Лишь бы пешком не ходить! Обзор гироскутеров, электротрайков и других крутейших вариантов электротранспорта

На рынке настоящий бум электротранспорта. Литиевые аккумуляторы и мощные электродвигатели, а также умные контроллеры для управления ими близки к совершенству и дешевы как никогда. Рассказываем, какие вообще есть варианты, и на что обращать внимание при выборе.
Гироскутеры
Сегвеи
Моноколеса
Электротрайки
Электросамокаты
Электровелосипеды
Электроскутеры
Гироскутеры
Сегвеи
Моноколеса
Электротрайки
Электросамокаты
Электровелосипеды
Электроскутеры
Ещё
1

Гироскутеры

Плюсы
Дешевизна (от 6000 р.)
Компактность
Легкость (вес от 10 кг)
Минусы
Низкая автономность
Скорость и проходимость
Травмоопасность

Пожалуй, самый популярный сегодня электротранспорт — это гироскутеры. Принцип действия такой же как у сегвеев, за одним исключением: платформа состоит из двух половинок, соединенных шарниром, чтобы можно было управлять поворотами при отсутствии ручки, а размеры самой платформы и колес значительно меньше.

Управлять гироскутером сложнее, чем сегвеем: здесь не надо наклонять тело вперед или назад (упадете), а нужно наступать сильнее или на носки, или на пятки. Не самое интуитивно понятное действие, но многие быстро осваиваются, особенно дети, чья стопа целиком помещается на платформе.

Из-за маленьких колес и слабых моторов гироскутеры подходят в основном для движения по ровному асфальту или даже полу: многие катаются в помещении. Небольшая скорость (до 15-20 км/ч) и автономность (до 20 км в идеальных условиях, а в реальности не больше 10) делают гироскутеры не столько средством передвижения, сколько игрушкой для веселых покатушек на площадке: дети в восторге!

Только не забудьте вместе с гироскутером купить им шлем, перчатки и наколенники: по травмоопасности гироскутеры ничем не уступают, например, роликовым конькам. Что интересно, здесь действует обратная зависимость от мощности: чем меньше мощность, тем опаснее гироскутер, Дело в том, что при наезде на небольшое препятствие (даже камушек) скорость резко падает, и «хилый» аппарат не сможет быстро компенсировать замедление — в результате ездок по инерции летит вперед и падает.

Некоторые гироскутеры оснащаются неподвижной штангой, чтобы за нее было удобно держаться, как на сегвее, бывают также короткие штанги с упорами для коленей, штанги с седлами типа велосипедных, и т.п.: чем бы дитя ни тешилось...

  • Hoverbot A11-R Premium – 25 000 рублей. Он выдерживает вес до 150 кг, но разогнаться может максимум до 12 км/ч.
  • Hiper ES100 – 20 000 рублей. У него большие надувные колеса, уклон горки до 17 градусов и честная автономность в 20 км. Но максимальная скорость 10 км/ч.
  • Smart Balance Wheel SUV – 10 900 рублей. Есть встроенные колонки, большие колеса, но нет защиты от воды, вдобавок большой процент брака и вероятность самовозгорания.
2

Сегвеи

Плюсы
Простота управления
Большая скорость (до 50 км/ч)
Автономность (до 40 км)
Минусы
Большие размеры и вес (отсутствие портативности)
Высокая цена (до 500 тыс. руб.)

Сегвей, от названия первого транспортного средства такого рода, Segway, — это платформа с большими соосными колесами по бокам и ручкой посередине. Главная «фишка» — это гироскопические датчики внутри платформы и быстрый процессор, мгновенно обрабатывающий данные с них для того, чтобы платформа могла автоматически балансироваться.

Принцип очень простой: как только она хоть чуть-чуть наклоняется в ту или иную сторону, электродвигатели в колесах наклоняют ее в противоположную. Если же наклон больше определенного угла, то для его компенсации двигателям требуется бОльшая мощность.

Но колеса-то не зафиксированы, поэтому начинают вращаться, и сегвей приходит в движение, чтобы «догнать» ездока, иначе он завалится вперед или назад. Для поворота ручка отклоняется немного в сторону и одно колесо начинает вращаться чуть быстрее. Освоить управление очень легко: даже новичок уже через минуту лихо «рассекает» на сегвее.

Благодаря большому диаметру колес сегвей имеет хорошую проходимость, а также возможность установить довольно мощные двигатели, благодаря чему он прекрасно едет в гору. Существуют сегвеи с широкой внедорожной резиной, на которых можно ездить даже по лесу или по пляжу.

Оригинальный Segway стоит до сих пор как бюджетный автомобиль, однако китайская промышленность делает почти то же самое, но до 10 раз дешевле.

