Microsoft предложила мобильную революцию

Прошел почти месяц с того момента, как в России начались продажи смартфонов с новой операционной системой от Microsoft. Настало время разобраться Windows Phone 7 уже без горячности первых впечатлений. Думаю, что те, кто уже успел приобрести HTC Mozart ощутили в полной мере, что представления о смартфоне и его использовании изменилисьрадикально.

Многочисленные сетевые историки Microsoft, практически едины во мнении: ИТ-гигант никогда не был компанией-революционером. Корпорация из Редмонда всегда славилась тем, что могла превратить задумку конкурентов в бестселлер и завоевать с ним рынок ― не так быстро, но планомерно и неотвратимо.

Похоже, что мы дождались революции и от Microsoft. Причем ― в лучших корпоративных традициях, без залпов Авроры и криков «ура!». И революцию Microsoft приготовила там, где позиции конкурентов сильны и, казалось бы, незыблемы.

Windows Phone настолько не похож ни на предыдущие мобильные операционки Microsoft, ни на своих конкурентов, что поначалу может поставить в тупик. Нет, с телефонными функциями все в порядке, и «классический» набор Сеть-развлечения-работа тоже на месте. Но почему все не так?

Лучший рецепт для понимания Windows Phone ― тесное общение с аппаратом. Мы все слишком привыкли к тому, что в смартфоне первичны вовсе не те задачи, которые мы при его помощи решаем (звонки или мобильный офис, к примеру), а приложения. И думаем вовсе не о том, чтобы посмотреть трафик на улицах города, а о том, что нужно запустить соответствующую программу. Mango потому и непривычен, что ставит работу с трубкой с головы на ноги. На первом месте ― потребности пользователя, а не запуск приложений. С мобильной «семеркой» мы не открываем браузер, а идем в Сеть, не ищем приложение для камеры, а делаем снимки. И как только происходит это «возвращение к истокам», то Windows Phone уже не кажется странным. Наоборот ― странным становится то, что работать со смартфоном нужно не ради того, для чего он действительно нужен, а во многом ― ради процесса. В конце концов, между «шашечки или ехать» всегда выбираешь второе.

Между прочим, этот новый взгляд на смартфон очень быстро вырабатывает новые привычки. Например ― использовать чат в социальной сети как средство коммуникаций. Нет-нет, то, что чатиться самая популярная в мире соцсеть позволяет, хорошо известно и без Windows Phone. Но для этого нужно... Точно, открыть специальное приложение. А в Windows Phone аккаунт «зашит» в адресную книгу и сообщение от контакта сразу же появляется на главном экране.

Как? Благодаря второму принципиальному отличию от предшественников и конкурентов ― интерфейсу. Его «странность» улетучивается еще быстрее. Достаточно просто подвигать квадратики-тайлы по экрану и поменять их местами, выбрав самые нужные или убрав те, которые не нужны каждый день. Нужен «прямой доступ» начальнику по работе или любимой девушке? Нет ничего проще! Помещаем персональный тайл на самый верх и одним движением пальца звоним, шлем смску, пишем письмо или сообщение в социальной сети. Кстати, на том же тайле появляется уведомление и о новом сообщении от контакта.

Ерунда? Тем, кто так считает, предлагаю просто подсчитать свои выкрутасы пальцами для того, чтобы сделать экстренный звонок. Для полной наглядности можно представить, что делаете вы это за рулем.

Удобство Windows Phone складывается из таких мелочей. И эти мелочи, когда их становится много, превращаются в понимание ― в Microsoft сделали новую мобильную операционку «под человека», причем умудрились сделать это так, чтобы было удобно пользователю. Вопрос о «красивостях», который чаще всего задают любители поэкспериментировать с настройками вплоть до гибели аппарата, отпадает сам собой. Дьявол, как известно, кроется в деталях.

