведомый, натолкнуть на какой-либо поступок его может более агрессивный и уверенный в своих целях друг.

Но для подростка это лишь повод стать сильнее и носить «броню», справедливо заметила в разговоре с нами школьница Александра. Потому что на 100% защититься от тем о смерти невозможно. Исправить трагедии, которыми пестрят новости, тоже нельзя.

Родители могут предотвратить новые преступления и сохранить будущее своих детей. А вовсе не законы, как полагают чиновники.

«Запреты в данном случае ничего не решат, — считает Эльвира Лихачева, заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда факультета психологии и педагогики Российского нового университета. — Ребенок должен уметь самостоятельно различать добро и зло в нашем цифровом мире».

Начать стоит с главного: создать доверительную атмосферу дома, воспитывать ответственное отношение к себе и к окружающим, прививать умение ставить цели и достигать их. Без нормального психологического развития ребенок будет уязвим не только в соцсетях, но и в реальной жизни.