  • Segway X2 – 534 000 рублей. У него непревзойденная проходимость, но при этом космическая цена.
  • Ninebot E – 139 000 рублей. Есть съемный руль, Bluetooth-колонки, а вес всего 25 кг. Минус – низкая автономность (20 км).
  • WMotion Q7 – 55 000 рублей. Хорошая проходимость, мощные двигатели (2х1 КВт) и низкая цена. Но тяжелый свинцово-кислотный аккумулятор и низкое качество пластика.
3

Моноколеса

Плюсы
Компактность и легкость (от 7 кг)
Высокая проходимость
Минусы
Сложность в освоении,
Высокая цена (от 20-30 тыс. руб. за самые простые модели)

Как следует из названия, колесо здесь вообще одно: внутри него располагается и аккумулятор, и управляющая электроника. Ездок встает на откидывающиеся с двух сторон подножки — и вперед!

Управление движением вперед-назад происходит по тому же принципу, что и у гироскутера. Но почему же колесо не падает набок?

Никакой хитрой электроники, просто законы физики и гироскопический эффект: вращающееся в вертикальной плоскости колесо стремится сохранять это вертикальное положение до тех пор, пока не остановится.

Как только скорость падает до нуля — все, придется или чувствовать себя цирковым акробатом, который умеет балансировать на чем угодно, или спрыгивать. Несмотря на сложность управления, моноколесо отлично справляется с ролью персонального транспорта: за счет большого диаметра ему не страшны неровности дороги, а компактность и легкий вес позволяют убрать девайс в сумку или рюкзак.

  • Gotway Monster 22 – 140 000 рублей. Из плюсов – скорость до 50 км/ч, запас хода до 240 км. Из минусов – вес 29 кг.
  • Gotway Msuper V3 – 75 000 рублей. Устойчивый с запасом хода до 100 км и скорость до 40 км/ч. Но нестабильное ПО.
  • Hoverbot S3 – 20 000 рублей. Есть встроенные колонки, страховочные колесики, а вес только 10 кг. Правда, развивает скорость до 18 км/ч.
4

Электротрайки

Плюсы
Легкость в освоении
Безопасность (практически невозможно упасть)
Минусы
Дороговизна из-за экзотичности (от 35 тыс. руб.)
Громоздкость.

Электротрайк — это трехколесное транспортное средство. За счет наличия трех точек опоры ему не нужна сложная система динамической стабилизации, ведь он и так не падает.

Трайки делятся на две категории. Дрифт-трайк имеет сидячее кресло и привод на переднее колесо, а два задних закреплены по принципу тележки из супермаркета и могут вращаться вокруг вертикальной оси. Благодаря этому при повороте «корму» трайка вместе с ездоком постоянно заносит, а при большой скорости может и вовсе закрутить. Но в этом и смысл!

Дрифт-трайк дарит гору адреналина при катании по ровной площадке, а если заехать на нем на трассу для картинга, то эмоции просто непередаваемые!

Полная противоположность дрифт-трайку — это трициклопод, представляющий собой трехколесный самокат. По концепции он близок к сегвею: стоишь, держишься за руль и едешь, однако из-за небольшого размера колес пригоден только для езды по ровному асфальту или полу.

  • Velocifero Mad Truck – 160 000 рублей. Хорошая проходимость, сиденье, возможность перевозить грузы, скорость до 45 км/ч.. Правда, автономность до 35 км и высокая цена.
  • Kseto – 70 000 рублей. У него разборная рама, развивает скорость до 50 км/ч, есть дисковые тормоза. Но маленькое сиденье.
  • MyToy Zappy 1156 – 40 000 рублей. На нем можно ездить и стоя, и сидя. Но маленькие задние колеса пасуют на бордюрах.
5

Электросамокаты

Плюсы
Возможность ехать с севшим аккумулятором
Безопасность и простота освоения
Небольшой вес (от 10 кг)
Минусы
Высокая цена (от 35 тыс. руб.)

Электросамокат с виду почти не отличается от обычного, разве что дека намного толще, ведь в ней прячутся аккумуляторы. Привод, как правило, делают на заднее колесо, управление на руле, тут же тормоз.

Одно из главных преимуществ электросамоката — это возможность использования его как обычного, не электрического: села батарейка — и тебе не нужно тащить самокат на себе, а можно ехать, отталкиваясь ногой, без всякого электричества.

Некоторые самокаты даже могут заряжаться при движении за счет мускульной силы, но не стоит обольщаться: вы не сможете сколь-либо значимо зарядить аккумулятор, кроме как на затяжном спуске. Вообще же рекуперационный модуль предназначен не для такой вот мускульной зарядки, а для возврата части энергии при торможении — иначе бы она вся расходовалась на бесполезный нагрев колодок.

Электросамокат идеален не только как транспортное средство для «последней мили» —доехать на нем до метро, или от найденного места парковки до офиса, или в ближайший магазин за продуктами — но и отлично подходит для длительных прогулок по принципу «отталкиваемся ногой, пока не устанем, затем едем на аккумуляторе обратно».