Кстати, о деталях. Здесь тоже есть своя особенность, которая меняет привычное представление о смартфонах. Windows Phone настроен не только на пользователя. Особенность новой операционки в том, что она «заточена» под конкретный контакт. Первичен именно он, а не то, каким именно образом мы намерены выйти с ним на связь. Именно такой подход реализован в адресной книге, где под фамилией собраны все функции ― от обычного звонка или смс и до чата в социальной сети. Помните, что здесь первично отнюдь не приложение? Да! Сначала человек, а потом ― способ коммуникаций.

Браузинг в Windows Phone ― выше всяких похвал. Все потому, что здесь используется не усеченная, а полноценная версия Internet Explorer. Про Интернет «для бедных» на смартфоне с Windows Phone теперь можно забыть. Впрочем, про это писалось уже много раз. А вот про офис и SkyDrive стоит написать отдельно.

Это, как кажется, одно из главных достоинств Mango. Полноценную работу с документами вести здесь можно так же полноценно, как и на обычном компьютере. Единственное, что не позволяет «разогнаться» ― сам смартфон. Виртуальная клавиатура и маленький экран, конечно, удобств в Excel не добавят. Но то, что сделали в Microsoft, пожалуй, максимум того, что можно сделать с Office на мобильном устройстве.

Зато, есть у Windows Phone то, чего пока нет у ее конкурентов. Это ― интеграция с облачным Office 365 и SkyDrive. Хранилище документов или фотоальбом, которые доступны практически всегда и по умолчанию превращают смартфон в «продолжение» компьютера. И сколь быстро привыкаешь к этому качеству Mango, столь же недоуменно думаешь о том, как можно обойтись без такого сервиса. Интеграция со SkyDrive и Exchange, кстати, делают из Windows Phone фаворита на корпоративном рынке. По крайней мере до тех пор, пока конкуренты не обзаведутся подобным решением, доступным из коробки. Если, конечно, обзаведутся.

Впрочем, не работой единой. В области развлечений Windows Phone тоже не подкачал. Еще бы ― в мобильную операционку Microsoft теперь интегрирован игровой сервис Xbox LIVE. Так что в поисках мобильных развлечений теперь не нужно рыться в Сети ― все доступно прямо «из коробки». Те же, кого онлайн не устраивает в силу любой из причин, могут пойти традиционным путем, синхронизировав контент с ПК, или выбрав игрушку по душе в Marketplace.

Кстати, о магазине приложений. Приходилось читать, что Microsoft тут отстает от конкурентов. Признаться, заходя в него был морально готов к полупустым «полкам». Приложений, действительно, у Mango пока меньше, чем у конкурентов. Впрочем, как посмотреть... Ключевое слово здесь ― «пока». На поверку оказалось, что буквально все хиты и AppStore, и Android Market уже имеют версии для Windows Phone. В первые дни после запуска Windows Phone в России было сиротливо без приложений российских интернет-сервисов. А через пару-тройку дней тоска улетучилась ― российские хедлайнеры, как выяснилось, уже были готовы и только ждали команды «старт».

Революцию от Microsoft еще только предстоит переосмысливать и оценивать. У конкурентов Windows Phone не только уже завоеванная армия поклонников, но и их привычки, пристрастия, взгляды на то, каким должен быть смартфон, и даже стереотипы. Борьба с ними будет для Mango трудной и не всегда успешной. Тем более, что новой мобильной операционке Microsoft еще только предстоит обрасти приложениями и устройствами. И решать эту задачу предстоит не только самой Microsoft, но и ее партнерам.

Впрочем, самой редмондской компании тоже предстоит немалая работа по развитию Windows Phone. Фора в несколько лет, которую получили ее конкуренты, не отыгрывается легко и быстро. Хотя, революция в отношении к смартфону уже достаточно веский аргумент для того, чтобы пообещать пользователям удовольствие от обладания трубкой с Mango, а рынку ― набор конкурентных преимуществ, способных поколебать позиции противников. Тем интереснее будет в ближайшее время всем.