Как работает Wi-Fi в самолете

Самолет до недавнего времени был едва ли не единственным местом, где интернет-зависимые чувствовали себя примерно так же, как курильщики, и скорее ждали посадки. Но теперь и сюда провели интернет: медленный, дорогой, но лучше такой, чем никакого, правда? Почему он такой и когда он станет быстрым и дешевым — читайте в нашей статье.

Особая техника

Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Проще тем авиакомпаниям, которые заказывают новые самолеты — в них оборудование можно установить на заводе.

В подавляющем большинстве случаев, кроме совсем уж экзотических, в самолете устанавливается Wi-Fi-роутер с открытой сетью (без шифрования), сигнал от которого доступен во всем салоне. В больших дальнемагистральных лайнерах еще и разводится несколько антенн по всему салону.

Конечно, делается это не «на коленке», то есть, речь идет о специальном оборудовании, предназначенном для конкретного типа ВС и сертифицированном производителем. Устанавливается оно тоже на технической базе, имеющей лицензию на установку такого оборудования, и производится, как правило, одновременно с другими формами обслуживания, чтобы не гонять лишний раз самолет туда-сюда.

Осталось выяснить, где взять собственно интернет, то есть, магистральный канал.

Интернет класса «Земля-воздух»

Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». Эта технология работает примерно так же, как обычный мобильный интернет в вашем смартфоне, планшете или роутере. На земле установлены базовые станции, направленные вверх — причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри — модем, и все. Примерно так же работает Wi-Fi в метро или в «Сапсане».

Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает.

Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, то скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.

Сеть работает в стандарте CDMA-2000 на частоте 850 МГц и использует технологии EV-DO Rev.A и Rev.B — грубо говоря, то же самое, что наш бывший «Скай Линк», только на других частотах (суммарная полоса — 4 МГц). В Rev.A ширина канала составляет 3,1 Мбит/сек на самолет, в Rev.B — 9,6 Мбит/сек.

По современным меркам это немного, зато дешево: 5 долларов в час, 16 долларов в день и 60 долларов в месяц за безлимитный доступ в самолетах четырех крупных авиакомпаний. В ближайшее время сеть будет переведена на LTE, что позволит значительно увеличить скорости доступа.

Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя.

Антенна для связи с наземными базовыми станциями.
Антенна для связи с наземными базовыми станциями.

Спутниковый интернет

Если нельзя взять доступ с земли, значит, его нужно взять с неба. На высоте нескольких сотен километров над Землей находятся на геостационарных орбитах спутники. Геостационарная орбита означает, что спутник вращается вокруг Земли с той же скоростью, что и сама планета вокруг своей оси, поэтому кажется, что он «висит» все время в одной и той же точке, покрывая целый континент. С Землей он связан через наземную станцию с направленными антеннами, а с самолетом — с помощью антенн в верхней части фюзеляжа.

Запустить спутник — очень сложная наука; если он не выйдет на расчетную орбиту, то будет двигаться относительно неподвижной точки на Земле с той или иной скоростью, и станет бесполезным: такой спутник считается потерянным.

Самолет Airbus A320 со спутниковой антенной.
Самолет Airbus A320 со спутниковой антенной.

Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов, технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот. Чем выше частота — тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала, а значит, соотношение сигнал/шум и, в итоге, скорость передачи данных.

В старых системах используется L-диапазон (около 1,5 ГГц), и скорость передачи данных составляет 432 Кбит/сек при использовании одного канала и 864 — при объединении двух (на весь самолет!). Такая экзотика до сих пор неофициально работает на трех самолетах «Аэрофлота», и доступ там раздается не через Wi-Fi, а через базовую станцию с GSM/GPRS (даже не EDGE).

Наземные станции спутника связи.
Наземные станции спутника связи.

В современных системах используются в основном коротковолновые диапазоны K, Ku и Ka: 18-27, 26,5-40 и 12-18 ГГц соответственно, здесь скорость передачи данных может составлять порядка 50 Мбит/сек и даже больше, до 70.

Однако в реальности средняя скорость составляет около 25 Мбит/сек на весь самолет (при пингах порядка 500-1000 мс) и она опять же, делится на всех пользователей на борту, при этом спутниковые каналы сами по себе достаточно дороги. Поэтому провайдеры ограничивают доступ экономическими методами.

У Delta, например, за доступ нужно заплатить 28 долларов в сутки (понятно, что лететь вы будете меньше суток, просто это означает независимость от продолжительности полета). Конечно, есть «аттракционы невиданной щедрости» вроде Emirates, где интернет бесплатный или стоит 1 доллар в час, но, естественно, все это просто включено в стоимость билета.

Прайс-лист «Аэрофлота»
Прайс-лист «Аэрофлота»

При этом за 15 минут можно израсходовать не более 10 МБ, за час 30 МБ, за три часа 100 МБ и за весь полет – 150 МБ. Но зато первые 5 минут и 5 МБ предоставляются бесплатно — можно успеть выложить фото облаков в Instagram.