  • Volteco Pat Ranger Comfort – 75 000 рублей. Развивает скорость до 45 км/ч, удобное сиденье, надувные колеса и амортизация. Но большой вес, из-за чего трудно ехать на мускульной силе.
  • El-Sport Citycoco – 50 000 рублей. У него необычный внешний вид, хорошая проходимость и скорость до 50 км/ч. Минус: неудобное сиденье и вес 55 кг.
  • Razor E90 – 14 000 рублей. Легкость, удобство катания на мускульной силе. Но нагрузка до 55 кг, скорость до 14 км/ч и автономность до 12 км.
6

Электровелосипеды

Плюсы
Высокая скорость и проходимость,
Возможность ехать без электричества
Можно возить грузы в багажнике
Автономность до 80 км
Минусы
Высокая цена (от 80 тыс. руб. за полноценный велосипед)
Большие размеры и вес (25-28 кг)
Необходимы права любой категории для велосипедов с мотором мощностью >250 Вт

Электровелосипед, как и электросамокат, может ехать и без аккумулятора, а также нетребователен к качеству дорожного покрытия благодаря огромным колесам. Топовые модели могут даже посоперничать по динамике с автомобилями, разгоняясь до более чем 60 км/ч.

На электровелосипеде можно ездить на работу хоть каждый день, причем многие едут туда на моторе (чтобы не вспотеть и не переодеваться в офисе), а обратно уже крутят педали ради здорового образа жизни.

Классический электровелосипед имеет мотор-колесо сзади, аккумулятор на багажнике и контроллер, вынесенный на руль. Может присутствовать рекуперация, но, опять же, батарею зарядить при езде на педалях очень сложно, вы быстро устанете их крутить, так что толк от нее есть только при торможении.

В последнее время распространение получили электровелосипеды с мотором в каретке: сами они не едут, но зато здорово помогают крутить педали, особенно в горку, так что вы сможете проезжать гораздо дольше, не уставая. Такие велосипеды дешевле и удобнее классических: если держать ноги на педалях неподвижно, они быстро затекают.

  • Scott E-SUB Comfort – 150 000 рублей. Высокое качество и уровень компонентов, небольшой вес (23,5 кг). Но слабый двигатель и аккумулятор (250 Вт, 400 Вт-ч).
  • Wellness Falcon 500 – 60 000 рублей. У него мощный мотор (500 Вт) и низкий вес (20 кг.). А вот механическая часть велосипеда крайне бюджетного уровня.
  • Xiaomi Mijia QiCycle – 40 000 рублей. Он компактный, складной, легкий, регулируется уровень помощи при вращении педалей, нет лишних кнопок, планетарная втулка. Из минусов: нет амортизации, плохая управляемость, неудобство езды при севшей батарее, «кривое» приложение для управления, неудобство для людей высокого роста без кастомизации
7

Электроскутеры

Плюсы
Высокая скорость и автономность
Комфорт
Вау-эффект
Минусы
Сложности с зарядкой
Высокая цена (от 80 тыс. руб. за простейший скутер и от 180 за мотоцикл),
Необходимость покупать защитную экипировку и получать права

Электроскутер или электромотоцикл — полноценное транспортное средство для города и даже дальних поездок. Скутер от мотоцикла отличается в первую очередь позой наездника: на мотоцикле сидишь верхом с ногами на подножках, на скутере — как на табуретке с ногами на полу.

Мотоцикл красивее и, как правило, мощнее (например, есть модели с максимальной скоростью 170 км/ч и автономностью более 300 км), но зато на скутере у вас будет багажник под сиденьем и сухие ноги даже при езде во время дождя.

Разумеется, покупка такой техники требует прав. А если максималка более 50 км/ч — то именно мотоциклетной категории «А», плюс еще регистрация и ОСАГО, да и придется хорошенько подумать, где вы будете заряжать и хранить транспортное средство, чтобы его не украли: в квартиру уже не поместится. Зато вы сможете перемещаться по городу быстрее всех: никакие пробки электроскутеру не страшны, вжух — и вы уже на месте.

  • Zero SR – 1 000 000 рублей. Разгоняется до сотни за 3,3 сек., максималка 164 км/ч, запас хода до 220 км. Но очень дорого. Бензиновый мотоцикл за эти деньги будет в разы интереснее.
  • Eltreco Supersoco – 189 000 рублей. Есть педали, чтобы доехать при севшей АКБ, дизайн как у настоящего мотоцикла, и водителю не нужна категория А. Из минусов: низкопрофильная резина редкой размерности и высокая цена
  • Ecobahn SH-11 – 75 000 рублей. Дизайн, как у настоящей «Веспы» и автономность до 60 км. Максимально разгонится только до 40 км/ч.