«У них же уже есть SMS, верно?» — так Крис Пайффер отреагировал на идею Яна Кума написать версию WhatsApp для BlackBerry. На старте Крис не был впечатлен идеей товарища, но его убедили, что SMS умрут так же, как умер телеграф. BlackBerry с тех времен подрастеряла позиции, зато с WhatsApp все хорошо — на сайте самого мессенджера указано, что более миллиарда пользователей общаются с его помощью в 180 странах.
Из Фастова в Маунтин-Вью
История WhatsApp началась на Украине, где родился Ян. В начале 90-х (Куму было 16 лет) они с матерью отправились в Маунтин-Вью, штат Калифорния. Причина была не только в тяжелых условиях жизни, но и в сложной ситуацией в стране. Отец Яна планировал приехать к ним позже — но так и не покинул Украину, он умер в 1997 году.
В США семье предоставили квартирку с двумя кроватями, мать Яна устроилась няней, а он продолжил обучение уже в американской школе. Также парню пришлось подметать полы в соседнем продуктовом магазине. В школе Ян мало общался со сверстниками — в интервью он говорит, что поверхностная американская дружба его не увлекала. «В СССР люди росли вместе, хорошо узнавали друг друга, а не просто развлекались».
Хорошим поведением в школе будущий миллиардер не отличался, в 19 лет он вошел в хакерскую группировку w00w00. В составе w00w00 Ян ни раз взламывал сервера Silicon Graphics и общался с Шоном Фэннингом, будущим сооcнователем музыкального сервиса Napster. Самообразование позволило ему без проблем поступить в Университет Сан-Хосе, а приобретенные в w00w00 навыки он использовал при устройстве на работу в отдел информационной безопасности Ernst&Young.
Yahoo, миллениум и iPhone
В 1997 году Яну предложили проанализировать рекламную платформу Yahoo. Тогда и состоялась встреча Кума и Брайана Эктона — дальше эти парни вдвоем сделают WhatsApp. Эктона привлек деловой стиль общения Яна. Он не старался угодить и понравиться и в итоге через полгода получил приглашение на работу в Yahoo.
Разработчик стал частью небольшой команды инженеров, где на каждого возлагали большую ответственность и нагрузку. В итоге Куму пришлось бросить университет. Однажды сервера в Yahoo вышли из строя и требовался срочный ремонт — нужен был каждый инженер, а Ян в этот момент сидел на парах. И когда сооснователь Yahoo, Дэвид Файло, позвонил ему на сотовый с требованием срочно разобраться, то услышал в ответ шепотом: «Я сейчас на парах». Реакцию угадать несложно: не стесняясь в выражениях Файло потребовал скорейшего появления Яна в офисе. На этом университет закончился.
2000 год нанес Яну сильный удар: от рака скончалась его мать. На помощь пришел Эктон, он запросто приглашал его к себе в гости, они вместе катались на лыжах и играли в командный фрисби.
Ян и Брайан одновременно уволились из Yahoo после семи лет работы, поскольку им просто стало скучно. В последующий год оба пытались устроиться в Facebook, оба получили отказ. Парни отнеслись к этому с юмором и называют себя «членами клуба отказников Facebook». Все шло спокойно, пока в январе 2009 года Ян не купил iPhone.
Русская община меняет статусы
Кум разглядел перспективность свежего тогда магазина AppStore и индустрии мобильных приложений. Идеей приложения WhatsApp он поделился со своим товарищем Алексом Фишманом. Тот устраивал в своем доме вечеринки с фильмами и пиццей для русских иммигрантов. Пока все веселились и смотрели кино, двое сидели на кухне и обсуждали идею стартапа.
WhatsApp в представлении Яна не был мессенджером — это сейчас мы привыкли использовать его для переписки, звонков и корпоративных/личных чатов. В первом варианте WhatsApp был приложением для отображения статуса в телефонной книге. В названии обыгрывается привычный вопрос «Whats Up?» («Как дела?»). Работало это так: приходите в спортзал и ставите статус «Я боксирую». Человек, который задумал вам позвонить, заходит в телефонную книгу, видит статус — и откладывает звонок. Яну пришла эта идея, поскольку он сам пропускал звонки, пока занимался спортом.
Первая версия WhatsApp была полна багов и работала нестабильно. Да и пользовались приложением в основном русскоговорящие друзья Яна и Фишмана. Спустя месяц, во время очередной игры во фрисби Кум признался Эктону, что понимает провал стартапа и думает о поиске работы. Брайан сказал другу, что он будет полным дураком, если бросит прямо сейчас. «Нужно подождать еще хотя бы пару месяцев».
В июне 2009 года компания Apple запустила push-уведомления — и для WhatsApp это стало спасением. Теперь об изменении статуса извещалась вся книга контактов. Русские друзья Фишмана быстро стали пользоваться новой функцией: сперва это были шутки в духе статусов «Я проснулся», а потом с помощью WhatsApp стали общаться. Тогда Брайан Эктон понял, что они создали средство общения, которое заменит людям SMS.
Взлет на вершину
Сначала разработка и тестирование WhatsUp велись на кухне в доме Эктона, затем перенеслись за шаткий стол в Red Rock Cafe. Вскоре Брайан привлек в проект первые инвестиции — $250 000 вложили пять его знакомых, бывшие сотрудники Yahoo. Команда разработчиков переехала в несколько комнат на бывшем складе в Сан-Хосе. Остальную часть помещения занимали люди, работавшие над Evernote, которые позже и вытеснят скромных новичков из здания. Но это будет уже не так важно, ведь к 2011 году WhatsApp доберется до топа американского AppStore. Новинка «взорвет» Кремниевую Долину, а основателям придется отмахиваться от сотен предложений инвесторов.
Ян и Брайан держались максимально долго, но не устояли перед Facebook в 2014 году. Марк Цукерберг пришел с контрактом на астрономические $19 000 000 000 долларов. В интервью Ян отмечал, что деньги не слишком изменили его жизнь, а в WhatsApp для них по-прежнему главное не монетизация, а удобный и доступный людям продукт. При этом и Кум, и Эктон не только оставались в WhatsApp — процесс работы над приложением и все связанные с этим решения оставались за ними. Facebook помогал в прочих сферах — компания занималась финансами, юристами, обеспечивала продукту PR и помощь в поиске новых сотрудников.
В 2018 году Кум покинул свое детище — СМИ связали это решение со спорами Яна и Марка Цукерберга о том, как стоит монетизировать приложение и как обращаться с личными данными пользователей. Цукерберг настаивал на необходимости использовать информацию, которую отправляют друг другу пользователи, анализировать ее и впоследствии показывать таргетированную рекламу. Финансово-успешная модель Facebook выстроена на рекламе, и Марк хотел внедрить ее в WhatsApp.
Также Facebook хотела ослабить сквозное шифрование WhatsApp для упрощения внедрения программы WhatsApp For Business, которая также нацелена на извлечение прибыли. Ни Брайан, ни Ян не смирились с позицией Facebook относительно размещения рекламы, и основатели покинули компанию. Доводить до открытых скандалов с руководством Facebook они не хотели, им было важно сохранить нормальные отношения с этими людьми. Кум сообщил, что намерен двигаться дальше, а пока ему нужно немного отдохнуть: коллекционировать Porsche с воздушным охлаждением, заниматься машинами и играть в командный фрисби.
Это тоже интересно: